Решение №054/01/10-388/2021 в отношении МУП «Теплосети» от 2 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-388/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена  22.07.2021 года                           г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме    02.08.2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

….

в отсутствие на заседании законного представителя МУП «Теплосети»,

рассмотрев дело № 054/01/10-388/2021 от 12.03.2021 г. по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Теплосети» (сокращенное наименование МУП «Теплосети») (ИНН 5429108297, юридический адрес: 632733, Новосибирская область, Купинский район, г. Купино, ул. Розы Люксембург, д. 6) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступили обращения ООО Купинское «Агропромэнерго» с жалобой на действия МУП «Теплосети», нарушающие антимонопольное законодательство, в результате рассмотрения которых установлено следующее.

МУП «Теплосети» г. Купино является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории г. Купино.

Согласно условиям договоров на отпуск и потребление тепловой энергии, заключенных МУП «Теплосети» с потребителями, абонент по договору обязан вносить плату по договору с МУП «Теплосети» в адрес получателя: МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Купино».

Согласно документам и сведениям, представленным МУП «Теплосети», МУП «Управляющей компанией ЖКХ г. Купино» (Агент) осуществляется сбор и учет денежных средств от контрагентов и физических лиц, а также расчеты от имени МУП «Теплосети» (Принципала) с третьими лицами согласно заключенного агентского договора № 1 от 01.02.2020 года.

В соответствии с представленной в адрес антимонопольного органа информацией, аукцион на право заключения агентского договора МУП «Теплосети» г. Купино не проводился.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) осуществление закупочной деятельности муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона (положение о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, регулируется Законом о закупках).

В силу части 5.1 статьи 8 Закона о закупках, если в течение срока, предусмотренного данным Законом, заказчик в соответствии с требованиями данного Закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями данного Закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Согласно информации с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://zakupki.gov.ru/ МУП «Теплосети» осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в связи с неразмещением положения о закупке в соответствии с положениями Федерального закона № 223-Ф3.

Таким образом, к правоотношениям сторон по заключению рассматриваемого агентского договора, применяются положения Закона № 44-ФЗ, согласно которым во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (статья 24), за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренных в указанном Законе (статья 93).

Обстоятельства, предоставляющие МУП «Теплосети» возможность заключить с МУП «Управляющей компанией ЖКХ г. Купино» агентский договор, минуя процедуру торгов, отсутствуют.

МУП «Теплосети» не представило Новосибирскому УФАС России документов, свидетельствующих о проведении торгов, направленных на выбор МУП «Управляющей компанией ЖКХ г. Купино» для заключения рассматриваемого агентского договора.

Таким образом, МУП «Теплосети» не провело торги на право заключения указанного агентского договора (№ 1 от 01.02.2020 г.) с МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Купино».

В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (данный вывод подтверждается позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14686/10, решении ФАС России от 21.08.2019 г. по делу № 10/01/10-4/2019).

МУП «Теплосети», являясь теплоснабжающей организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг поставки тепловой энергии в границах г. Купино Новосибирской области, злоупотребило своим доминирующим положением, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на связанном товарном рынке – оказания услуг по сбору и учету денежных средств от контрагентов и физических лиц за услугу по теплоснабжению, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, препятствие доступу на товарный рынок.

Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов. Заключение договора с контрагентом при наличии оснований для проведения торгов, оказывает влияние на конкуренцию, поскольку потенциальные участники не смогли получить доступ к соответствующему товарному рынку, в то время как организация, с которой заключен договор, получила доступ на указанный рынок без проведения конкурсных процедур.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с Аналитическим отчетом ОТ и ФР Новосибирского УФАС России установлено доминирующее положение МУП «Теплосети» г. Купино на рынке услуг по поставке тепловой энергии в границах котельных и тепловых сетей МУП «Теплосети», расположенных на территории г. Купино Новосибирской области.

Поскольку по результатам рассмотрения заявления в действиях МУП «Теплосети» г. Купино были выявлены признаки нарушения запрета, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то на основании приказа руководителя Новосибирского УФАС России № 31 от 12.03.2021 возбуждено настоящее дело.

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к выводу о том, что доказательств, имеющихся в материалах дела, достаточно для принятия законного, обоснованного и мотивированного решения.

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме, также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействия), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям), в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Из позиции, закрепленной в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», следует, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

Под созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам следует понимать такие организационные, технологические, экономические действия (бездействие) ограничительного характера, которые приводят к затруднительному вхождению (невхождению) нового хозяйствующего субъекта на действующий товарный рынок, а также действия (бездействие), препятствующие удалению субъекта с рынка.

В ходе рассмотрения настоящего дела Новосибирским УФАС России с целью определения состояния конкурентной среды на товарном рынке оказания агентских услуг по сбору и учету денежных средств от контрагентов и физических лиц за услугу по теплоснабжению на территории г. Купино Купинского района Новосибирской области проведен анализ данного рынка.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания агентских услуг по сбору и учету денежных средств от контрагентов и физических лиц за услугу по теплоснабжению на территории г. Купино Купинского района Новосибирской области за период с 01.01.2020 по 01.05.2021 МУП «Управляющая компания ЖКХ г. Купино» является единственной организацией, оказывающей данную услугу.

По результатам анализа рынка оказания агентских услуг по сбору и учету денежных средств от контрагентов и физических лиц за услуги по теплоснабжению на территории г. Купино Купинского района Новосибирской области состояние конкуренции в период до 01.05.2021 характеризуется как неразвитое.

Исходя из этого, действия МУП «Теплосети» г. Купино по нарушению требований Закона о закупках не могли привести к последствиям, поименованным в п.9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

При таких обстоятельствах рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении МУП «Теплосети» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, пунктом 1 частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении МУП «Теплосети» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 «Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТЕПЛОСЕТИ"
ИНН 5429108297, ОГРН 1065474011723