Решение №054/06/33-1155/2022 обращения ООО «ТИТАНБИО», поступившего из ФАС России в Новос... от 8 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/06/33-1155/2022

08 июля 2022 года                                                                                                          г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

на основании обращения ООО «ТИТАНБИО», поступившего из ФАС России в Новосибирское УФАС России, свидетельствующего о признаках нарушения заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ №1» законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0351300072222000273 на поставку медицинских изделий: порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый, в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ провела внеплановую проверку, в ходе которой

УСТАНОВИЛА:

В обращении указано, что, по мнению ООО «ТИТАНБИО», описание объекта закупки сформировано с нарушением требований ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44-ФЗ), в частности, установленное в описании объекта закупки требование к материалу корпуса порта ограничивает возможность ООО «ТИТАНБИО» принять участие в данной закупки. 

В ходе проведения проверки действий заказчика - ГБУЗ НСО «ГКБ №1» законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0351300072222000273 на поставку медицинских изделий: порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ №145 от 08.02.2017г. (далее – Правила использования), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки должен использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с п.7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из буквального толкования положений ст.33 ФЗ №44-ФЗ следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Таким образом, заказчику предоставлено право определить характеристики поставляемого товара, которые будут иметь существенное значение для его последующего использования при оказании соответствующего вида государственных услуг, при наличии в аукционной документации обоснования необходимости указания таких характеристик.

Объектом данной закупки является порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый по позиции КТРУ 32.50.13.190-00000977 (порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый).

В описании объекта закупки заказчиком по товару «порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый» были установлены следующие требования к материалу корпуса: «корпус из полисульфона или полиоксиметилена, дно и стенки камеры титановые (комбинация материалов обеспечивает минимальный вес порт-системы, создает минимальные артефакты при проведении КТ, МРТ и рентгенографии, при этом дно и стенки титановой камеры защищены от повреждения остриём иглы).

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ), лечебно-профилактические учреждения при оказании медицинских услуг обязаны обеспечить безопасность пациента.

Таким образом, медицинские организации обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов и использовать при описании объекта закупки показатели, повышающие эффективность закупки.

В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Аналогичное разъяснение содержится в Письме Минздрава России от 14.02.2018 № 418/25-5 «О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Критерии выбора материала для изготовления корпуса камеры порта свидетельствуют о необходимости оценивать потенциальные риск и пользу от проведения медицинских манипуляций и действовать в интересах пациентов.

При этом в силу пункта 2 статьи 4 Закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Закона №323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что закупаемое изделие медицинского назначения оказывает непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение того, что при лечении пациентов максимально будут исключены любые нежелательные реакции и последствия в рамках оказания медицинской помощи.

Заказчик в пояснениях сообщил, что закупаемые порт-системы используются для введения онкологическим больным химиотерапевтических лекарственных препаратов, повреждающих периферические вены. Данные порт-системы имплантируются пациенту и обеспечивают длительный сосудистый доступ, что предотвращает поражение вен и повышает качество лечения.

При этом, главным является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных последствий вовремя и после имплантации медицинского изделия. Учитывая, что онкологические больные могут носить порт-системы на протяжении всей жизни, данное медицинское изделие должно быть биологически устойчивым и совместимым, безопасным и не влиять на качество жизни пациента.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик указал в описании объекта закупки несколько материалов корпуса порта, а именно, корпус из полисульфона или полиоксиметилена. Данные материалы являются безопасными, биосовместимыми и, исходя из опыта применения заказчиком, не вызывают отторжений или реакций гиперчувствительности при длительном нахождении в теле пациента.

При этом, в обращении ООО «ТИТАНБИО» не представлено доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в описании объекта закупки.

Установление заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы медицинскому учреждению с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

В обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, отражено, что указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Указание ООО «ТИТАНБИО» в обращении на отсутствие возможности принять участие в аукционе, не свидетельствует о необоснованном сужении количества участников такого аукциона, поскольку установление дополнительных требований к товару вызвано объективными потребностями заказчика и о нарушении заказчиком требований законодательства не свидетельствует.

В ходе проведения проверки Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с требованиями ч.6 ст.23 ФЗ №44-ФЗ и Правил использования, исходя из объективной и обоснованной потребности.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требованиям описания объекта закупки соответствуют два товара различных производителей, а именно, порт-система имплантируемая инфузионная с принадлежностями производства «пфм медикал спп СА» Швейцария, и порт-системы для имплантации «Селсайт» производства «Б.Браун Медикал» Франция. В ходе проведения проверки Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на участие в данной закупке было подано две заявки с предложением вышеуказанного товара, обе заявки признаны соответствующими требованиям описания объекта закупки аукционной комиссией заказчика.

Таким образом, заказчиком в полном объеме исполнены требования п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ. Также Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что каких-либо жалоб на положения описания объекта закупки в адрес Новосибирского УФАС России не поступало. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать, что в действиях заказчика - ГБУЗ НСО «ГКБ №1» отсутствуют признаки нарушения требований ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны