Решение №054/06/31-2456/2023 в отношении ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областна... от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-2456/2023

«28» ноября 2023 года                                                                                                   г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

.......................

в присутствии представителей

уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис»: - (по доверенности), - (по доверенности),

в отсутствие представителей заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», подателя жалобы – ИП Черновой Е.В., уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Черновой Е.В. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623008251 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, трубопроводов вентиляции и сантехнических приборов на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ», начальная (максимальная) цена контракта 19 771 992,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Чернова Е.В. с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623008251 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, трубопроводов вентиляции и сантехнических приборов на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ».

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 10.11.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 23.11.2023 г.;

3) на участие в аукционе подано 3заявки;

4) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 3 заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

5) победителем электронного аукциона признано ООО «ТВС».

Суть жалобы ИП Черновой Е.В. заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что при размещении извещения о проведении электронного аукциона уполномоченным учреждением, неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, предусмотренного позицией 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571).

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ИП Черновой Е.В. сообщило следующее.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования в данном Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения, а так же связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Указанный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Таким образом эксплуатация является частью жизненного цикла здания или сооружения и включает в себя проведение в том числе текущих ремонтов.

К сфере отношений, регулируемых Законом № 384-ФЗ относится полный, непрерывный жизненный цикл зданий (сооружений) от проведения инженерных изысканий до их утилизации (сноса), случаи капитального ремонта таких зданий (сооружений) строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу указанного Закона, а также к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу указанного Закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона № 384-ФЗ требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, в том числе, к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

В соответствии с пунктом 5 описания объекта закупки услуги по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем выполняются в соответствии со следующими нормативными документами:

- приказ Министерства энергетики РФ от 24.03.2003г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»;

- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.09.2017г. №1222/пр «Свод правил эксплуатации системы вентиляции и кондиционирования воздуха. СП 336.1325800.2017»;

- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 05.12.2017г. №1617/пр «Свода правил «Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. правила эксплуатации». СП 347.1325800.2017»;

- постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда».

Объектом рассматриваемой закупки не является ремонт (в том числе капитальный) или реконструкция зданий заказчика. У уполномоченного учреждения отсутствовали сведения, подтверждающие, что на объектах заказчика ранее проводились работы по реконструкции или капитальному ремонту.

Согласно пункту 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Из вышеуказанной нормы следует, что техническое обслуживание зданий включает в себя целый комплекс работ и услуг, которые проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий.

Указание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, трубопроводов вентиляции и сантехнических приборов не относятся к работам капитального характера, так как не предусматривает выполнение работ в соответствии с проектной документацией и в соответствии с исполнительной документацией.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик устанавливает, в том числе, требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, требования к участникам закупки устанавливаются исходя из объекта закупки.

Согласно разделу 9 «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (далее - Свод правил) в состав работ по техническому обслуживанию зданий (сооружений) относится не только эксплуатация систем инженерно-технического обеспечения, но и другие работы, к числу которых относится: эксплуатация несущих конструкций; эксплуатация ограждающих конструкций, эксплуатация вертикального транспорта (лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов и других маломобильных групп населения); обеспечение пожарной безопасности в процессе эксплуатации; обеспечение безопасных для здоровья людей условий проживания и пребывания в зданиях (сооружениях), обеспечение безопасности для пользователей здания; выполнение требований доступности зданий, (сооружений для маломобильных групп населения.

Таким образом, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений в соответствии с позицией 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 оказываются в совокупности именно того перечня работ, который составляет основу технического обслуживания зданий (сооружений), указанную в Своде правил.

Кроме того, в составе инженерных систем, подлежащих техническому обслуживанию, указанных заказчиком в описании объекта закупки, отсутствуют, определенные пунктами 12.1 и 12.3 Свода правил системы электроснабжения зданий, а так е системы вентиляции и кондиционирования воздуха.

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению «дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, трубопроводов, вентиляции и сантехнических приборов на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ»

В соответствии с пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к постановлению применяется с учетом положений п. 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки». Позиция 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

Согласно позиции 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 при проведении закупочной процедуры объектом которой являются услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.

В соответствии с ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Согласно п. 21 ст. 2 Закона № 384-ФЗ система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

В соответствии с п. 1.1 раздела 1 Свода правил указанный свод правил устанавливает общие эксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в условиях нормальной эксплуатации. При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в данном Своде правил не содержится сведений о том, что техническое обслуживание зданий должно включать в себя исключительно весь перечень услуг (работ), указанный в разделе 9 Свода правил. Указанный раздел содержит организационные основы технического обслуживания зданий, с перечислением возможных видов услуг (работ), оказываемых в ходе проведения технического обслуживания зданий.

Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает, что положениями постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 не конкретизированы коды ОКПД 2, как факторы, влияющие на установление или неустановление дополнительных требований к участникам закупки, поскольку такие требования устанавливаются в зависимости от соответствия объекта закупки позиции графы «наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что объект электронного аукциона, а также положения описания объекта закупки в понятии Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Свода Правил включен в приложение к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 и превышает определенную начальную (максимальную) цену контракта, ввиду чего уполномоченному учреждению надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с положениями позиции 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571.

Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ИП Черновой Е.В. на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» и уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000623008251 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, трубопроводов вентиляции и сантехнических приборов на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ», обоснованной.

2) Признать уполномоченное учреждение нарушившим ч. 4 ст. 31 и п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571.

3) Выдать уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны