Решение №054/06/99-1906/2023 в отношении департамента по социальной политике мэрии города... от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/99-1906/2023

24 октября 2023 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

................

рассмотрев обращение контрольно-счетной палаты г. Новосибирска о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска,

в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение контрольно-счетной палаты г. Новосибирска о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска.

Суть обращения контрольно-счетной палаты г. Новосибирска сводится к тому, что заказчиком неправомерно были объединены в одну закупку технологически и функционально не связанные объекты – жилые помещения (квартиры)

При осуществлении проверки фактов, указанных в обращении заявителя, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

06.12.2021 между заказчиком – департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска и ООО «СЗ КПД-Газстрой» был заключен контракт № 78-К на приобретение 8 квартир для обеспечения жильем детей-сирот.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данный контракт был заключён по результатам проведения электронного аукциона № 0151300000321000186. На участие в закупке была подана единственная заявка ООО «СЗ КПД-Газстрой».

11.03.2022 между заказчиком – департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска и ИП Красюк Н.Д. был заключен контракт № 6-К на приобретение 6 квартир для обеспечения жильем детей-сирот. 11.03.2022 между заказчиком – департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска и ИП Красюк Н.Д. был заключен контракт № 7-К на приобретение 3 квартир для обеспечения жильем детей-сирот.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данные контракты были заключены по результатам проведения электронных аукционов № 0151300000322000023, № 0151300000322000025, соответственно. На участие в закупке была подана единственная заявка ИП Красюком Н.Д.

18.08.2022 между заказчиком – департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска и ИП Марышиной А.В. был заключен контракт № 109-К на приобретение 4 квартир для обеспечения жильем детей-сирот.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данный контракт был заключён по результатам проведения запроса котировок в электронной форме № 0151300000322000220. На участие в закупке была подана единственная заявка ИП Марышиной А.В.

02.09.2022 между заказчиком – департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска и ИП Соколовой О.А. был заключен контракт № 110-К на приобретение 5 квартир для обеспечения жильем детей-сирот.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данный контракт был заключён по результатам проведения запроса котировок в электронной форме № 0151300000322000221. На участие в закупке было подано три заявки, две заявки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке.

В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п.3 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

Таким образом, в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: функционально и технологически связанные между собой. При этом, данное требование не является альтернативным, поскольку союз «и» предполагает одновременное наличие совместного признака функционально и технологически связанных между собой товаров (работ, услуг).

При этом, основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводится закупка путем конкурентного способа определения поставщика, являются их единое неразрывное целевое использование, необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.

Вместе с тем, единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию квартир и т.д., установленные описанием объекта закупки, не свидетельствуют о функциональной и технологической взаимосвязи квартир, являются признаками каждого объекта в отдельности.

Таким образом, заказчиком при проведении указанных выше закупок были включены в одну закупку разное количество объектов недвижимости (от 3 до 8) - помещения (благоустроенные квартиры), которые не отвечают указанным выше критериям: помещения не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, не образуют единый комплекс, предназначены для использования разными гражданами.

Следовательно, включение в один лот функционально и технологически не связанных объектов - жилых помещений (квартир), по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, привело к ограничению возможности участия в данных закупках лиц, имеющих одну квартиру, что обеспечило преимущество участия в закупке лицам, имеющим от 3 и более жилых помещений, следовательно, ограничило количество участников закупок, что создало угрозу конкуренции за право поставки жилых помещений.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 28.11.2019 № АК/104308/19, укрупнение объекта закупки путем включения в его состав нескольких квартир приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.

Указанное также подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-26743/2021, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу А19-4946/2021).

Комиссия Новосибирского УФАС России также установила, что имеется судебная практика, содержащая обратные выводы относительно включения в одну закупку нескольких жилых помещений. Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в подобных решениях суды руководствовались тем фактом, что закупки осуществлялись в рамках переселения граждан из аварийного жилищного фонда – многоквартирных домов в кратчайшие сроки и одномоментно, а именно, в один день, что исключало возможность переселения граждан из аварийных многоквартирных домов за несколько дней и поэтапно.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.2 ст.8, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что контракты между заказчиком и поставщиками заключены в 2021, 2022 годах, в связи с чем выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не представляется возможным.

При этом, рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по указанному факту не представляется возможным в связи с истечением на момент вынесения данного решения срока давности, установленного в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать заказчика – департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска нарушившим положения ч.2 ст.8, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны