Решение №054/01/18.1-1787/2021 жалоба АО «РЭС» на действия заказчика ООО «ПС Тепличная» от 21 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1787/2021

21 сентября 2021 года                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством ВКС жалобу акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») (вх. № 16251э от 10.09.2021 года, вх. № 16251 от 10.09.2021 г.) на действия заказчика общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная» (далее – ООО «ПС Тепличная») при проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110617774 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии представителей АО «РЭС» – Гариповой Юлии Александровны (представитель по доверенности № 488/19 от 08.08.2019 г.), Смирновой Елены Олеговны (представитель по доверенности № 231/21 от 02.08.2021 г.),

в присутствии представителей ООО «ПС Тепличная» – Бефус Анны Фарисовны (представитель по доверенности № 3 от 15.09.2021 г.), Скулкина Александра Викторовича (представитель по доверенности № 4 от 15.09.2021 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») (вх. № 16251э от 10.09.2021 года, вх. № 16251 от 10.09.2021 г.) на действия заказчика общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная» (далее – ООО «ПС Тепличная») при проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110617774 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

ООО «ПС Тепличная» в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и Положением о закупке товаров, работ и услуг Общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная» (далее – Положение о закупке) выступает Заказчиком конкурентной закупки – анализ конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Извещение и документация о закупке размещены в единой информационной системе (на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru) и на электронной торговой площадке (на официальном сайте по адресу: www.roseltorg.ru) 06.09.2021 г., номер закупки – 32110617774.

Согласно п. 15 Информационной карты Документации дата и время окончания срока подачи заявок – 10.09.2021 г. в 09:00 (время Кемеровское).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию осуществления закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При проведении настоящей конкурентной закупки Заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках – нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Документацией о закупке установлены необоснованно ограничивающие конкуренцию условия оценки предложений участников.

В силу п. 8 Информационной карты предмет договора – оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Согласно пп. 14 п. 4 раздела 5 Документации заявка на участие в закупке должна содержать:

Сведения об опыте оказания услуг сопоставимого характера (в соответствии с приложением № 6) с приложением подтверждающих документов:

– копии договоров (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

– копии документов приёмки (актов выполненных работ и т.п.).

В случае, если участник выполняет работы сопоставимого характера в отношении собственных объектов электрических сетей:

  • документы, позволяющие заказчику оценить соответствие параметрам сопоставимости услуг:
  • справка в свободной форме с обязательным указанием сведений: наименование объектов электрических сетей, месторасположение, уровень напряжения.
  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное право распоряжения объектами электрических сетей.
  • копии таблиц формирования необходимой валовой выручки (выписку из таблицы формирования необходимой валовой выручки) за каждый из периодов, в отношении которых предоставлены такие сведения.

Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Поскольку предметом договора является комплекс услуг, включающих:

1) оперативно-техническое обслуживание (в т.ч. круглосуточное дежурство оперативного персонала, круглосуточное оперативно-диспетчерское управление режимами работы электрических сетей Заказчика);

2) планово-предупредительные работы;

3) текущее обслуживание объектов,

соответствие сопоставимому характеру применяется к каждому договору (сведению о выполняемой работе), а не к совокупности представленных договоров (сведений).

Таким образом, предоставление договоров (сведений) на один отдельный вид услуг (например, оперативно-техническое обслуживание) или на любые два из перечисленных выше, не отвечает критериям сопоставимости.

В соответствии с разделом 7 Документации:

Заявки участников, допущенные к участию в закупке, оцениваются по следующим критериям:

– Цена договора – коэффициент значимости 70%.

– Квалификация участника – коэффициент значимости 30%.

Согласно п. 5 раздела 9 Документации:

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

В силу п. 5 раздела 9 Документации:

Показатель «Квалификация участника» оценивается по балльной системе по установленной шкале:

Оценка, баллов

Объём предоставленных сведений

0

Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера, непредоставление сведений.

50

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

100

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

 

Исходя из указанного, необоснованно ограничивающими конкуренцию являются следующие условия Документации:

1) Учет при оценке квалификации участника опыта оказания соответствующих услуг только в течение 1 года до даты размещения извещения о закупке (с 06.09.2020 г. по 05.09.2021 г.).

Невозможность учета при оценке квалификации участника опыта оказания соответствующих услуг в иные предыдущие периоды времени (например, за предыдущие 3 года) является необоснованной. Данное условие может несправедливо «отсечь» организации, которые в целом имеют многолетний опыт оказания соответствующих услуг на объектах электросетевого хозяйства, но не имеют по определенным причинам опыт оказания таковых на энергообъектах одного из классов напряжения на установленную сумму именно в течение последнего года.

2) Учет при оценке квалификации участника только тех договоров, которые включают именно комплекс всех трех услуг – а) оперативно-техническое обслуживание, б) планово-предупредительные работы, в) текущее обслуживание объектов.

Объективных причин невозможности учета при оценке квалификации участника договоров, которые имеют своим предметом одну/несколько из указанных услуг и могут быть учтены в совокупности, не имеется.

3) Существенная разница в количестве баллов (50), присваиваемых:

– участнику, который имеет опыт оказания услуг в течение последнего года на объектах электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ);

– участнику, который имеет опыт оказания услуг в течение последнего года на объектах электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ).

Каких-либо различий в осуществлении оперативно-технического обслуживания, планово-предупредительных работ, текущего обслуживания объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и классом напряжения 220 кВ не имеется.

Таким образом, вышеуказанные условия грубо нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Необходимо учитывать, что право заказчика на формирование условий закупочной документации не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупки, их дискриминации.

Соответственно, АО «РЭС» полагает, что условия закупки ограничивают конкуренцию по отношению к АО «РЭС» с учетом, в частности, нижеследующего.

2. Условия закупки № 32110617774 были намеренно сформированы Заказчиком в целях ограничения конкуренции по отношению к АО «РЭС», по результатам изучения документов, представленных Обществом при проведении Заказчиком предыдущей несостоявшейся закупки № 32110595059.

Ранее ООО «ПС Тепличная» в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке выступало Заказчиком конкурентной закупки – анализ конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Извещение и документация о закупке были размещены в единой информационной системе (на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru) и на электронной торговой площадке (на официальном сайте по адресу: www.roseltorg.ru) 29.08.2021 г., номер закупки – 32110595059.

АО «РЭС» направило 02.09.2021 г. заявку на участие в указанной закупке с приложением требуемых документов (согласно Уведомлению о подаче заявке порядковый номер заявки Общества – 2).

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок № 32110595059-2 от 03.09.2021 г.:

1) анализ конкурентных предложений в электронной форме был признан несостоявшимся в связи с отклонением заявок обоих участников;

2) заявка № 2 (АО «РЭС») отклонена по двум основаниям:

А) срок действия заявки не соответствует требованиям п. 6 раздела 5 Документации о закупке: «Заявка на участие в закупке должна быть действительна в течение срока, указанного участником закупки в заявке. В любом случае этот срок не должен быть менее 90 (девяносто) календарных дней со дня, следующего за днем окончания приема заявок на участие в закупке. Указание меньшего срока действия является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Участником закупки установлен срок действия заявки не указан (0 дней).

Б) участником не представлены документы, предусмотренные подпунктом 16 пункта 4 раздела 5 Документации: Сведения и документы, подтверждающие соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), предприятий-изготовителей требованиям, установленным в документации о закупке или справку о том, что соисполнители (субподрядчики, субпоставщики), выполняющие более 5% объема поставок, работ, услуг участником привлекаться не будут.

3) принято решение о проведении повторной закупки тем же способом без изменения предмета закупки.

Во-первых, АО «РЭС» полагает необходимым заметить, что заявка АО «РЭС» была отклонена необоснованно.

А) Форма заявки на участие в закупке (Приложение № 1 к Документации) не предусматривала графу с указанием срока ее действия.

При этом согласно п. 6 раздела 5 Документации о закупке только указание меньшего срока действия является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Соответственно, неуказание срока действия заявки презюмировало ее действие не менее 90 дней и не являлось основанием для отклонения заявки (при этом Заказчик только в Документации о повторной закупке указал, что неуказание срока действия заявки является основанием для ее отклонения).

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки в любом случае должен быть заключен не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Б) Отсутствие намерения Общества привлекать к оказанию услуг соисполнителей следовало из представленных справки о наличии собственного оборудования и других материальных ресурсов и справки о наличии собственного персонала.

Во-вторых, при проведении повторной закупки № 32110617774 (после изучения документов, представленных АО «РЭС» при подаче заявке на участие в первоначальной закупке) Заказчик изменил условия ее проведения:

 

Условие первоначальной закупки № 32110595059

Условие повторной закупки

№ 32110617774

Пп. 14 п. 4 раздела 5 Документации

Заявка на участие в закупке должна содержать:

Справку в свободной форме о выполнении участником без применения штрафов и неустоек в течение 3 (трёх) лет до даты размещения извещения о закупке аналогичных (сопоставимых) по характеру и объему работ, оказания услуг на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора с приложением копий договоров и копий актов выполненных работ/оказанных услуг, выполненных в качестве исполнителя, либо соисполнителя, с указанием контактной информации Заказчиков для возможной проверки сведений.

Сопоставимыми по характеру оказания услуг признаются договоры на оказание услуг на оперативно-диспетчерское управление и текущее оперативное и техническое обслуживание оборудования электроподстанций уровнем напряжения не ниже 110кВ.

Заявка на участие в закупке должна содержать:

Сведения об опыте оказания услуг сопоставимого характера (в соответствии с приложением № 6) с приложением подтверждающих документов:

– копии договоров (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

– копии документов приёмки (актов выполненных работ и т.п.).

В случае, если участник выполняет работы сопоставимого характера в отношении собственных объектов электрических сетей:

– документы, позволяющие заказчику оценить соответствие параметрам сопоставимости услуг:

– справка в свободной форме с обязательным указанием сведений: наименование объектов электрических сетей, месторасположение, уровень напряжения.

– копии документов, подтверждающих право собственности или иное право распоряжения объектами электрических сетей.

– копии таблиц формирования необходимой валовой выручки (выписку из таблицы формирования необходимой валовой выручки) за каждый из периодов, в отношении которых предоставлены такие сведения.

Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Поскольку предметом договора является комплекс услуг, включающих:

1) оперативно-техническое обслуживание (в т.ч. круглосуточное дежурство оперативного персонала, круглосуточное оперативно-диспетчерское управление режимами работы электрических сетей Заказчика);

2) планово-предупредительные работы;

3) текущее обслуживание объектов,

соответствие сопоставимому характеру применяется к каждому договору (сведению о выполняемой работе), а не к совокупности представленных договоров (сведений).

Таким образом, предоставление договоров (сведений) на один отдельный вид услуг (например, оперативно-техническое обслуживание) или на любые два из перечисленных выше, не отвечает критериям сопоставимости.

П. 5 раздела 9 Документации

Показатель «Квалификация участника» зависит от общей суммы исполненных участником аналогичных договоров (руб. с НДС) в течение 3 (трёх) лет до даты размещения извещения о закупке, указанной участником в соответствующей справке.

Критерий оценивается по балльной системе и отражают степень превышения показателей заявки участника закупки по данному критерию над требованиями, установленными в документации о закупке.

В зависимости от степени отклонения в большую сторону показателя участника по данному критерию, оценка производится по установленной шкале:

Оценка, баллов

Степень превышения показателей заявки участника закупки (в руб.) по критерию «Квалификация участника» над требованиями, установленными в документации о закупке

0

0%...10%

1

10,1%...20%

2

20,1%....30%

3

30,1%...40%

4

40,1%....50%

5

50,1%....60%

6

60,1%...70%

7

70,1%....80%

8

80,1%...90%

9

90,1%....100%

10

Более 100%

 

Показатель «Квалификация участника» оценивается по балльной системе по установленной шкале:

Оценка, баллов

Объём предоставленных сведений

0

Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера, непредоставление сведений.

50

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

100

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

 

Также стоит отметить, что Заказчиком были внесены изменения в Техническое задание.

Необходимо принимать во внимание, что АО «РЭС» является системообразующим электросетевым предприятием Новосибирской области, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и включено в реестр субъектов естественных монополий. К основным видам деятельности АО «РЭС» относится, в том числе техническое обслуживание и техническая эксплуатация объектов электроэнергетики.

В зоне ответственности компании находятся объекты напряжением 110 кВ:

– 6 859,45 км линий электропередачи напряжением 110 кВ;

– 168 подстанций напряжением 110 кВ (что составляет более 70% всех ПС-110 кВ на территории области).

Соответственно, АО «РЭС» осуществляет оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание вышеуказанных объектов.

Кроме того, АО «РЭС» эксплуатировало и обслуживало в 2019-2021 гг. по договорам 9 подстанций напряжением 220 кВ, принадлежащих АО «Электромагистраль» (т.е. половину всех подстанций 220 кВ, расположенных на территории Новосибирской области), а также линии электропередачи напряжением 220 кВ.

При подаче заявки на участие в закупке № 32110595059 АО «РЭС» направило, в частности, справку о выполнении аналогичных по характеру и объему работ за 3 предшествующих года с приложением подтверждающих договоров и актов об оказании услуг.

Проанализировав заявку АО «РЭС» и приложенные к ней документы, Заказчик смог установить, что:

  • оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей напряжением 220 кВ АО «РЭС» производило до 2020 г.;
  • в настоящее время АО «РЭС» обслуживает только собственные энергообъекты напряжением 110 кВ;
  • по некоторым договорам АО «РЭС» оказывало только часть сопоставимых услуг.

В связи с указанным Заказчик включил в Документацию повторной закупки условия о том, что при оценке квалификации участника:

  1. учитываются услуги только за год, предшествующий размещению Извещения;
  2. учитываются договоры только с комплексом всех услуг (без учета договоров на оказание части услуг);
  3. услуги в отношении объектов напряжением только 110 кВ оцениваются в 50 баллов, в отношении объектов и 110 кВ, и 220 кВ – в 100 баллов.

Из указанного очевидно, что приведенные условия закупки намеренно сформулированы в целях ограничения конкуренции по отношению к АО «РЭС».

Данные условия закупки необоснованно занижают АО «РЭС» как сетевой организации, имеющей значительный профессиональный опыт осуществления соответствующей деятельности, критерий оценки «Квалификация участника закупки» и могут препятствовать (даже при предложении меньшей цены) быть победителем закупки, что свидетельствует о нарушении принципа равноправия и ограничивает конкуренцию.

Антимонопольная и судебная практика также исходит из того, что недопустимо создание преимуществ одному участнику перед другими и включение в закупочную документацию дискриминационных положений (Решение ФАС России от 30 июня 2021 г. № 223ФЗ-338/21, Решение ФАС России от 30 июня 2021 г. № 223ФЗ-338/21, Решение ФАС России от 25 мая 2021 г. № 223ФЗ-266/21, Решение ФАС России от 5 марта 2021 г. № 223ФЗ-121/21, Решение ФАС России от 4 марта 2021 г. № 223ФЗ-114/21, Решение от 25 февраля 2021 г. № 05-12/699 по делу № 003/01/17-839/2020 Бурятское УФАС России, Постановление АС Московского округа от 3 февраля 2021 г. по делу № А40-237225/19 и др.).

ООО «ПС Тепличная» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

1.         Заказчиком установлены критерии оценки заявок, не противоречащие требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с Уставом, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ПС Тепличная» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям. В силу части 3 статьи 9 Федерального закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии. Таким образом, отнесение Заказчика к субъектам естественной монополии определяется его принадлежность к лицам, чья закупочная деятельность регулируется Законом о закупках.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках правовую основу закупок, осуществляемых в соответствии с указанным нормативным правовым актом составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о закупках, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ними и утвержденные в установленном порядке положения о закупке (далее - положение о закупке).

Как следует из части 2 статьи 2 Закона о закупках принимаемое и утверждаемое в установленном порядке положение о закупках должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, основным документом, определяющим организацию закупочной деятельности заказчика, является принятое и утвержденное в установленном порядке положение о закупке.

Решением единственного участника ООО «ПС Тепличная» от 26 августа 2021 г. утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг Общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная» (далее - Положение), которое размещено на официальном сайте Единой информационной системы 26.08.2021 г.

Как отмечает Минэкономразвития России в письме от 05.03.2015 № Д28и-532, положения Закона о закупках не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, которыми должны руководствоваться заказчики, поскольку предусмотренные указанным нормативным правовым актом основные цели и принципы базируются на свободе формирования заказчиком приемлемой, в зависимости от особенностей осуществляемой хозяйственной деятельности, системы закупок.

Министерством также акцентируется внимание на то, что порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом о закупках положения, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что заказчики по смыслу требований Закона о закупках вправе самостоятельно определять порядок, механизмы, оценочные факторы проведения закупки, принимая во внимание только прямые императивные нормы, содержащиеся в Законе о закупках, а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов (например, в части ведения реестров договоров).

Так, согласно пункту 8.2 Положения Заказчиком установлены следующие способы закупок:

8.2.1.   Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

8.2.1.1.            Конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый

конкурс);

8.2.1.2.            Аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

8.2.1.3.            Запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

8.2.1.4.            Запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

8.2.1.5.            Запрос цен;

8.2.1.6.            Анализ конкурентных предложений.

8.2.2.   Неконкурентные закупки осуществляются следующими способами:

8.2.2.1.            Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как усматривается из материалов жалобы, 06.09.2021 ООО «ПС «Тепличная» в ЕИС, а также на электронной площадке АО «Единая электронная торговая площадка» https://com.roseltorg.ru) размещено извещение, а также закупочная документация о проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (далее - Закупка).

Порядок проведения анализа конкурентных предложений определен подразделами 9.13. и 9.14 Положения. Так, согласно пункту 9.13.1 под анализом конкурентных предложений понимается конкурентная закупка, при котором победителем признается участник закупки, направивший предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным Заказчиком требованиям к товару, работе, услуге. Пунктом 9.13.4 Положения установлено требование о соответствии сведений извещения о проведении запроса цен, документации о закупке сведениям, указанным в подразделе 7.2. Положения.

Как следует из положений пункта 7.2.7 Положения документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Заказчик мог оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение. Во исполнение вышеуказанных требования пункт 7.2.8 Положения устанавливает обязательное наличие в составе документации о конкурентной закупке, в частности, критериев оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (подпункты 13 и 14 соответственно). Вышеуказанные сведения установлены Заказчиком в разделах 7 и 9 документации о проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме (далее - Документация о закупке) соответственно.

Так, разделом 7 Документации о закупке установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

Цена договора,

Квалификация участника.

Согласно пункта 5 раздела 9 Документации о закупке в рамках критерия оценки «Квалификация участника» Заказчиком оцениваются представленные в составе заявки на участие сведения об опыте оказания участником услуг сопоставимого характера.

Параметры сопоставимости установлены Заказчиком в подпункте 14 пункта 4 раздела 5 Документации о закупке:

«Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Поскольку предметом договора является комплекс услуг, включающих:

1)         оперативно-техническое обслуживание (в т.ч. круглосуточное дежурство оперативного персонала, круглосуточное оперативно-диспетчерское управление режимами работы электрических сетей Заказчика);

2)         планово-предупредительные работы;

3)         текущее обслуживание объектов, соответствие сопоставимому характеру применяется к каждому договору (сведению о выполняемой работе), а не к совокупности представленных договоров (сведений).

Таким образом, предоставление договоров (сведений) на один отдельный вид услуг (например, оперативно-техническое обслуживание) или на любые два из перечисленных выше, не отвечает критериям сопоставимости.

Как следует из вышеописанного, в Документации о закупке оценка по критерию «Квалификация участника» производится Заказчиком на основании сведений об отсутствии или наличии необходимого опыта оказания услуг сопоставимого характера.

Установленные Заказчиком критерии и порядок оценки заявок не исключают возможности участия в закупке широкого круга участников рынка, как имеющих опыт оказания услуг сопоставимого характера, так и не имеющие такового.

При этом участники, имеющие опыт оказания услуг сопоставимого характера, не имеют абсолютного преимущества перед другими участниками, поскольку значимость критерия «Квалификация участника» установлена Заказчиком на уровне 30 %, против 70% значимости критерия «Цена договора». На практике это означает, что заявке участника, не имеющего опыта исполнения услуг сопоставимого характера, при условии предложения им цены договора, существенно ниже начальной (максимальной) цены договора и являющейся наименьшей из предложенных, по итогам оценки заявок может быть присвоено наибольшее количество баллов. Таким образом, получение заявкой того или иного участника наибольшего количества баллов не зависит от волеизъявления Заказчика, а определяется по объективным, измеряемым критериям и всецело зависит от участника закупки.

Аналогичная позиция отражена и в Обзоре судебной практики от 16.05.2018 по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года (далее - Обзор). Пунктом 4 Обзора установлено, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Таким образом, поскольку критерии, установленные Заказчиком в Документации о закупке, носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно, предъявление заказчиком указанных требований к критериям сопоставимости не приводит к необоснованному ограничению участников закупки, не влияет на развитие конкуренции и не может трактоваться как нарушение Заказчиком принципов Закона о закупках.

1.1.      В отношении довода жалобы Заявителя к существенной разнице в количестве баллов между одни уровнем напряжения (110 кВ или 220 кВ) и двумя (110 кВ и 220 кВ) необходимо отметить следующее.

Заявитель ошибочно указывает на отсутствие «каких-либо различий в осуществлении оперативно-технологического обслуживания... объектов 110 кВ и 220 кВ». Фактически специфика присутствует для оборудования даже одного класса напряжения. В указанном же случае класс напряжения энергообъекта в два раза выше.

Для обеспечения возможности участия в закупке широкого круга участников рынка Заказчиком при установлении критериев сопоставимости оказываемых услуг установлен более широкий диапазон уровня напряжения электрических сетей. При том, что предметом закупки является оказание услуг на объектах электрических сетей 220 кВ, к оценке принимаются договоры на выполнение работ на подстанциях с уровнем напряжения электрических сетей от 110 кВ до 220 кВ.

Установление требования опыта оказания услуг сопоставимого характера только в отношении объектов уровнем напряжения 220 кВ резко сокращает круг возможных участников закупки, а выполнение работ на объектах уровнем напряжения только 110 кВ не в полной мере отвечает потребностям Заказчика.

В связи с чем присвоение наибольшего количества баллов за наличие опыта оказания услуг в отношении энергообъектов двух классов напряжения, видится наиболее логичным. Поскольку такой порядок оценки устанавливает пропорциональную зависимость количества присвоенных баллов от квалификации участника, не ограничивая при этом круг участников закупки и обеспечивая Заказчику возможность оказания услуг силами специалистов высокой квалификации.

1.2.      Что касается учета при оценке квалификации участника только тех договоров, которые включают именно комплекс всех трех услуг - а) оперативно-техническое обслуживание, б) планово-предупредительные работы, в) текущее обслуживание объектов сообщает следующее.

Пунктом 8 Информационной карты Документации о закупке установлено, что предметом договора является «Оперативно-техническое обслуживание, планово- предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей». Таким образом Заказчику необходим комплекс услуг, направленный на обеспечение работоспособности объектов электроэнергетики единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Опыт выполнения полного комплекса услуг свидетельствует о наличии у участника закупки отработанной схемы взаимодействия различных специалистов необходимой квалификации, подразделений при выполнении текущих задач, предупреждения аварийных ситуаций, а при возникновении таковых, оперативного, отлаженного реагирования в отношении одного и того же объекта электроэнергетики в режиме «одного окна». Для Заказчика наличие указанного опыта является дополнительной гарантией того, что исполнитель по договору сможет слаженно провести комплекс действий в отношении одного объекта. Исключая риски несогласованных действий работников исполнителя. Буквально, когда одновременно производится влажная уборка помещений и проводятся электрические испытания или, когда в отсутствие единого «окна» взаимодействия с Заказчиком, взаимодействие происходит на уровне отдельных специалистов, каждый из которых не обладает всей полнотой информации или передаёт искажённую информацию эффект «испорченного телефона».

Отсутствие же опыта выполнения хотя бы одного из видов услуг в отношении одного объекта, составляющих предмет договора, не позволит участнику в той же мере и стой же оперативностью исполнить все условия договора, что сопряжено для Заказчика неисполнением обязательств по договорам с потребителями, и, как следствие - финансовыми потерями.

1.3.      Параметр сопоставимости услуг, оказываемых в течение 1 года до даты размещения извещения о закупке установлен Заказчиком по той же причине, описанной выше, а также исходя из того, что оценке подлежит наличие или отсутствие опыта, а не его продолжительность или объем в денежном выражении.

Целью осуществления закупки является, в том числе, обеспечение безаварийной работы объекта Заказчика. Имея негативный опыт крупных аварий на объекте обслуживания (ПС 220 кВ Тепличная), произошедших ввиду ненадлежащего исполнения обязательств обслуживающей организацией, потребностям Заказчика отвечает исключения риска подобных аварий. В этом ключе наличие соответствующего «текущего» опыта, наличие «действующей профессиональной экспертизы», а не опыта давнего, прошедшего много месяцев назад является для Заказчика основополагающим.

Как следует из пункта 6 Обзора «уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».

Таким образом, следуя практике, приводимой в Обзоре, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

При осуществлении закупки наличие опыта оказания услуг, отвечающих в полной мере параметрам сопоставимости, установленным Заказчиком позволяют судить о его способности оказать услуги в чётком соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации о закупке, в связи с чем использование названных критериев оценки в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком критерии в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

2.         В отношении доводов Заявителя об ограничении конкуренции по отношению именно к нему, намеренности со стороны Заказчика в формировании условий закупки считает необходимым пояснить следующее.

2.1.      По поводу отклонения заявки, поданной Заявителем на участие в закупке, не являющейся предметом рассмотрения:

Статьёй 6 Закона о закупках установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В частности, порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров определён статьёй 18.1. Закона о защите конкуренции. В силу пункта 1 части 1 указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно Требований к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Требования) жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать, в частности указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена.

Из буквального прочтения Требований следует, что жалоба подаётся в отношении действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в отношении одной конкретной закупки.

В данном случае в отношении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей, (извещение № 32110617774). Иные закупки не могут быть предметом рассмотрения по настоящей жалобе.

Однако, с целью разъяснения реальных обстоятельств проводимых закупок считает необходимым отметить, что Заказчик при проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110595059) обоснованно отклонил заявку АО «РЭС», поскольку заявка участником подана с нарушением Положения о закупках и закупочной документации.

Разделом 5 Документации о закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Подпункт 16 пункта 4 указанного раздела предписывает участнику включить в состав заявки:

Сведения и документы, подтверждающие соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), предприятий-изготовителей требованиям, установленным в документации о закупке или справку о том, что соисполнители (субподрядчики, субпоставщики), выполняющие более 5% объема поставок, работ, услуг участником привлекаться не будут.

Пунктом 6 указанного раздела установлено, что заявка на участие в закупке должна быть действительна в течение срока, указанного участником закупки в заявке. В любом случае этот срок не должен быть менее 90 (девяносто) календарных дней со дня, следующего за днем окончания приема заявок на участие в закупке. Указание меньшего срока действия, является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

При этом в пункте 7 данного раздела приводится обоснование установления подобного срока. В течение срока действия заявки на участие Заказчик имеет право принять (акцептовать) ее и заключить договор на изложенных в ней условиях, а участник обязан не изменять и не отзывать свою заявку. Установление подобного требования связано с обеспечением возможности для Заказчика акцептовать заявку участника, в случае, если победитель закупки уклонится от заключения договора, либо заказчиком будет обнаружено, что победитель закупки предоставил недостоверные сведения о своём соответствии требованиям Документации о закупке.

Заявителем на участие в закупке была подана заявка, не содержащая в своём составе сведения о сроке действия заявки, а также сведения и документы, подтверждающие соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), предприятий-изготовителей требованиям, установленным в документации о закупке или справку о том, что соисполнители (субподрядчики, субпоставщики), выполняющие более 5% объема поставок, работ, услуг участником привлекаться не будут.

При этом пунктом 2 раздела 9 Документации о закупке определено, что Комиссия отклоняет заявки в случаях:

1)         если они не соответствуют требованиям, установленным в Положении о закупке и документации о проведении запроса цен в электронной форме;

2)         если в описании товаров, работ, услуг в заявке участника предоставлены недостоверные сведения;

3)         если предложенные товары, работы, услуги в заявке участника не соответствуют требованиям документации о проведении запроса цен в электронной форме;

4)         предложенная в ценовых заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса цен в электронной форме и документации;

5)         если участник закупки не соответствует требованиям, установленным в Положении и документации о проведении запроса цен в электронной форме;

6)         выявлена арифметическая и/или грамматическая ошибка, не позволяющая правильно идентифицировать слово и/или цифру.

Как усматривается из материалов Закупки, Заявителем была подана заявка, не содержащая информации и документов, предусмотренных подпунктом 16 пункта 4 и пунктом 6 раздела 5 Документации о закупке, или предоставленных в любой иной форме сведений, информации, предусмотренной указанными подпунктами.

Приложением № 1 к Документации о закупке установлен образец заявки на участие в закупке. При этом в указанном образце присутствует строка «Дополнительные сведения», в которой Заявитель, при внимательном прочтении требовании документации о закупки мог указать срок действия заявки.

Стоит также отметить, что непредоставление сведений и документов, подтверждающих соответствие соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), предприятий-изготовителей требованиям, установленным в документации о закупке или справки о том, что соисполнители (субподрядчики, субпоставщики), выполняющие более 5% объема поставок, работ, услуг участником привлекаться не будут, не может быть трактовано закупочной комиссией как подтверждение того, что участник намерен   исполнить договор собственными силами. Иное бы противоречило требованиям документации о закупке и принципу равноправия, справедливости, установленных Законом о закупках.

Кроме того, непредоставление тех же информации и сведений послужили основанием для отклонения заявки ещё одного участника закупки.

На основании вышеизложенного полагает, что отклонение заявки АО «РЭС» со стороны Заказчика было правомерным и производилось в соответствии с положениями Документации о закупке.

2.2.      Что касается довода Заявителя что при проведении закупки № 32110617774 (после изучения документов, представленных АО «РЭС» при подаче заявке на участие в первоначальной закупке) Заказчик изменил условия ее проведения, считает необходимым возразить следующее.

Разделом 7 Документации о закупке установлено, что в рамках стадии рассмотрения и оценки заявок оценке подлежат только заявки, допущенные к участию в закупке. Поскольку заявки всех участников закупки были отклонены, Заказчиком не производилась оценка заявок, документы, подлежащие оценке, Заказчиком не рассматривались и не анализировались в ввиду нецелесообразности и значительных временных затрат.

Однако, отвечая на вышеуказанный довод Заявителя, сообщает, что в частности, если бы Заказчик поставил себе задачу сформировать условия, ограничивающие конкуренцию по отношению к АО «РЭС», то Заказчику вовсе не нужно было бы осуществлять закупку только лишь с этой целью. Информация об уровнях напряжения объектов, обслуживаемых Заявителем, является открытой и доступна к ознакомлению на сайте Заявителя в сети «Интернет» («Главная-Клиентам-Технологическое присоединение к электрическим сетям-Раскрытие информации сетевой организацией- Сведения об общей пропускной способности»). Таким образом, в случае, если бы Заказчик формировал условия закупки, ограничивающие возможность победы Заявителя в закупке, то такие условия были бы установлены Заказчиком сразу, при осуществлении первоначальной закупки.

Указанные в жалобе Заявителем изменения документации о закупке связаны лишь с тем, чтобы, принимая во внимание, что на участие в закупке было подано всего две заявки, привлечь к участию в закупке более широкий круг участников с учётом тех особенностей предмета закупки, которые для заказчика являются гарантией выполнения победителем закупки своих обязательств.

Таким образом, заявление о том, что заказчиком порядок оценки изменен с целью нарушения прав Заявителя, относится к бездоказательным умозаключениям Заявителя.

Кроме того, размещая извещение о проведении повторной закупки, заказчик не имеет представления о намерениях участников рынка участвовать в закупках, как не имеет представлений об опыте оказания услуг сопоставимого характера, кроме той информации, которую участник закупки предоставит в составе заявки на участие в такой закупке.

Более того, на протяжении обеих закупок, указываемых Заявителем в жалобе, Заявитель неоднократно запрашивал изменения Заказчиком условий закупки для обеспечения преимущественных условий для участия в закупке, путем направления запросов на разъяснения документации о закупке. Ответы на направляемые запросы Заказчик предоставлял и вносил изменения таким образом, чтобы соблюсти принципы Закона о закупках. При повторной закупке Заявителем был направлен запрос на разъяснение, единственной целью которого, как видится Заказчику, было исключение необходимости документарного подтверждения опыта оказания услуг сопоставимого характера в отношении собственных объектов.

Просим обратить внимание, что ни доминирующее положение на рынке, ни статус системообразующего электросетевого предприятия Новосибирской области не являются предметом оценки и не обеспечивают Заявителю дополнительных преференций перед другими участниками закупки. Однако учитывая, что в жалобе Заявителем сделан акцент на огромный и масштабный опыт, важно отметить следующее.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2021 № 276 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» ПС 220 кВ Тепличная (объект оказания услуги) отнесена к единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) и включена в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.05.2021 № 341 «О внесении изменений в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» отпайки от BJI 220 кВ (№239, №240) ТЭЦ-3 - Дружная на ПС Тепличная отнесены к ЕНЭС.

Заявитель является территориально сетевой организацией, что подтверждено Приказом от 24 декабря 2020 года № 658-ЭЭ Департамента по тарифам Новосибирской области - для него установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций в Новосибирской области.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Таким образом. Заявитель исходя из законодательства, не может осуществлять передачу энергии по объектам ЕНЭС и, как следствие, обслуживать на средства тарифной выручки объекты ЕНЭС, в том числе объекты Заказчика. А указанный в жалобе Заявителем опыт позволяет лишь сделать вывод о его возможности в настоящее время обслуживать огромное количество более «мелких», с точки зрения уровня напряжения объекты (городские и областные подстанции, гаражные и садовые общества и т.д.), но не позволяет сделать вывод о наличии в данный момент опыта обслуживания уровня напряжения 220 кВ.

Так же не представляется возможным однозначно трактовать как аналогичные приводимые Заявителем примеры практики решений антимонопольного органа, поскольку в рамках указанных решений рассматривались иные нарушения, имеющие весьма опосредованную связь с доводами Заявителя.

Так, Решение ФАС России от 30 июня 2021 г. № 223ФЗ-338/21 признаёт нарушением установление заказчиком ограничения в сумме цен контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема договоров в 30 %. В то время, как установление указанного параметра сопоставимости Заявителем не обжалуется.

Решение ФАС России от 25 мая 2021 г. № 223ФЗ-266/21 указывает на нарушения, выразившиеся в принятии к оценке Заказчиком исключительно договоров, исполненных в полном объеме и отсутствии в документации пропорциональной зависимости между предметом оценки по установленным критериям и начисляемым количеством баллов участнику закупки. Согласно пояснений к Приложению № 6 Документации о закупке Участник закупки может включать и незавершенные договоры, обязательно отмечая данный факт и указав процент выполнения. Следует отметить, что заказчиком в рассматриваемой закупке не ставится в зависимость оценка от общей стоимости исполненных договоров, а лишь о наличии или отсутствии опыта подобных договоров. Присвоение баллов происходит пропорционально наличию необходимого опыта.

Решении ФАС России от 5 марта 2021 г. № 223ФЗ-121/21 не может приниматься как сходное, поскольку основанием для жалобы послужило требование об обязательном наличии опыта, в отсутствие которого заявка подлежала отклонению.

В Решении ФАС России от 4 марта 2021 г. № 223ФЗ-114/21 рассматриваются нарушения в процессе оценки заявок, а не установления оценочных критериев.

Решение от 25 февраля 2021 г. № 05-12/699 по делу № 003/01/17-839/2020 связано с установлением Заказчиком требования к опыту исполнения аналогичных договоров в несколько раз превышающего начальную (максимальную) цену договора.

Из совокупного толкования статей 17 и 18.1 Закона о конкуренции следует, что контрольно-надзорные функции антимонопольного органа по рассмотрению дел о нарушении порядка проведения закупок, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направлены на недопущение (исключение) действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о наличии факта нарушения указанных требований, установленных действующим законодательством, необходимо установить имели ли место обстоятельства, свидетельствующие об антиконкурентной направленности в ходе организации и проведения закупки, о неоправданных препятствиях как фактическим, так и потенциальным участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен и в пункте 1.8 главы 1 Положения.

В соответствии со статьей 4 Закона о конкуренции определены признаки ограничения конкуренции, к которым относятся:

-           сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

-           рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

-           отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

-           определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

-           иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 17 Закона о конкуренции, в которой установлены антимонопольные требования к торгам, требования к торгам, запросу котировок цен на товары, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1)         координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2)         создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3)         нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4)         участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Как усматривается из жалобы, Заказчиком при размещении закупки был сформирован полный перечень требований к участникам закупки, измеримые и объективные критерии оценки, которые соответствуют предмету закупки, определен порядок оценки предложений и выбора победителя. Порядок проведения закупки соответствовал требованиям утвержденного и размещенного в ЕИС Положения, а также установленным императивным нормам Закона о закупках и иных подзаконных нормативных правовых актов.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ООО «ПС Тепличная» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг Общества с ограниченной ответственностью «ПС Тепличная», утвержденного Решением единственного участника ООО «ПС Тепличная» от 26.08. 2021 г. (протокол от 23.06. 2021 г. № 8).

06.09.2021 года в Единой информационной системе в сфере закупки (далее - ЕИС) ООО «ПС Тепличная» опубликовало извещение № 32110617774 о проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110617774 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 8 Информационной карты предмет договора – оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей.

Согласно пп. 14 п. 4 раздела 5 Документации заявка на участие в закупке должна содержать:

Сведения об опыте оказания услуг сопоставимого характера (в соответствии с приложением № 6) с приложением подтверждающих документов:

– копии договоров (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

– копии документов приёмки (актов выполненных работ и т.п.).

В случае, если участник выполняет работы сопоставимого характера в отношении собственных объектов электрических сетей:

- документы, позволяющие заказчику оценить соответствие параметрам сопоставимости услуг:

- справка в свободной форме с обязательным указанием сведений: наименование объектов электрических сетей, месторасположение, уровень напряжения.

- копии документов, подтверждающих право собственности или иное право распоряжения объектами электрических сетей.

- копии таблиц формирования необходимой валовой выручки (выписку из таблицы формирования необходимой валовой выручки) за каждый из периодов, в отношении которых предоставлены такие сведения.

Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Поскольку предметом договора является комплекс услуг, включающих:

1) оперативно-техническое обслуживание (в т.ч. круглосуточное дежурство оперативного персонала, круглосуточное оперативно-диспетчерское управление режимами работы электрических сетей Заказчика);

2) планово-предупредительные работы;

3) текущее обслуживание объектов,

соответствие сопоставимому характеру применяется к каждому договору (сведению о выполняемой работе), а не к совокупности представленных договоров (сведений).

Таким образом, предоставление договоров (сведений) на один отдельный вид услуг (например, оперативно-техническое обслуживание) или на любые два из перечисленных выше, не отвечает критериям сопоставимости.

В соответствии с разделом 7 Документации:

Заявки участников, допущенные к участию в закупке, оцениваются по следующим критериям:

– Цена договора – коэффициент значимости 70%.

– Квалификация участника – коэффициент значимости 30%.

Согласно п. 5 раздела 9 Документации:

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

В силу п. 5 раздела 9 Документации:

Показатель «Квалификация участника» оценивается по балльной системе по установленной шкале:

Оценка, баллов

Объём предоставленных сведений

0

Отсутствие опыта оказания услуг сопоставимого характера, непредоставление сведений.

50

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

100

Наличие опыта оказания услуг на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ), оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

 

Согласно пояснениям заказчика, установленные Заказчиком критерии и порядок оценки заявок не исключают возможности участия в закупке широкого круга участников рынка, как имеющих опыт оказания услуг сопоставимого характера, так и не имеющие такового.

Кроме того, опыт выполнения полного комплекса услуг свидетельствует о наличии у участника закупки отработанной схемы взаимодействия различных специалистов необходимой квалификации, подразделений при выполнении текущих задач, предупреждения аварийных ситуаций, а при возникновении таковых, оперативного, отлаженного реагирования в отношении одного и того же объекта электроэнергетики в режиме «одного окна». Для Заказчика наличие указанного опыта является дополнительной гарантией того, что исполнитель по договору сможет слаженно провести комплекс действий в отношении одного объекта. Исключая риски несогласованных действий работников исполнителя.

Согласно п. 6 Обзора судебной практики от 16.05.2018 по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года,  уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, требование заказчика о наличии опыта оказания комплекса услуг (оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы, текущее обслуживание объектов) является обоснованным и не ограничивает конкуренцию.

Относительно разницы в количестве баллов (50), присваиваемых:

– участнику, который имеет опыт оказания услуг в течение последнего года на объектах электрических сетей одного уровня напряжения (110 кВ или 220 кВ);

– участнику, который имеет опыт оказания услуг в течение последнего года на объектах электрических сетей двух уровней напряжения (110 кВ и 220 кВ)

установлено следующее.

Заказчиком не представлено достаточных доказательств о различии в осуществлении оперативно-технического обслуживания, планово-предупредительных работ, текущего обслуживания объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и классом напряжения 220 кВ.

Таким образом, установление указанной разницы в количестве баллов является необоснованным.

Относительно условия об оказании комплекса вышеназванных услуг в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора установлено следующее.

Согласно пп. 14 п. 4 раздела 5 Документации заявка на участие в закупке должна содержать:

Сведения об опыте оказания услуг сопоставимого характера (в соответствии с приложением № 6) с приложением подтверждающих документов:

– копии договоров (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями);

– копии документов приёмки (актов выполненных работ и т.п.).

В случае, если участник выполняет работы сопоставимого характера в отношении собственных объектов электрических сетей:

  • документы, позволяющие заказчику оценить соответствие параметрам сопоставимости услуг:
  • справка в свободной форме с обязательным указанием сведений: наименование объектов электрических сетей, месторасположение, уровень напряжения.
  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное право распоряжения объектами электрических сетей.
  • копии таблиц формирования необходимой валовой выручки (выписку из таблицы формирования необходимой валовой выручки) за каждый из периодов, в отношении которых предоставлены такие сведения.

Сопоставимыми по характеру признаются услуги: на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей уровнем напряжения от 110 кВ до 220 кВ, оказываемые в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора.

Между тем в Приложении 6 «Образец сведений об опыте оказания услуг сопоставимого характера» приведена таблица для заполнения участником. В столбце 6 данной таблицы необходимо указать стоимость услуги. При этом Заказчиком не конкретизировано какую именно стоимость услуги необходимо будет указать заказчику: оказанной или оказываемой.

Кроме того, установление Заказчиком условия о том, что необходимо указать сведения об услугах, оказываемых в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке на сумму не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора, может трактоваться неоднозначно, а именно: как 30 % от всей стоимости договора, так и 30 % от стоимости услуги, оказанной в период 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке.

При этом на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика указал, что сумма не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора относится именно к цене заключенного договора, а не к сумме оказанных услуг за 1 год. Таким образом, указанные формулировки условий, содержащиеся в документе «Анализ конкурентных предложений в электронной форме» приводят к неоднозначной трактовке  и путанице.  Кроме того, отсутствует конкретизация, каким образом будет оцениваться опыт выполнения работ участником на собственных объектах.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, в целях исключения возможности субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

Установление неоднозначных формулировок относительно требований к участникам противоречит установленным ч .1 ст. 3 Закона о закупках принципам открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Также Заказчиком не мотивировано условие о том, что учитывается именно опыт оказания услуг в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке.

Указанные требования не отвечают критериям объективности, поскольку заказчиком не представлены доказательства, подтверждающего, что иные хозяйствующие субъекты не обладающие испрашиваемым опытом за период в течение 1 (одного) года до даты размещения извещения о закупке, не могут удовлетворить потребность заказчика и надлежащим образом исполнить обязательства по договору.

Каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования, последним не представлено.

Изложенная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-237225/19-120-1841, которое оставлено без изменений Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-26230/2020, Постановлением Арбитражного суда Московского округа № Ф05-23552/2020, определением Верховного Суда Российской Федерации №  305-ЭС21-7120.

Таким образом, в действиях ООО «ПС Тепличная» усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов при проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110617774 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «РЭС» (вх. № 16251э от 10.09.2021 года, вх. № 16251 от 10.09.2021 г.) на действия заказчика ООО «ПС Тепличная» при проведении анализа конкурентных предложений в электронной форме на право заключения договора на оперативно-техническое обслуживание, планово-предупредительные работы и текущее обслуживание объектов электрических сетей (извещение № 32110617774 на сайте https://zakupki.gov.ru/) обоснованной.

2. Выдать заказчику ООО «ПС Тепличная»  предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны