Решение б/н Решение и предписание по делу №42 в отношении ЗАО "БФК" от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29 сентября 2011 г.                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,

члены Комиссии: И.В. Волохина – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

                                           И.Р. Носкова – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;

                                           Е.А. Бессонова – специалист-эксперт отдела рекламы;

рассмотрев дело № 42, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «БФК» (далее – ЗАО «БФК») по факту размещения в апреле-мае 2011г. в г.Омске на конструкциях стабильного территориального размещения рекламы: «Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за 2000 руб.* …», с изображением образа советского солдата времен Великой Отечественной Войны, с признаками нарушения:

- ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), согласно которому в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ЗАО «БФК» «…» (доверенность «…».),

УСТАНОВИЛА:

25.07.2011г. (вх. № 6424) Омским УФАС России были переданы материалы, указывающие на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, при размещении рекламы пластиковых окон (производства ЗАО «БФК»), распространяемой на конструкциях стабильного территориального размещения на территории г.Омска и других городов России (г.Томск, г.Кемерово, г.Новокузнецк).

Из переданных материалов следует, что в апреле-мае 2011г. на рекламной конструкции №186А, размещенной на Привокзальной площади в г.Омске, распространялась следующая информация: «Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за 2000 руб.* …», с изображением образа советского солдата времен Великой Отечественной Войны (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова «Враг коварен - будь на чеку»).

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.2 ст.3 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из способа и формы размещения, рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пластиковые окна производства БФК), способствует формированию интереса к нему и его продвижению на рынке. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, срав­нений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, со­циальной категории, возраста, языка человека и гражданина официальных государствен­ных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного на­следия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объек­тов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно данным Омского УФАС России в адрес Управления Федеральной антимонополь­ной службы по Омской области в апреле и мае 2011г. поступали телефонные и письмен­ные обращения жителей г.Омска по факту распространения рекламы пластиковых окон «БФК», которая сопровождалась изображением образа советского солдата времен ВОВ и фразой «Мы ото­брали у немцев самое лучшее» (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова «Враг коварен - будь на чеку»). В поступавших письменных обращениях граждан было указано:

-      «Я против использования образа русского солдата в рекламе пластиковых окон, я считаю такой ход просто не гуманным» («…».);

  • «Реклама пластиковых окон с использованием образа советского солдата, по моему мнению, в чистом виде является недобросовестной, так как порочит честь и достоинство не только ветеранов, но и всех граждан РФ для которых праздник 9 мая светлый и великий. Кроме того слоган «Мы отобрали у немцев самое лучшее» считаю является оскорбительным. Наши сол­даты шли завоевывать победу, не отбирать у немцев не пойми что» («…».);
  • «Возмущена рекламой окон с использованием образа советского солдата. Неужели на­ши деды в 45-м окнами торговали?! Просто позорище, уж хоть бы над памятью не надруга­лись...Особенно обидно за мертвых: они не могут противостоять... » («…».);

 - «Текст сообщения: «мы отобрали у немцев самое лучшее. Отдаем за 2000руб.» считаю недопустимым, это оскорбительно» («…».);

-     «Однозначно тупая и оскорбительная реклама. Особенно учитывая реальный уровень жизни в Германии и России» («…».);

  -    «Однозначно нарушает, принижая роль советского солдата в Победе» («…».);

-     «Бездарная реклама!!! И полное отсутствие элементарного знания и уважения к российской истории» («…».).

Таким образом, заявители расценивали указанную рекламу как непристойную, оскорбляющую их достоинство, а также память солдат, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

В целях изучения общественного мнения относительно допустимости распростра­нения данной рекламы Омским УФАС России был проведен опрос интернет-пользовате­лей на официальном сайте Омского УФАС России (www.omsk.fas.gov.ru) в период с 16 по 30 мая 2011 года.

Согласно проведенному опросу, на вопрос «Допустимо ли, по Вашему мнению, использование образа советского солдата в данной рекламе?», 76,69 % проголосовавших ответили «недопустимо», 21,73 % - «допустимо», 1,27 % затруднились с ответом. Всего в опросе приняли участие более 600 интернет - пользовате­лей (Акт фиксации результатов интернет-опроса от 30.05.2011г.).

Учитывая результаты интернет - опроса, Омским УФАС по факту размещения рассматриваемой рекламы пластиковых окон БФК в газетах «Омский домовой» № 14 (505) от 15.04.2011г. и «Ва-банкъ» № 18 (66) от 09.05.2011г. (г.Омск) было возбуждено дело № 06-10.1/29-2011 в отношении ООО «Квинта» по признакам нарушения части 6 ста­тьи 5 Ф3 «О рекламе».

Решением Комиссии Омского УФАС России от 21.06.2011г. по делу № 06-10.1/29-2011  рассматриваемая реклама пластиковых окон БФК, и содержащая образ советского солдата времен ВОВ, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Решение вступило в законную силу 21 сентября 2011г.

В материалах рассматриваемого дела имеется также мнение Новосибирского областного совета ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов относительно использованного образа советского солдата в рекламе: «Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за 2000 руб.* …». Согласно полученному ответу ветераны однозначно высказались о присутствии в рассматриваемой рекламе оскорбительного образа, унижающего честь и достоинство фронтовика-воина, неуважение к истории своей страны.

 Из материалов дела следует, что размещение рекламы в г.Омске на конструкциях стабильного территориального размещения осуществлялось на основании договора о сотрудничестве  № 0008 от 01.04.2011г. между ООО «Центр размещения» (Исполнитель) и ООО ГК «Реклама Онлайн» (Заказчик). Предметом договора являются услуги (работы) по организации размещения рекламно-информационных материалов третьих лиц, предоставленных Заказчиком, в печатных СМИ. При этом, как следует из представленных Актов выполненных работ, размещение осуществлялось на конструкциях стабильного территориального размещения г.Омска (Акт выполненных работ № 2455 от 31.05.2011г., счет-фактура № 00002455 от 31.05.2011г.; Акт выполненных работ № 3029 от 30.06.2011г., счет-фактура № 00003029 от 30.06.2011г.;  акт выполненных работ № 1887 от 29.04.2011г., счет-фактура № 00001887 от 29.04.2011г.). Данными актами удостоверено, что работы выполнены в полном объеме, с надлежащим качеством и в установленные сроки; стороны претензий друг к другу не имеют.

В свою очередь ООО «Центр размещения» является арендатором рекламных конструкций, в частности рекламной конструкции № 186А, расположенной по адресу проспект К.Маркса-Ж/Д Вокзал в г.Омске, по договору № 01/3-КФР/11 аренды рекламных конструкций от 01.04.2011г., заключенному с ООО РК «Арт-Мастер» (Арендодатель), в соответствии с адресной программой (Приложение № 1 к Договору). 

Согласно документам и пояснениям, представленным ООО «Центр Размещения», рекламное изображение, размещенное на конструкции № 186А по адресу проспект К. Маркса - Ж/Д Вокзал в г.Омске, было представлено в ООО «ГК «Реклама Онлайн» непосредственно рекламодателем - ЗАО «БФК» (договор № б/н об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов от 07.12.2010, заключенный между ООО «Группа Компаний «Реклама Онлайн» и ЗАО «БФК»).

В соответствии с Договором № б/н об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов от 07.12.2010г., Агентство (ООО «Группа компания «Реклама Онлайн») обязуется по заданию Рекламодателя (ЗАО «БФК») осуществлять деятельность по приему рекламных материалов Рекламодателя и организации их размещения в СМИ, на иных рекламных носителях, избранных Рекламодателем. Согласно п. 2.2.1. данного Договора, Рекламодатель обязуется передавать Агентству рекламные материалы, изготовленные им самостоятельно, либо изготовленные  по его заказу третьими лицами. За содержание и текстовую часть рекламы Агентство ответственности не несет (п.4.1. данного Договора).

Услуги по Договору № б/н об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов от 07.12.2010г., заключенному между ООО «Группа компания «Реклама Онлайн» и ЗАО «БФК», выполнены надлежащим образом, Акты приемки оказанных услуг сторонами подписаны; услуги оплачены (Акт приемки оказанных услуг (ГК-12455) по выполнению агентского поручения от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-13029) по выполнению агентского поручения от 30.06.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-11887) по выполнению агентского поручения от 29.04.2011г.; п/п № 157 от 29.04.11, п/п № 867 от 13.04.11, п/п № 877 от 14.04.11, п/п № 599 от 23.06.11; счета-фактуры № ГК-0001332 от 31.05.11, № ГК-0001739 от 30.06.11, № ГК-0000891 от 29.04.11). Макет рекламы, подлежащей размещению, представлен ЗАО «БФК».

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО «БФК» (юридический адрес: 630123, г.Новосибирск, ул. Мочищенское шоссе, д. 18; фактический адрес: 630007, г.Новосибирск, ул.Фабричная, д.8).

Из письма ЗАО «БФК» от 18.04.2011 № 59 и других материалов дела следует, что аналогичные рекламные материалы направлялись и также для распространения на территории городов Новосибирска (Приложение № 16 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12457) от 31.05.2011г.), Кемерово (Приложение № 12 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12454) от 31.05.2011г.) и Новокузнецка (Приложение № 14 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; счет-фактура № ГК-0001330 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12453) от 31.05.2011г.).

Из материалов дела следует, что данная реклама с использованием образа советского солдата размещалась также:

- в печатных изданиях «Ва банкъ», «Город Оnline», «Реклама» в г.Томске  (Приложение № 9 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; счет-фактура № ГК-0001329 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12452) от 31.05.2011г.);

- в печатных изданиях «Метрополис», «Ва банкъ», «BLIZKO ремонт» в г.Новосибирске (Приложение №15 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; счет-фактура № ГК-0001322 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12445) от 31.05.2011г.; счет-фактура № ГК-0001323 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12446) от 31.05.2011г.; счет-фактура № ГК-0001324 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12447) от 31.05.2011г.);

- в печатных издания «Город», «Омский домовой», «Ваш курс-ТВ», «Новый курс» в г.Омске (Приложение № 7 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; счет-фактура № ГК-0001328 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12451) от 31.05.2011г.);

- в печатных изданиях «Город», «Бизнес навигатор», «Седьмой день», «Экстра Дом» в г.Новокузнецке (Приложение № 13 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; счет-фактура № ГК-0001327 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12450) от 31.05.2011г.);

-  в печатных изданиях «Город», «Все про все», «Пресс транзит», «Экстра-КП» в г.Кемерово (Приложение № 11 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов № 11013 от 07.12.2010г.; счет-фактура № ГК-0001326 от 31.05.2011г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12449) от 31.05.2011г.).

При рассмотрении дела на Комиссии представитель ЗАО «БФК» не согласился с нарушением. Из пояснений ЗАО «БФК» следует, что используемые в рассматриваемой рекламе слоганы: «Мы взяли лучшее» и «Отдаем за 2000 рублей» относятся исключительно к продукции компании БФК и никак не связаны с образом солдата, иллюстрация которого была использована исключительно для привлечения внимания аудитории в преддверии праздника 9 мая; запрета на использование образа солдата времен ВОВ законодательством РФ не установлено. ЗАО «БФК» считает, что в данной рекламе нет признаков использования «непристойных и оскорбительных образов», все претензии являются субъективными, не подтверждены экспертными оценками, информация, полученная в ходе интернет-опроса не является объективной. 

Доводы ЗАО «БФК» Комиссией не приняты на основании следующего.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является пластиковые окна, имеющие немецкий профиль VEKA, о чем прямо указано в рекламе. При этом, в  данной рекламе использован образ советского солдата времен Великой Отечественной Войны, войны между Союзом Советских Социалистических Республик против нацистской Германией. Данный образ является вполне узнаваемым, поскольку взят с известного плаката В. Иванова «Враг коварен - будь на чеку» 1945 г. 

Принимая во внимание объект рекламирования (пластиковые окна, с указанием характеристики «немецкий профиль»), использование фразы: «Мы взяли лучшее! Отдаем за ... рублей», с изображением образа советского солдата в данной рекламе неуместно, поскольку не имеет никакого отношения к объекту рекламирования, при этом, как установлено материалами дела, оскорбляет чувства ветеранов и других лиц, знающих и уважающих историю своей страны; выражает пренебрежение к историческим событиям России, искажает их значимость. 

Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе»  №38-ФЗ от 13 марта 2006г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за … руб.* …», с изображением образа советского солдата времен Великой Отечественной Войны (образ советского солдата с плаката 1945 г. В.Иванова «Враг коварен - будь на чеку»), размещавшуюся в мае 2011г. на конструкциях стабильного территориального размещения в городах Омске, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке, а также в печатных средствах массовой информации на территории городов Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово, Новокузнецка,  ненадлежащей рекламой,

а ЗАО «БФК» нарушившим ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

2. Выдать ЗАО «БФК» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2011 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                      Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                 И. В. Волохина

                                                                                                      И.Р. Ноcкова

                                                                                                      Е. А. Бессонова

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

30 сентября 2011 г.                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Т.В. Лопаткина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены Комиссии – Волохина И.В. – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

                                  Носкова И.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

                                 Бессонова Е.А. – специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 30 сентября 2011 г. по делу № 42 о признании ненадлежащей рекламы пластиковых окон БФК, с изображением образа советского солдата времен ВОВ (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова «Враг коварен - будь на чеку»), размещавшейся в мае 2011г. на конструкциях стабильного территориального размещения и в печатных средствах массовой информации на территории отдельных субъектов РФ, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ЗАО «БФК» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы пластиковых окон «БФК» с нарушением:

ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе», согласно которому в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,

в том числе рекламы: «Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за …руб.* …», с изображением образа советского солдата времен ВОВ (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова «Враг коварен - будь на чеку»).

2. ЗАО «БФК» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2011 г.

 В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                                                      Т.В. Лопаткина

Члены Комиссии                                                                                 И. В. Волохина

                                                                                                      И.Р. Ноcкова

                                                                                                      Е. А. Бессонова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны