Решение №054/01/10-1267/2022 ООО «Айсберг» от 13 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1267/2022

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2022 года        г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<...>– заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

<...> – начальник отдела товарных и финансовых рынков, член Комиссии,

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в отсутствие представителя ООО «Айсберг» (ответчик), о времени и месте рассмотрения дела, извещенного надлежащим образом (копия определения от 14.09.2022 об отложении рассмотрения дела № 054/01/10-1267/2022 направлена письмом исх. №9706/22 от 16.09.2022),

в отсутствие представителя ООО «Экология-Новосибирск», о времени и месте рассмотрения дела, извещенного надлежащим образом (копия определения от 14.09.2022 об отложении рассмотрения дела № 054/01/10-1267/2022 направлена письмом исх. №9706/22 от 16.09.2022),

рассмотрев дело № 054/01/10-1267/2022 от 25.07.2022 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Айсберг» (далее – ООО «Айсберг»), (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 37, этаж 1, ОГРН 1175476062574, ИНН 5410068499) части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «Экология-Новосибирск» в отношении ООО «Айсберг» (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, д. 37, этаж 1, ОГРН 1175476062574, ИНН 5410068499) по вопросу неисполнения договора на размещение ТКО №08/03/21-61.

ООО «Экология-Новосибирск» в своем заявлении сообщило следующее.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Новосибирской области является ООО «Экология-Новосибирск».

В соответствии с п. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №89) операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации.

ООО «Айсберг» включено в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области, утвержденную Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 № 292-п (далее - Территориальная схема), как организация, эксплуатирующая объект размещения ТКО в г. Куйбышев Новосибирской области, включенный в ГРОРО.

Между ООО «Айсберг» и ООО «Экология-Новосибирск» заключен договор на размещение ТКО № 08/03/21-61 от 30.06.2021 (далее - Договор).

21.04.2022 в адрес ООО «Экология-Новосибирск» поступили письма, согласно которым ООО «Айсберг» приостанавливает размещение ТКО на объекте размещения отходов с 25.04.2022.

Согласно п. 10 ст. 24.6 ФЗ №89 операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с п. 12.5 Территориальной схемы ТКО, образующиеся на территории Барабинского, Здвинского и Куйбышевского районов, транспортируются на полигон, расположенный в г. Куйбышев.

Таким образом, оператор по обращению с ТКО ООО «Айсберг» не вправе нарушать схему потоков ТКО, утвержденную Территориальной схемой, обязан принимать ТКО, образующиеся на территории Барабинского, Здвинского и Куйбышевского районов Новосибирской области, не вправе приостанавливать прием ТКО от операторов по транспортированию ТКО.

По вопросу наличия задолженности перед ООО «Айсберг», о которой говорится в полученном письме, ООО «Экология-Новосибирск» сообщает следующее.

Всего согласно Договору за 2021 год в полном объеме произведена оплата за расчетные периоды январь-октябрь и декабрь 2021 года.

07.02.2022 по делу № А45-35287/2021 Арбитражным судом Новосибирской области вынесено определение о введении процедуры наблюдения в рамках рассмотрения заявления ООО «Экология-Новосибирск» о признании себя несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом порядка предъявления требований к должнику.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Таким образом, задолженность за расчетный период ноябрь 2021 года возникла до даты принятия судом заявления о признании ООО «Экология-Новосибирск» банкротом, следовательно, относится к реестровой задолженности.

За январь, февраль 2022 года услуги по Договору оплачены в полном объеме.

За март 2022 года услуги по Договору оплачены частично, при этом срок на оплату в соответствии с условиями Договора на 21.04.2022 не истек, задолженность отсутствует.

  При рассмотрении дела №054/1/10-1267/2022 от 25.07.2022 со стороны ООО «Айсберг» письмом вх. №13828-ЭП/22 от 08.09.2022 были представлены следующие пояснения.

Между ООО «Айсберг» и ООО «Экология - Новосибирск» был заключен договор на оказание услуг по размещению (захоронению) №08/01/21-61 от 30.06.2021 на территории объекта размещения отходов, расположенном в Куйбышевском районе (далее - Договор).

Фактического приостановления или совершения иных действий, направленных на отказ от приема или иных форм отказа от исполнения обязательств по Договору совершено не было. Объект размещения отходов г. Куйбышев принимал твердые коммунальные отходы согласно условиям Договора, о чем свидетельствуют акты приема передачи ТКО на ОРО г. Куйбышев.

Направленные ООО «Экология-Новосибирск» акты сдачи-приема оказанных услуг за апрель 2022г. - июль 2022г. подписаны заявителем без каких-либо замечаний, претензии к оказанным ООО «Айсберг» услугам и их объему у лица, подающего жалобу, отсутствуют. Мотивированного отказа от оплаты полного объема услуг от ООО «Экология-Новосибирск» в адрес ООО «Айсберг» не поступало. Вся необходимая документация согласно пункту 2.6. Договора региональному оператору ООО «Экология-Новосибирск» представлялась своевременно.

Основным содержанием уведомлений от 20 апреля 2022г. и 21 апреля 2022 г. в адрес регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск» является требование о погашении сложившейся задолженности по Договору. В соответствии с пунктом 3.3. Договора, оплата должна осуществляться региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск» в течение 15 дней с даты подписания акта сдачи-приема оказанных услуг.

Задолженность заявителя ООО «Экология-Новосибирск» перед ООО «Айсберг» по состоянию на 31.08.2022г. составляет 2 814 469,46 рублей. Из них просроченная - в размере 600 000,00 рублей за июль 2022г. и 943 408,15 рублей за ноябрь 2021г., что в сумме составляет 1 543 408,15 рублей. Указанная сумма является существенной для ООО «Айсберг».

На основании изложенного, ООО «Айсберг» полагает, что доводы жалобы ООО «Экология-Новосибирск» не обоснованы, и не направлены на восстановление предполагаемого нарушения прав регионального оператора. Имеется прямая причинно-следственная связь между несвоевременной оплатой и направленным требованием о погашении долга в адрес заявителя.

Со стороны ООО «Экология-Новосибирск» в рамках рассмотрения дела №054/01/10-1267/2022 от 25.07.2022 были представлены следующие пояснения.

21.04.2022 в адрес ООО «Экология-Новосибирск» последовательно поступили письма от ООО «Айсберг»: письмом №110 ООО «Айсберг» уведомило о приостановлении размещения ТКО на объекте размещения отходов на территории г. Куйбышев до погашения задолженности по договору, письмом №119-0 приостановлении размещения ТКО не с 21.04.2022 (четверг), а с 25.04.2022 (понедельник).

ООО «Экология-Новосибирск» после поступления указанной информации были оперативно приняты меры по извещению контролирующих органов об угрозе прекращения приема ТКО на объекте размещения ТКО в г. Куйбышев - направлены письма в Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, Главе администрации г. Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, а также направлено письмо о недопустимости прекращения размещения ТКО непосредственно ООО «Айсберг».

Направленные ООО «Экология-Новосибирск» письма оказали предупреждающее действие на намерение ООО «Айсберг», изложенное в письмах №110 и №119. Фактически ООО «Айсберг» не исполнило уведомление о приостановлении размещения ТКО, прием ТКО на объекте размещения ТКО 25.04.2022 не был приостановлен.

07.06.2022 в ответе на запрос Новосибирского УФАС России ООО «Экология- Новосибирск» просило объявить ООО «Айсберг» предостережение о недопустимости нарушения законодательства (приостановления работы объекта размещения отходов).

ООО «Айсберг», являясь единственным владельцем объекта размещения отходов на территории г. Куйбышев, не вправе нарушать схему потоков ТКО, утвержденную Территориальной схемой, обязано принимать ТКО, образующиеся на территории Барабинского, Здвинского и Куйбышевского районов Новосибирской области, не вправе приостанавливать прием ТКО от операторов по транспортированию ТКО.

При этом уже дважды ООО «Айсберг» в письменном виде высказывало угрозу приостановления оказания услуг по размещению ТКО на полигоне, о чем ООО «Экология-Новосибирск» и сообщило в обращении к Новосибирскому УФАС России № 01/01-22-5632 от 25.04.2022.

Изучив материалы дела №054/01/10-1267/2022 от 25.07.2022 и доводы ООО «Айсберг» в полном объеме, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «Айсберг» на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имеет признаки доминирующего положения на рынке услуг по размещению (захоронению) ТКО на территориях Куйбышевского кластера и Северного района Новосибирской области в период с 01.01.2021 по 30.04.2022 г.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта принимаются во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

Согласно п. 12 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим, при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Таким образом, в действиях ООО «Айсберг» по направлению в адрес ООО «Экология-Новосибирск» уведомления о намерении приостановить размещение ТКО на объекте размещения не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства, поскольку они совершены в порядке и по основаниям предусмотренным действующим законодательством, и не могут расцениваться как действия, совершенные за пределами осуществления гражданских прав и признаваться злоупотреблением доминирующим положением.

Споры, возникающие в процессе исполнения договора, по своему характеру являются гражданско-правовыми и в силу действующего законодательства подлежат рассмотрению в судебном порядке, антимонопольный орган не вправе разрешать указанные споры.

Принимая во внимание то, что основным содержанием уведомлений от 20.04.2022 и 21.04.2022 в адрес регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск» являлось требование о погашении сложившейся задолженности по Договору, а также что ООО «Айсберг» фактически не приостанавливало прием ТКО и не совершало иных действий, направленных на отказ от исполнения обязательств по Договору (что подтверждается актами сдачи-приема оказанных услуг за апрель 2022г. - июль 2022г.), Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО «Айсберг» отсутствуют нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Айсберг» по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны