Решение №054/06/33-331/2023 жалоба ООО «ТЕХНОИМПОРТ» на действия заказчика – ФБУН ГНЦ ВБ... от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-331/2023

«07» марта 2023 года                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «ТЕХНОИМПОРТ» на действия заказчика – ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА при проведении электронного аукциона № 0351100000723000009 на поставку стеллажей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ТЕХНОИМПОРТ» с жалобой на действия заказчика – ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА при проведении электронного аукциона № 0351100000723000009 на поставку стеллажей,

Суть жалобы ООО «ТЕХНОИМПОРТ» заключается в следующем.

В соответствии с ч.6 ст.23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ N 145) утверждены правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила формирования КТРУ), и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции: наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии), описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчиком в извещении указан код ОКПД2: 31.09.11.120 Стеллажи, стойки, вешалки металлические. Податель жалобы считает, что данное описание товара не соответствует Правилам использования КТРУ, так как объектом данной закупки является закупка стеллажей металлических. Данному товару соответствует позиция КТРУ – 31.09.11.120-00000007 Стеллаж складской металлический.

Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Заказчиком в техническом задании в позициях 1 и 2 установлены следующие требования к товару: «Комплектующие стеллажа изготовлены из тонколистового холоднокатаного оцинкованного проката, соответствующего ГОСТ 16523-97 и ГОСТ 19904-90 из стали марки 08 пс. Поверхность проката должна быть без плен, сквозных разрывов, пузырей-вздутий, раскатанных пузырей, пятен слипания сварки, порезов, надрывов, вкатанной окалины, перетравов, недотравов, полос нагартовки, вкатанных металлических и инородных частиц. Расслоения не допускаются».

Податель жалобы считает, что показатели, указанные в ГОСТ 16523-97 и ГОСТ 19904-90, являются технологическим процессом изготовления стали и не относятся к характеристикам стеллажа. Помимо этого, ГОСТ 16523-97 и ГОСТ 19904-90 не относятся к оцинкованному прокату (ГОСТ 14918-80 Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия).

В техническом задании заказчиком установлены следующие характеристики:

- Балка изготовлена на прокатном стане и имеет С_образную форму с дополнительным гибом наружу не менее 15 мм,

- Перемычка – имеет форму равнобокого треугольника, с размером сторон не менее 40 мм и высотой треугольника не менее 40 мм,

- Стойка изготовлена на прокатном стане и имеет П-образную форму с двумя дополнительными гибами не менее 12х19, направленные к центру стойки. Ширина стойки 60 мм высота 48 мм,

- Стойка имеет перфорацию, два ряда прямоугольных отверстий 20х5 мм расположенных под углом 20° симметрично друг-другу с шагом 50 мм, и по одному ряду на каждой отбортовке размером 19 отверстиями ø7 мм с шагом 25 мм.

Податель жалобы считает, что техническое задание подготовлено с ограничительными характеристиками, которые являются конструктивными особенностями производителя и никак не влияют на использование стеллажей заказчика, а также на основной показатель стеллажей -нагрузка.

Податель жалобы также указывает на то, что заказчиком не установлен запрет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее Постановление Правительства РФ N 616). Код ОКПД2 31.09.11.120, указанный в извещении, включен в перечень № 1 к Постановлению Правительства РФ N 616.

Помимо всего вышеуказанного, податель жалобы утверждает, что заказчик вводит потенциальных участников закупки в заблуждение путем установления в техническом задании двух противоречащих друг-другу требований. В общих требованиях к товару заказчиком указано: «Все габаритные и другие размеры могут отличаться от заявленных размеров в техническом задании, не более ±5%»; но в описательной части указаны отклонения по габаритным размерам: «Габариты: 2224±10мм х639±10мм х2502±10мм».

ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА в возражениях на жалобу ООО «ТЕХНОИМПОРТ» сообщило следующее.

Из сведений позиции КТРУ 31.09.11.120-00000007 (позиция является укрупненной) следует: в данной позиции отсутствуют «не изменяемые», а также обязательные к применению характеристики конкретного товара. В связи с этим, заказчик считает допустимым применение в качестве кода каталога товара код ОКПД2.

Заказчик считает, что требования к характеристикам стали (ГОСТ 16523-97 и ГОСТ 19904-90), установленные в описании объекта закупки, относятся к общим техническим требованиям к материалу для изготовления необходимого заказчику товара и не относятся к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, так как проверить наличие или отсутствие данных характеристик возможно при визуальном осмотре готового изделия, следовательно, установление заказчиком требований к характеристикам стали не ограничивает доступ к участию в закупке.

Заказчик утверждает, что характеристики и описание полок стеллажей установлены корректно, так как в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 616 не установлен заказчиком по причине технической ошибки при выполнении поискового запроса в справочно-информационной системе «Консультант Плюс», вследствие которой поиск по коду ОКПД2: 31.09.11.120 не показал результатов.

Заказчик не согласен с доводом подателя жалобы об установлении в техническом задании двух противоречащих друг-другу требований, в связи с тем, что максимальный или минимальный показатель ±10мм может варьироваться в пределах ±5%. Кроме того, заказчиком в извещении о проведении закупки надлежащим образом разъяснены требования к содержанию, составу заявки, а также извещение содержит подробную инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Таким образом, заказчик в своих письменных возражениях не соглашается с доводами подателя жалобы и считает, что в действиях ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА отсутствует факт ограничения конкуренции.

Изучив представленные материалы и доводы представителя подателя жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.

Довод подателя жалобы относительно не указания заказчиком позиции КТРУ 31.09.11.120-00000007 в описании товара является частично обоснованным, так как в соответствии с п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения, при этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, однако, описание объекта закупки соответствует другой позиции КТРУ: 31.09.11.120-00000006 Стеллаж складской металлический. Позиция КТРУ 31.09.11.120-00000007 является укрупненной и не подлежит применению согласно п.8 Правил использования КТРУ, так как должна быть указана конкретная позиция каталога.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Довод подателя жалобы об установлении заказчиком в описании объекта закупки требований к характеристикам стали в соответствии с ГОСТ 16523-97 и ГОСТ 19904-90 и несоответствии указанных государственных стандартов к оцинкованному прокату ГОСТ 14918-80, является частично обоснованным на основании того, что позиция КТРУ 31.09.11.120-00000006 уже содержит требования к материалам изготавливаемой продукции (например, ГОСТ Р 56356-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Стеллажи металлические для архивов. Технические условия"), однако, у ГОСТ 14918-80 истек срок действия 01.12.2020 г.

В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки (стойка имеет перфорацию, два ряда прямоугольных отверстий 20х5 мм расположенных под углом 20° симметрично друг-другу и.т.д.), являются избыточными, поскольку данные требования не имеют отношения к целям применения закупаемых стеллажей. Возражения представителя заказчика о том, что данные требования являются стандартными, не подкреплены никакими доказательствами. Таким образом, довод подателя жалобы о том, что заказчиком установлены характеристики, не влияющие на использование стеллажей, нашел свое подтверждение.

В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик должен был установить запрет, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 616, так как код ОКПД2 31.09.11.120, указанный в извещении, включен в перечень № 1 к Постановлению Правительства РФ N 616: 31.09.11 Мебель металлическая, не включенная в другие группировки, следовательно, довод подателя жалобы обоснован.

В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.

Довод подателя жалобы об установлении в описании объекта закупки противоречащих друг-другу показателей, обоснован в силу того, что показатели допустимой погрешности противоречивы и не дают понять участникам закупки какой из показателей является приоритетным.

Таким образом, на основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что при формировании извещения о проведении закупки заказчиком нарушены положения ч.3 ст.7, п.1 ч.1, ч.3 ст.33, п.5 ч.1, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 616, Постановления Правительства РФ № 145. Доводы жалобы ООО «ТЕХНОИМПОРТ» частично нашли свое подтверждение. В действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 КоАП РФ.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22, ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТЕХНОИМПОРТ» на действия заказчика – ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА при проведении электронного аукциона № 0351100000723000009 на поставку стеллажей, частично обоснованной.

2. Признать ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА нарушившим положения ч.3 ст.7, п.1 ч.1, ч.3 ст.33, п.5 ч.1, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 616, Постановления Правительства РФ № 1453.

3. Выдать – ФБУН ГНЦ ВБ "ВЕКТОР" РОСПОТРЕБНАДЗОРА предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны