Решение №054/06/104-665/2024 в отношении ООО ОП "ДРАККАР-С" от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-665/2024

25 марта 2024 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России -  <...> (по доверенности)

исполнителя закупки – ООО ОП "ДРАККАР-С" – <...> (<...>), <...> (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме обращение ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ОП "ДРАККАР-С" в связи с односторонним отказом заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (извещение № 0351100002923002548),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ОП "ДРАККАР-С" в связи с односторонним отказом заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (извещение № 0351100002923002548).

Суть заявления ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России сводится к следующему.

05.03.2024 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 36065 на оказание охранных услуг: услуги частной охраны (выставление поста охраны).

05.03.2024 г. решение было размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты поставщика, указанной в контракте.

18.03.2024 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.

На основании вышеизложенного, заказчик просил рассмотреть данное обращение.

ООО ОП "ДРАККАР-С" в адрес антимонопольного органа представило письменные пояснения следующего содержания.

01.02.2024 г. по итогам закупки №0351100002923002548 был заключен контракт №36065 на оказание охранных услуг. По данному контракту, в соответствии с п.1.1 ООО ОП «ДРАККАР-С» обязуется оказывать охранные услуги: услуги частной охраны (выставление поста охраны), в соответствии со ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об охранной деятельности). Срок действия контракта с 01.04.2024г. по 31.12.2024г., т.е. существенным условием, предметом контракта, было именно оказание охранных услуг.

ООО ОП «ДРАККАР-С» заключало контракт с целью оказания услуг и не имело намерения уклоняться от его исполнения, а также исполнять услуги ненадлежащим образом, в нарушение условий контракта. Однако, еще до начала оказания исполнителем охранных услуг, 05.03.2024 г. заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 36065 от 01.02.2024 г. Свое решение заказчик мотивировал тем, что исполнителем не соблюдены сроки предоставления заказчику документации на работников, которые будут задействованы в охране указанных в контракте объектов. При этом, заказчик сослался на п.2 контракта, спецификацию и техническое задание.

ООО ОП «ДРАККАР-С» считает, что отсутствуют основания для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Законодательством установлено, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения его условий, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение, а также существенное нарушение условий контракта.

Действия ООО ОП «ДРАККАР-С» при подготовке к выполнению оказания услуг по контракту №36065 от 01.02.2024 г. свидетельствуют о намерении оказывать охранные услуги по контракту в срок и надлежащего качества, и никаких оснований утверждать обратное не существует. Так, охранным предприятием определен списочный состав сотрудников в количестве 52 человек для направления на охрану объектов, предусмотренных контрактом. Сведения об этих сотрудниках и копии документов, а именно: действующие удостоверения частных охранников, личные карточки частных охранников были направлены заказчику 22.02.2024 г., тот факт, что копии документов своим видом, возможно, не удовлетворили требования заказчика, не говорит о существенном нарушении условий контракта.

ООО ОП «ДРАККАР-С» 11.03.2024 г. заключен договор с ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в НСО» на прохождение медицинской комиссии и получения медицинских книжек сотрудниками, направляемыми на объекты заказчика, у которых она отсутствует.

Сотрудники исполнителя имеют удостоверения о повышении квалификации «обеспечение доступности среды объектов и услуг и оказание ситуационной помощи на объекте инвалидам и маломобильным группам населения».

Нарушение сроков предоставления документов, указанных в техническом задании к контракту вызвано объективными причинами. Формирование состава сотрудников, направляемых на охрану объектов, в количестве 52 человек занимает более 1 рабочего дня. Личная карточка охранника в подразделениях лецензионно-разрешительной работы Росгвардии оформляется от 5 рабочих дней. Прохождение периодической проверки охранниками проходит в специализированных учреждениях дополнительного профессионального образования с периодом два раза в месяц. Для прохождения медицинской комиссии и получения медицинских книжек, прохождения обучения и получения удостоверения о повышении квалификации необходимо определенное время, за период переписки с заказчиком сотрудники, не имевшие удостоверений, медицинских книжек получили их, что следует из дат их получения (февраль-март 2024 г.).

Все условия технического задания были выполнены, ООО ОП «ДРАККАР-С» со своей стороны произвело всю необходимую подготовку для оказания охранных услуг по контракту №36065 с 01.04.2024 г.

О добросовестности ООО ОП «ДРАККАР-С» и его намерении предоставлять услуги, предусмотренные контрактом, свидетельствует переписка с заказчиком. 08.02.2024 г. получена претензия заказчика с требованием в течение одного рабочего дня предоставить список охранников в соответствии с техническим заданием к контракту.

08.02.2024 г. в ответ заказчику был отправлен список охранников, состоящих в штате в количестве 52 человек.

12.02.2024 г. получена повторная претензия с аналогичным требованием.

12.02.2024 г. повторно отправлен список через ЕИС.

12.02.2024 г. с целью ознакомления с объектом охраны, знакомства с руководством, начальником службы безопасности учреждения, для организации взаимодействия и общего осмотра объектов был организован визит директора ООО ОП «ДРАККАР-С» в учреждение заказчика. Взаимодействие не достигнуто, объекты не предоставлены, информация в нарушение условий контракта также не предоставлена.

13.02.2024 г. получено требование заказчика на предоставление в течение 3-х рабочих дней документов на охранников, указанных в техническом задании.

14.02.2024 г. направлено письмо заказчику с ходатайством о допуске на объект для его изучения и взаимодействия, а также предоставления информации согласно условиям контракта. В письме ООО ОП «ДРАККАР-С» обратилось с просьбой о переносе сроков предоставления документов, в связи с тем, что некоторые сотрудники проходят процедуру оформления части документов (медицинские комиссии, прохождение курсов « Доступная среда» и т.д.).

21.02.2024 г. получена претензия с требованием в течение одного рабочего дня предоставить документы в соответствии с техническим заданием.

22.02.2024 г. были отправлены документы в адрес заказчика (не в полном объеме, в связи с не до конца отработанными документами).

28.02.2024 г. получена претензия в связи с тем, что отправлен неполный комплект документов.

29.02.2024 г. отправлено письмо заказчику с объяснением причин и повторным ходатайством о переносе сроков предоставления документов.

Ответы на письма, ходатайства от заказчика получены не были. Допуск на объект осуществлен не был. Заказчик просил документы и не отвечал на письма, на контакт не шел.

05.03.2024 г. заказчиком направлено уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке.

12.03.2024 г. заказчику направлена копия договора с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по НСО» о прохождении медицинской комиссии сотрудниками охраны.

13.03.2024 г. направлено повторное письмо заказчику с указанием проводимых мероприятий, ходатайством организовать взаимодействие.

15.03.2024 г. направлено повторное письмо заказчику с просьбой организовать взаимодействие.

18.03.2024 г. в адрес заказчика направлены документы и уточненный список охранников.

18.03.2024 г. заказчиком направлено письмо с отказом от ранее отправленных писем, в связи с тем, что расторжение контракта в одностороннем порядке вступило в силу.

Указанная выше переписка и характер взаимодействия свидетельствуют о том, что волеизъявление ООО ОП «ДРАККАР-С» с момента заключения контракта было направлено на его исполнение, проведена подготовка для оказания качественных охранных услуг, в соответствии с действующим законодательством, неоднократно были попытки осуществить личное взаимодействие руководства для разрешения возникшей ситуации. Действия заказчика, наоборот, были направлены на поиск надуманных причин для расторжения контракта по формальным основаниям. Заказчиком созданы условия для невозможности качественного исполнения охранным предприятием контракта в дальнейшем, в оговоренный в контракте срок.

В соответствии с п. 2.2.1 контракта заказчик обязан обеспечить исполнителя информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно техническому заданию.

Несмотря на неоднократные письменные и устные просьбы о допуске руководства ООО ОП «ДРАКАР-С» на объекты, для ознакомления с ними, осмотра предполагаемых рабочих мест и организации качественных охранных услуг, эти требования контракта заказчиком исполнены не были, что также свидетельствует о создании заказчиком препятствий для исполнения охранным предприятием своих обязанностей.

Предметом контракта № 36065, как указано выше, в соответствии с п.1.1 является оказание охранных услуг. Поскольку исполнитель еще не приступил к исполнению контракта, односторонний отказ от его расторжения является незаконным. Исполнитель не допустил существенного нарушения условий контракта, не нарушил сроки оказания услуг, не оказал услуги ненадлежащего качества, т.к. до оказания услуг исполнителя не допустили и срок начала оказания услуг еще не наступил.

ООО ОП «ДРАККАР-С» полагает, что при подготовке к оказанию охранных услуг по контракту № 360665 поведение исполнителя является добросовестным, свидетельствует о намерении предоставлять, предусмотренные контрактом услуги, вины исполнителя в неисполнении контракта нет, никаких законных оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке не имеется, мотивировка заказчика не находит своего подтверждения, не является обоснованной при учете того, что отказ заказчика от продолжения договорных отношений произошел практически сразу же после заключения контракта, когда стороны даже не преступили к его выполнению. Такая позиция согласуется с имеющейся судебной практикой (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 №09АП-60421/2018 по делу №А40-98497/2018).

Исполнитель полагает, что в действиях заказчика, отказавшегося от контракта сразу же после его заключения по надуманным причинам усматривается недобросовестное поведение и злоупотребление свои правом на односторонний отказ.

ООО ОП «ДРАКАР-С» осуществляет свою деятельность с 2003 года, оказывая охранные услуги по всему сибирскому региону, за время деятельности организации накоплен богатый опыт и знания о том, как должны оказываться охранные услуги, какие условия должны выполняться охранным предприятием, чтобы не нарушить условия заключенного договора и т.д. За все время работы предприятия оно никогда не получало претензий от заказчиков относительно качества оказываемых услуг, не имеет судебных тяжб по этому вопросу, не включалось в реестр недобросовестных поставщиков, что говорит о высоком уровне оказания услуг и знания своего дела.

На основании изложенного, ООО ОП «ДРАКАР-С» просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

01.02.2024 г. ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России с ООО ОП «ДРАКАР-С» по итогам электронного конкурса № 0351100002923002548 был заключен контракт № 36065 на оказание охранных услуг: услуги частной охраны (выставление поста охраны) (заключенный контракт соответствует форме типового контракта на оказание охранных услуг, утверждённого Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации от 01.06.2020 №149).

Согласно п. 1.2 контракта сроки оказания услуг: с 01.04.2024 г. по 31.12.2024 г.

В силу п.п. 2.1.1 контракта, исполнитель обязан оказать услуги заказчику лично согласно спецификации и техническому заданию.

В соответствии с п.п. 2.1.3 контракта исполнитель обязан предоставить заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона об охранной деятельности, с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с техническим заданием (далее - Список).

Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном техническим заданием, с учетом требований статьи 91 ТК РФ.

В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения заказчику уточненный Список.

В соответствии с п.п. 2.1.4 контракта по требованию заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить заказчику надлежащим образом заверенные исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с ч. 1  ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона об охранной деятельности, п.п. «ж» п. 10 и п.п. «б» п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498.

Перечень таких документов устанавливается в техническом задании.

Таким образом, в рамках п.п. 2.1.3 - 2.1.4 контракта, в течение 1 рабочего дня исполнитель обязан предоставить:

- список сотрудников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов заказчика, в количестве достаточном для обеспечения оказание услуг в объеме, установленном техническим заданием, с учетом требований статьи 91 ТК РФ.

В течение 3 рабочих дней по требованию заказчика исполнитель обязан предоставить:

- действующие удостоверения частных охранников с пройденной и подтвержденной периодической проверкой;

- личные карточки частных охранников;

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации - для руководителя организации.

Кроме того, ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России являясь учреждением здравоохранения, объектом социальной инфраструктуры, в разделе 3 Приложения №2 «Техническое задание» установило общие требования к оказанию услуг для частных охранников иметь, в числе прочего личную медицинскую книжку работника и документы, подтверждающие прохождение обучение и/или переподготовки по программе «Доступная среда». В связи с чем заказчик имел право также требовать предоставления документов, подтверждающих выполнение этих требований, установленных к частным охранникам, планируемых к занятости на объектах заказчика.

В установленный в контракте срок – на 05.02.2024 г., исполнитель обязанности, установленной п.п. 2.1.3 контакта по предоставлению Списка сотрудников, на которых будет возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов заказчика, в количестве достаточном для обеспечения оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 ТК РФ, не исполнил.

08.02.2024 г. в адрес исполнителя была направлена претензия № 2-039-004 с требованием предоставить сведения, предусмотренные п.п. 2.1.3. контракта в течение 1 рабочего дня с момента получения претензии (размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты, указанной в контракте, 08.02.2024 г.).

В установленный в претензии срок, исполнитель обязательство по предоставлению списка сотрудников, отвечающих требованиям частного охранника в количестве, достаточном для оказания услуг, также не исполнил.

12.02.2024 г. исполнителю была направлена повторная претензия №2-043-004 с требованием предоставить сведения, предусмотренные п.п. 2.1.3 контракта, в течение 1 рабочего дня с момента получения претензии (размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты, указанной в контракте, 12.02.2024 г.).

12.02.2024 г. исполнитель направил в адрес заказчика Список сотрудников в количестве 52-х человек (письмо №12/02/06 от 12.02.2024).

13.02.2024 г. в письме № 2-044-026 заказчик потребовал в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения требования представить надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в предоставленном Списке сотрудников в соответствии с перечнем документов, указанных в техническом задании контракта (размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты, указанной в контракте, 13.02.2024 г.).

В установленный срок исполнитель обязательство по предоставлению надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения о работниках в соответствии с перечнем документов, указанных в техническом задании контракта, не исполнил.

В письме № 14/02/08 от 14.02.2024 исполнитель сообщил заказчику, что проводит процедуру формирования постов охраны для объектов заказчика и просит перенести исполнение требований, предусмотренных п.п. 2.1.3-2.1.4 контракта до 25.03.2024 г., а также просит предоставить для обследования объекты, подлежащие охране, технические средства охраны, размещение и состояние средств пожаротушения.

19.02.2024 г. исполнителю была направлена претензия №2-050-031 с теми же требованиями (размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты, указанной в контракте, 19.02.2024 г.).

Просьбы, содержащиеся в письме исполнителя оставлены заказчиком без удовлетворения. Причиной послужили следующие обстоятельства: во-первых, исполнитель на дату заключения контракта, в силу п.п. 2.1.3 контракта, должен был иметь поимённый Список сотрудников, которые будут обеспечивать оказание услуг на объектах охраны заказчика в объеме, установленном техническим заданием, во-вторых, исполнитель уже на данном этапе исполнения контракта нарушает его условия – не исполняет обязательства, предусмотренные контрактом и содержащиеся в неоднократных требованиях заказчика, в-третьих, условием получения доступа на объекты заказчика (1 категория антитеррористической безопасности) является уведомление о согласовании даты, времени и списка лиц – представителей исполнителя, которым должен быть обеспечен такой доступ в согласованные дату и время.

21.02.2024 г. в связи с дальнейшим неисполнением требований заказчика исполнителю была направлена повторная претензия №2-052-004 с теми же требованиями (размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты, указанной в контракте, 21.02.2024 г.).

22.02.2024 г. исполнитель разместил в ЕИС скан-копии заверенных документов на сотрудников: удостоверения частных охранников, личные карточки.

Проанализировав представленные документы, заказчиком было установлено:

- документы 12 сотрудников (удостоверения охранников с подтвержденной пройденной периодической проверкой, личные карточки) соответствуют требованиям Закона об охранной деятельности, технического задания, за исключением требований п.п. 3.2.2, п. 3.9 технического задания;

- документы 40 сотрудников не подтверждают их соответствие требованиям Закона об охранной деятельности, технического задания.

Скан-копии не позволяют однозначно установить соответствие всех страниц удостоверения конкретному сотруднику исполнителя, а также соответствие отметки о прохождении периодической проверки заявленному удостоверению конкретного сотрудника, поскольку скан – копии содержат изображения страниц документов не в полном, развернутом виде, и в отдельных случаях необходимая информация или скрыта под повторным изображением личной карточки сотрудника, или расположена на странице разворота, не вошедшую в представленное изображение или номер удостоверения на странице с отметкой о прохождении периодической проверки не соответствует номеру удостоверения заявленного сотрудника.

Кроме того, исполнителем не представлены копии медицинских книжек (п. 3.2.2 технического задания), копий документов, подтверждающих прохождение обучения и/или переподготовки по программе «Доступная среда» (п. 3.9 технического задания).

28.02.2024 г. в адрес исполнителя была направлена претензия № 2-059-027 с требованием течение 1 (одного) рабочего дня с даты размещения претензии в ЕИС: предоставить Список сотрудников, которые будут непосредственно заняты на объектах заказчика в период с 01.04.2024-31.12.2024 в количестве не менее 56; копии надлежащим образом заверенных документов (действующие удостоверения частных охранников с пройденной и подтвержденной периодической проверкой, личные карточки, личные медицинские книжки, документы, подтверждающие прохождение обучение и/или переподготовки по программе «Доступная среда» на всех частных охранников в количестве не менее 56, паспорт руководителя исполнителя, копии документов должны полностью отражать содержание самих документов (всех его страниц));  подтвердить фактическое наличие в штате исполнителя сотрудников в количестве 56 полностью отвечающих требованиям, установленных Закона об охранной деятельности и технического задания (размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты, указанной в контракте, 28.02.2024 г.).

29.02.2024 г. исполнитель разместил в ЕИС ответ на претензию № 29/02/11 от 29.02.2024 г., в которой указал, что требование контракта о предоставлении Списка сотрудников было выполнено, информация о списочном составе направлена; вывод о невозможности установить соответствие документов не является законным и достоверным, так как представленные документы не всегда имеют серийный номер данного документа на каждой странице, что не влияет на подлинность документа. В письме №14/02/08 от 14.02.2024 г. сообщалось, что сотрудники, планируемые для выставления на объекты заказчика, проходят медицинскую комиссию и подготовку по программе «Доступная среда».

Доводы, изложенные в письме исполнителя, не были приняты заказчиком в силу следующего.

В соответствии с п. 2.1.3 контракта количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном техническим заданием, с учетом требований ст. 91 ТК РФ.

Заказчиком был произведен расчет требуемого количества сотрудников охраны на период действия контракта на объектах заказчика с учетом общего количества часов работы работников на всех постах и нормы рабочего времени 1 работника.

Исходя из произведенного расчета для указанного в техническом задании количества постов охраны количество сотрудников должно составлять не менее 56 человек.

Список сотрудников, которые будут выполнять обязанности по охране объектов заказчика, исполнителем предоставлен за пределами установленного контрактом срока, а также срока, установленного в претензии № 2-039-004 от 08.02.2024 г. Кроме того, в Списке содержится информация о сотрудниках в количестве 52 человек, в редакции Списка от 22.02.2024 г. в количестве 53 человек с учетом директора исполнителя, относящегося к административно-управленческому персоналу организации.

Из представленных документов по критериям актуальности сроков действия удостоверений частных охранников, актуальности сроков пройденной периодической проверкой, наличия личных карточек, на соответствие требованиям Закона об охранной деятельности, технического задания подтверждено такое соответствие только на 12 сотрудников исполнителя.

В связи с чем, 28.02.2024 г. заказчиком был направлено обращение №2-059-026 в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области с запросом сведений по представленным исполнителем сотрудникам согласно Списка исполнителя.

05.03.2024 г. письмом № 3/701/816-А-5 Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Новосибирской области сообщило, что в представленном исполнителем Списке 10 сотрудников не являются сотрудниками исполнителя – ООО ОП "ДРАККАР-С", 3 сотрудников не прошли периодическую проверку.

Таким образом, исполнителем, во-первых, допущено нарушение условий контракта, во-вторых, предоставлены недостоверные, ложные сведения о сотрудниках, в-третьих, предоставлены и подтверждены сведения о сотрудниках в количестве, не позволяющем обеспечить надлежащее оказание охранных услуг на объектах заказчика с учетом имеющихся постов и нормы рабочего времени.

Более того, вышеизложенное свидетельствует об отсутствии у исполнителя кадровых ресурсов для обеспечения надлежащего оказания охранных услуг, а равно о несоответствии исполнителя требованиям заказчика, установленных в контракте, что является нарушением существенных условий контракта.

В соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения объектам заказчика присвоена 1 категория антитеррористической защищенности.

Антитеррористическая защищенность объектов заказчика должна обеспечиваться путем осуществления комплекса мер:

- воспрепятствование неправомерному проникновению на объект;

- пресечение попыток совершения террористического акта на объекте;

- обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в документах и на других материальных носителях информации;

- предотвращение проноса и применения на объекте токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.

В силу изложенного, заказчик не мог допустить возможности оставления своих объектов без надлежащей охраны, равно как и допуск на объекты сотрудников охраны, не отвечающих требованиям Закона об охранной деятельности технического задания.

Надлежащим исполнением обязательств по контракту, в целях обеспечения безопасности на объектах заказчика, со стороны исполнителя в силу п.п. 2.1.3 контракта, является только подтвержденное фактическое наличие у исполнителя сотрудников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов заказчика, в количестве не менее 56 человек, полностью соответствующих требованиям Закона об охранной деятельности и технического задания (при надлежащем выполнении требования п.п. 2.1.4 контракта).

Исполнение указанного условия, в нарушение требований контракта, исполнителем, не было обеспечено, что является ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с ч.1. ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснено, что положения ст. 782 ГК РФ дают каждой из сторон договора возмездного оказания услуг право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора.

Согласно п. 11.4 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

05.03.2024 г. руководствуясь положениями статьи 782 ГК РФ, ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе, п. 11.4. контракта № 36065 от 01.02.2024, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта №2-065-024.

05.03.2024 г. решение было размещено в ЕИС и направлено по адресу электронной почты поставщика, указанной в контракте.

14.03.2024 г. заказчиком получено письмо № 14/03/02 от 13.03.2024 г. (вх. № 1-074-026 от 14.03.2024), в котором исполнитель сообщил о том, что 18.03.2024 г. им будет представлен список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов в соответствии с контрактом, а также копии документов работников, подтверждающих их право выполнять функции охранников в соответствии с Закон об охранной деятельности.

Данные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении исполнителем существенных условий контракта, кроме того, направление данного письма в адрес заказчика не является устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, исполнителем не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

18.03.2024 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.

18.03.2024 г. было ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России получено письмо № 15/03/01 от 15.03.2024 (вх. № 1-078-008 от 18.03.2024), в котором исполнитель просил определить дату и время встречи с начальником службы безопасности или иным должностным лицом, отвечающим за безопасность ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России.

ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России письмом № 2-078-043 от 18.03.2024 дан ответ на письма исполнителя № 14/03/02 от 13.03.2024 (вх. № 1-074-026 от 14.03.2024), № 15/03/01 от 15.03.2024 (вх. № 1-078-008 от 18.03.2024).

Кроме того, участвующий в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика ходатайствовал о включении сведений об ООО ОП "ДРАККАР-С" в реестр недобросовестных поставщиков.

Доводы ООО ОП "ДРАККАР-С" не могут быть приняты как обоснованные в силу следующего.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО ОП "ДРАККАР-С" ознакомилось с условиями данной закупки, в том числе со сроками и условиями исполнения контракта. Подало заявку на участие в данной закупке, выразило согласие на исполнение контракта на условиях документации о закупке. ООО ОП "ДРАККАР-С" заключило контракт. Возникшие у ООО ОП "ДРАККАР-С" проблемы с выполнение условий контракта не являются надлежащим основанием неисполнения контракта, т.к. подобные случаи причисляются к предпринимательским рискам, сопутствующим коммерческой деятельности, которая осуществляется на свой страх и риск (ст. ст. 2, 50 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" установлен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее –Требования).

В соответствии с п. 12 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения все объекты разделены на 4 категории.

В пояснениях ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России указано, что является объектом первой категории - объект (территория), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1000 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - более 100 млн. рублей.

В п. 18 Требований указаны мероприятия, которые должны проводиться на объектах 1 категории, в числе прочего обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию), обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны (пп.г) п. 16 (1) Требований).

В соответствии со ст. 11 Закона об охранной деятельности оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 данного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

В соответствии со ст. 11.1 Закона об охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 данного Закона. В статье определены случаи аннулирования удостоверений частного охранника.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации от 01.06.2020 №149 утверждена форма типового контракта на оказание охранных услуг.

Из смысла п.п. 2.1.3-2.1.4 типового контракта следует, что исполнитель обязан в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения контракта представить список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов для оказания услуг в объеме, установленном техническим заданием, с учетом требований статьи 91 ТК РФ. И кроме того, в силу п.п. 2.1.4 типового контракта по требованию заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить заказчику надлежащим образом заверенные исполнителем копии документов, подтверждающие сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона об охранной деятельности, п.п. "ж" п. 10 и п. "б" п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.

Исходя из требований Закона об охранной деятельности к получению статуса частного охранника и возможности выполнять функции работника частной охранной организации соответствие работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов должно быть подтверждено в соответствии с требованиями Закона об охранной деятельности.

Предмет заключенного контракта - оказание охранных услуг: услуги частной охраны (Выставление поста охраны).

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Оказание охранных услуг является существенным условием заключенного контракта, и в силу требований типового контракта, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации от 01.06.2020 №149, Закона об охранной деятельности условия, предусмотренные контрактом, обеспечивающие и гарантирующие само оказание охранных услуг также являются существенными. В данном случае, от предоставления документов, подтверждающих действующий статус частных охранников и состоящих в штате исполнителя в количестве достаточном для оказания услуг в соответствии с Техническим заданием напрямую зависит исполнение или неисполнение обязательств по оказанию охранных услуг.

В соответствии с ч.2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

При заключении контракта заказчик рассчитывал на обеспечение охраны и безопасности на своих объектах посредством привлеченных сотрудников охранной организации. В результате нарушения исполнителем одного из существенных условий контракта - не предоставления документов, подтверждающих действующий статус частных охранников и состоящих в штате исполнителя в количестве достаточном для оказания услуг в соответствии с Техническим заданием, заказчик с 01.04.2024 лишается возможности обеспечить охрану и безопасность своих объектов силами охранной организации, поскольку последняя не обладает достаточными кадровыми ресурсами, имеющими право в силу Закона выполнять функции частных охранников, что в результате совершения террористического акта на объектах заказчика может привести к наличию пострадавших на объекте в количестве более 1000 человек и (или) к нанесению материального ущерб по балансовой стоимости - более 100 млн. рублей.

В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно п. 11.4. контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.

В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, исполнителем не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. Из письма исполнителя № 14/03/02 от 13.03.2024 (вх. № 1-074-026 от 14.03.2024) следует, что исполнителем признаны и не оспариваются нарушения условий контракта, указанные в претензии № 2-059-027 от 28.03.2024 г., решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дополнительно подтверждает факт отсутствия у исполнителя необходимых кадровых ресурсов.

В десятидневный срок исполнитель также не представил заказчику документов, подтверждающих обучение частных охранников по программе «Доступная среда», медицинские книжки, что является обязательным для нахождения частных охранников на территории медицинского учреждения.

В соответствии с п.п. «в» п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ №1078 от 30.06.2021 г. (далее – Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО ОП "ДРАККАР-С" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.

Таким образом, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.

Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО ОП "ДРАККАР-С".

Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.

Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

ООО ОП "ДРАККАР-С" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.

В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.

Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.

Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 № ВАС-5621/12).

Таким образом, поскольку ООО ОП "ДРАККАР-С" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО ОП "ДРАККАР-С" в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Включить сведения об ООО ОП "ДРАККАР-С" (ИНН 5406269185, 630015, г. Новосибирск, ул. Красина, зд. 74, оф. 402), <...> (<...>) и участнике – <...> (<...>) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны