Решение №054/01/18.1-890/2023 жалоба ООО «Общее транспортное снабжение» на действия ОАО «Р... от 11 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 054/01/18.1-890/2023
11 мая 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
…
Рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Общее транспортное снабжение» (вх. №7581-ЭП/23 от 27.04.2023) (далее – ООО «ОТС») на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку осей чистовых вагонных (извещение №648/ОАЭ-ЦДЗС/23),
в присутствии ….
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «ОТС» (вх. №7581-ЭП/23 от 27.04.2023) на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку осей чистовых вагонных (извещение №648/ОАЭ-ЦДЗС/23).
Заявитель сообщает следующее.
Заявка Участника №1 от 24.03.2023 11:32 МСК, а именно ООО «ОТС» была отклонена по следующим неправомерным причинам: отсылка на то, что информация о сертификате Производителя, указанном в Техническом предложении Заявки участника не соответствует действительности, и в графе «Производитель» необходимо было указать ООО «Инновации ресурсообеспечения железнодорожного транспорта» (ИНН 6161065095), вместо ЧАСТНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО» (ИНН 9403023286).
В действующем сертификате соответствия ЕАЭС №ЕАЭС RU C-UA.AF78.B.00143/20 серия RU №0180403 Изготовителем/Производителем является ЧАСТНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО», а ООО «Инновации ресурсообеспечения железнодорожного транспорта» - Заявителем. Данная информация так же подтверждается открытыми источниками.
Соответственно, информация о Производителе в Техническом предложении Заявки Участника ООО «ОТС» является достоверной.
Отсылка на пункт 10.4 ГОСТ 33200-2014, в котором Гарантийный срок на продукцию установлен не менее 8,5 лет со дня формирования колесной пары, а Гарантийный срок, предложенный ООО «ОТС» в Техническом предложении заявки, составляет 8 лет, что не соответствует требованиям технического задания.
В ч. 2 «Требования к товарам» Приложения №1.1 Технического задания к аукционной документации в столбце №12 «Иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика» требования к Гарантийному сроку «не менее срока указанного производителем».
Гарантийный срок, установленный производителем - 8 лет. Соответственно, информация о Гарантийном сроке в Техническом предложении заявки Участника ООО «ОТС» соответствует требованиям Технического задания.
ООО «ОТС» более 5 лет помогает реализовывать продукцию с завода ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО, расположенного в г. Луганске. Данный отказ заявитель считает неправомерным.
ОАО «РЖД» представило следующие возражения на жалобу ООО «ОТС».
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 г. № 1481р (далее – Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующая Аукционная документация.
При этом, Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая; способы закупки и условия их применения.
При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке ОАО «РЖД», а также соответствующей Аукционной документацией.
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 аукционной документации предусмотрены условия проведении Аукциона, содержащиеся в Техническом задании (приложение №1.1.) (далее - Техническое задание). Техническим заданием предусмотрены требования к товарам: наименование - ось чистовая вагонная; нормативные документы, согласно которым установлены требования — ГОСТ 33200-2014 (ГОСТ 33200-2014 «Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия»); марка, чертеж - PV-1TTT 100.10.049-0; иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика - продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия согласно требованиям ТР ТС 001/2011. Производитель, указанный в техническом предложении заявки участника (на момент подачи), должен иметь действующий сертификат соответствия ЕАЭС.
В техническом предложении участника № 1 указано: наименование - ось чистовая вагонная; технические регламенты, ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО, ТС и иные нормативно-технические документы - ГОСТ 33200-2014; марка, чертеж, модель - РУ-1Ш 100.10.049-0; иные характеристики товаров - Продукция соответствует требованиям ТР ТС 001/2011, производитель, указанный в техническом предложении заявки (на момент подачи), имеет действующий сертификат соответствия ЕАЭС с Поставщиком №ЕАЭС RU C-UA.AT78.B.00143/20 серия RU №0180403, гарантийный срок- не менее срока указанного производителем; производитель товара с указанием ИНН - Частное акционерное общество «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО» (ИНН 9403023286).
По информации с официального сайт Федеральной службы по аккредитации https://fsa.gov.ru. сертификат соответствия ЕАЭС № ЕАЭС RU С- UA.AT78.B.00143/20 серия RU №0180403 предусматривает сведения об изготовителе: Частное акционерное общество «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО» и заявителе: Общество с ограниченной ответственностью «Инновации ресурсообеспечения железнодорожного транспорта» (ООО «ИРЖТРАНС») - уполномоченное изготовителем лицо.
В силу требований п. 5 приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) (далее - Договор о Евразийском экономическом союзе) при оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом. Уполномоченное изготовителем лицо - зарегистрированные в установленном законодательством государства- члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов (п.2 приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
На основании выше изложенного, Заявитель (ООО «ИРЖТРАНС»), выполняющий функции иностранного изготовителя обеспечивает соответствие поставляемой продукции требованиям ТР ТС и несет ответственность за несоответствие поставляемой продукции требованиям ТР ТС, что не соответствует данным указанным участником № 1.
Частью 1 аукционной документации предусмотрены условия проведении Аукциона, содержащиеся в Техническом задании (приложение №1.1.) (далее - Техническое задание). Техническим заданием предусмотрены требования к товарам: наименование - ось чистовая вагонная; нормативные документы, согласно которым установлены требования — ГОСТ 33200-2014; марка, чертеж - РУ-1Ш 100.10.049-0.
Предоставленное техническое предложение участника №1 (часть 1) предусматривает обязательства поставить товары, предусмотренные настоящим техническим предложением в полном соответствии с нормативными документами, требованиями к качеству поставляемых товаров, указанными в техническом задании.
Второй частью технического предложения участник №1 предлагает: наименование товара - ось чистовая вагонная; нормативные документы, согласно которым установлены требования - ГОСТ 33200-2014; марка, чертеж - РУ-1Ш 100.10.049-0; гарантийный срок на товар - 8 лет.
Пунктом 10.4 ГОСТ 33200-2014 предусмотрен гарантийный срок эксплуатации чистовой оси для железнодорожного подвижного состава - 8,5 лет со дня формирования колесной пары, для подвижного состава метрополитена - 800 000 км пробега или 4 года со дня формирования колесной пары. По согласованию между изготовителем и заказчиком допускается устанавливать больший гарантийный срок эксплуатации чистовой оси, который указывают в договоре поставки (купли-продажи) или в документе о качестве. Таким образом, гарантийный срок на товар, предложенный участником №1 меньше срока, установленного ГОСТ 33200-2014. Техническое предложение участника №1 не соответствует требованиям технического задания и ГОСТ 33200-2014.
Пунктом 3.7.2. аукционной документации предусмотрено, что первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару, выполняемым работам, оказываемым услугам, которые являются предметом аукциона, изложенным в приложении № 1.1 аукционной документации, на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения.
Техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением № 1.1 к аукционной документации (п.3.6.28 аукционной документации).
При несоответствии технического предложения требованиям, указанным в аукционной документации, заявка такого участника отклоняется (п.3.6.29 аукционной документации).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения,! порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч.
- ст. 1 Закона о закупках).
На основании вышеизложенного, предложенные участником гарантийный срок на товар меньше установленного требованиями аукционной документации Заказчика и не соответствует установленному ГОСТ 33200-2014.
Продукция, закупаемая для нужд ОАО «РЖД», носит особый, стратегический характер, поскольку направлена на обеспечение железнодорожных перевозок, безопасности деятельности ОАО «РЖД» и как следствие Российской Федерации. Гарантийный срок на товар является гарантией обеспечения бесперебойного осуществления Заказчиком своей производственно-хозяйственной деятельности и перевозочного процесса как пассажиров, так и грузов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое неэкономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.
Данная позиция подтверждается решениями антимонопольных служб России: по делу №368/2011-3/2, по делу №077/07/00-3791/2020, по делу №023/07/3-5905/2021, по делу № 077/07/00-11797/2019.
В связи с подачей жалоб приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической (закупочной) деятельности.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
ОАО «РЖД» объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку осей чистовых вагонных (извещение №648/ОАЭ-ЦДЗС/23).
Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайте «22» марта 2023 г.
Дата окончания срока подачи заявок - «07» апреля 2023 г.
Согласно протоколу №648/ОАЭ-ЦДЗС/23/1 от 17.04.2023 по результатам рассмотрения первых частей заявок заявка участника №1 (ООО «ОТС») отклонена на основании пункта 3.6.6.1. документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1. документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно: по позиции № 1 в столбце «Производитель товара с указанием ИНН» технического предложения указано Частное акционерное общество «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО» (ИНН 9403023286), что не соответствует данным сертификата соответствия ЕАЭС № ЕАЭС RU CUA.АГ78.В.00143/20 серия (номер бланка) RU №0180403, который выдан производителю – Общество с ограниченной ответственностью «Инновации ресурсообеспечения железнодорожного транспорта» (ИНН: 6161065095, ОГРН: 1126193004970). Частное акционерное общество «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО» (ИНН 9403023286) по данному сертификату является изготовителем. Данные подтверждаются на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (https://fsa.gov.ru). Таким образом, информация о производителе товара по позиции № 1 является недостоверной. На основании пункта 3.6.6.4. документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованию документации о закупке, а именно: техническим заданием установлено, что продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ 33200-2014.
Согласно пункту 10.4 ГОСТ 33200-2014 гарантийный срок на продукцию установлен не менее 8,5 лет со дня формирования колесной пары, участником предложен гарантийный срок 8 лет, что не соответствует требованиям технического задания.
В техническом задании указаны следующие требования к товару: ОСЬ ЧИСТОВАЯ ВАГОННАЯ ГОСТ 33200-2014. Продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия согласно требованиям ТР ТС 001/2011.
Производитель, указанный в техническом предложении заявки участника (на момент подачи), должен иметь действующий сертификат соответствия ЕАЭС.
Гарантийный срок: не менее срока указанного производителем.
ООО «ОТС» в своей заявке предложило товар ОСЬ Чистовая Вагонная ГОСТ 33200-2014, Изготовитель ЧАО «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО», гарантийный срок 8 лет.
ООО «ОТС» приложило к заявке копию сертификата соответствия №EAЭС RU C-UA.AГ78.B.00143/20 от 19.05.2020. На момент выдачи данного сертификата изготовитель ЧАО «ЛУГЦЕНТРОКУЗ ИМ. С.С. МОНЯТОВСКОГО» находился на территории иностранного государства Украины. ООО «Инновации ресурсоснабжения железнодорожного транспорта» (344010, РФ, г. Ростов-на-Дону, проспект Соколова, 53/182, оф. 304) указано в данном сертификате заявителем, выполняющим функции иностранного изготовителя на основании договора №573/05.10-14 от 01.11.2014.
Следовательно, Новосибирское УФАС России принимает доводы ОАО «РЖД», о том, что на основании п. 5 приложения N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) производителем предложенной ООО «ОТС» продукции является ООО «Инновации ресурсоснабжения железнодорожного транспорта».
Пунктом 10.4 ГОСТ 33200-2014 предусмотрен гарантийный срок эксплуатации чистовой оси для железнодорожного подвижного состава - 8,5 лет со дня формирования колесной пары, для подвижного состава метрополитена - 800 000 км пробега или 4 года со дня формирования колесной пары. По согласованию между изготовителем и заказчиком допускается устанавливать больший гарантийный срок эксплуатации чистовой оси, который указывают в договоре поставки (купли-продажи) или в документе о качестве. Таким образом, гарантийный срок на товар, предложенный ООО «ОТС» 8 лет меньше срока, установленного ГОСТ 33200-2014. Техническое предложение участника №1 не соответствует требованиям технического задания и ГОСТ 33200-2014.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о правомерности отклонения заказчиком ОАО «РЖД» заявки ОТС».
Нарушения порядка организации и проведения торгов в действиях ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку осей чистовых вагонных (извещение №648/ОАЭ-ЦДЗС/23) не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Общее транспортное снабжение» (вх. №7581-ЭП/23 от 27.04.2023) на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку осей чистовых вагонных (извещение №648/ОАЭ-ЦДЗС/23) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.