Решение №054/06/33-1836/2019 жалобы OOO «УралСтрой», ООО «Контракт» на действия заказчика... от 24 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1836/2019

24 сентября 2019 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Алышова А.Е.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от заказчика ФИЦ ФТМ: … (по доверенности), …. (по доверенности),

в отсутствие представителей:

от подателей жалоб – OOO «УралСтрой», ООО «Контракт» (уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев жалобы OOO «УралСтрой», ООО «Контракт» на действия заказчика - ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001219000111 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений столовой, начальная (максимальная) цена контракта 10 626 938 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратились OOO «УралСтрой», ООО «Контракт» с жалобами на действия заказчика - ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001219000111 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений столовой.

Суть жалобы ООО «УралСтрой» заключается в следующем.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)  в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата и время начала подачи заявок - 11.09.2019 11:46.

Следовательно, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе должен был быть установлен не ранее чем на 18.09.2019 23:59.

Вместе с тем, заказчиком установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок - 18.09.2019 10:00.

2. Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ от 01.05.2019 N 71-ФЗ внесены изменения в ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми слова «в виде фиксированной суммы, определенной в…» исключены. Начало действия указанной редакции Закона о контрактной системе – 01.05.2019.

Вместе с тем, согласно п. 8.5 проекта контракта за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке.

ФИЦ ФТМ в возражениях на жалобу ООО «УралСтрой» сообщило следующее.

1. В действиях заказчика не было умысла по сокращению сроков подачи заявок на участие в аукционе. Извещение о закупке, сформированное заказчиком, было направлено для размещения в единой информационной системе 10.09.2019.

2. Слово фиксировать определяется как окончательно устанавливать. Заказчиком пп. а) п. 8.5 установлена сумма штрафа размером 1000 рублей; пп. б) п. 8.5 установлена сумма штрафа размером 5000 рублей. Следовательно, указанные суммы являются фиксированными, т.е. окончательно установленными и не подлежат изменению.

Таким образом, заказчик полагает, что им не нарушены положения ст. 34 Закона о контрактной системе.

Изучив представленные материалы и доводы сторон в отношении жалобы ООО «УралСтрой», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе  в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время начала подачи заявок - 11.09.2019 11:46.

Исходя из вышеуказанной нормы, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе должен был быть установлен не ранее чем на 18.09.2019 23:59.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона в нарушение ч. 2 ст. 63 установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок - 18.09.2019 10:00. Довод жалобы нашел подтверждение.

2. В частях 5, 8 ст. 34 действующей редакции Закона о контрактной системе (начало действия редакции - 01.05.2019) слова «в виде фиксированной суммы, определенной» отсутствуют.

Между тем, в п. 8.5 проекта контракта указано, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке. Следовательно, положения проекта контракта не соответствуют ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.

Суть жалобы ООО «Контракт» заключается в следующем.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе  в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата и время начала срока подачи заявок - 11.09.2019 11:46.

Следовательно, окончание срока подачи заявок на участие в аукционе должно было быть установлено не ранее чем на 18.09.2019 23:59.

Вместе с тем, заказчиком установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок - 18.09.2019 10:00.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 20.09.2019.

Однако, по мнению подателя жалобы, заказчик имеет право проводить аукцион только 18.09.2019 в 14:00.

3. Согласно ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Вместе с тем, согласно п. 7 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

4. В документации об аукционе, в описании объекта закупки в части требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, отсутствует требование к цвету поставляемых товаров и материалов, что, по мнению подателя жалобы, является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Позиция 12 описания объекта закупки - плитка керамическая (цвет – по согласованию с заказчиком).

Позиция 16 описания объекта закупки - керамогранит (цвет – по согласованию с заказчиком).

5. Податель жалобы полагает, что требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, сформированы с нарушением Закона о контрактной системе.

Плиты гипсовые для перегородок (размер  667x500x100 мм: соответствие).

Смесь штукатурная (расход при нанесении слоя 10 мм: 8,5 кг/м2: соответствие).

Мармит 2-х блюд (температура воздуха в ванне, °С,+85: соответствие).

6. Положения проекта контракта не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ.

7. Проект контракта не предусматривает размер штрафа в случае неисполнения исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения.

8. Пунктом 10.5 проекта контракта установлено, что если, по мнению сторон, исполнение контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту по согласованию сторон и при наличии документов, указанных в п. 10.3 контракта, может быть продлен соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий.

Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта допускается только в определенных указанной статьей случаях, вместе с тем, изменение срока исполнения обязательств в данном перечне отсутствует.

ФИЦ ФТМ в возражениях на жалобу ООО «Контракт» сообщило следующее.

1. В действиях заказчика не было умысла по сокращению сроков подачи заявок на участие в аукционе. Извещение о закупке, сформированное заказчиком, было направлено для размещения в единой информационной системе 10.09.2019.

2. Сроки проведения закупки сформированы с учетом требований ч. 6 ст. 68 Закона о контрактной системе, согласно которой днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе, что соответствует срокам, установленным заказчиком в пунктах 10 и 11 информационной карты документации: дата окончания срока рассмотрения заявок - 19.09.2019; дата проведения аукциона - 20.09.2019.

3. Смета сформирована заказчиком на основании ведомости объемов работ на выполнение работ по капитальному ремонту помещений столовой. Таким образом, документация не подпадает под действие части 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, а требования к содержанию и составу первой части заявки правомерны и установлены на основании п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

4. Заказчиком представлены все исчерпывающие характеристики по позициям «Плитка керамическая», «Керамогранит», при этом, указано, что выбор цвета будет согласован с заказчиком.

Всеми участниками аукциона были представлены характеристики по позициям «Плитка керамическая», «Керамогранит», в том числе, «Цвет по согласованию с заказчиком».

5. Все участники аукциона представили информацию о соответствии «Плит гипсовых», указанный размер плит является легкодоступным для приобретения подрядчиками и не может препятствовать выполнению работ по контракту.

Все участники аукциона сформировали информацию о соответствии «Смеси штукатурной», указанная в описании объекта закупки характеристика смеси штукатурной является общепринятой технической характеристикой смеси штукатурной для приобретения подрядчиками и не может препятствовать выполнению работ по контракту.

Все участники аукциона представили информацию о соответствии «Мармит 2-х блюд», указанная в описании объекта закупки характеристика является общепринятой технической характеристикой товара мармит 2-х блюд, не препятствует приобретению подрядчиками и не может препятствовать выполнению работ по контракту.

6. Пунктами 1.2, 13.1 проекта контракта установлен срок выполнения работ - по 20 декабря 2019. Пунктом 6.1 проекта контракта определен срок, в течение которого заказчик приступает к приемке выполненных работ: не позднее чем через 5 (пять) рабочих дней после получения письменного сообщения подрядчика о готовности к сдаче законченного объекта. Таким образом, проектом контракта определен порядок и сроки приемки выполненных работ.

7. Данная закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства, заказчиком в соответствии с вышеуказанными нормативными актами в разделе 8 проекта контракта документации пунктом 8.4 установлен размер штрафа.

8. Заказчик полагает, что раздел 10 проекта контракта, который устанавливает порядок действий сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, не противоречит нормам Закона о контрактной системе, а также Гражданского кодекса РФ

Изучив представленные материалы и доводы сторон в отношении жалобы ООО «Контракт», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе  в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время начала срока подачи заявок - 11.09.2019 11:46.

Исходя из вышеуказанной нормы, окончание срока подачи заявок на участие в аукционе должно было быть установлено не ранее чем на 18.09.2019 23:59.

Однако в извещении о проведении электронного аукциона в нарушение ч. 2 ст. 63 установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок - 18.09.2019 10:00. Довод жалобы нашел подтверждение.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом, электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что при проведении данной закупки заказчиком в документацию об электронном аукционе не включалась проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчиком правомерно установлена дата проведения электронного аукциона на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Довод жалобы не нашел подтверждения.

3. Согласно п.7 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что при проведении данной закупки заказчиком в документацию об электронном аукционе не включалась проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, требование о представлении в составе первой части заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) является правомерным. Довод жалобы не нашел подтверждения.

4.  По позициям 12, 16 установлено следующее: плитка керамическая (цвет – по согласованию с заказчиком); керамогранит (цвет – по согласованию с заказчиком).

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанные характеристики описания объекта закупки не позволяют однозначно определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, поскольку такие характеристики не являются конкретными показателями товара, что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы нашел подтверждение.

5. Согласно описанию объекта закупки при выполнении работ необходимо использовать товара (материалы) со следующими характеристиками:

Плиты гипсовые для перегородок (размер  667x500x100 мм: соответствие).

Смесь штукатурная (расход при нанесении слоя 10 мм: 8,5 кг/м2: соответствие).

Мармит 2-х блюд (температура воздуха в ванне, °С,+85: соответствие).

Комиссия Новосибирского УФАС  России полагает, что установление требований к характеристикам товаров (материалов) в виде безальтернативных значений ограничивает возможность предложения товаров (материалов) с улучшенными характеристиками, что, в свою очередь, может привести к ограничению количества участников закупки. Заказчиком нарушен п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы нашел подтверждение.

6. Пунктами 1.2, 13.1 проекта контракта установлен срок выполнения работ – по 20 декабря 2019г. Пунктом 6.1 проекта контракта определен срок, в течение которого заказчик приступает к приемке выполненных работ - не позднее чем через 5 (пять) рабочих дней после получения письменного сообщения подрядчика о готовности к сдаче законченного объекта. В пункте 5.4 проекта контракта указан порядок действий сторон в случае обнаружения заказчиком недостатков в выполненных работах, а именно, сторонами в течение 5 (пяти) рабочих дней составляется двусторонний акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. После подписания данного двустороннего акта подрядчик обязан в согласованный сторонами срок своими силами и без увеличения цены контракта, установленной в п.3.1 проекта контракта, переделать работы для устранения недостатков выполненных работ и обеспечения их надлежащего качества. В случае отсутствия недостатков в выполненных работах, обнаруженных Заказчиком, им осуществляется подписание акта выполненных работ.

Таким образом, проектом контракта разделами 5, 6 определен порядок и сроки приемки выполненных работ, разделом 3 установлен порядок и срок оплаты. Данный довод жалобы не нашел подтверждения.

7.  Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в проекте контракта отсутствует порядок определения размера штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, предусмотренный п. 6 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

Заказчиком нарушены положения ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.

8. По мнению комиссии Новосибирского УФАС России, положения п. 10.5 проекта контракта, в соответствии с которыми при наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий, не противоречат действующему законодательству. Данный довод жалобы не подтвержден.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, выявлены иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При изучении описания объекта закупки Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что к ряду товаров (материалов) заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, (плиты гипсовые: плотность не менее 1250 кг/м; шпатлевка: морозостойкость не менее 50 циклов и др.). При этом, в инструкции по заполнению первой части заявки указано, что участник закупки должен указать конкретное значение, не допускается использовать слова «не более», «не менее» и т.д.

Таким образом, заказчиком нарушена ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на участие в данном электронном аукционе было подано 5 заявок (все заявки были допущены к участию в электронном аукционе). При проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 19,69 %.

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание тот факт, что допущенные нарушения в данном случае не повлекли ущемления прав и законных интересов участников закупки, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику предписание об отмене результатов данного электронного аукциона.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99  Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УралСтрой» на действия заказчика - ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001219000111 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений столовой обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика - ФИЦ ФТМ при проведении электронного аукциона № 0351100001219000111 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений столовой частично обоснованной.  

3. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 33, ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны