Решение №054/06/64-2376/2019 жалоба ООО «ЭКО-ЛАЙН» на действия заказчика - ООО «Экология-... от 25 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/64-2376/2019

25 ноября 2019 года                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

от заказчика – ООО «Экология-Новосибирск»: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности),

от подателя жалобы – OOO «ЭКО-ЛАЙН»: <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (по доверенности), <…> (без доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «ЭКО-ЛАЙН» на действия заказчика - ООО «Экология-Новосибирск» при проведении электронного аукциона № 0400700004119000003 на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 80 369 341 руб. 55 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ЭКО-ЛАЙН» с жалобой на действия заказчика - ООО «Экология-Новосибирск» при проведении электронного аукциона № 0400700004119000003 на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «ЭКО-ЛАЙН» заключается в следующем.

1. Пунктом 2.1.5 проекта договора установлено, что оператор обязан осуществлять погрузку ТКО и транспортирование в места передачи ТКО на объекты размещения отходов, указанные в приложении № 1 к проекту договора, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области. Передача ТКО на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, фиксируется актом, составленным по форме приложения № 9 к проекту договора или по иной форме с обязательным указанием объекта размещения, даты прибытия мусоровоза на объект, марки, государственного номера мусоровоза, объема ТКО (м3), массы ТКО (тн.) при наличии весового контроля, отметки владельца объекта размещения о приеме указанных объемов (массы) ТКО.

По мнению подателя жалобы, определив в проекте договора условие применения коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из объема ТКО, заказчик был не вправе требовать от оператора осуществления фиксации массы ТКО, так как это противоречит требованию ранее утвержденному способу коммерческого учета ТКО.

Кроме того, указанное противоречие также отражено в п.2.4.5 проекта договора: при представлении оператором недостоверной информации по объемам оказанных услуг (завышение объемов оказанных услуг), неподтверждения представленной информации системой спутниковой навигации региональный оператор вправе определять объем оказанных услуг исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения на объекте размещения ТКО.

Применение коммерческого учета твердых коммунальных отходов, транспортированных оператором исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, противоречит ст.5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», а также существенному условию договора в части осуществления коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

2. Пунктом 2.1.29 проекта договора установлена обязанность оператора по представлению региональному оператору информации о готовности мусоровозов, в том числе, с указанием предельно допустимого значения уплотнения в отношении каждого мусоровоза – не более 3,5.

Кроме того, согласно п.2.1.12 проекта договора оператор обязан не уплотнять транспортируемое ТКО сверх предельно допустимого значения уплотнения.

Коэффициент уплотнения ТКО в мусоровозе варьируется от 1,5 до 9 единиц и зависит от механизма сжатия и удельного веса ТКО. Конструкцией бункера современного мусоровоза предусматривается уплотняющая плита, а техническими характеристиками предусмотрен коэффициент уплотнения ТКО (степень сжатия ТКО в кузове). Для мусоровозов с боковой загрузкой коэффициент уплотнения – 1,5-4.

Применение системы прессования в мусоровозах с задней загрузкой позволяет повысить коэффициент уплотнения ТКО до 9, что увеличит массу и объем вывозимого ТКО и позволит сократить издержки за счет снижения необходимого количества единиц спецтехники.

Коэффициент предельно допустимого значения уплотнения ТКО в размере 3,5 единиц приемлем только для мусоровозов с боковой загрузкой и возможностью применения только металлических контейнеров. Использование меньшего количества мусоровозов уменьшит нагрузку на дорожную сеть, а также будет способствовать меньшему износу дорожного полотна.

При таких обстоятельствах, применение коэффициента уплотнения в размере 3,5 повлечет занижение объема отходов, фактически транспортируемых оператором.

3. Согласно пункту 2.3.5 проекта договора во избежание сомнения стороны согласовали, что подписание региональным оператором акта сдачи-приема оказанных услуг и/или отчетов об исполнении договора за отчетный период не лишает регионального оператора права предъявить оператору претензии о выявленных несоответствиях в случае их обнаружения после подписания соответствующего акта и не лишает регионального оператора предъявить требования об их устранении или уменьшении объема и перерасчета стоимости оказанных услуг.

Таким образом, ООО «Экология-Новосибирск» оставляет за собой право на уменьшение объема оказанных услуг даже после их принятия (подписания акта сдачи-приема оказанных услуг). Кроме того, пунктом 2.3.5 также установлен срок на проверку представленных отчетных документов - 20 (двадцать) рабочих дней.

Статьей 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Таким образом, на заказчика возлагается обязанность принимать выполненные работы. При этом, единственным документом, доказывающим принятие работ (услуг), является акт сдачи-приема.

Вместе с тем, деятельность по транспортированию связана именно с перемещением ТКО из места накопления в места сбора (на полигоны). Услуга выполняется в реальном времени и проверить качество услуг по истечении какого-либо срока невозможно.

Включение указанного условия в проект договора существенно ограничивает права оператора и не соответствует принципу равноправия сторон в договоре.

4. Региональный оператор возлагает проверку достоверности на разработанную им систему спутникового слежения за действиями мусоровозов «ТКО Сервис» с использованием спутниковой навигации системы ГЛОНАСС, доступ к которой у оператора отсутствует.

В приложении № 12 к договору установлена обязанность оператора обеспечить региональному оператору возможность установки оборудования (программно-аппаратного комплекса «ТКО Сервис») на мусоровозы.

Пунктами 4.8, 4.9 приложения № 12 к договору установлено: если время между сообщениями треков более 3 минут, то данный промежуток времени считается потерей связи и не принимается к учету; если в сообщении количество захваченных спутников менее 8 и параметр HDOP более 1.5 точка считается не валидной и не принимается к учету.

Таким образом, региональный оператор ставит точность работы своей системы в зависимости от количества спутников и в случае, если отобразится менее 8 спутников, то работа оператора, контролируемая системой навигации, учитываться не будет.

5. Согласно п.2.4.6 проекта договора в случае наличия разногласий сторон по объему/качеству оказанных услуг, соответствию мусоровозов указанным в договоре требованиями, региональный оператор праве за свой счет провести независимую экспертизу.

Как следует из приведенного условия, правом на проведение экспертизы обладает региональный оператор, при этом, оператор лишен такой возможности, что существенно ограничивает его права при заключении договора с учетом наличия таких условий.

6. Согласно п.3.9 проекта договора в случае непредставления, не полного/частичного представления оператором документации, предусмотренной пунктом 3.3. договора, а также в случае несоблюдения и/или искажения форм заполнения документов, предусмотренных договором, отказа от представления оператором дополнительных документов и/или информации по запросу регионального оператора, последний вправе не подписывать акт сдачи-приема оказанных услуг.

По мнению подателя жалобы, ООО «Экология-Новосибирск» намеренно расширило список отчетных документов путем внесения в проект договора формулировки «дополнительные документы».

Иными словами, основанием для неподписания акта является непредставление любого документа, запрошенного ООО «Экология-Новосибирск», но прямо не указанного в условиях к проекту договора.

7. Согласно пп. «в» п.12 постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» документация об аукционе содержит, в том числе, сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, о контейнерных площадках (при их наличии).

Приложения № 3, 4 к описанию объекта закупки являются реестром сведений об источниках образования ТКО и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, о контейнерных площадках, следовательно, должно содержать сведения, в том числе, о местах (площадках) накопления ТКО, однако данные сведения отсутствуют в указанном приложении.

Отсутствие данных относительно расположения мест (площадок) накопления ТКО будет препятствовать надлежащему исполнению обязательств, принятых на себя оператором.

8. В проект договора заказчиком включены условия, возлагающие на оператора дополнительные обязательства, не относящиеся к предмету договора, обязательное исполнение которых не предусмотрено действующим законодательством.

Пунктом 31 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области от 25.07.2018, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск», установлена прямая обязанность регионального оператора по выявлению и организации ликвидации мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей.

При этом, согласно п.2.1.17 проекта договора оператор в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей (место несанкционированного размещения ТКО), обязан немедленно составить акт по форме, установленной в приложении № 11, с приложением фото и (или) видео съемки, и в течение одного дня направить региональному оператору по электронной почте.

Таким образом, региональный оператор возлагает своё обязательство, не относящееся к предмету договора по транспортированию ТКО, на оператора. Указанное обстоятельство способствует необходимости привлечения дополнительных ресурсов (трудовые, денежные) оператором.

В соответствии с п.п.2.1.26, 2.1.27 проекта договора заказчиком возлагается на оператора обязанность не реже 1 раза в месяц разрабатывать и представлять на согласование региональному оператору предложения по оптимизации графиков и маршрутов транспортирования ТКО, а также участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с ТКО.

Пунктом 2.1.28 проекта договора заказчиком на оператора возлагается обязанность по возмещения убытков, причиненных потребителям. При этом, по смыслу положений Правил о предоставлении коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оператор не является исполнителем коммунальной услуги «обращение с ТКО» и не может нести ответственность за убытки, причиненные потребителям данной услуги.

Пунктом 6.7 проекта договора установлено, что в случае непредвиденных обстоятельств, в том числе, в случае, если торги по заключению договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на последующие периоды не состоятся, оператор обязан исполнять обязанности по настоящему договору до заключения договора региональным оператором на оказание услуг по транспортированию ТКО с иным оператором по транспортированию ТКО.

При этом, п.1.3 проекта договора установлен срок оказания услуг по транспортированию ТКО с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно. Возложение на оператора обязанности по транспортированию ТКО после 31.12.2020, по мнению ООО «ЭКО-ЛАЙН», является незаконным, поскольку к указанной дате обязательство по договору будет исполнено в полном объеме.

Таким образом, податель жалобы считает, что действия заказчика, направленные на возложение на оператора дополнительных обязательств, нарушают ст.10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Экология-Новосибирск» в возражениях на жалобу ООО «ЭКО-ЛАЙН» сообщило следующее.

В части доводов жалобы ООО «Экология Новосибирск» сообщило, что указанные в жалобе положения проекта контракта действующему законодательству не противоречат и направлены на обеспечение надлежащего оказания услуг.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.99, 105 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок возложены на Федеральную антимонопольную службу.

Статьями 105, 106 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок. Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России на данном заседании могут быть рассмотрены исключительно вопросы о правомерности действий заказчика в рамках сферы действия Закона о контрактной системе.

В своей жалобе ООО «ЭКО-ЛАЙН» указывает на нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», однако жалоба на положения аукционной документации подана обществом в порядке, предусмотренном ст.105 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в рамках данного заседания доводы жалобы ООО «ЭКО-ЛАЙН» не могут быть рассмотрены в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в части неправомерных действий ООО «Экология Новосибирск», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также в части возможного нарушения заказчиком требований ст.ст.10, 17 Закона о защите конкуренции.

Изучив доводы жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России приняла решение о передаче материалов дела в соответствующее структурное подразделение Новосибирского УФАС России для оценки соблюдения требований антимонопольного законодательства заказчиком – ООО «Экология-Новосибирск».

Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭКО-ЛАЙН» на действия заказчика - ООО «Экология-Новосибирск» при проведении электронного аукциона № 0400700004119000003 на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Новосибирской области необоснованной.

2. Передать материалы дела в соответствующие структурные подразделения Новосибирского УФАС России для оценки соблюдения требований антимонопольного законодательства заказчиком – ООО «Экология-Новосибирск».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ООО "ЭКОЛОГИЯ-НОВОСИБИРСК"
ИНН 5410772955, ОГРН 1125476156211