Решение №054/06/68-2165/2020 жалоба ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика Федерального... от 13 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/68-2165/2020

«13» ноября 2020 года                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

«.......................»

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«.......................»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

«.......................»

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

в присутствии представителя ООО ПСК «РемСтрой» - <...>(по доверенности);

в присутствии представителей Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения МВД России» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» при проведении электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ), начальная (максимальная) цена контракта 27 000 000,00 рублей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - ФКУ «ВСОУМТС МВД России») при проведении электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ).

В связи с мерами принятыми Правительством РФ, Центральным аппаратом ФАС России по нераспространению (предупреждению) короновирусной инфекции – COVID-19, особому режиму работы органов власти, заседание комиссии проходило в формате видеоконференцсвязи.

Суть жалобы заключается в следующем.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

  В соответствии с п. 3.2.1. Документации об электронном аукционе на право заключения государственного контракта: «Поставка и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ)», к участникам закупки установлено требование о наличии у участника закупки, а так же у субподрядчика (при его наличии), действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

  По мнению ООО ПСК «РемСтрой», данное требование заказчика не соответствует, действующему законодательству, согласно ст. 9 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне», отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации.

ООО ПСК «РемСтрой» утверждают, что сведениям об объекте (сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения), не отнесены Указом Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», к сведеньям составляющим государственную тайну.

По мнению ООО ПСК «РемСтрой» требование Заказчика к Поставщику о наличии действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является необоснованным, так как изготовление каркаса  сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения и его монтаж не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, так как  адрес поставки и монтажа указан в широком доступе, а именно в аукционной документации, так как информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем.

  ООО ПСК «РемСтрой» считает, что данные действия заказчика по указанию в документации требования не соответствующего, действующему законодательству, нарушают права и законные интересы участников закупки.

На жалобу       ООО ПСК «РемСтрой» от ФКУ «ВСОУМТС МВД России» поступили возражения следующего содержания.

Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ «ВСОУМТС МВД России», Заказчик) рассмотрело жалобу ООО ПСК «РемСтрой» и несогласно с доводами Заявителя по следующим основаниям.

Заказчик 23.10.2020 года разместил извещение № 0334100000220000184 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа. При осуществлении закупки Заказчик в соответствии с Законом РФ от 27.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 №            3-1), постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», Приказом МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» установил требование к лицам, осуществляющего поставку и монтаж товара, являющимся объектом закупки, о наличии у участника закупки лицензии, выданной ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно пункту 22 Указа Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» к сведениям, отнесенным к государственной тайне, относятся сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов МВД России, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, отводе земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по их созданию.

Согласно пунктам 61, 62, 63 приказа МВД России от 10.09.2018 № 580дсп «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерством внутренних дел Российской Федерации» засекречиванию подлежат сведения раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов внутренних дел, а также результаты оценки их уязвимости (головному исполнителю (поставщику) будет предоставлен Акт межведомственной комиссии по организации охраны ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России» исх. № 782/12-266с от 05.09.2017), сведения о конкретном местонахождении объектов учреждений МВД России, на которых хранится оружие, сведения об организации охраны объекта (станут доступны головному исполнителю (поставщику) при осуществлении поставки и монтажа объекта закупки, а также выполнения им гарантийных обязательств в рамках заключенного по итогам закупки государственного контракта).

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» режимные объекты - это объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования, которых установлены специальные меры безопасности. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.01.2004 г. № 3-1 приказом МВД России от 11.03.2012 №015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел РФ» утверждена Инструкция по обеспечению секретности в органах внутренних дел РФ, которой предусмотрено, что к режимным организациям относятся органы внутренних дел, допущенные к проведению секретных работ, защита государственной тайны для которых является видом основной деятельности. Режимные объекты подлежат охране, в них устанавливается пропускной режим.

Заказчик считает, что на основании лицензии ФСБ РФ № 2071 от 05.12.2017 ФКУ «ВСОУМТС МВД России» осуществляет деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности - «совершенно секретно»), а также действие данной лицензии распространяется на обособленное подразделение ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России».

Таким образом, объект закупки - сборно-разборное быстровозводимое специальное сооружение, предназначенное для хранения имущества вооружения, является режимным объектом подразделения МВД России.

Адрес поставки товара, указанный в документации об электронном аукционе, включает в себя территорию площадью 26,5 гектар, разделенную на административную, техническую и арттехнические территории. На одной из указанных территорий расположен специальный участок с усиленным режимом охраны, на котором располагаются склады вооружения и куда будет осуществлена поставка и монтаж товара.

Информация о непосредственном месторасположении и дислокации сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения в документации об электронном аукционе Заказчиком не разглашается, так как не предназначена для неограниченного круга лиц при размещении вышеуказанной документации в единой информационной системе.

Заказчик сообщает, что в ходе исполнения государственного контракта головной исполнитель (поставщик), в том числе при исполнении гарантийных обязательств будет ознакомлен со сведениями, составляющими государственную тайну (о конкретной дислокации, назначении, степени готовности, уровня защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимного объекта, а именно месторасположение хранения имущества вооружения, расстояния до периметра охраняемой территории, степени антитеррористической защищенности расположенных в непосредственной близости от режимного объекта защитных сооружений, количеством рубежей охраны и задействованными для охраны силами и средствами, пропускном режиме на охраняемой технической территории ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России»).

В рамках заключенного контракта для ознакомления с вышеуказанными сведениями Поставщик (головной исполнитель) предоставляет справку о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, от аккредитованной ФСБ России организации или имеющегося у него в штате подразделения с правом на ведение секретного делопроизводства для оформления в установленном порядке и отражения сведений, составляющих государственную тайну, с которыми ознакомится Поставщик (головной исполнитель).

В соответствии с Законом РФ от 27.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и Инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1), постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», Приказом МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» сведения о назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов отнесены к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к этим сведениям осуществляется только при наличии соответствующей лицензии.

ФКУ «ВСОУМТС МВД России» считает, что в соответствии с вышеизложенным к поставке и монтажу сборноразборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России», в связи с необходимостью ознакомления с документами, содержащими секретные сведения, допускаются участники, имеющие соответствующую лицензию ФСБ.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

23.10.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведение электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Также, в соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

В соответствии с частью 1 статьи 27 данного закона допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 4 указанного закона установлено, что перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает Президент Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Согласно пункту 15 данного перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются        Сведения   о   дислокации,   назначении,   Минатом России степени готовности  или  защищенности  режимных   МВД России объектов,  не  подпадающие   под  обязательства   Минобороны Российской     Федерации    по    международным   России договорам, о выборе, отводе земельных участков,   МПР России недр или акваторий для строительства  указанных   МЧС России объектов,   а   также    о    планируемых   или   Минэкономики проводимых  изыскательских,  проектных  и  иных   России работах по созданию этих объектов.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что лишь определенные работы в рамках данной закупки требуют наличия лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Выполнение работ, являющихся объектом закупки, предполагает ознакомление подрядчика или субподрядчика с информацией, которая подпадает под пункт 15 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного п. 15 Указа Президента РФ от 24.01.1998 № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и пункты 61, 62 приказа МВД России от 10.09.2018 г. № 580дсп «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию МВД РФ» (сведения раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности объектов ОВД,  результаты оценки их уязвимости, а также сведения о местонахождении ручного стрелкового оружия и его количестве).

Представитель заказчика на рассмотрении жалобы пояснил, что при выполнении указанных работ, исполнителю будет предоставлен доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, согласно приведенной позиции заказчика.

Согласно п. 3.2.1. документации аукциона, к участникам закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, установлены следующие требования:

1) в соответствии с Законом РФ от 27.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне», Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и инструкцией по обеспечению режима секретности в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1), Постановления Правительства РФ № 63 от 06.02.2010 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», Приказом МВД России от 31.12.2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» к поставке и монтажу сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения в рамках государственного оборонного заказа для нужд ВСБХР ФКУ «ВСОУМТС МВД России», в связи с ознакомлением с документами, содержащими секретные сведения, режимом охраны и степенью уязвимости объекта МВД России от преступных посягательств, допускаются участники, допущенные к проведению секретных работ, т.е. имеющие лицензию, выданную ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2018) и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 (ред. от 06.10.2017) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" к монтажу пожарной сигнализации, систем оповещения, эвакуации при пожаре и её интегрированию с имеющейся у Заказчика системой, допускаются участники, допущенные к проведению работ, т.е. имеющие лицензию, выданную МЧС России на осуществление следующих видов работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о неправомерности требования заказчика о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также её предоставления в составе второй части заявки. Стоит отметить, что при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика. При этом субподрядчики, которых привлечет победитель закупки, обязаны отвечать требованиям законодательства РФ, в том числе иметь лицензии. Заказчик вправе установить в проекте контракта требование о том, чтобы лицензия была у исполнителей, которые выполнят работы в качестве субподрядчика.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика, установившего в документации об аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, жалоба ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика – ФКУ «ВСОУМТС МВД России» при проведении электронного аукциона № 0334100000220000184 признается обоснованной.

При проведении внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ) Комиссия Новосибирского УФАС России иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявила.Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ст. 22, ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО ПСК «РемСтрой» на действия заказчика Федерального казенного учреждения «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» при проведении электронного аукциона № 0334100000220000184 на поставку и монтаж сборно-разборного быстровозводимого специального сооружения, предназначенного для хранения имущества вооружения (Поставка ВВСТ и ВТИ в рамках ГОЗ в ЦО ГПВ) обоснованной;
  2. Признать заказчика ФКУ «ВСОУМТС МВД России» нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать заказчику и комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок;
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны