Решение №054/01/18.1-966/2024 Жалоба ООО «Землемер на действия ГАУ НСО «НПЦ» от 18 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№054/01/18.1-966/2024
18.04.2024 г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: «…»,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Землемер» (вх.№6496-эп/24 от 09.04.2024) на действия ГАУ НСО «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области» (далее- ГАУ НСО «НПЦ») при проведении закупки на Комплекс воздушного лазерного сканирования TOPODRONE LiDAR 200+ на базе квадрокоптера DJI Matrice 350 RTK c фотограмметрической камерой TOPODRONE P61+PPK (№ в ЕИС 32413438224),
в присутствии представителей ГАУ НСО «НПЦ» «…», «…».
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба (вх.№6496-эп/24 от 09.04.2024) на действия ГАУ НСО «НПЦ» при проведении закупки на Комплекс воздушного лазерного сканирования TOPODRONE LiDAR 200+ на базе квадрокоптера DJI Matrice 350 RTK c фотограмметрической камерой TOPODRONE P61+PPK (№ в ЕИС 32413438224).
Заявитель сообщает следующее.
28.03.2024 г ГАУ НСО НПЦ» разместило закупку на электронной площадке РТС-тендер № 7494151.
Размещенное техническое задание имеет признаки нарушения Федерального антимонопольного законодательства и Федерального закона «О защите конкуренции» в части ограничения круга участников закупки, в связи невозможности подбора аналогов по предоставленным характеристикам. В технических характеристиках не указано никаких диапазонов, для подбора аналогичного оборудования. При этом соблюдение условий о поставке эквивалента является невозможным, так как указанные характеристики подходят только конкретному оборудованию, которое прямо прописано в техническом задании.
Согласно п. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".
В связи с изложенным, действия заказчика нарушают Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части описания технических характеристик предмета закупки, условий предоставления эквивалентного товара. В результате действия заказчика приводят к ограничению конкуренции и нарушению ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ (ред. от 10.07.2023) «О защите конкуренции».
ГАУ НСО НПЦ представлено в Новосибирское УФАС России следующее возражение на жалобу ООО «Землемер».
При осуществлении деятельности по закупке товаров, работ, услуг ГАУ НСО НПЦ руководствуется Законом о закупках, типовым положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденным приказом контрольного управления Новосибирской области от 29.11.2018 № 374 (в ред. приказа от 03.04.2024 №85-НПА) (далее - Положение).
Законом о закупках заказчикам предоставлено право предусмотреть в положении о закупке неконкурентные способы закупок.
Согласно п. 4.1.4., 6.12, пп. «б» п. 7.2. Положения ГАУ НСО НПЦ вправе осуществлять закупки, неконкурентным способом, в том числе участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме с использованием электронной площадки.
Порядок осуществления таких закупок, установленный в Положении, предусматривает следующее:
а) осуществление закупки осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ;
б) цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;
в) размещение участником закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;
г) размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемых товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
д) определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений, предусмотренных пунктом "в" настоящего раздела, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным пунктом "г" настоящего раздела, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
е) определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с пунктом "д" настоящего раздела;
ж) заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком в соответствии с пунктом "е" настоящего раздела, на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом "г" настоящего раздела, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.
ГАУ НСО НПЦ утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства с указанием наименований товаров, работ, услуг и кодов ОКПД2. Данный перечень размещен в ЕИС и на сайте ГАУ НСО НПЦ.
Требования п. 6.1 ст. 3 Закона о закупках распространяются только на конкурентные закупки, в связи с чем в действиях ГАУ НСО НПЦ нарушения законодательства отсутствуют, поскольку ГАУ НСО НПЦ было реализовано право определения способа осуществления указанной выше закупки как неконкурентная, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в электронной форме с использованием электронной площадки.
На основании вышеизложенного, при проведении закупки на Комплекс воздушного лазерного сканирования TOPODRONE LiDAR 200+ на базе квадрокоптера DJI Matrice 350 RTK с фотограмметрической камерой TOPODRONE Р61+РРК ГАУ НСО НПЦ соблюдены требования законодательства в полном объеме, доводы заявителя о нарушении ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» не обоснованы.
Рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
28.03.2024 ГАУ НСО НПЦ разместило извещение о проведении неконкурентной закупки с участием СМП в электронном виде на поставку комплекса воздушного лазерного сканирования TOPODRONE LiDAR 200+ на базе квадрокоптера DJI Matrice 350 RTK c фотограмметрической камерой TOPODRONE P61+PPK (извещение в ЕИС № 32413438224), размещено описание предмета закупки.
Дата начала срока подачи заявок 28.03.2024.
Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 03.04.2024 10:00.
Предварительное предложение создается в электронном виде в соответствии с регламентом электронной площадки.
Выбор победителя осуществляется комиссией. Победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену.
Из протокола рассмотрения заявок №7494151 от 03.04.2024 следует, что на участие в закупке поступили 2 заявки. Заявка ООО «Олимп-Сибирь» признана несоответствующей требованиям документации. Закупочной комиссией принято решение о заключении договора с ООО «Геометрия».
Согласно пункту 6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Таким образом, требования к описанию предмета закупки, установленные 6.1 ст.3 Закона о закупках, распространяются только на конкурентные закупки. Следовательно, в отношении рассматриваемой закупки не применяются.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Наблюдательным советом ГАУ НСО НПЦ (Протокол № 1 от 13.02.2020) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг учреждения.
Порядок осуществления неконкурентной закупки регулируется Разделом 6.12. указанного Положения о закупке.
Порядок осуществления таких закупок, установленный заказчиком в положении о закупке, должен предусматривать следующее:
а) осуществление закупки осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ;
б) цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;
в) размещение участником закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;
г) размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемых товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
д) определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений, предусмотренных пунктом "в" настоящего раздела, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным пунктом "г" настоящего раздела, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
е) определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с пунктом "д" настоящего раздела;
ж) заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком в соответствии с пунктом "е" настоящего раздела, на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом "г" настоящего раздела, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.
Таким образом, закупка на Комплекс воздушного лазерного сканирования TOPODRONE LiDAR 200+ на базе квадрокоптера DJI Matrice 350 RTK c фотограмметрической камерой TOPODRONE P61+PPK (№ в ЕИС 32413438224) проведена заказчиком в соответствии с его Положением о закупках.
В действиях заказчика ГАУ НСО «НПЦ» не установлено нарушения порядка организации и проведения торгов.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Землемер» (вх.№6496-эп/24 от 09.04.2024) на действия ГАУ НСО «НПЦ» при проведении закупки на Комплекс воздушного лазерного сканирования TOPODRONE LiDAR 200+ на базе квадрокоптера DJI Matrice 350 RTK c фотограмметрической камерой TOPODRONE P61+PPK (№ в ЕИС 32413438224) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
«…»