Решение №054/07/18.1-271/2019 жалоба ООО «Бутик кейтеринг» на действия заказчика торгов С... от 28 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
№ 054/07/18.1-271/2019
28 февраля 2019 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Филатьева И.Е. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Бутик кейтеринг» (далее – ООО «Бутик кейтеринг») на действия заказчика торгов Сибирского банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме № ЗП-81006378 на организацию питания,
«…»
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России области поступила жалоба ООО «Бутик кейтеринг» на действия заказчика торгов Сибирского банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме № ЗП-81006378 на организацию питания.
Заявитель сообщает следующее.
ООО «Бутик кейтеринг» осуществляет сотрудничество с ПАО Сбербанк с 2011 года, имел и имеет в настоящее время длительные договорные отношения в области осуществления питания сотрудников, осуществление кейтеринговых мероприятий в рамках договоров с ПАО Сбербанк на объектах по адресам: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 20; г. Новосибирск, Горский мкр, д. 66, г. Новосибирск, пр-кт Димитрова, д. 2 (Договор № БК-27-2015у от 01.10.2015 года).
ООО «Бутик кейтеринг» принимало участие в проводимых конкурсах ранее, являлось победителем таковых, с ним заключались соответствующие договоры. На протяжении всего указанного времени оказание услуг и выполнение договоров осуществлялось на высоком уровне с соблюдением всех критериев и требований.
Отдельно отметим, что и для участия в последнем конкурсе все документы были поданы со стороны ООО «Бутик кейтеринг» своевременно и по всем установленным правилам - заявка № 6546 от 24.09.2018 года по лоту № 1 и заявка № 554 от 24.09.2018 года по лоту № 2.
Проанализировав конкурсную документацию Заказчика и размещенную на электронной площадке информацию, ООО «Бутик кейтеринг» пришло к выводу, о том, что:
- критерии оценки участников конкурса, как указано в пункте 18 Регламента проведения конкурса в электронной форме № ЗП-81006378, устанавливаются Заказчиком в документации в соответствии с положением о закупке;
- решение о выборе победителя будет приниматься Заказчиком самостоятельно согласно условиям Положения о закупках Заказчика и закупочной документации;
- при этом критериями для оценки и выбора победителя служат показатели, отраженные в приложении № 5 к конкурсной документации:
- ассортимент меню,
- совокупная стоимость блюд меню,
- опыт производственного персонала,
- подход к оформлению помещений, меню, ценников и информационных плакатов в фирменном стиле,
- наличие опыта оказания услуг выездного обслуживания,
- качество оказания услуг питания на объектах участника (экспертная оценка на основании посещения объектов).
Таким образом, из описания показателей и критериев оценки следует, что параметры и критерии являются неизмеримыми, с высокой долей субъективности оценки отдельных людей, в том числе членов конкурсной комиссии.
Помимо прочего, состав Конкурсной комиссии, по мнению ООО «Бутик кейтеринг», представлен людьми, не являющимися экспертами в оценке в данной области, что повлекло некачественную проверку заявок.
Кроме того, вторым Участником конкурса является ООО «ПРАЙМТАЙМ» - компания, известная как сеть кофеен (формат не предприятия-столовой, формат совершенно иной, нежели организация питания в столовых Заказчика). Для оценки части показателей Участников использовалось посещение объектов, где осуществляется деятельность участников конкурса. И в одну линейку для сравнения были поставлены различные форматы. Таким образом, посещение объектов ООО «Бутик кейтеринг» - как компании, основным и единственным родом деятельности которого является организация питания в подразделениях ПАО Сбербанк на текущий момент по адресам: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 20; г. Новосибирск, Горский мкр, д. 66; г. Новосибирск, пр-кт Димитрова, д. 2 несопоставимо и не может быть сравнимо с посещением и результатами осмотра деятельности предприятий ООО «ПРАЙМТАЙМ».
Также критерии и порядок оценки по сравнению с аналогичным конкурсом 2015 года (ООО «Бутик кейтеринг» принимало участие) претерпели существенные изменения, стали формально еще более неизмеримыми и субъективными, так уменьшился вес в % по показателям:
Показатель |
2015 год (приложение № 4 к конкурсной документации 2015 года) |
2018 (2019) год (приложение № 5 к конкурсной документации) |
Ассортимент 5-дневного меню обедов |
10% |
5% |
Совокупная стоимость блюд меню одного дня |
40% |
20% |
Опыт производственного персонала |
20% |
15% |
Подход к оформлению помещений, меню, ценников и информационных плакатов в фирменном стиле |
5% |
10% |
Наличие опыта оказания услуг выездного обслуживания |
5% |
10% |
Качество оказания услуг питания |
20% |
40% |
Качество оказания услуг питания определяется, как указано выше, «Экспертной оценкой на основании посещения объектов Участника», кто при этом был «экспертом» и каков результат - материалы конкурса не содержат.
В связи с вышеизложенным, ООО «Бутик кейтеринг» считает оценки по баллам и рейтинги, отмеченные в протоколе № 05-08 заседания Конкурсной комиссии Сибирского банка ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг от 04.02.2019 года, субъективными и необоснованными, не подтвержденными никакими расчетами и данными.
Состав комиссии в указанном протоколе, компетенции членов комиссии и их квалификации, в том числе в области конкурса, не отражены. Протокол подписан Председателем Конкурсной комиссии - …, и секретарем - ….
Согласно протоколам № 51 от 26.11.2018 года, № 53-12 от 10.12.2018 года, № 03 от 21.01.2019 года в состав членов комиссии входило 8 человек, информации об их Ф.И.О., должностях и квалификации в указанных протоколах не содержится.
Кроме того, в соответствии с регламентом проведения конкурса в электронной форме № ЗП-81006378 итоги конкурса должны были быть подведены не позднее 06.11.2018 года. Однако, протоколами № 51 от 26.11.2018 года, № 53-12 от 10.12.2018 года, № 03 от 21.01.2019 года, из которых №№ 51 и 53-12 не были утверждены, подведение итогов конкурса неоднократно откладывалось. Итоги были подведены, как указывалось выше, лишь на заседании, которое состоялось 04.02.2019 года (Протокол № 05-08 от 04.02.2019 года, утвержден 08.02.2019 года). Информации о причинах таких переносов протоколы не содержат, каких-либо дополнительных комментариев от ПАО Сбербанк не получено.
Таким образом, у ООО «Бутик кейтеринг» есть основания полагать, что Заказчик намеренно оттягивал момент оглашения итогов конкурса, давая тем самым победителю конкурса возможность пройти все необходимые процедуры, произвести доработки, иным образом подготовиться к исполнению обязательств по оказанию услуг по организации питания.
В связи с вышеизложенным, заявитель считает размешенные 12.02.2019 года (09 ч. 59 минут) на Электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» результаты открытого конкурса № ЗП-81006378 (Организация питания. Закупка среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП)) по извещению СБ2018-0218 (КО) (код процедуры конкурса в электронной форме, торговая секция «Закупки ПАО Сбербанк»), в частности протокол № 05-08 заседания Конкурсной комиссии Сибирского банка ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнении работ, оказании услуг от 04.02.2019 года (утвержден 08.02.2019 года), не соответствующими условиям и нормам Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кроме того, ООО «Бутик кейтеринг» сообщило, что заказчик не указал в итоговом протоколе результаты оценки заявок по установленным критериям.
Сибирский банк ПАО Сбербанк в своих возражениях сообщил следующее.
07.09.2018 года Банком объявлен конкурс на оказание услуг общественного питания для офисов Сибирского банка ПАО Сбербанк.
Из 9 потенциальных участников в закупочной процедуре непосредственное участие приняли 2 компании.
При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупки) (часть 1 статьи 2 Закона о закупках), Положением о закупках.
Договор по результатам проведения закупочной процедуры заключен в установленные законом порядке и сроки.
Порядок проведения конкурса установлен разделом 8 Положения о закупках. В соответствии с пунктом 2.1.2, а также пунктом 8.5.1 Положения о закупках, победителем конкурса признается участник, заявка которого соответствует требованиям установленным документацией и который по результатам оценки (порядок оценки указывается в документации) может предложить лучшие условия исполнения договора.
При проведении указанного конкурса порядок оценки и сопоставления предложений участников отражен в приложении № 5 конкурсной документации и состоит из следующих критериев:
№ |
Показатель |
Вес (%) |
Оценка (баллы) |
Шкала |
К1 |
Ассортимент 5-дневного меню обедов (первые и вторые горячие блюда) для корпоративной столовой |
5 |
1 |
Ассортимент предложенных блюд - максимально разнообразный. Названия блюд 5-дневного меню (салаты/холодные закуски, первые и вторые горячие блюда) не повторяются |
0,5 |
Ассортимент предложенных блюд - достаточно разнообразный. Названия блюд 5-дневного меню (салаты/холодные закуски, первые и вторые горячие блюда) повторяются не более 3-х раз (включая 3 повтора). |
|||
0 |
Ассортимент предложенных блюд - не достаточно разнообразный. Названия блюд 5-дневного меню (салаты/холодные закуски, первые и вторые горячие блюда) повторяются более 3-х раз (4 повтора и более). |
|||
К2 |
Совокупная стоимость блюд меню одного дня (Форма №3, Приложение №3, Таблица №6) |
20 |
1-0 |
К2 = K2min/K2i, где K2min - минимальная стоимость блюд меню одного дня из предложенных Участниками, K2i - ценовое предложение оцениваемого участника |
КЗ |
Опыт производственного персонала |
15 |
1 |
Шеф-повар и су-шеф на объектах имеют опыт работы от 5-и лет и более, в т.ч. международный опыт (постоянная работа, стажировки, специализированные курсы повышения квалификации). |
0,5 |
Шеф-повар и су-шеф на объектах имеют опыт работы от 3-х лет до 5- и лет, в т.ч. международный опыт (постоянная работа, стажировки, специализированные курсы повышения квалификации). |
|||
0 |
Шеф-повар и су-шеф на объектах имеют опыт работы до 3-х лет. |
|||
К4 |
Подход к оформлению помещений, меню, ценников и информационных плакатов в фирменном стиле Участника (оценивается согласно предоставленной информации, Форма № 2, Приложение №3) |
10 |
1 |
Предложенный подход позволит создать приятную и уютную атмосферу в помещениях Банка |
0,5 |
Предложенный подход позволит создать достаточно приятную и уютную атмосферу в помещениях Банка |
|||
0 |
Предложенный подход в наименьшей степени позволит создать приятную и уютную атмосферу в помещениях Банка |
|||
К5 |
Наличие опыта оказания услуг выездного обслуживания (кейтеринг) за 2017- 2018 год (Форма № 6, Приложение №3, приложенные договора и акты) |
10 |
1 |
Участник организовал кейтеринг более чем на 5-ти мероприятиях |
0,5 |
Участник организовал кейтеринг на 3-5 мероприятиях |
|||
0 |
Участник организовал кейтеринг на 2-х мероприятиях |
|||
Кб |
Качество оказания услуг питания на объектах Участника |
40 |
0-1 |
Экспертная оценка на основании посещения объектов Участника (Таблица 1) |
|
Итого |
100 |
|
|
К1 - оценка напрямую зависит от разнообразия меню и количества повторений, в связи с чем критерий является правомерным, измеримым и не допускает двойного толкования.
К2 – оценка напрямую зависит от стоимости блюд меню одного дня, в связи с чем критерий является правомерным, измеримым и не допускает двойного толкования.
К3 – оценка напрямую зависит от опыта Шеф-повара и су-шефа согласно информации, отраженной в столбце № 5 (Шкала), в связи с чем критерий является правомерным, измеримым и не допускает двойного толкования.
К4 – оценка напрямую зависит от возможности оформления помещений, меню, ценников и информационных плакатов в фирменном стиле Участника (что подтверждается информацией предоставляемой самим участником), в связи с чем критерий является правомерным, измеримым и не допускает двойного толкования.
К5 – оценка напрямую зависит от опыта оказания услуг выездного обслуживания согласно информации, отраженной в столбце № 5 (Шкала), в связи с чем критерий является правомерным, измеримым и не допускает двойного толкования.
К6 – оценка проставлялась в строгом соответствии с установленными в таблице № 1 критериями каждым из участников рабочей группы (в количестве 11 человек), что исключает возможность влияния субъективного мнения отдельного члена группы и делает оценку максимально объективной, так как оценка формируется исходя из мнения нескольких людей.
Таблица 1
№ |
Критерии |
Вес |
Д1 |
Персонал: приветливый, доброжелательный в чистой, отглаженной униформе. |
5% |
Д2 |
Ассортимент меню на линии раздаче соответствует заявленному в меню, с привлекательной сортировкой блюд. |
5% |
ДЗ |
Линия раздачи, барная/буфетная стойка находится в чистом состоянии, стеклянные поверхности натерты без следов и подтеков. |
5% |
Д4 |
Производственные помещения: санитарное состояние горячего, холодного цеха, складских помещений - чистое и аккуратное. Выделены отдельные производственные участки для обработки и хранения мыса, рыбы, овощей. Сырьё хранится отдельно от приготовленной продукции. |
15% |
Д5 |
Продегустированные блюда соответствуют требованиям Банка по здоровому питанию, указанным в Техническом задании |
70% |
|
ИТОГО |
100% |
За соответствие объектов каждому требованию участник получает 1 балл, за несоответствие - 0 баллов.
Итоговый балл Участника по Лоту рассчитывается по формуле:
S = К1*0,05 + К2*0,2 + К3*0,15 + К4*0,1 + К5*0,1 + К6*0,4, где
К6 = Д1*0,05 + Д2*0,05 + Д3*0,05 + Д4*0,15+ Д5*0,7.
№ |
Критерий оценки |
Обозначение критерия |
Вес критерия, % |
ООО «Бутик-кейтеринг» |
ООО «Праймтайм» |
||
оценка |
балл |
оценка |
балл |
||||
1 |
Ассортимент 5-дневного меню обедов (первые и вторые горячие блюда) для корпоративной столовой |
К1 |
5 |
1 |
0,05 |
1 |
0,05 |
2 |
Совокупная стоимость блюд меню одного дня (Форма №3, Приложение №3, Таблица №6) |
К2 |
20 |
1 |
0,2 |
0,9 |
0,18 |
3 |
Опыт производственного персонала |
К3 |
15 |
1 |
0,15 |
1 |
0,15 |
4 |
Подход к оформлению помещений, меню, ценников и информационных плакатов в фирменном стиле Участника (оценивается согласно предоставленной информации, Форма № 2, Приложение №3) |
К4 |
10 |
1 |
0,1 |
1 |
0,1 |
5 |
Наличие опыта оказания услуг выездного обслуживания (кейтеринг) за 2017- 2018 год (Форма № 6, Приложение №3, приложенные договора и акты) |
К5 |
10 |
1 |
0,1 |
1 |
0,1 |
6 |
Качество оказания услуг питания на объектах Участника |
К6 |
40 |
0,82 |
0,33 |
0,97 |
0,39 |
Итого |
100 |
|
0,93 |
|
0,97 |
По результатам закупочной процедуры и оценки заявок участников, победителем было признано ООО «Праймтайм», как участник, набравший максимальное количество баллов
Необходимо отметить, что оба участника имеют аналогичные ОКВЭД, а также все необходимые разрешения и ресурсы для оказания данных услуг. Учитывая изложенное, довод заявителя не находит своего подтверждения заключением рабочей группы, в соответствии с которым оба участника соответствуют требованиям, указанным в документации.
Одним из основных критериев является качество оказания услуг питания (вес 40 %), в который входят такие понятия как соблюдение чистоты в производственных помещениях и на линии раздачи, обслуживания клиентов, соответствие блюд требованиям по здоровому питанию, указанным в техническом задании (минимальная (щадящая) термообработка, исключение высококалорийных заправок и соусов, все блюда сопровождаются информацией в отношении ингредиентов и калорийности), что обусловлено предметом конкурса, конечной целью которого является оказание услуг питания клиентам и сотрудникам Банка.
При этом как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения (Определение от 13.10.2017 года № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016).
Так, согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.12.2010 года № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степень будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Дополнительно необходимо отметить, что указанные критерии в сравнении с 2015 годом претерпели изменения в силу негативных оценок и отзывов сотрудников банка, указанных в ходе опроса сотрудников банка - Голос внутреннего клиента (ГВК-12) в 2017 году, согласно которому сотрудники просили улучшить качество обслуживания в рамках данной услуги.
В связи с чем, оценка данного критерия осуществлялась по строго определенным условиям в соответствии с указанной выше шкалой и критериям участниками рабочей группы, которая формировалась произвольно из сотрудников разных подразделений (будущие непосредственные потребители услуги ).
Так как оценка проставлялась в строгом соответствии с установленными в таблице № 1 критериями, каждым из участников рабочей группы (в количестве 11 человек), что исключает возможность влияния субъективного мнения отдельного члена группы и делает оценку максимально объективной и не требует наличия какого-либо дополнительного опыта либо знаний.
Из указанного выше следует, что критерии оценки носят определенный (измеримый) характер, являются четкими, понятными и создают равные условия для всех участников конкурса.
При этом заявитель до начала конкурса не оспаривал конкурсную документацию, не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений документации, либо порядка оценки. Следовательно, подавая заявку на участие в конкурсе, согласился с требованиями конкурсной документации, которые были ему известны и понятны, в том числе и по порядку оценки.
Перенос сроков подведения итогов является правом Банка, закрепленное в Положении о закупках (пункт 4.1.2), в связи с чем, данные действия не являются нарушением и были вызваны необходимостью оценки большого количества информации и документов. При этом запрос каких-либо дополнительных документов Банком не производился.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестности Банка, соответствии его действий требованиям Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции»
При проведении конкурса Банком соблюдены принципы осуществления закупки, в том числе, принципы равноправия и справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
07.09.2018 года Сибирский банк ПАО Сбербанк опубликовал извещение о проведении конкурса в электронной форме № ЗП-81006378 на организацию питания.
В соответствии с Протоколом № 05-08 заседания Конкурсной комиссии Сибирского банка ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнении работ, оказании услуг от 04.02.2019 года (утвержден 08.02.2019 года) на участие в закупке поступило по две заявки на каждый из двух лотов – ООО «Бутик кейтеринг» и ООО «Праймтайм». Победителем по лотам №№ 1, 2 выбрано ООО «Праймтайм».
Порядок оценки и сопоставления предложений Участников содержится в Приложении № 5 к конкурсной документации.
Заявки оцениваются по шести показателям:
1. К1 - ассортимент 5-дневного меню обедов (первые и вторые горячие блюда) для корпоративной столовой.
2. К2 - совокупная стоимость блюд меню одного дня.
3. К3 - опыт производственного персонала.
4. К4 - подход к оформлению помещений, меню, ценников и информационных плакатов в фирменном стиле Участника.
5. К5 - наличие опыта оказания услуг выездного обслуживания (кейтеринг) за 2017- 2018 год.
6. К6 - качество оказания услуг питания на объектах Участника.
Для каждого из критериев указана шкала, в соответствии с которой присваивается оценка каждой из заявок.
Для расчета оценки заявки по критерию К6 производится оценка по 5 критериям:
- Д1 - персонал: приветливый, доброжелательный в чистой, отглаженной униформе.
- Д2 - ассортимент меню на линии раздаче соответствует заявленному в меню, с привлекательной сортировкой блюд.
- Д3 - линия раздачи, барная/буфетная стойка находится в чистом состоянии, стеклянные поверхности натерты без следов и подтеков.
- Д4 - производственные помещения: санитарное состояние горячего, холодного цеха, складских помещений - чистое и аккуратное. Выделены отдельные производственные участки для обработки и хранения мыса, рыбы, овощей. Сырьё хранится отдельно от приготовленной продукции.
- Д5 - продегустированные блюда соответствуют требованиям Банка по здоровому питанию, указанным в Техническом задании.
Оценка по критерию К6 осуществлялась на основании заключения экспертной группы.
Таким образом, критерии оценки заявок являются измеримыми, все участники конкурса находятся в равных условиях.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Положении о закупках ПАО Сбербанк от 13.08.2018 года № 2348-2 Банк вправе продлевать установленные Документацией сроки проведения Закупочной процедуры, в том числе на этапах подачи Заявок, оценки и сопоставления предложений Участников, подведения итогов и пр.
Таким образом, при продлении срока подведения итогов заказчик торгов руководствовался Положением о закупках.
Протокол № 05-08 от 04.02.2019 года, утвержденный 08.02.2019 года, содержит указание на итоговую оценку по баллам каждой из заявок.
Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчика торгов Сибирского банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме № ЗП-81006378 на организацию питания.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Бутик кейтеринг» на действия заказчика торгов Сибирского банка ПАО Сбербанк при проведении конкурса в электронной форме № ЗП-81006378 на организацию питания необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.