Постановление №054/04/14.31-1252/2023 в отношении должностного лица от 29 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-1252/2023

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

29.11.2023                                                                                                   г. Новосибирск

 

<...>, рассмотрев протокол № 054/04/14.31-1252/2023 от 01.02.2023 об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении <...> «Газпром межрегионгаз Новосибирск» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск») - <...>, по факту нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в присутствии<...> и <...>(защитник по заявлению <...>)

УСТАНОВИЛ:

 Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 01.12.2022 ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» признано:

  1. Занимающим доминирующее положение на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области в период с 01.01.2020 по 30.09.2021, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки природного газа путем введения полного ограничения подачи (поставки) газа МУП ИР «Центральное» при наличии сведений о добросовестных абонентах.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1)  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при

осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Новосибирским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок №220), составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2021 г.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.4 Порядка № 220 произведено на основании условий договоров, заключенных с потребителями, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по поставке газа, а также на основании общероссийского классификатора видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (ОКВЭД).

Определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка №220. Согласно п. 4.2 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе (Новосибирская область), в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 Согласно п. 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (п. 6.3 Порядка № 220).

По результатам расчетов, проведенных Новосибирским УФАС России установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» на рынке поставки природного газа за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2021 г. на территории Новосибирской области занимает долю более 50%. Доля группы лиц в соответствии с п. 6.4 Порядка № 220 составляет 100%.

Основным видом деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, дополнительным видом деятельности данного общества является торговля газообразным топливом, передаваемым по распределительным сетям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Пунктом 34 Правил поставки газа предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил №1245, полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с пп. «е» п. 2 и пп. «г» п. 3 Правил №1245 (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком. 

В силу пп. «е» п. 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 (далее - Правила №1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение, или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

 Пунктом 10 Правил №1245 предусмотрено, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным пп. «е» п. 2 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных п. 11 - 13 данных Правил.

В соответствии с п. 11 Правил №1245, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

В рамках рассмотрения дела №054/01/10-773/2022 было установлено, что со стороны МУП ИР «Центральное» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» были направлены сведения о количестве необходимого объема газа для обеспечения добросовестных абонентов письмом №312 от 20.05.2021 г. При этом тот факт, что данное письмо не содержало всех необходимых сведений, не свидетельствует об отсутствии добросовестных абонентов.

Согласно п. 13 Правил №1245, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в пп. «в» п. 12 данных Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Согласно пп. «в» п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354), исполнитель коммунальной услуги не вправе ограничить или приостановить предоставление услуги по отоплению.

В соответствии с п. 121 Правил №354 не допускается ограничение и приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, который неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность газоснабжающей организации поставлять топливно-энергетические ресурсы на котельные ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в нарушение права на получение коммунальных услуг добросовестных абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» полностью прекратило поставку газа ресурсоснабжающей организации МУП ИР «Центральное».

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закреплено, что в тех случаях, когда Федеральный закон  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Принимая во внимание правовую природу газоснабжения как одной из форм энергоснабжения, обеспечивающую выработку производственных ресурсов (в том числе тепловой энергии), в рассматриваемых обстоятельствах подлежат учету права и законные интересы абонентов-потребителей тепловой энергии и горячего водоснабжения, поставляемых МУП ИР «Центральное».

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в нарушение права на получение коммунальных услуг добросовестными абонентами, как отдельной группой потребителей, ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» полностью прекратило поставку газа ресурсоснабжающей организации МУП ИР «Центральное», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Оценив в совокупности все имеющиеся доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела №054/01/10-773/2022, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о доказанности факта полного отключения газоснабжения МУП ИР «Центральное», что привело или могло привести к нарушению прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе социально-значимых организаций.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск», занимающего доминирующего положения на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области в период с 01.01.2020 по 30.09.2021, выразившиеся в полном отключении газоснабжения МУП ИР «Центральное», нарушают ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с Примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

В соответствии с Приказом № 44лс от 07.06.2022, <...> является заместителем директора по корпоративной защите с 07.06.2022 по 06.06.2023, следовательно, <...> является должностным лицом в смысле статьи 2.4. КоАП РФ.

В период совершения ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» административного правонарушения <...> являлся заместителем директора по корпоративной защите Общества, что подтверждает наличие вины в его действиях.

На основании изложенного, в действиях заместителя директора по корпоративной защите ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» <...> по факту злоупотребления доминирующим положением (нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»), усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Место совершения нарушения – Новосибирская область, Искитимский район, станция Евсино, ул. Терешковой, 13Б.

Время совершения правонарушения – 10.06.2021 (дата опломбирования запорных устройств с целью ограничения поставки (подачи) газа котельной ст. Евсино Новосибирской области).

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 054/04/14.31-1252/2023 <...> предоставил письменные пояснения.

Доводы поставщика газа о правомерности ограничения газа в отношении МУП ИР «Центральное» были неоднократно озвучены в ходе рассмотрения дела № 054/01/10-773/2022, позиция ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» о необходимости привлечения в данном случае к ответственности МУП ИР «Центральное», как исполнителя коммунальных услуг, остается прежней.

Решением по делу № 054/01/10-773/2022 от 01.12.2022 Новосибирское УФАС России фактически возложило ответственность за теплоснабжение ст. Евсино Искитимского района на поставщика газа, вменив ему нарушения в сфере теплоснабжения и практически освободило теплоснабжающую организацию от правовой и социальной ответственности перед своими потребителями.

Решение Новосибирского УФАС России № 054/01/10-773/2022 от 01.12.2022 ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» было обжаловано.

 Арбитражным судом Новосибирской области по делу № А45-595/2023 принято решение от 21.06.2023 о признании решения № 054/01-10-773/2022 от 01.12.2022 несоответствующим требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 делу № А45-595/2023 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.06.2023 оставлено без изменения.

Следовательно, имеются основания для прекращения производства по настоящему делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено следующее.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России № 054/01/10-773/2022 от 01.12.2022 ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» признано:

  1. Занимающим доминирующее положение на рынке поставки природного газа на территории Новосибирской области в период с 01.01.2020 по 30.09.2021, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставки природного газа путем введения полного ограничения подачи (поставки) газа МУП ИР «Центральное» при наличии сведений о добросовестных абонентах.

Указанное решение на основании ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ явилось поводом для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.

Решение Новосибирского УФАС России № 054/01/10-773/2022 от 01.12.2022 было обжаловано ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.06.2023 по делу № А45-595/2023 решение Новосибирского УФАС России № 054/01-10-773/2022 от 01.12.2022 признано несоответствующим требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 делу № А45-595/2023 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.06.2023 оставлено без изменения.

Следовательно, поскольку решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.06.2023 по делу № А45-595/2023 о признании недействительным решения Новосибирского УФАС России № 054/01-10-773/2022 от 01.12.2022, то указанное свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Следовательно, наличие события административного правонарушения является одним из элементов состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по корпоративной защите ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» <...>, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу № 054/04/14.31-1252/2023 об административном правонарушении, возбужденному в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по корпоративной защите ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» <...> по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием события административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

 

Постановление о назначении административного наказания получено:

«___»________2023 г.

 

Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу:

«___»___________ 2023 г. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны