Решение №054/05/5-502/2021 ООО «Врачебная практика» от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«08» апреля 2021г.                                                                                                  г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №054/05/5-502/2021, возбужденное по факту распространения ООО «Врачебная практика» в январе 2021г. в сети Интернет информации рекламного характера с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие:

заявителя: физическое лицо <…> (уведомлен),

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Врачебная практика» (ОГРН: 1025401494623, Дата присвоения ОГРН: 26.11.2002, ИНН: 5404147103, ул.Покрышкина, д.1, пом.9/19, г.Новосибирск, 630048),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№852э от 21.01.2021г.) по факту нарушения медицинскими центрами «Врачебная практика» требований Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») при размещении информации в СМИ г.Новосибирска, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

По мнению заявителя, контекстная реклама в поисковой системе «Яндекс» содержит некорректные сравнения рекламируемой медицинской услуги с находящимися в обороте услугами, которые оказываются другими медицинскими организациями, а именно: рекламная информация содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемой медицинской услуги перед находящимися в обороте услугами, которые оказываются другими медицинскими организациями.

В частности, недостоверной и недобросовестной, по мнению заявителя, является, в том числе, следующая информация:

1) «Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня» (превосходная степень);

2) «Более 1000 видов медицинских анализов» (недостоверно, т.к. нет своей лаборатории);

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело, при рассмотрении обстоятельств которого установлено следующее.

В поисковой системе «Яндекс» в январе 2021г. размещается информация с пометкой – «реклама», следующего содержания:

«Эндокринолог Новосибирск. МЦ «Врачебная практика» вп54.рф-Эндокринолог Ведущие эндокринологи в Новосибирске. Точная диагностика и деликатное лечение. Прием врачей. Интерпретация анализов. Анализы. УЗИ. Детский эндокринолог. Контактная информация… Врачи высшей категории Команда врачей значимых в Здравоохранении Новосибирской обл Современная диагностика Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня Лаборатория Более 1000 видов медицинских анализов Акции Регулярные скидки и бонусная система Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, из вышеуказанных обстоятельств следует, что данное сообщение носит рекламный характер, привлекая внимание к организации – «Врачебная практика» и услугам, ею оказываемым.

В Отзыве на Определение от 19.03.2021г. о возбуждении дела №054/05/5-502/2021, ООО «Врачебная практика» по существу изложенной в определении Новосибирского УФАС России диспозиции, сообщает, что в действиях Общества не содержится состав правонарушения, предусмотренный ст.5 ФЗ «О рекламе», на основании следующего.

Фраза: «Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня» обусловлена реальными правоустанавливающими документами в отношении имеющегося у ООО «Врачебная практика» медицинского оборудования, подтверждающими факт того, что медицинское оборудование является новым (или новейшим) и изготовлено международными авторитетными производителями.

Фраза: «Более 1000 видов медицинских анализов» не является недостоверной, поскольку у компании ООО «Врачебная практика» имеется соответствующий договор со сторонней медицинской лабораторией, способной обработать более 2000 медицинских анализов (подтверждается Договором №006Н/17 от 16.02.2016г., заключенным с ООО «Инвитро-Сибирь» на оказание платных медицинских услуг – выполнение анализов (проведение лабораторных исследований) биологического материала пациентов, Приложением 1 «Тарифное соглашение»).

Изучив доводы ООО «Врачебная практика» в полном объеме, Новосибирское УФАС России отклоняет их на основании следующего.

Согласно п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно п.3 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

ООО «Врачебная практика» представлены: Договор №14 на поставку товара «Маммографическая система МХ-600» от 08.08.2019г.; Договор №18-01-2019 на поставку медицинского оборудования «VC-100 Колькоскоп медицинский Sensitec на мобильной прямой стойке», «VC-100 Цифровой колькоскоп на мобильной шарнирной стойке» от 18.01.2019г.; Договор №19-06-2019 о поставке медицинского оборудования «Аппарат ультразвуковой диагностический S40Exp», «Датчик линейный высокочастотный ультразвуковой 4-12L-А», «Датчик конвексный низкочастотный ультразвуковой 4-3С-А», «Датчик секторный фазированный высокочастотный ультразвуковой 4-7Р-А», «Датчик монокристальный секторный фазированный ультразвуковой 4-S1-5» от 19.06.2019г.; Договор поставки №НСК-172/02-20 товара – «Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД «Валента» в составе: монитор носимый АД «Валента» от 03.03.2020г.

Также представлено Регистрационное удостоверение №ФСЗ 2012/11830 от 29.03.2012г. на медицинское изделие «Аппарат ультразвуковой диагностический с принадлежностями», Регистрационное удостоверение №РЗН 2013/433 от 08.07.2013г. на медицинское изделие «Колькоскопы медицинские SENSITEC с принадлежностями», Регистрационное удостоверение №ФСР 2007/00260 от 26.03.2009г. на медицинское изделие «Комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД «Валента», Регистрационное удостоверение №ФСЗ 2010/06587 от 09.04.2019г. на медицинское изделие «Система маммографическая МХ с принадлежностями».

Использование в рекламе утверждение «Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня» подразумевает применение оборудования и оснащения, в котором используются последние разработки и только что (либо недавно) появившиеся технологии. Понятие «новейший» означает – «только что появившийся», «последний по времени» (в отличие от «новый»).

Также рассматриваемое утверждение означает, что новейшим является оснащение и оборудование в полном объеме, а не единичные медицинские изделия.

В п.29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано: «Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»)».

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В материалы дела не представлено доказательств отсутствия на момент экспонирования рекламы (январь 2021г.) более поздних (чем дата заключения договоров на поставку вышеуказанного оборудования) технологий, внедренных при применении медицинского оборудования на соответствующем товарном рынке. Т.е. ООО «Врачебная практика» не доказан тот факт, что оснащение медицинских центров и оборудование являются новейшими.

Регистрационными удостоверениями на медицинские изделия подтверждается факт государственной регистрации медицинских изделий, т.е. факт допущения к обращению на территории Российской Федерации: с 2009г. по 2019г.

При этом, в общедоступных источниках (https://permedcom.ru/catalog - продавец медицинского оборудования) содержится информация о допуске к обращению на территории Российской Федерации, к примеру, медицинских изделий – маммографов, систем маммографических, аппаратов маммографичеких, регистрационные удостоверения на которые выданы в 2017г., 2018г., 2019г., 2020г.

Следовательно, оборудование и оснащение, информацию о которых представило ООО «Врачебная практика» нельзя характеризовать как новейшее.

Отсутствует какое-либо уточнение о том, относительно какого оборудования и оснащения, оборудование, указанное в рекламе, является новейшим. Таким образом, у потребителей создается впечатление, что все оборудование и оснащение медицинских центров «Врачебная практика» является новейшим (самым новым) с применением последних разработок и технологий в области практической медицины.

Также Новосибирское УФАС России отмечает, что, исходя из содержания, компоновки информации, размещенной в поисковой системе «Яндекс», все сведения, содержащиеся в рекламном объявлении, предназначены для информирования потребителей об ассортименте услуг, акциях, контактах, а также непосредственно о лице, оказывающем услуги – МЦ «Врачебная практика».

Макет разделен по группам посредством выделения шрифтом, в том числе: «Эндокринолог Новосибирск», «Врачи высшей категории», «Современная диагностика», «Лаборатории», «Акции». Т.е. данная реклама информирует потребителя о возможности оказания услуг, преимуществах именно ООО «Врачебная практика».

При этом каждый подзаголовок содержит расширенное толкование, связанное с ним по смыслу:

  1. «Врачи высшей категории Команда врачей значимых в Здравоохранении Новосибирской обл»;
  2.  «Современная диагностика Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня»;
  3. « Лаборатория Более 1000 видов медицинских анализов»;
  4. «Акции Регулярные скидки и бонусная система Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом».

Новосибирское УФАС России отмечает, что в рекламе существенной является, в том числе, информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя.

В данном случае, с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, информация: «Лаборатория Более 1000 видов медицинских анализов» воспринимается как наличие у МЦ «Врачебная практика» собственной лаборатории, способной обработать более 1000 видов медицинских анализов (без затрат на транспортировку, временных затрат и т.п.).

Предлагаемые услуги воспринимаются потребителем как предложение конкретной медицинской организации - лаборатории МЦ «Врачебная практика», с которой будет заключен договор на оказание медицинских услуг, а не с агентом такой организации.

Т.е. местом оказания услуги в полном объеме (а не только забор материала) для потребителя является МЦ «Врачебная практика».

Следовательно, указание недостоверной информации в рекламе дает ООО «Врачебная практика» преимущество перед другими участниками рынка, выделяя его с положительной стороны, и побуждая потребителя обращаться именно в данную организацию, что приводит к перераспределению спроса за счет оттока потребителей от других хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги.

Таким образом, рассматриваемая информация содержит нарушения п.п.1,3 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» в части использования в рекламе утверждения: «Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня», «Лаборатория Более 1000 видов медицинских анализов».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию, распространенную в январе 2021г. в сети Интернет на «Яндекс.Директ» следующего содержания:

«Эндокринолог Новосибирск. МЦ «Врачебная практика» вп54.рф-Эндокринолог Ведущие эндокринологи в Новосибирске. Точная диагностика и деликатное лечение. Прием врачей. Интерпретация анализов. Анализы. УЗИ. Детский эндокринолог. Контактная информация… Врачи высшей категории Команда врачей значимых в Здравоохранении Новосибирской обл Современная диагностика Новейшее оснащение и оборудование мирового уровня Лаборатория Более 1000 видов медицинских анализов Акции Регулярные скидки и бонусная система Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом»,

ненадлежащей,

а Общество с ограниченной ответственностью «Врачебная практика» (ОГРН: 1025401494623, Дата присвоения ОГРН: 26.11.2002, ИНН: 5404147103, ул.Покрышкина, д.1, пом.9/19, г.Новосибирск, 630048) нарушившим п.п.1,3 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

2. Выдать ООО «Врачебная практика» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме "21" апреля 2021 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны