Решение №054/01/18.1-1204/2023 жалоба ООО «Сбер-Тройка» (вх. 10582-ЭП/23 от 13.06.2023 г.) ... от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1204/2023

22 июня 2023 года                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной отвественностью «СберТройка» (далее – ООО «СберТройка», вх. 10582-ЭП/23 от 13.06.2023 г.) на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при организации и проведении торгов в форме конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области (извещение от 15.05.2023 г. на сайте https://mintrans.nso.ru/page/576),

в присутствии представителя ООО «СберТройка» – <...>

в присутствии представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области – <...>

в присутствии представителя ООО «Электронный билет Кубани» –<...>

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «СберТройка» (вх. 10582-ЭП/23 от 13.06.2023 г.) на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при организации и проведении торгов в форме конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области (извещение от 15.05.2023 г. на сайте https://mintrans.nso.ru/page/576).

Заявитель сообщает следующее.

15 мая 2023 года на сайте https://mintrans.nso.ru/page/576 Организатор конкурса разместил извещение от 12.05.2023 и конкурсную документацию, утвержденную 12.05.2023, на проведение конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области (далее - Конкурс, Конкурсная документация).

Заявителем 02.06.2023 была подана заявка на участие в Конкурсе.

Между тем Заявитель не согласен с действиями по внесению Организатором конкурса в Конкурсную документацию положений, которые приводят к нарушению порядка проведения Конкурса.

1. В Конкурсной документации в п. 6.4 раздела 6 «Порядок проведения конкурса» установлена Шкала оценки критериев, в которой по разделу 2 «Квалификация (опыт) участника конкурса» установлены два критерия, которые ограничивают круг участников Конкурса, а предоставляемые документы для подтверждения указанных критериев на самом деле не могут являться подтверждением выполнения участником Конкурса указанных критериев.

В частности, критерий п. 2.1 раздела 2 «Квалификация (опыт) участника конкурса» Конкурсной документации:

«2.1. Наличие опыта по организации работы АСУОП. Учитываются территории в рамках РФ с населением более 1 000 000 (Один миллион) человек. 1 (Одна) территория (городской округ, муниципальный округ, муниципальный район, городское поселение, субъект) с населением 1 000 000 (Один) миллион человек.».

В подтверждение данного критерия участнику Конкурса предлагается приложить договоры, заключенные участником Конкурса, как заказчиком с лицом, оказывающим информационные и технологические услуги участнику Конкурса.

Учитывая изложенное, в подтверждение наличия у участника Конкурса опыта по организации работы АСУОП предлагается предоставить договоры, где участник Конкурса заказывает услуги по организации работы АСУОП у сторонних организаций, а не оказывает указанные услуги самостоятельно.

Таким образом, указанные договоры очевидно не могут служить подтверждением наличия у участника Конкурса опыта по организации работы АСУОП и реальности такого опыта, т.к. не свидетельствуют о наличии у участника Конкурса информационных технологий и технических средств, предназначенных для обеспечения работы АСУОП, и возможности исполнения заключаемого по итогам Конкурса Договора, а говорят об указанном опыте у третьих лиц, с которыми участник Конкурса ранее заключал договоры.

Кроме того, в такой формулировке из участия в Конкурсе исключаются участники, которые имеют собственные АСУОП и опыт их внедрения, что может подтверждаться договорами, по которым участник Конкурса был непосредственным исполнителем, что в указанном случае очевидно подтверждает наличие опыта по организации работы АСУОП.

Также стоит отметить, что в качестве критерия установлен опыт по организации работы АСУОП лишь на территории городов-миллионников, которых в Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), опубликованным на их официальном сайте, всего 16. Между тем опыт по организации работы АСУОП не находится в прямой корреляции от места организации работы АСУОП на территории Российской Федерации и не свидетельствует об отсутствии такого опыта у других лиц, которые организовали работу АСУОП на территории иных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Указанное также привело к ограничению круга возможных участников Конкурса.

Критерий п. 2.2 раздела 2 «Квалификация (опыт) участника конкурса» Конкурсной документации:

«2.2. Количество реализованных (внедренных) АСУОП в рамках территории Российской Федерации, функционирующих на базе программ для ЭВМ одного обладателя исключительного права (правообладателя программ для ЭВМ), предлагаемая участником конкурса, как Оператором. 1 (Одна) территория (городской округ, муниципальный округ, муниципальный район, городское поселение, субъект) равен 1 (Одной) АСУОП.».

В подтверждение данного критерия участнику Конкурса предлагается приложить копии договоров, заключенных правообладателем программ для ЭВМ, на базе которой функционирует АСУОП, предлагаемая участником Конкурса.

Из указанной формулировки следует, что участник Конкурса не должен владеть собственным программным обеспечением, на базе которого может функционировать АСУОП, т.к. для подтверждения соответствия критерию участник Конкурса должен предоставить договор с правообладетелем программ для ЭВМ, на базе которой функционирует АСУОП. Очевидно, что в такой формулировке правообладатель и участник Конкурса - это разные лица, что заведомо подразумевает между ними только лицензионные правоотношения. Если бы Организатор конкурса имел в виду возможность наличия у участника Конкурса собственного программного обеспечения, то в подтверждение этого участник Конкурса мог бы предоставить, например, служебное задание своего работника, который осуществил разработку программного обеспечения, или иные документы- основания приобретения исключительных прав, не являющиеся договорами.

В такой формулировке из участия в Конкурсе исключаются участники, которые имеют собственные АСУОП, принадлежащие им на исключительных правах.

2. В п. 2.5 Технических требований к Оператору (Приложение № 3 к форме Договора) установлено, что «Оператор обязан обеспечить функционирование действующих на территории Новосибирской области Транспортных карт, находящихся в активном состоянии, а в случае отсутствия технической возможности их обслуживания безвозмездно (бесплатной) обеспечить предоставление пользователям новых транспортных карт в количестве до 0,8млн штук.».

Для установления указанного требования и возможности обеспечения Оператором функционирования действующих на территории Новосибирской области транспортных карт Оператору необходимо получить от заказчика по договору реестр действующих транспортных карт, содержащий минимальные необходимые сведения для обеспечения возможности поддержания их работоспособности в новой системе АСУОП: номера (PAN, UID, например), сведения о записанных на них балансах, данные по сроку действия карт и иные сведения для обеспечения работы действующих транспортных карт в новой системе.

Техническими требованиями к Оператору не установлена обязанность заказчика передать такие сведения или обеспечить возможность их получения Оператором безвозмездно иным способом.

На практике фактическим держателем указанной информации является оператор системы, в которой указанные транспортные карты ранее использовались. Исходя из открытых источников в сети «Интернет», единственным держателем сведений о действующих транспортных картах является МУП города Новосибирска «Пассажиртрансснаб».

С учетом изложенного участники Конкурса, не являющиеся оператором-держателем информации по таким транспортным картам и, соответственно, не имеющие таких сведений, обязаны будут обеспечить предоставление пользователям новых транспортных карт в количестве до 800 000 штук безвозмездно. При среднерыночной цене транспортной карты в 50 рублей за 1 карту это повлечет затраты Оператора в размере минимум 40 000 000 рублей.

Таким образом, указанное положение Технических требований к Оператору ставит МУП города Новосибирска «Пассажиртрансснаб» в преимущественное положение по сравнению с иными участниками Конкурса и возлагает на участника Конкурса необоснованное бремя несения расходов за свой счет, что ведет также к ограничению конкуренции.

3. В разделе 1.9 «Разъяснение положений конкурсной документации» Конкурсной документации указано, что «В течение пяти дней со дня поступления такого запроса организатор конкурса обязан направить соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа».

Из указанной формулировки следует, что у Организатора конкурса нет обязанности по размещению разъяснений на запросы участников Конкурса в общедоступном режиме в месте размещения Конкурсной документации, что исключает возможность участников Конкурса ознакомиться как с запросами иных участников Конкурса, так и с разъяснениями Организатора конкурса на них.

Между тем разъяснения Организатора конкурса имеют юридическую силу и должны быть доступны всем участника Конкурса, тогда как обратное ограничивает конкуренцию и права иных участников Конкурса.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Заявитель просит: 1) принять жалобу ООО «СберТройка» к рассмотрению и приостановить конкурс до рассмотрения жалобы по существу, в том числе запретить Минтрансу Новосибирской области заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе; 2) признать жалобу обоснованной и выдать Минтрансу Новосибирской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурса, а также об отмене протоколов, составленных в ходе рассмотрения заявок, проведения конкурса, подведения итогов конкурса в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

В связи с поступлением жалобы ООО «СберТройка» на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее – Министерство), который является организатором торгов в форме конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области, министерство сообщает, что 14 июня 2023 года на основании поступившего от УФАС по НСО уведомления конкурс приостановлен (страница сайта министерства - http://mintrans.nso.ru/page/576).

По существу поданной жалобы ООО «СберТройка» Министерство сообщает следующее.

На территории Новосибирской области на основании нормативных правовых актов льготным категориям граждан, определенным нормативными правовыми актами Новосибирской области и города Новосибирска, установлены меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в автомобильном транспорте и городском электрическом транспорте или предоставлении скидки в 50% от стоимости проезда на территории Новосибирской области.

Данная мера социальной поддержки действует с 2005 года и конкурс направлен на введение персонифицированного и достоверного учета поездок данных категорий граждан, так как перевозчикам оплачивается субсидия из областного бюджета Новосибирской области за перевозку льготной категории граждан, и чтобы данные категории граждан не пострадали при начале работы единого оператора.

В настоящее время на территории Новосибирской области отсутствует единый оператор автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования. Все необходимые действия производят самостоятельно перевозчики: осуществляют перевозки граждан и самостоятельно заключают договоры с операторами, которые учитывают поездки. Новосибирская область определила категории граждан, имеющие право на меры социальной поддержки и выдает им бесплатно (Министерство) микропроцессорные карты, которые используются гражданами при проезде. Перевозчики самостоятельно передают в Министерство сведения о перевезенных пассажирах – как платных, так и бесплатных, за которых Новосибирская область возмещает стоимость проезда каждому перевозчику.

ООО «СберТройка» указывает на нарушение порядка проведения конкурса. Однако, порядок проведения конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области не установлен ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации. При формировании конкурсной документации Министерство исходило из общих норм действующего законодательства.

Поэтому утверждение ООО «СберТройка» о том, что Министерство нарушило порядок проведения конкурса необоснованно.

ООО «СберТройка» указывает на нарушения – как ограничения участников конкурса. Однако, в конкурсной документации (и в самой жалобе) указанные критерии относятся к критериям оценки участников – а не критерии допуска участников конкурса.

Критериями допуска участников конкурса, которые бы ограничивали именно допуск участников конкурса являются (пункт 3.2 конкурсной документации):

- государственная регистрация в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

- не находиться в процессе ликвидации и не иметь решений арбитражного суда о признании претендентов – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, банкротами и об открытии конкурсного производства;

- отсутствие приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отсутствие у участника конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Все претенденты, желающие участвовать в конкурсе, соответствующие критериям пункта 3.2 будут признаны участниками конкурса.

Указанные в жалобе «ограничения» относятся к разделу 6 Конкурсной документации, где размещена Шкала оценки критериев, которая состоит из 11 критериев в 3 разделах.

Количество баллов разделено таким образом, что максимальное количество баллов равно 100 баллам, причем оспариваемые критерии, находящиеся в разделе 2, в сумме дают максимально только 12 баллов, что составляет 8% от всего количества баллов.

И если участник конкурса не будет соответствовать ни одному из этих критериев, то это не значит, что он не может выиграть в данном конкурсе, так как остальная балльная масса критериев в общей сумме набирает 88 баллов.

Таким образом, критерии, касающиеся опыта работы участника конкурса не играют решающей роли при определении победителя конкурса.

3. При подготовке конкурсной документации Министерство руководствовалось полномочиями, которые предоставлены ему Законом Новосибирской области от 23.12.2022 № 309-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области» - полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в части создания и обеспечения функционирования автоматизированной системы учета и оплаты проезда, а также утверждения требований к данной системе.

Исходя из данной формулировки Министерством был организован конкурс по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области.

Определение Оператора дано в абзаце 10 подраздела 1.2 конкурсной документации:

«Оператор – организатор Системы, обеспечивающий полноценность, качество, стабильность функционирования Системы, осуществляющий координацию действий участников Системы, в т.ч. Перевозчиков, по организации распространения и обслуживания Транспортных карт….».

Соответственно и указаны обязанности Оператора в п.3.1 Договора (приложение №8 к конкурсной документации), все обязанности Оператора связаны с организационной деятельностью, обеспечением работы Системы, например:

- заключение договоров присоединения с Перевозчиками (п.3.1.10),

- организации разъяснительной работы с Перевозчиками (п.3.1.15),

- обеспечение предоставления отчетной документации (п.3.1.16), 

- организация информирования и проведение разъяснительной работы (п.3.1.17),

- обеспечение пополнения карт (п. 3.1.22),

- организовать оказание информационных и технологических услуг посредством заключения договоров присоединения к Правилам Системы (п.3.2, п.3.2.1)

- детально и специально указано в п. 3.13.1 Договора, что Оператор вправе привлекать третьих лиц для своей деятельности, т.е. фактически Оператор – это организатор, координатор участников Системы и пользователей Транспортных карт, обеспечивающий работу Системы.

В конкурсной документации и договоре не установлено ограничений, что Оператором не может быть владелец АСУОП. Данный владелец может предоставить договоры об организации АСУОП, когда он сам организовывал АСУОП и когда его услуги, как владельца АСУОП, были использованы по договору с другими участниками (организаторами).

Кроме того, само понятие Системы АСУОП предполагает оказание разнообразных услуг участникам Системы (гражданам, министерству, органам местного самоуправления, перевозчикам и другим лицам), абзац 7 подраздела 1.2 конкурсной документации:

Система - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между ОПЕРАТОРОМ и УЧАСТНИКАМИ СИСТЕМЫ при оказании физическим лицам услуг по перевозке в общественном пассажирском транспорте на территории Новосибирской области, регистрация (оплата) которых осуществляется с использованием ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ, а также Банковских карт и иных специальных видов ТРАНСПОРТНОЙ КАРТЫ, а также QR-кода (в том числе через СБП).

Работа Системы предполагает оказание разнообразных услуг:

- информационных и технологических услуг требует наличие серверов, технического оснащения, криптозащиты;

- услуги по переводу денежных средств, которые предполагают иметь банковскую лицензию;

- наличие определенных программ, которые будут обеспечивать взаимодействие всех составляющих Системы и передачу информации всем участникам ее и т.д.

Критерии оценки опыта и квалификации участника конкурса как Оператора предполагает учет опыта и «организации работы Системы», исходя из деятельности «Оператора», указанной и описанной в п. 1.2 конкурсной документации, где четко описано в п. 3.13.1 Договора, так и опыта третьих лиц, которые имеют опыт работы при предоставлении услуг, входящих в состав деятельности Оператора. Поэтому Министерство готово рассматривать опыт Оператора как владельца системы, так и рассматривать в качестве опыта (квалификации) опыт третьих лиц, привлекаемых оператором для выполнения своих функций.

В отношении учета именно населения территории с населением более 1 000 000 человек.

На территории Новосибирской области в настоящее время проживает 2,8 миллиона человек. Только в городе Новосибирске на данный момент население составляет около 1,7 млн жителей. Создаваемая Система предполагает использование в качестве оплаты около 1 миллиона социальных карт, предоставляющих меры социальной поддержки гражданам (бесплатный проезд или проезд с скидкой 50%), всех видов банковских карт, телефона для использования системы СПБ и иных возможных видов оплаты. Поэтому данный критерий не является ограничением, а является необходимостью для обеспечения стабильной работы Системы с сопоставимыми объемами пользователей.

В отношении критерия 2.2. Шкалы оценки критериев.

Министерство готово рассматривать как опыт правообладателя программ для ЭВМ, на базе которых функционирует АСУОП, предлагаемая участником конкурса, так и рассматривать опыт Оператора как непосредственно правообладателя программ для ЭВМ, на базе которых функционирует АСУОП.

Пунктом 2.5 Технических требований к Оператору (приложение к Конкурсной документации) Оператор обязан обеспечить функционирование действующих на территории Новосибирской области ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ (включая действующие Микропроцессорные Пластиковые Карты (МПК) «Социальная карта»), находящихся у ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ в активном состоянии (не заблокированные, работоспособные ТРАНСПОРТНЫЕ КАРТЫ), а в случае отсутствия технической возможности их обслуживания безвозмездно (бесплатно) обеспечить предоставление ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ новых ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ в количестве до 0,8 млн. шт. В случае предоставления новых ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ обеспечить гарантийное обслуживание переданных ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ в течение срока не менее 12 месяцев с даты их передачи ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ, в случае МПК «Социальная карта» в течение не менее 36 месяцев. Остаток неиспользованных поездок МПК «Социальная карта» должен быть сохранены ОПЕРАТОРОМ при выдаче новых ТРАНСПОРТНЫХ КАРТ.

Как было сказано в начале, на территории Новосибирской области уже действует порядка 1 миллиона Транспортных карт, которые предоставляют отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты, школьники, студенты и другие категории) и перед Оператором стоит задача сохранить работу действующих карт, без остановки, замены любых ее элементов, связанных с пользователями Транспортных карт. Транспортные карты являются ключевым элементом Системы и поэтому их постоянная работа – это неотъемлемая часть проводимого конкурса. Данный конкурс направлен на возможность обеспечения бесперебойной работы уже имеющихся карт и при необходимости постепенной их замены, если Оператор не сможет предусмотреть работу их постоянно.

При победе участника, который не сможет организовать работу действующих карт предполагается, что он будет самостоятельно организовывать внедрение своих карт: уже новым участникам - гражданам, которые только стали пенсионерами, инвалидами, потеряли старые карты или просто решили перейти на новые карты. Таким образом, предполагается, что до полной замены действующих Транспортных карт на территории Новосибирской области будет действовать 2 вида карт – старые, которые уже имеются у граждан, и новые – которые Оператор будет выдавать. В будущем Оператор самостоятельно должен будет заменить все старые карты на новые при полной поддержке министерства, Правительства Новосибирской области и органов местного самоуправления.

Для граждан, которые осуществляют оплату проезда по банковским картам или наличными средствами ничего не изменится.

В случае, если Министерство установило бы в качестве требования к Оператору сразу полный отказ о существующих Транспортных карт – то процесс замены таких карт вызовет:

- полное прекращение обслуживание текущих пользователей в количестве, почти 800 тысяч по действующим картам, т.е. остановку Системы,

- блокировку действующих карт,

- жалобы пользователей, в том числе правоохранительные органы о блокировке карт и т.п.

Работа Системы с Оператором должна быть «бесшовна» и «бесперебойна», именно это заложено в требования пункта 2.5 Приложения № 3 к Договору.

После определения Оператора на конкурсе и заключения с ним Договора, данный Оператор становится официальным ОПЕРАТОРОМ официально внедряемой СИСТЕМЫ учета и оплаты проезда на территории Новосибирской области, и соответственно все органы государственной власти и органы местного самоуправления, перевозчики заключают с ним соглашения (договоры) в рамках своих полномочий для удовлетворения потребностей граждан по проезду в общественном транспорте области.

Поэтому в конкурсной документации предусмотрено, что Оператор самостоятельно должен обеспечить возможность получения необходимых данных для его работы с текущими картами в рамках создаваемой Системы, что возможно также путем заключения договоров (соглашений) с органами власти, органами местного самоуправления, перевозчиками и т.д. Министерство не отказывается от помощи в работе Оператору для получения необходимой информации.

Новые виды карт предполагают работу в информационной системе «Карта жителя Новосибирской области», которая внедряется согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 10.03.2022 № 79-п «О государственной информационной системе Новосибирской области «Карта жителя Новосибирской области». Данная система предполагает оказание гражданам не только услуг при проезде на транспорте, но и иных социальных и платных услуг, именно поэтому все органы власти Новосибирской области и органы местного самоуправления заинтересованы во внедрении новых карт, интегрированных в Карту жителя Новосибирской области.

У МУП «Пассажиртрансснаб» есть опыт в части работы с транспортными картами в городе Новосибирске, и он может реализовать данный функционал, но это не значит, что его не может быть у любого иного участника конкурса, как потенциального Оператора. И победа любого другого Оператора, в том числе МУП «Пассажиртрансснаб» предполагает, что он обязан будет выпускать новые карты, которые будут обеспечивать взаимодействие транспортных карт с «Картой жителя Новосибирской области».

Выпуск новых видов карт предполагает несение Оператором определенных расходов, но расходы Оператора связаны не только с разработкой, изготовлением и передачей карт, расходы также будут связаны с организацией работы самого Оператора: работники, аренда помещений, разработка Системы, внедрение данной Системы, проведение рекламной компании и т.д. Но Оператор также будет и зарабатывать на общей (совокупной) стоимости услуг участника конкурса, как Оператора, в рамках АСУОП рассчитанный от суммы каждой Транзакции Регистрации проезда в соответствии с заявленным предложением как участника конкурса согласно критериям оценки в пункте 1 «Предложение по цене».

Кроме того, конкурсная документация не предполагает замену действующих карт одномоментно, речь идет о постепенной замене карт – это подтверждается действующими на территории Новосибирской области постановлениями Правительства Новосибирской области и города Новосибирска - постановление главы администрации (Губернатора) Новосибирской области от 18.01.2005 № 10 «О специальных месячных проездных билетах», постановление Губернатора Новосибирской области от 29 октября 2007 года № 422 «Об утверждении Положения о микропроцессорной пластиковой карте «Социальная карта», постановление мэрии города Новосибирска от 05.10.2012 №9955 «Об утверждении Положений о микропроцессорных пластиковых картах «Карта Школьника» и «Карта Студента» и о предоставлении права льготного проезда в общественном пассажирском транспорте», постановление мэрии города Новосибирска 24 июля 2020 года № 2241  «О Положении о микропроцессорной пластиковой карте «Транспортная карта», где не указано про отмену действующих сейчас транспортных карт.

В отношении необходимости размещения разъяснений - разъяснения конкурсной документации имеют частный порядок, не каждый претендент на участие в конкурсе подает обращения о разъяснении – необходимость размещения разъяснений в общедоступном порядке конкурсной документацией не предусмотрена. Любой претендент или участник конкурса имеет право подать обращение о разъяснении положений конкурсной документации и получает письменный ответ, что предусмотрено подразделом 1.9 конкурсной документации.

Министерство не считает это ограничением для претендентов на участие в конкурсе, нет и обратного в документации – что невозможно публиковать ответы на запросы о разъяснении на сайте министерства. Если претенденты или участники конкурса настаивают на опубликовании разъяснений по запросам на применение конкурсной документации – то Министерство может обезличено организовать размещение данных разъяснений на своем сайте.

На основании вышеизложенного Министерство считает, что указанные ООО «СберТройка» требования конкурсной документации не являются нарушениями антимонопольного законодательства и не ограничивают круг участников конкурса.

В связи с тем, что 13 июня 2023 года закончился период подачи заявок на участие в конкурсе, на конкурс заявилось, кроме ООО «СберТройка», еще 2 претендента МУП города Новосибирска «Пассажиртрансснаб» (директор - Каплуновский Константин Викторович, Тел. +7 (383) 228-56-70, ptsmup@ptsmup.ru), ООО «Электронный билет Кубани» (генеральный директор - Григоренко Андрей Сергеевич, Тел. 8 (903)4540029, gregor-europa@yandex.ru), Министерство просит привлечь данные организации для участия в рассмотрении жалобы ООО «СберТройка».

Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области просит Новосибирское УФАС России признать жалобу ООО «СберТройка» необоснованной и отказать в ее удовлетворении.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

15 мая 2023 года на официальном интернет-сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области https://mintrans.nso.ru/page/576 было опубликовано извещение и документация о проведении торгов в форме конкурса на право заключения договора на оказание единым оператором услуг по внедрению, эксплуатации и сопровождению (организационному, техническому, информационному) автоматизированной системы учета и оплаты проезда (АСУОП) в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области сроком действия 3 (три) года.

Заявки на участие в конкурсе принимаются и регистрируются ежедневно по рабочим дням с 15 мая 2023 года до 13 июня 2023 года по рабочим дням:

- понедельник-четверг: с 9 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. и с 13 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. (время местное);

- пятница: с 9 час.00 мин. до 12 час. 00 мин. и с 13 час.00 мин. до 16 час. 00 мин. (время местное).

Адрес: 630007, г. Новосибирск, Красный проспект. 18, Минтранс Новосибирской области, каб. 309.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе: 15 июня 2023 года г. Новосибирск, Красный проспект, 18, каб. № 361. Рассмотрение заявок, приложенных документов и решение о допуске заявителей к участию в конкурсе 19 июня 2023 года, г. Новосибирск, Красный проспект, 18, каб. № 361.

Оценка конкурных предложений и выбор победителя конкурса: 22 июня 2023 года г. Новосибирск, Красный проспект, 18, каб. № 361.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно Письму ФАС России от 02.08.2022 № ГМ/73072/22 «О возможности применения статей 17 и 18.1 закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на торги, проведение которых не является обязательным», положения статей 17, 18.1 Закона о защите конкуренции применяются исключительно при проведении торгов, обязательность проведения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

При этом понятие «законодательство Российской Федерации», нормами которого регулируется порядок проведения торгов, следует рассматривать в широком смысле, а именно в том числе включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, изданные во исполнение федеральных законов, законы субъектов Российской Федерации и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, принятые во исполнение норм федерального и регионального законодательства нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В настоящее время обязательность проведения указанных торгов законодательно не установлена, отдельный порядок выбора оператора автоматизированной системы электронной оплаты проезда федеральным законодательством отсутствует.

В рамках рассмотрения жалобы ООО «СберТройка» на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что обжалуемые торги в форме конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области (извещение от 15.05.2023 г. на сайте https://mintrans.nso.ru/page/576) не являются обязательными с точки зрения действующего законодательства, а следовательно, не подлежат контролю со стороны антимонопольного органа.

Таким образом, данная жалоба ООО «СберТройка» на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

В связи с изложенным, комиссия Новосибирского УФАС России прекращает рассмотрение жалобы Заявителя.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 21 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Рассмотрение жалобы ООО «СберТройка» (вх. 10582-ЭП/23 от 13.06.2023 г.) на действия организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при организации и проведении торгов в форме конкурса по выбору единого оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда в транспорте общего пользования на территории Новосибирской области (извещение от 15.05.2023 г. на сайте https://mintrans.nso.ru/page/576) прекратить.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии   <...>

Члены Комиссии <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны