Решение №054/01/18.1-1882/2020 жалоба ООО «ЛИГРО СТРОЙ» на действия заказчика торгов ГАУ СС... от 30 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1882/2020

30 сентября 2020 года                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛИГРО СТРОЙ» (далее - ООО «ЛИГРО СТРОЙ») на действия заказчика торгов Государственного автономного учреждения стационарного социального обслуживания Новосибирской области «Бердский пансионат ветеранов труда им. М.И. Калинина» (далее - ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина) при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений 1-го отделения и отделения милосердия здания главного корпуса ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина (извещение № 32009457211 на сайте zakupki.gov.ru),

в отсутствие представителя заявителя – ООО «ЛИГРО СТРОЙ», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

в присутствии представителя заказчика торгов - ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина: <...> (по доверенности от 29.09.2020 года № 352),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ЛИГРО СТРОЙ» на действия заказчика торгов ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений 1-го отделения и отделения милосердия здания главного корпуса ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина (извещение № 32009457211 на сайте zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

Заказчик ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина 02.09.2020 года в ЕИС по адресу в сети Интернет zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении закупки

Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках. правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина регламентируется Положением о закупках в редакции от 12.05.2020 года.

Заявитель считает, что данная документация составлена с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

1. Расхождение сведений о закупке в ЕИС и документации.

1.1 В Извещении о проведении о проведении конкурса в электронной форме по отбору организации для выполнения работ/оказания услуг установлена дата окончания подачи заявок 21.09.2020 года в 17 ч. 00 мин. (местное время заказчика).

В ЕИС на странице закупки в разделе общие сведения о закупке стоит дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 21.09.2020 в 08:00 (МСК +4).

По мнению заявителя, время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе, указанное в документации об аукционе, не соответствует времени, указанному в извещении (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) и на сайте электронной площадки

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

2. Расхождение информации о количестве частей заявки.

Согласно разделу 2 Аукционной документации (требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке») заявка на участие в конкурсе должна содержать:

1) сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, а также о лицах, выступающих на стороне участника закупки:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-­правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (решение, приказ, доверенность), заверенный надлежащим образом (приказ о назначении директора, иной документ);

г) копии учредительных документов (для юридических лиц);

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица;

2) предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы продукции.

При представлении заявки, содержащей предложение о цене договора на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование. При отсутствии расчета Заказчик вправе отклонить заявку.

3) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

4) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

а) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным п. 8 настоящей документации;

б) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки;

в) документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в конкурсе (копия платежного поручения).

Таким образом, Заказчиком однозначно установлены требования к предоставлению заявки в одной части.

На ЭТП РТС-тендер указано, что заявка предоставляется в двух частях. В первой части участник закупки предоставляет описание поставляемых ТРУ и сведения о товаре; во второй части - указывает свои реквизиты и прикладывает иные документы.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в несогласовании информации о закупке, указанной в аукционной документации и выгруженной на ЭТП, вводят в заблуждения участников закупки, тем самым ограничивая их права.

3. Техническое задание.

Заказчик в разделе 1 Аукционной документации указывает на техническое задание, указанное в Приложении 1 (таблица Excel). Однако, в ЕИС техническое задание не размещено.

Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Доводы Заявителя находят подтверждение в Решении ФАС № 223ФЗ-956/17 от 07.11.2017 года.

4. Излишние требования к участникам закупки.

4.1. Требования к качеству материалов (товаров), устанавливаемых Заказчиком.

Заказчиком установлены следующие требования к качеству материалов (товаров), устанавливаемых Заказчиком:

Материалы (товары) и оборудование, используемые при выполнении подрядных работ, их качество и комплектация должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ), требованиям иных нормативных документов, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации, что должно подтверждаться при поставке наличием у Подрядчика соответствующих документов (сертификаты качества, сертификаты соответствия, сертификаты пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические заключения).

Все используемые в рамках исполнения договора материалы должны иметь сертификаты качества и соответствия. Материалы, не подлежащие сертификации, должны иметь декларацию о соответствии, при наличии такого требования в законодательстве РФ.

Требования по предоставлению паспортной документации и сертификатов заводов- изготовителей на все устанавливаемое оборудование и все применяемые материалы:

- на материалы - паспорта заводов-изготовителей на партию товаров, сертификаты соответствия системе Госстандарта России;

- копии сертификатов должны быть заверены печатью и подписью представителя подрядной организации.

Вид, качество и цветовую гамму применяемых материалов Подрядчику необходимо согласовать с Заказчиком до начала производства работ.

Не допускается поставка материалов и оборудования, бывшего в использовании.

Однако, Заказчик также установил следующее требование: согласно разделу 2 аукционной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе:

3) копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

В эту группу входят сведения о предлагаемых участником закупки товарах, работах, услугах, их количественных и качественных характеристиках. Самым важным является то, что указанные требования должны быть согласованы с формой заявки, подаваемой участником закупки, а также с требованиями технического задания.

Таким образом, Заказчик требует предоставления сертификатов качества, сертификатов соответствия, сертификатов пожарной безопасности, санитарно­эпидемиологические заключений на этапе заполнения и подачи заявки. Данные сертификаты в силу норм ГК подлежат приложению к товару. Вместе с тем, Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, и документацию к нему.

Таким образом, действия Заказчика, установившего избыточные требования Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный довод подтвержден в Решении ФАС № 223ФЗ-956/17 от 07.11.2017 года.

4.2. Требования к предоставлению Локально-сметного расчета.

Заказчик в разделе 3 Аукционной документации установил следующие требования к описанию участниками закупки выполняемых работ: в заявке претендента (приложение № 4) с приложением локального сметного расчета.

Вместе с тем, локально-сметный расчет является обоснованием НМКЦ договора и должен предоставляться Заказчиком, а не участником закупки.

Как показывает анализ административно практики, контрольные органы признают нарушением требование конкретных показателей от участников. Документация о закупке должна была содержать проектную документацию, следовательно, требовать надо было согласие на выполнение работ.

ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина в своих возражениях сообщило следующее.

1. Расхождение сведений о закупке в ЕИС и документации.

ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина не может пояснить, почему так получилось, возможно площадка выставила время. Возможно, при внесении данных в системе ГИСЗ НСО специалист сделал ошибку (указал время окончания приема заявок отличное от времени приема заявок в извещении).

Согласно положению о закупках срок приема заявок не был нарушен (не менее, чем за 15 дней до даты окончания приема заявок). Извещение было размещено 02.09.2020 года, окончание приема заявок пришлось на 21.09.2020 года в 08.00, т.е. у желающих участвовать в закупке было 18 дней для подачи заявок. От того, каким номером участник подаст заявку, в конкурсе ничего не зависит, главное выполнить все поставленные критерии, быть надежным и добросовестным.

2. Расхождение информации о количестве частей заявки.

При составлении документации упущена информация о первой части заявки. Согласно разделу 2 Конкурсной документации требования установлены для второй части заявки, первая часть – это согласие участника.

3. Техническое задание.

На площадке, как и в ЕИС была размещена вся проектная и рабочая документация, необходимая для полного понимания объемов проводимых работ.

4. Излишние требования к участнику закупки.

Подрядчик ссылается на раздел 2 Конкурсной документации (3), данный пункт не относится к материалам, которые будут использоваться в работе

В положении он звучит так: 2) в случаях, предусмотренных документацией о конкурентной закупке, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

Право заказчика торгов проверить надежность Подрядчика и потребовать от него доказательства его надежности (например, сертификаты на товар). У каждой у организации есть свои поставщики товара, используемого при ремонтах, есть возможность приложить сертификаты или какие-либо документы, подтверждающие надежность материалов. Так как здание, которое подлежит ремонту, старое, и здесь проживает большое количество пожилых граждан, надежность материалов стоит на первом месте.

4.2 Локальный-сметный расчет Заказчиком приложен к документации

Заказчик торгов не требовал составить или разработать новый сметный расчет. Можно было приложить локально-сметный расчет заказчика торгов, либо с понижающим коэффициентом, как согласие на выполнение данного ремонта.

 

Все указанные ошибки не приводят к ограничению конкуренции и не нарушают права участников закупки, в частности Подрядчика. Все, кто хотел принять участие в данной закупке, его принял. Из-за указанных опечаток никто не был отклонен. Организация, подавшая жалобу, проиграла в честной борьбе при подсчете баллов. Они не предоставили доказательства выполнения подобного вида работ (чего требовали критерии).

У Подрядчика было право на получение разъяснений (письменно или устно) по документации, если ему не были понятны какие-либо условия в Конкурсной документации, он этим правом не воспользовался.

Организация является бюджетной, денежные средства для больших ремонтов выделяются очень редко. В этом году было выделено три миллиона, которые нужно освоить до конца этого года.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

02.09.2020 года ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина опубликовано извещение № 32009457211 на сайте zakupki.gov.ru о проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений 1-го отделения и отделения милосердия здания главного корпуса ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина.

1. При просмотре извещения № 32009457211 в ЕИС в разделе «Общие сведения о закупке» указана, в том числе, дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 21.09.2020 в 08:00 (МСК+4).

При этом в Извещении о проведении о проведении конкурса в электронной форме по отбору организации для выполнения работ/оказания услуг, приложенном заказчиком торгов в числе документации по закупке, указана другая дата окончания подачи заявок -21.09.2020 года в 17 ч. 00 мин. (местное время заказчика).

2. Раздел 2 Документации о проведении открытого конкурса содержит требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, из которых следует, что заявка подается в одной части.

На ЭТП РТС-тендер указано, что заявка предоставляется в двух частях, что было подтверждено заказчиком торгов при рассмотрении жалобы по существу, при этом первая часть заявки – это согласие участника, требования ко второй части заявки установлены Документацией о проведении открытого конкурса.

3. Документации о проведении открытого конкурса содержит ссылку на Приложение № 2 «Техническое задание» отдельным файлом. При этом в ЕИС в числе документации по закупке такой файл отсутствует.

4. В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Документации о проведении открытого конкурса заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений, регистрационных удостоверений и т.п.).

Заказчик торгов в своих возражениях на жалобу пояснил, что данный пункт не относится к материалам, которые будут использоваться в работе, поскольку в положении он звучит так: 2) в случаях, предусмотренных документацией о конкурентной закупке, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

5. Разделом 3 Документации о проведении открытого конкурса определены требования к описанию участниками закупки выполняемых работ – в заявке претендента (Приложение № 4) с приложением локального сметного расчета. Локальный сметный расчет содержится в ЕИС в числе документации по закупке.

Таким образом, положения извещения и Документации о проведении открытого конкурса, указанные выше, не позволяют потенциальным участникам закупки однозначно трактовать порядок проведения закупки и требования к заявкам, что нарушает принцип информационной открытости закупки, которым должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЛИГРО СТРОЙ» на действия заказчика торгов ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений 1-го отделения и отделения милосердия здания главного корпуса ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина (извещение № 32009457211 на сайте zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать заказчику торгов ГАУ ССО НСО БПВТ им. М.И. Калинина предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны