Решение №054/06/99-387/2023 обращение гражданки о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ ... от 31 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/99-387/2023

 

31 марта 2023 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев обращение гражданки <...> о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ №2» законодательства о контрактной системе при проведении закупки № 0351300069022000892,

в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение гражданки <...> о нарушении заказчиком - ГБУЗ НСО «ГКБ №2» законодательства о контрактной системе при проведении закупки № 0351300069022000892.

Суть обращения гражданки <...>заключается в следующем.

25.11.2022 г. заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении закупки № 0351300069022000892 на оказание услуг по сбору, транспортировке и обеспечению обезвреживания медицинских отходов класса опасности «Г». Победителем данной закупки был признан ИП Агеев Н.Н., который не имеет лицензии, дающей право на оказание услуг, указанных в извещении о проведении данной закупки. Таким образом, аукционной комиссией заказчика нарушены положения Закона о контрактной системе при признании заявки на участие в закупки ИП Агеева Н.Н. соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.

От ГБУЗ НСО «ГКБ №2» в ответ на обращение гражданки <...> поступили возражения следующего содержания.

В соответствии с ч.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).

Согласно п.2 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах здоровья граждан) медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс "Д" - радиоактивные отходы.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) требование о наличии лицензии предъявляется для организаций, осуществляющих вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д.

На основании изложенного, заказчиком в извещении о проведении закупки № 0351300069022000892 на оказание услуг по сбору, транспортировке и обеспечению обезвреживания медицинских отходов класса опасности «Г» не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

Таким образом, у аукционной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки на участие в закупке ИП Агеева Н.Н., поскольку она соответствовала требованиям извещения о проведении закупки

Изучив информацию, представленную заказчиком, а также информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в извещении о проведении закупки № 0351300069022000892 заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), п.30 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Как установлено в ст.4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности (I - V классы).

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Согласно п.2 ст.49 Закона об основах здоровья граждан медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;

3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс "Д" - радиоактивные отходы.

В соответствии со ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 требование о наличии лицензии предъявляется для организаций, осуществляющих вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. Указанное также подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 12.11.2020 № 17/99041/20.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом об отходах, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с положениями ст.1 Закона об отходах уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом об отходах.

Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона об отходах.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что объектом закупки № 0351300069022000892 является оказание услуг по сбору, транспортировке и обеспечению обезвреживания медицинских отходов класса опасности «Г». При этом, из описания объекта закупки не следует, что заказчик передает на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Таким образом, оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, не подпадает под действие Закона об отходах, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком правомерно не установлено в извещении о проведении закупки требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. Таким образом, у аукционной комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки на участие в закупке ИП Агеева Н.Н.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что контракт, заключенный по результатам закупки № 0351300069022000892 между ГБУЗ НСО «ГКБ №2» и ИП Агеевым Н.Н. 16.03.2023 расторгнут по соглашению сторон.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать в действиях заказчика – ГБУЗ НСО «ГКБ №2» отсутствие нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки № 0351300069022000892 на оказание услуг по сбору, транспортировке и обеспечению обезвреживания медицинских отходов класса опасности «Г».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны