Постановление №054/04/9.21-1948/2021 в отношении юридического лица – акционерного общества «Регио... от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-1948/2021

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

1 декабря 2021 года                                                                                   г. Новосибирск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <...>, рассмотрев протокол № 054/04/9.21-1948/2021 об административном правонарушении от 05.10.2021 и материалы административного дела в отношении юридического лица – акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС») (ИНН 5406291470/ КПП 540501001, ОГРН 1045402509437, дата регистрации 01.10.2004, юридический адрес:630102, г. Новосибирск, ул. Якушева, д. 16А), в присутствии:

- представителя АО «РЭС» – <...>, действующей по доверенности № 214/20 от 22.06.2020,

- представителя потерпевшей стороны ООО «СтройКапиталИнвест» <...> (ордер № 571 от 18.10.2021), 

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО «СтройКапиталИнвест» в отношении АО «РЭС» по вопросу отказа в согласовании увеличения мощности электропитания нежилого помещения по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 (кадастровый номер 54:35:032835:1090).

Согласно содержанию обращения ООО «СтройКапиталИнвест», Общество 30.04.2021 обратилось в АО «РЭС» с заявкой (вх. №53-193073) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нежилого помещения, от существующей ЛЭП максимальной мощностью 50 кВт (в том числе 7,5 кВт – существующая мощность, 42,5 кВт – дополнительная), по адресу: НСО, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 (кадастровый номер 054:35:032825:1090).

В ответ на данную заявку АО «РЭС» направило ответ исх. №19-22/193073 от 07.05.2021, согласно которому для рассмотрения данной заявки ООО «СтройКапиталИнвест» необходимо представить согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12, на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства.

На повторное обращение ООО «СтройКапиталИнвест» от 20.05.2021 (вх. №193966) в дополнение к ранее поданной заявке АО «РЭС» письмом № 19-22/193996 от 25.05.2021 направило аналогичный ответ, содержащий требование представить согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12, на организацию присоединения нежилого помещения. 

Указанное требование АО «РЭС» о представлении дополнительных документов ООО «СтройКапиталИнвест» расценивает как неправомерное.

Процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил регламентирована обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Согласно п. 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных данными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.

ООО «СтройКапиталИнвест» является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 (кадастровый номер 54:35:032835:1090).

Нежилое помещение имеет технологическое присоединение к электрическим сетям, находящимся в ведении сетевой организации АО «РЭС», через ВРУ-0,4 кВ многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения № АТП-53-СРЭС-91/189443 от 26.02.2021. Также, согласно представленным сведениям, у заявителя имеется договор энергоснабжения № О-565 от 25.04.2018, заключенный с АО «Новосибирскэнергосбыт».

ООО «СтройКапиталИнвест» обратилось 30.04.2021 в АО «РЭС» с заявкой (вх. №53-193073) на осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нежилого помещения, в связи с увеличением объема максимальной мощности до 50 кВт (в том числе 7,5 кВт – существующая мощность, 42,5 кВт – дополнительная), по адресу: НСО, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 (кадастровый номер 054:35:032825:1090). В заявке отсутствуют сведения о необходимости изменения схемы технологического присоединения.

ООО «СтройКапиталИнвест» относится к заявителям, перечисленным в п. 12(1) Правил (заявители – юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств)).

АО «РЭС» в ответ на вышеуказанную заявку письмом исх. № 19-22/193073 от 07.05.2021 запросило у заявителя дополнительные документы – копию документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, с приложением копий документов, подтверждающих право организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, предоставлять согласие  на присоединение объекта заявителя либо  при ее отсутствии  или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых  помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения  с максимальной мощностью 50 кВт (в том числе 7,5 кВт – существующая мощность, 42,5 кВт – дополнительная) через ВРУ многоквартирного дома № 12 по ул. Дуси Ковальчук, со ссылкой на пп. «ж» п. 10 Правил.

Согласно пп. «ж» п. 10 Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) Правил, к заявке, в том числе, прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Согласно п 8(4) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.  

В данном случае требование о представлении письменного согласия организации, осуществляющей управление МКД/владельцев помещений МКД, является неправомерным, так как в соответствии с действующим законодательством технологическое присоединение производится однократно и оно уже существует в отношении объекта ООО «СтройКапиталИнвест». При этом в заявке ООО «СтройКапиталИнвест» отсутствовали сведения о необходимости изменения схемы технологического присоединения.

Данная позиция подтверждается актами судебной практики по делу №А26-13517/2018 (в том числе Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.07.2019 № Ф07-6709/2019, Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2019 № 307-ЭС19-20297), а также вступившими в законную силу Постановлениями Новосибирского УФАС России от 06.08.2020 № 054/04/9.21-1380/2020, от 06.04.2021 № 054/04/9.21-505/2021.

Как следует из вышеуказанных судебных решений, в случае, если нежилое помещение, принадлежащее заявителю, уже технологически присоединено к сетям сетевой организации через ВРУ многоквартирного дома, заявка о заключении договора  технологического присоединения подана с целью увеличения присоединенной  мощности и в ней отсутствуют сведения о необходимости изменения  схемы технологического присоединения, требование сетевой организации о представлении заявителем в составе заявки документов, предусмотренных пп. «ж» п. 10 Правил является неправомерным. Указанные действия сетевой организации приводят к нарушению прав заявителя на своевременное заключение договора технологического присоединения с целью увеличения присоединенной мощности.    

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Приказом ФСТ России № 140-э от 18.04.2005г. АО «РЭС» (ранее – ЗАО «РЭС»), Новосибирская область, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 54.1.38.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 19.12.2017 г. № 681-ЭЭ АО «РЭС» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии. Следовательно, АО «РЭС» является субъектом естественной монополии.

  Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, АО «РЭС» нарушило пункты 3, 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении АО «РЭС» настоящего дела по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Место совершения нарушения – 630102, г. Новосибирск, ул. Якушева, д. 16А.

Время совершения правонарушения – 07.05.2021, 25.05.2021 г.

 

При составлении протокола представитель АО «РЭС» заявил о несогласии с протоколом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель АО «РЭС» представил письменные пояснения, суть которых в следующем.

 1. Требование заявителя осуществить технологическое присоединение дополнительной мощности для электроснабжения нежилого помещения в многоквартирном доме без предоставления в установленном порядке документов, предусмотренных пп. «ж» п. 10 неправомерно и влечет нарушение прав третьих лиц.

Предусмотренные пп. «ж» п. 10 Правил требования, а именно обязанность согласовать увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств через вводно-­распределительное устройство нежилого здания, соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и основаны на общих положениях Гражданского кодекса РФ об общей долевой собственности.

Так, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (п. 1 ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ).

ГК РФ установлены нормы, определяющие порядок пользования и распоряжения объектами, находящимися в общей долевой собственности (ст. 246, 247, 249 названного Кодекса), согласно которым владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Жилищным кодексом регламентировано, что к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

В связи с этим порядок увеличения мощности энергопринимающих устройств встроенного нежилого помещения, находящегося в нежилом здании, когда такое увеличение осуществляется с использованием отдельных частей общего имущества данного здания, определяется не только специальным законодательством, устанавливающим технический порядок подключения (Правилами). В данном случае должны учитываться особенности правового режима общего имущества здания, установленные гражданским и жилищным законодательством, что отражено в пп. «ж» п. 10 Правил.

Кроме того, соблюдение требований Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ обусловлено необходимостью охраны прав и законных интересов владельцев нежилых помещений, которые будучи собственниками помещений в таком здании, одновременно являются участниками общей собственности на его общее имущество, права которых могут быть затронуты при выполнении работ по увеличению мощности одного из встроенных нежилых помещений.

В связи с чем вопрос о предоставлении третьим лицам каких-либо прав в отношении общего имущества в многоквартирном доме или нежилом здании может быть разрешен только общим собранием собственников помещений в нежилом здании, либо общим собранием может быть принято решение о предоставлении специальных полномочий иным лицам (в частности, управляющей организации) на заключение с третьими лицами договоров об использовании соответствующего имущества.

АО «РЭС», не являясь владельцем внутридомовых сетей и вводного устройства, от которых имеется технологическое присоединение нежилого помещения, не правомочно по своему усмотрению, руководствуясь одной лишь заявкой, осуществлять увеличение перетока мощности через электрические сети, находящиеся в общей долевой собственности третьих лиц.

В тоже время сетевая организация не полномочна разрешать вопросы, возникающие по поводу владения и пользования электротехническим оборудованием, в том числе вводно-­распределительным устройством, предназначенным для электроснабжения нескольких нежилых помещений и находящимся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности владельцев нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Кроме того, не являясь собственником данного электрооборудования, сетевая организация не располагает информацией о состоянии электрообрудования и пропускной способности существующих электроустановок многоквартирного дома, соответственно присоединение дополнительной мощности без предоставления согласия на организацию присоединения дополнительной нагрузки от представителей собственников многоквартирного дома не только ущемляет права третьих лиц, но и может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в связи с риском аварийных ситуаций при самовольном присоединении дополнительной нагрузки.

Кроме того, само по себе технологическое присоединение ООО «СтройКапиталИнвест» вне зависимости от вида присоединения (новое или увеличение мощности) без предоставления последним согласия на присоединение дополнительной мощности от ВРУ МКД по ул. Дуси Ковальчук, 12, образует объективную сторону административного нарушения, выражающегося в нарушении положений пп. «ж» п. 10 Правил технологического присоединения и влечет для сетевой организации ответственность по ст. 9.21 КоАП РФ (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.04.2021 № Ф06-1073/2021 по делу № А06-9630/2019).

Таким образом, действия ООО «СтройКапиталИнвест» по обязанию АО «РЭС» осуществить технологическое присоединение дополнительной мощности через электроустановки многоквартирного жилого дома по ул. Дуси Ковальчук, 12, являются злоупотреблением правом и нарушением установленного п. 2, 2(1), 8(4) и пп. «ж» п. 10 Правил порядка присоединения (увеличения мощности) к электрическим сетям.

АО «РЭС» обращает внимание, что в силу п. 3 Правил при подаче заявки на ООО «СтройКапиталИнвест»» возложена обязанность соблюдения им положений Правил технологического присоединения.

Таким образом, регламентированная п. 3 Правил обязанность выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению может быть исполнена только при условии соблюдения заявителем правил технологического присоединения.

Пункт 11 Правил, в свою очередь, содержит запрет сетевой организации требовать документы, не предусмотренные Правилами.

В то же время п. 15 Правил обязывает сетевую организацию запросить предоставить недостающие сведения и документы у заявителя. К таким документам относится запрошенное у ООО «СтройКапиталИнвест» согласие, указанное пп. «ж» п. 10 Правил.

Поскольку при технологическом присоединении дополнительной мощности по указанным выше основаниям ООО «СтройКапиталИнвест» обязано представить в сетевую организацию согласие на присоединение дополнительной мощности от ВРУ многоквартирного дома, сетевая организация не нарушала положений п. 3 и п. 11 Правил, не отказывала в заключении договора, а действуя на основании п. 15 Правил запросила недостающие документы, которые впоследствии представлены не были.

2. Отсутствуют основания для возбуждения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

У АО «РЭС» отсутствовали правовые основания направлять в адрес ООО «СройКапиталИнвест» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, поскольку поданная заявка на увеличение мощности не соответствует Правилам технологического присоединения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАп РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдении (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ).

Исходя из смысла вышеуказанных норм, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения противоправных, виновных действий (бездействия).

В данном случае АО «РЭС» не совершало противоправных действий, поскольку поданная ООО «СтройКапиталИнвест» заявка на технологическое присоединение подана с нарушением пп. «ж» п. 10 Правил, что является прямым основанием для запроса сетевой организацией дополнительной информации на основании п. 15 Правил и исключает возможность заключения договора до ее предоставления заявителем.

3. Правила технологического присоединения обязывают заявителя предоставить документы, указанные в пп. «ж» п. 10 Правил, вне зависимости от вида технологического присоединения (новое присоединение или увеличение мощности). Аналогичная позиция содержится в разъяснениях ФАС России (письмо № СП/74108/21 от 02.09.2021 г.).

Как следует из материалов дела, ООО «СтройКапиталИнвест» обратилось в АО «РЭС» с заявкой (вх. № 53-192838) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нежилого помещения, существующей ЛЭП максимальной мощностью 37,5 кВт (в том числе 7,5 кВт - существующая мощность, 30 кВт - дополнительная), по адресу: НСО, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 (кадастровый номер: 54:35:032825:1090).

Исходя из сведений, указанных в заявке, нежилое помещение ООО «СтройКапиталИнвест» расположено в многоквартирном доме по ул. Дуси Ковальчук, 12, то есть относится к объектам, указанным в п. 8(4) Правил технологического присоединения.

В соответствии с имеющимися документами (Акт № АТП-53-СЭС-91/189443 от 26.02.2021 г. об осуществлении технологического присоединения), технологическое присоединение указанного помещения максимальной мощностью 7,5 кВт осуществлено от вводно­-распределительного устройства жилого дома по ул. Дуси Ковальчук, 12.

Учитывая, что нежилое помещение ООО «СтройКапиталИнвест» расположено в многоквартирном доме мероприятия, проводимые сетевой организацией по технологическому присоединению данного заявителя урегулированы, в том числе п. 8(4) и пп. «ж» п. 10 Правил, которыми установлен специальный порядок подачи заявок для технологического присоединения энергопринимающих устройств нежилых помещений, расположенных в объектах капитального строительства.

В соответствии с пп. «ж» пункта 10 Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) Правил, к заявке прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Исходя из положений вышеприведенной правовой нормы следует, что единственным обстоятельством, исключающим обязанность предоставить согласие на присоединение от ВРУ многоквартирного дома являются случаи, если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-­распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации.

В соответствии с имеющимися в сетевой организации и материалах дела документами (Акт № АТП-53-СЭС-91/189443 от 26.02.2021 г. об осуществлении технологического присоединения), технологическое присоединение нежилого помещения ООО «СтройКапиталИнвест» максимальной мощностью 7,5 кВт осуществлено от вводно-распределительного устройства жилого дома по ул. Дуси Ковальчук, 12, то есть от внутридомовых электрических сетей, соответственно для него не предусмотрено индивидуальное присоединение с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации.

Учитывая данные обстоятельства, у ООО «СтройКапиталИнвест» имеется безусловная обязанность представить в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение документ, предусмотренный пп. «ж» п. 10 Правил.

Увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств на основании п. 2 Правил также осуществляется на основании договора, основанием для заключения которого является оформленная надлежащим образом заявка на технологическое присоединение.

При этом Правила технологического присоединения не разграничивают присоединение впервые вводимого в эксплуатацию энергопринимающего устройства и увеличение мощности ранее присоединенного устройства, и предполагают одинаковый порядок осуществления технологического присоединения по данным основаниям.

Более того, действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме (п. 2(1) Правил).

Положения п. 8(4) и пп. «ж» п. 10 Правил также не содержат каких-либо исключений в части процедуры первоначального присоединения и последующего увеличения мощности.

Позиция АО «РЭС» об идентичности порядка рассмотрения заявок на технологическое присоединение впервые вводимого объекта и заявок на увеличение мощности находит свое отражение в существующей правоприменительной практике.

В частности, судами отмечается, что рассмотрение вопроса об увеличении максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств в соответствии с Правилами № 861 осуществляется в том же порядке, что и технологическое присоединение (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2021 № Ф07-12270/2021 по делу № А42- 9701/2020).

С целью подтверждения позиции сетевой организации по данному вопросу АО «РЭС» было направлено письмо № РЭС-03/8994 от 23.08.2021 в ФАС России с просьбой дать разъяснения, правильно ли сетевая организация понимает, что при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в абз. 1 п. 8(4) Правил, такие лица вне зависимости от вида присоединения, указанного в п. 2 Правил (первоначальное или последующее увеличение мощности), обязаны в императивном порядке приложить к заявке на технологическое присоединение документы, указанные в пп. «ж» п. 10 Правил.

Письмом № СП/74108/21 от 02.09.2021 ФАС России подтвердило, что вне зависимости от вида присоединения (новое или увеличение мощности), лица, присоединяющие объекты, указанные в п. 8(4) Правил, обязаны прикладывать к заявке на технологическое присоединение документы, предусмотренные пп. «ж» п. 10 Правил.

В частности, ФАС России отмечено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, и в связи с этим увеличение мощности, выделенной для энергоснабжения многоквартирного дома, возможно только путем организации технологического присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводно- распределительного устройства, установленного на вводе питающей линии сетевой организации.

Сетевая организация вправе требовать копии документа, подтверждающего согласие всех владельцев энергопринимающих устройств, находящихся в долевой собственности, на осуществление технологического присоединения, в случае если нет отдельного ВРУ для нежилого помещения.

Наличие согласия на технологическое присоединение (увеличение мощности) нежилого помещения от вводно-распределительного устройства жилого дома требуется только в том случае если на нежилое помещение проектом на многоквартирный дом не предусмотрен отдельный ввод.

Поскольку нежилое помещение ООО «СтройКапиталИнвест» не запитано отдельной линией, присоединенной непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, соответственно, не имеет отдельного ВРУ, на ООО «СтройКапиталИнвест» возложена обязанность предоставления согласия на организацию присоединения от ВРУ, предусмотренного п.п. «ж» п. 10 Правил.

Учитывая положения п.8(4), пп. «ж» п. 10 Правил, а также разъяснения ФАС России, АО «РЭС» обоснованно запросило у ООО «СтройКапиталИнвест» недостающую информацию – согласие на присоединение от ВРУ многоквартирного дома.

До предоставления указанных документов у сетевой организации отсутствует обязанность по заключению договора (пункт 15 Правил).

Позиция АО «РЭС» об отсутствии возможности направления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям до представления заявителем согласия, указанного в пп. «ж» п. 10 Правил, находит свое отражение в существующей правоприменительной практике (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.03.2021 № Ф09-783/21 по делу № А60-37446/2020).

Учитывая изложенное, АО «РЭС» при рассмотрении заявки соблюдены положения Правил технологического присоединения, в действиях АО «РЭС» отсутствует состав административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ АО «РЭС» просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «РЭС» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель потерпевшей стороны поддержал доводы, ранее изложенные в заявлении, а также дополнительно сообщил следующее.

Обосновывая свою позицию АО «РЭС» ссылается на разъяснения ФАС России, полученные как по запросу АО «РЭС», так и Новосибирского УФАС России, согласно которым при процедуре увеличения электрической мощности энергоснабжения нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, в составе документов необходимо представление копии документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения.

Однако приведенные разъяснения вступают в противоречие с судебной практикой рассмотрения данной категории дел, что находит отражение в следующих судебных актах:

- Определении Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. № 307-ЭС19-20297 по делу № А26-13517/2018;

- Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 г. № 13АП-1674/19;

- Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2021 г. № Ф07-11581/21 по делу №А42-11121/2020;

- Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2021 г. № 09АП- 60895/21 по делу № А40-88460/2021.

Рассматривая дела со схожими фактическими обстоятельствами суды различных инстанций исходят из того, что предоставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 10 Правил, является обязанностью заявителя в случае подачи заявки на осуществление первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств, но не увеличения мощности уже существующего присоединения.

С учетом приведенных обстоятельств выводы ФАС России, изложенные в имеющихся в материалах дела разъяснениях, носят ошибочный характер и не могут служить основанием для отказа в привлечении к ответственности АО «РЭС» по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено следующее.

ООО «СтройКапиталИнвест» обратилось в АО «РЭС» с заявкой (вх. №53-193073 от 30.04.2021) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям нежилого помещения, от существующей ЛЭП максимальной мощностью 50 кВт (в том числе 7,5 кВт – существующая мощность, 42,5 кВт – дополнительная), по адресу: НСО, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 (кадастровый номер 054:35:032825:1090).

В ответ на данную заявку АО «РЭС», руководствуясь пп. «ж» пункта 10 Правил, направило ответ исх. №19-22/193073 от 07.05.2021, согласно которому для рассмотрения данной заявки ООО «СтройКапиталИнвест» необходимо представить согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12, на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства.

На повторное обращение ООО «СтройКапиталИнвест» (вх. №193966 от 20.05.2021) в дополнение к ранее поданной заявке АО «РЭС» письмом № 19-22/193996 от 25.05.2021 направило аналогичный ответ, содержащий требование представить согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12, на организацию присоединения нежилого помещения. 

Требование АО «РЭС» о представлении согласия общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12 на увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств ООО «СтройКапиталИнвест» расценивает как неправомерное.

Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в письме от 03.11.2021 № СП/93932/21 на запрос Новосибирского УФАС России от 22.10.2021 исх. №02-14444э, в случае увеличения максимальной мощности уже присоединенных энергоприпимающих устройств, между заявителем и территориальной сетевой организацией также заключается договор о технологическом присоединении.

Пунктом 7 Правил определена процедура технологического присоединения (увеличения максимальной мощности).

В соответствии с пунктом 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 8(4) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, заявка па технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом, собственником такого нежилого помещения или липом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

Согласно подпункту «ж» пункта 10 Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при се отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного па вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Таким образом, увеличение мощности энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8(4) и подпунктом «ж» пункта 10 Правил.

Исходя из изложенного, Новосибирское УФАС России приходит к выводу, что требование АО «РЭС» о представлении согласия общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 12, на увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств ООО «СтройКапиталИнвест», в данном случае правомерно, следовательно, событие административного правонарушения отсутствует.

Согласно пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Согласно п. 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 054/04/9.21-1948/2021, возбужденному в отношении АО «РЭС» по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны