Решение №054/01/18.1-2019/2023 в отношении Министерство природных ресурсов и экологии Новос... от 11 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2019/2023

11 октября 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>;

рассмотрев посредством ВКС жалобу акционерного общества «Новосибирский картонно-бумажный комбинат» (далее – АО «Новосибирский КБК») (вх. № 18059-ЭП/23 от 02.10.2023 г., № 18309-ЭП/23 от 05.10.2023 г.) на действия организатора торгов Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 (далее – Аукцион) (извещение № 22000123290000000036, лот №1, на сайте <...>),

в присутствии представителя АО «Новосибирский КБК» - <...> (представитель по доверенности от 10.10.2023 г.),

в присутствии представителей Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области – <...>(представитель по доверенности № 368 от 09.10.2023 г.), <...> (представитель по доверенности № 369 от 09.10.2023 г.),

в присутствии представителя ООО «Сибирский причал» - <...> (представитель по доверенности от 28.12.2022 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба АО «Новосибирский КБК» (вх. № 18059-ЭП/23 от 02.10.2023 г., № 18309-ЭП/23 от 05.10.2023 г.) на действия организатора торгов Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 (далее – Аукцион) (извещение № 22000123290000000036, лот №1, на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

Победителем признан гражданин <...>

Гражданин <...> предложил цену 12 034 105,60 руб., которая в 14,6 раз превысила цену, предложенную предыдущим участником, и более чем в 438 раз превысила установленный шаг аукциона (экономически обоснованной причины у этого действия нет).

Согласно абз. 3 п. 8.2 Порядка и условий проведения открытого аукциона (утвержденного приказом Минприроды НСО от 21.07.2023 №881-НПА) Участник аукциона при проведении аукциона вправе предлагать более высокую цену аукциона, равную либо кратную величине шага аукциона.

Указанное правило следовало из п. 44 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 № 230, которое          указано в извещении (<...>).

Вместе с тем, за полторы недели до даты окончания приема заявок указанное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона». Пункт 43 действующего постановления предусматривает, что Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона».

Вместе с тем, организатор, имея возможность внести изменения в аукционную документацию в части приведения редакции абз. 3 п.8.2 Порядка и условий проведения открытого аукциона в соответствие с действующим постановлением этого не сделал, чем нарушил действующий порядок проведения аукциона и права Заявителя.

В результате резкого поднятия размера ценового предложения (предложенная <...> цена в 14,6 раз превысила цену, предложенную предыдущим участником) заявитель лишился возможности предложить цену до обозначенных в доверенности 11 млн. руб. Тем самым лишился возможности, как минимум, претендовать на статус участника предложившего предпоследнюю цену.

Кроме того, нарушение действующего порядка проведения аукциона создали предпосылки для реализации незаконной схемы при проведении аукциона.

Так, участники ООО «Сибирский причал» и ООО «Сибирский песок» - аффилированные лица (<...> и <...> являются участниками в обеих организациях). Кроме этого, директор ООО «Сибирский причал» <...> являлся генеральным директор АО «НОВОСИБРЕЧПОРТ», а гражданин <...> являлся акционером АО «НОВОСИБРЕЧПОРТ» (ранее и генеральным директором).

У представителей участников ООО «Авангард» и АО «Новосибирский КБК» существовали ограничения на размер ценовых предложений 5 млн. руб. и 11 млн. руб. соответственно.

Согласно п. 10.3 Аукционной документации, если победитель отказывается от заключения договора, договор заключается с участником, предложившим вторую (по величине) после него цену.

Следовательно, если <...> уклонится от заключения договора, основным выгодоприобретателем от этого будет ООО «Сибирский причал». В этом случае действия <...> будут свидетельствовать о признаках реализации незаконной схемы направленной на «победу» ООО «Сибирский причал» и на препятствование подачи новых ценовых предложений ООО «Авангард» и АО «Новосибирский КБК».

Обращаем внимание, что реализация указанной незаконной схемы не только причинит вред добросовестным участника аукциона, но и нанесет ущерб бюджету в виде разницы между ценой, возможности предложить которую были лишены добросовестные участники и ценой, по которой формально право на заключение договора перейдет к ООО «Сибирский причал».

Кроме того, увеличение участником цены, даже если исходить из недействующих правил, должно быть равным или кратным шагу аукциона.

Перед увеличением до 12 034 105,60 руб. ценовое предложение составляло                 844 947,81 руб. Значит, увеличение, предложенное <...>, составило 11 189157, 79.

Кратность определяется путем деления этой суммы на шаг аукциона и составляет: 11 189 157, 79 : 25 604,48 = 437,000001171. Вместе с тем, кратность выражается целым числом. Величина кратности шага аукциона «в 437 раз» выражается следующим образом: 25 604 ,48 х 437 - 11 189 157, 76.

Тем самым с учетом предпоследнего ценового предложения ценовое предложение с увеличением кратным шагу аукциона «в 437 раз» должно было составить 844947,81 + 11 189 157, 76 = 12 034105, 57, что отличается от предложенной <...> цены.

Таким образом, организатор торгов нарушил порядок проведения аукциона и права участников.

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области представило следующие возражения на жалобу.

Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – министерство) возражает против доводов, приведенных АО «Новосибирский КБК» в жалобе по следующим основаниям.

1. АО «Новосибирский КБК» заявляет, что «организатор торгов, имея возможность внести изменения в аукционную документацию в части приведения редакции абз. 3 п. 8.2 Порядка и условий проведения открытого аукциона в соответствие с действующим постановлением этого не сделал, чем нарушил действующий порядок проведения аукциона и права Заявителя».

Министерство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ осуществляет исполнение переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса РФ.

Права пользования водными объектами на основании договоров водопользования предоставляются министерством в заявительном порядке.

14.06.2023 (вх. № 5687/37) в министерство поступило Заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование (далее – Заявление) от ООО «Сибирский причал» с целью использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2.

Заявление было рассмотрено министерством в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», действующим на момент подачи Заявления.

При рассмотрении заявления министерством было установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона и начата процедура подготовки к проведению аукциона, о чем ООО «Сибирский причал» проинформирован письмом от 28.06.2023 № 8746-16/37.

За период с 03.07.2023 по 18.07.2023 получены согласования условий использования водного объекта с ФБУ «Администрация Обь-Иртышводпуть», администрацией Новосибирского района Новосибирской области и администрацией Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с пунктом 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230.

Приказом министерства от 21.07.2023 № 881-НПА «О проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь» утверждены Порядок и условия проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь (далее – аукционная документация).

Аукционная документация подготовлена в соответствии с действующими на 21.07.2023 Водным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Дата проведения аукциона определена министерством на 21.09.2023 исходя из требований:

- подпункта б) пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230: «Не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение и документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу <...>»;

- пункта 20 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1025: «В случае подачи заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования для использования акватории водного объекта, за исключением случаев, установленных пунктами 1 или 3 части 2 статьи 11, а также статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган начинает подготовку к проведению аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, срок проведения которого без учета обстоятельств, препятствующих проведению аукциона (обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), составляет не более 90 дней с даты информирования заявителя о необходимости заключения договора водопользования по результатам аукциона».

Аукционная документация и Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 (далее – Аукцион) было размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора водопользования по адресу <...> 21.07.2023 (извещение № 22000123290000000036, лот №1).

Организатор аукциона по собственной инициативе или в соответствии с запросом заявителя вправе внести изменения в документацию не позднее 30 дней до окончания срока подачи заявок (п. 24 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230).

Вступившее в силу с 01.09.2023 постановление Правительства РФ от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» не содержит требований (обязательств) по внесению изменений в Аукционную документацию в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

2.  АО «Новосибирский КБК» заявляет, что «в результате резкого поднятия размера ценового предложения (предложенная <...> цена в 14,6 раз превысила цену, предложенную предыдущим участником) заявитель лишился возможности предложить цену до обозначенных в доверенности 11 млн. руб. Тем самым лишился возможности, как минимум, претендовать на статус участника предложившего предпоследнюю цену».

К Аукциону были допущены и участвовали 5 Участников:

Номер 1 – гражданин РФ <...>;

Номер 2 – ООО «Сибирский причал»;

Номер 3 – ООО «Сибирский песок»;

Номер 4 – ООО «АВАНГАРД»;

Номер 5 – АО «Новосибирский КБК».

Аукцион проводился путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона". В соответствии с абзацем 3 пункта 8.2 Аукционной документации, участник аукциона при проведении аукциона вправе предлагать более высокую цену аукциона, равную либо кратную величине шага аукциона.

Согласно «Ведомости прохождения шагов аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2» АО «Новосибирский КБК» (участник № 5) на первом шаге, равном начальной цене предмета Аукциона, предложил указанную цену.

Иных  предложений  от  АО «Новосибирский КБК»,  за время прохождения 24-ех шагов аукциона (до момента предложения гражданином РФ <...> более высокой цены предмета Аукциона), не поступало.

От ООО «Сибирский песок» (участник № 3) предложений по цене предмета Аукциона не поступало.

Остальные участники принимали активное участие в прохождении шагов Аукциона.  

3. АО «Новосибирский КБК» заявляет, что нарушение действующего порядка проведения аукциона создали предпосылки для реализации незаконной схемы при проведении аукциона.

Так, участники ООО «Сибирский причал» и ООО «Сибирский песок» - аффилированные лица (<...> и <...> являются участниками в обеих организациях). Кроме этого, директор ООО «Сибирский причал» <...>являлся генеральным директор АО «НОВОСИБРЕЧПОРТ», а гражданин <...> являлся акционером АО «НОВОСИБРЕЧПОРТ» (ранее и генеральным директором).

В соответствии с положениями пункта 1.7 Аукционной документации и подпункта д) пункта 25 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 организатор аукциона устанавливает требования к заявителям, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона, в том числе отсутствие информации о заявителе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.

Реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования размещен в сети Интернет по ссылке <...>.

В результате проведенной министерством проверки было выявлено, что информация о заявителях: гражданине РФ <...>, ООО «Сибирский причал», ООО «Сибирский песок», ООО «АВАНГАРД», АО «Новосибирский КБК» в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования отсутствует.

Проведение проверки аффилированности заявителей и участников Аукциона не входит в обязанности организатора Аукциона и Аукционной комиссии.

4. АО «Новосибирский КБК» заявляет, что «увеличение участником цены, даже если исходить из недействующих правил, должно быть равным или кратным шагу аукциона.

Перед увеличением до 12 034 105,60 руб. ценовое предложение составляло 844 947,81 руб. Значит, увеличение, предложенное <...>, составило 11 189157, 79.

Кратность определяется путем деления этой суммы на шаг аукциона и составляет: 11 189 157, 79 : 25 604,48 = 437,000001171. Вместе с тем, кратность выражается целым числом. Величина кратности шага аукциона «в 437 раз» выражается следующим образом: 25 604,48 х 437 - 11 189 157, 76.

Тем самым с учетом предпоследнего ценового предложения ценовое предложение с увеличением кратным шагу аукциона «в 437 раз» должно было составить 844947,81 + 11 189 157, 76 = 12 034105, 57, что отличается от предложенной <...> цены.

Таким образом, организатор торгов нарушил порядок проведения аукциона и права участников».

В соответствии с положениями абзаца 3 пункта 8.2 Аукционной документации и пункта 44 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, участник аукциона при проведении аукциона вправе предлагать более высокую цену аукциона, равную либо кратную величине шага аукциона (далее – условия).

«Шаг» аукциона составляет (10% начальной цены предмета Аукциона) – 25 604 (двадцать пять тысяч шестьсот четыре) рубля 48 копеек.

В процессе проведения Аукциона пройдено 24 шага с размером цены предмета Аукциона 844 947 (восемьсот сорок четыре тысячи девятьсот сорок семь) рублей 81 копейка, предложенной участником Аукциона с № 1 - гражданином РФ <...> 

На 25 шаге этим же участником предложена более высокая цена предмета Аукциона в размере 12 034 105 (двенадцати миллионов тридцати четырех тысяч ста пяти) рублей 60 копеек. Предложенная цена предмета Аукциона отвечает условиям в полном объеме, так как кратна величине шага аукциона: 12 034 105,60/25 604 ,48=470.

При троекратном объявлении значения данной цены предмета Аукциона никто из остальных участников Аукциона не предложил более высокую цену предмета Аукциона.

Аукционной комиссией принято решение признать победителем Аукциона  гражданина РФ <...>., участвовавшего в Аукционе под регистрационным номером 1 и предложившего цену предмета Аукциона в размере 12 034 105 (двенадцати миллионов тридцати четырех тысяч ста пяти) рублей 60 копеек, и заключить с победителем Аукциона договор водопользования по указанной цене.

Таким образом, действия министерства по порядку и условиям проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 являются обоснованными и соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации.

ООО «Сибирский причал» представило следующие возражения на жалобу.

Закупка прошла 21.09.2023. Согласно Информации о результатах аукциона №2200012329000000003600102 (далее - Аукцион) победителем признан гражданин <...>, а участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене, являлось ООО «Сибирский причал».

1.         В жалобе АО «Новосибирский КБК» ссылается на тот факт, что «в результате резкого поднятия размера ценового предложения (предложенная <...> цена в 14,6 раз превысила цену, предложенную предыдущим участником) он лишился возможности, как минимум, претендовать на статус участника предложившего предпоследнюю цену».

Согласно Ведомости прохождения шагов аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, АО «Новосибирский КБК» предложило самую низку цену предмета Аукциона, т.е. хотело приобрести предмет Аукциона за начальную цену 256 044 (двести пятьдесят шесть тысяч сорок четыре) рубля 77 копеек. Хотя как следует из жалобы самого Заявителя, он мог предложить «цену до обозначенных в доверенности 11 млн.». Между тем, на протяжении всего Аукциона АО «Новосибирский КБК» ни разу не предложило цену выше начальной, имея для этого все возможности, что свидетельствует о пассивном поведении Заявителя и его формальном участии в данном Аукционе.

Как указано в п. 43 Постановления Правительства РФ от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (вместе с «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на...», на которое ссылается Заявитель, аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона».

Соответственно, исходя из вышеуказанных положений, права и законные интересы АО «Новосибирский КБК» нарушены не были, поскольку Заявитель на протяжении всего Аукциона не проявил никакой заинтересованности в достижении результата (заключение договора), не стремился предложить более высокую цену, чем другие участники Аукциона, хотя имел возможность предложить цену до 11 000 000 (одиннадцать миллионов) рублей.

Также Заявитель в жалобе указывает, что в случае уклонения <...> от заключения договора, это будет свидетельствовать о признаках реализации незаконной схемы направленной на «победу» ООО «Сибирский причал» и на препятствование подачи новых ценовых предложений добросовестными участниками Аукциона - ООО «Авангард» и АО «Новосибирский КБК».

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Суть аукциона заключается именно в том, что каждый из участников имеет право предлагать цену, выше предыдущей и выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Основополагающим принципом проведения аукциона является принцип состязательности между участниками.

В данном случае сам Заявитель является недобросовестным участником, поскольку АО «Новосибирский КБК» не только не было нацелено на активное участие в аукционе, о чем говорит единственное предложение самой низкой цены со стороны Заявителя за все время Аукциона, но и стремиться своими действиями нарушить права и законные интересы ООО «Сибирский причал», которое сделало предпоследнее предложение о цене (819 343 рублей 33 копейки), хотя АО «Новосибирский КБК» могло предложить цену намного выше 819 343 рублей 33 копеек и тем самым претендовать на статус участника предложившего предпоследнюю цену.

Действия АО «Новосибирский КБК» направлены также на нарушение основополагающего принципа проведения аукциона и тем самым на ограничение конкуренции между участниками Аукциона.

Кроме того, АО «Новосибирский КБК» с одной стороны принимает участие в данном Аукционе, а с другой стороны 18.09.2023 г. подает исковое заявление о признании незаконным и отмене приказа Министерства природных ресурсов и экологии Новосибисркой области от 21.07.2023г. №881-НПА о проведении данного Аукциона, что также свидетельствует о недобросовестном поведении АО «Новосибирский КБК».

Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении порядка проведения Аукциона, а направлены лишь на формальное обжалование его результатов с целю нарушения прав и законных интересов других участников, в том числе ООО «Сибирский причал».

2. Обращение АО «Новосибирский КБК» является прямым злоупотреблением правом, поскольку АО «Новосибирский КБК» на данной акватории осуществляет незаконный водозабор и сброс воды, то есть без оформления договора водопользования, поскольку только вначале сентября АО «Новосибирский КБК» подали заявку на участие в данном Аукционе на приобретение права на заключение договора водопользования.

АО «Новосибирский КБК» действиями по подаче жалобы стремиться скрыть свои нарушения, затянуть или вовсе не допустить заключения с победителем Аукциона договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2, поскольку на данный момент торги до рассмотрения жалобы приостановлены.

Таким образом, целью подачи данной жалобы является не защита прав и законных интересов, а создание препятствий в заключении и регистрации договора водопользования с победителем Аукциона.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Действующим до 01.09.2023 года законодательством было установлено два порядка заключения договора водопользования: по результатам проведения аукциона, утвержденным постановлением Правительства РФ № 230, и без проведения аукциона, утвержденным постановлением Правительства РФ № 165.

Договор водопользования заключается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства № 165, в случае обращения с заявлением о заключении договора собственника уже существующего, построенного объекта недвижимости, расположенного в части водной акватории, в целях эксплуатации такого объекта.

Согласно абз. 4 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230, утративших силу с 01.09.2023 г., физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

14.06.2023 (вх. № 5687/37) в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области от ООО «Сибирский причал» поступило Заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование (далее – Заявление) с целью использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2.

Согласно абз. 7 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230, если при рассмотрении заявления установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, начинается процедура подготовки к проведению аукциона, о чем организатор аукциона информирует заявителя в течение 15 дней с даты поступления его заявления.

28.06.2023 Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области письмом № 8746-16/37 от 28.06.2023 сообщило ООО «Сибирский причал» о том, что в соответствии с пунктами 1 и 2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230, право на заключение договора водопользования в части использования указанного участка акватории должно быть приобретено на аукционе.

Согласно п. «б» абз. 8 Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230, не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение и документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу <...> (далее - официальный сайт). Информация о проведении аукциона, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

21.07.2023 Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области в ГИС Торги разместило извещение № 22000123290000000036 о проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 (лот № 1) (далее – Аукцион) (извещение № 22000123290000000036, лот №1, на сайте <...>).

Дата и время начала подачи заявок - 21.07.2023 14:00 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок - 12.09.2023 10:00 (МСК+4).

Дата проведения торгов - 21.09.2023 10:00 (МСК+4).

Начальная цена - 256 044,77 руб.

Согласно журналу регистрации заявок на участие в открытом аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования были поданы следующие заявки:

- 01.09.2023 в 11 час 43 мин – подана заявка ООО «Авангард»;

- 01.09.2023 в 14 час 54 мин подана заявка ООО «Сибирский причал»;

- 04.09.2023 в 09 час 41 мин подана заявка АО «Новосибирский КБК»;

- 07.09.2023 в 14 час 24 мин подана заявка ООО Сибирский песок»;

- 11.09.2023 в 12 час 30 мин подана заявка <...>

Согласно п. 4 протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 01-23-1 от 13.09.2023, всего на участие в рассматриваемом аукционе было подано 5 заявок:

– гражданин РФ <...>;

– ООО «Сибирский причал»;

– ООО «Сибирский песок»;

– ООО «АВАНГАРД»;

– АО «Новосибирский КБК».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 01-23-1 от 13.09.2023, все заявки были допущены до участия в торгах.

Прохождение шагов аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 было следующим.

 

№  шага

Цена предмета аукциона, рублей

Номер Участника аукциона, поднявшего табличку первым

№  шага

Цена предмета аукциона, рублей

Номер Участника аукциона, поднявшего табличку первым

 

 

1

256044,77

5

14

588903,01

2

 

 

2

281649,25

2

15

614507,49

2

 

 

3

307253,73

1

16

640111,97

4

 

 

4

332858,21

4

17

665716,45

2

 

 

5

358462,69

2

18

691320,93

4

 

 

6

384067,17

2

19

716925,41

2

 

 

7

409671,65

2

20

742529,89

4

 

 

8

435276,13

4

21

768134,37

2

 

 

9

460880,61

2

22

793738,85

4

 

 

10

486485,09

2

23

819343,33

2

 

 

11

512089,57

4

24

844947,81

1

 

 

12

537694,05

2

25

12034105,60

1

 

 

13

563298,53

4

     

Согласно протоколу № 01-23-2 от 21.09.2023 г. заседания аукционной комиссии по проведению открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь от 21.09.2023 г., победителем аукциона был признан участник под номером 1 - <...>, предложившего цену предмета аукциона в размере 12 034 105 руб. 60 коп.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 21.09.2023 № 15164-16/37 <...> был уведомлен о том, что он признан победителем аукциона и ему направлены два экземпляра договора водопользования для его подписания; в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона <...> необходимо представить в министерство подписанный договор водопользования (в двух экземплярах) и документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона.

27.09.2023 Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области направило в адрес Федерального агентства водных ресурсов письмо № 15443-16/37 от 2.09.2023) о включении <...> в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования на основании ч.ч. 3, 4 ст. 36.1 Водного кодекса РФ в связи с неподписанием <...> договора и неоплатой предмета аукциона.

27.09.2023 Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области предложило ООО «Сибирский причал» заключить договор водопользования по цене предмета аукциона в размере 819 343 руб. 33 коп.

Относительно довода подателя жалобы о возможности внесения организатором торгов изменений в порядок проведения торгов в части отмены условия о том, что участники аукциона при проведении аукциона вправе предлагать более высокую цену предмета аукциона, равную либо кратную величине «Шага» аукциона (абз. 44 правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230) на условие о том, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона» (абз. 43 правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2022 № 2378), установлено следующее.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2022 № 2378 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г. У организатора торгов отсутствовала обязанность по внесению изменений порядка организации и проведения торгов в данной части.

Кроме того, подателем жалобы не представлено сведений, подтверждающих факт нарушения прав и (или) законных интересов подателя жалобы невнесением изменений в порядок проведения торгов в этой части, так как податель жалобы не был лишен возможности предложить более высокую цену предмета аукциона, кратную величине «Шага» аукциона.

Относительно довода подателя жалобы о том, что кратность шага победителя торгов составила 437,000001171, вместо целого числа, что нарушает порядок проведения торгов, установлено следующее.

Начальная цена - 256 044,77 руб.

Шаг аукциона - 25 604,48 руб. (10,00 %). Таким образом, организатор торгов округлил до десятых сумму после запятой. Указанное не запрещено действующим законодательством.

То есть, с учетом округления по математическим правилам до сотых, размер шага аукциона является обоснованным и не противоречит правилам проведения аукциона.

Таким образом, кратность шага аукциона победителя торгов в размере 437,000001171 вместо 437 образовалась вследствие округления организатором торгов размера шага аукциона до десятых после запятой.

Указанное обстоятельство не являлось скрытым, проявляющимся только при злоупотреблении заказчиком  своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемый при общей проверке закупочной документации на предмет её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках, а являлось явным и не могло не быть обнаружено подателем жалобы при изучении им извещения и документации.

Подателем жалобы указанное обстоятельство на стадии подачи заявки не обжаловалось.

Кроме того, подателем жалобы также не представлено сведений, подтверждающих факт нарушения его прав и (или) законных интересов вследствие кратности шага аукциона победителя торгов в размере 437,000001171, являющегося следствием округления организатором торгов размера шага аукциона до десятых после запятой.

Кроме того, касательно довода подателя жалобы о том, что шаг <...> в размере 12034105,60 руб. был засчитан организатором торгов неправомерно Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

Согласно п. 44 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, участник аукциона при проведении аукциона вправе предлагать более высокую цену аукциона, равную либо кратную величине шага аукциона.

«Шаг аукциона», как установлено ранее, правомерно определен в размере 25 604,48 руб.

Цена, предложенная <...> – 12034105,60 руб. кратна (делится без остатка) шагу аукциона: 12034105,60/25 604,48=470.

В части довода подателя жалобы о допуске организатором торгов к участию в аукционе аффилированных лиц, установлено следующее.

Понятие аффилированности раскрыто в статье 53.2 Гражданского кодекса РФ: В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 не установлен императивный запрет на участие в торгах аффилированных лиц, таким образом установление факта аффилированности не является обязательным для организатора торгов.

Довод подателя жалобы о том, что победителю торгов стало известно о том, что у представителей участников ООО «Авангард» и АО «Новосибирский КБК» существовали ограничения на размер ценовых предложений 5 млн. руб. и 11 млн. руб. соответственно из протокола регистрации представителей заявителей, уполномоченных на участие в открытом аукционе от 21.09.2023, не находит своего подтверждения на момент рассмотрения жалобы.

Таким образом, в действиях организатора торгов Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 (далее – Аукцион) (извещение № 22000123290000000036, лот №1, на сайте <...>) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Довод о реализации незаконной схемы при проведении торгов участниками ООО «Сибирский причал», ООО Сибирский песок», <...> не может быть проверен в рамках процедуры, предусмотренной исключительно для рассмотрения жалоб. При этом осуществить необходимый комплекс мероприятий, направленных на оценку данного довода возможно в рамках рассмотрения в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу акционерного общества «Новосибирский картонно-бумажный комбинат» (вх. № 18059-ЭП/23 от 02.10.2023 г., № 18309-ЭП/23 от 05.10.2023 г.) на действия организатора торгов Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования в части использования участка акватории р. Обь, расположенного у правого берега на расстоянии от 2933,3 км до 2934,1 км от устья р. Обь, около 2 км от п. Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,01904 км2 (далее – Аукцион) (извещение № 22000123290000000036, лот №1, на сайте<...>) необоснованной;

2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения данных материалов на предмет наличия нарушений законодательства о защите конкуренции.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны