Решение №054/06/33-1597/2022 жалоба ИП Меркулова В.И. на действия ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России от 27 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1597/2022

27 сентября 2022 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителя:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Меркулова В.И. на действия ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона №0351100006622000186 на поставку гастроскопов гибких, начальная (максимальная) цена контракта 199967,50 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Меркулов В.И. с жалобой на действия ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона №0351100006622000186 на поставку гастроскопов гибких.

Суть жалобы ИП Меркулова В.И. заключается в следующем.

1. В соответствии с проектом контракта поставщик обязуется обучить правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика. ИП Меркулов В.И. полагает, что поставщик не имеет права производить монтаж имеющегося у заказчика оборудования и обучать специалистов.

2. В ЕИС заказчиком было размещено 3 извещения (№0351100006622000184, №0351100006622000185, №0351100006622000186), в совокупности которых заказчик закупает систему эндоскопической визуализации производителя «PENTAX», с указанием характеристик товара производителя «PENTAX», указанием совместимости данного производителя. Данные действия совершены заказчиком, для того чтобы закупить новое эндоскопическое оборудование предпочитаемого заказчиком производителя.

Совокупность закупаемых товаров дает две системы эндоскопической визуализации, полностью укомплектованных и готовых для использования с целью выполнения медицинских процедур по назначению.

Заказчик разделяет закупку комплекса системы эндоскопической визуализации, чтобы осуществить закупку товара производителя «PENTAX».

В каждой закупке заказчик указывает совместимость с оборудованием, имеющимся у него в наличии, но стоит отметить, что закупаемое оборудование все же образует единый комплекс, и не будет представлено взамен имеющемуся оборудованию.

Податель жалобы полагает, что выделение денежных средств предназначается для закупки нового самостоятельного оборудования.

Податель жалобы полагает, что заказчик намеренно ограничивает конкуренцию среди участников закупки, исключая возможность участникам предложить продукцию иных производителей, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

3. В п.5.1 проекта контракта установлено, что поставка оборудования осуществляется поставщиком в течение 20 календарных дней с даты заключения контракта.

Податель жалобы полагает, что заказчик должен был установить срок поставки не менее 90 дней. Установленный заказчиком срок поставки является коротким.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просил выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Объектом закупки является поставка гастроскопов гибких, которые в свою очередь являются медицинскими изделиями, следовательно, к данной закупки заказчиком применимы требования, установленные ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также положения Приказа Минздрава России от 15.10.2015 № 724н, в соответствии с которыми: Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Раздел № 7 утвержденного типового контракта предусматривает обязанность поставщика при поставке медицинских изделий оказать услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика (получателя), эксплуатирующих оборудование, и специалистов заказчика (получателя), осуществляющих техническое обслуживание оборудования.

В проекте контракта отсутствует требование к монтажу уже эксплуатируемого заказчиком оборудования.

Разделом № 7 утвержденного типового контракта предусмотрено, что услуги выполняются поставщиком лично либо с привлечением соисполнителей.

При отсутствии личной возможности осуществить надлежащим образом услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика поставщик имеет право на привлечение соисполнителей.

Показатели закупаемого товара, указанные в извещении и установленные в описании объекта закупки, сформированы с учетом потребностей заказчика и требований инструкций по эксплуатации имеющегося у заказчика медицинского оборудования.

Заказчиком были сформированы необходимые требования к закупаемому оборудованию, с целью необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с оборудованием, используемым заказчиком, с учетом их совместимости.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Таким образом, доводы заявителя по жалобе о том, что заказчик намеренно ограничивает конкуренцию среди участников закупки, исключая возможность участникам предложить продукцию иных производителей, являются несостоятельными и базируются лишь на домыслах заявителя по жалобе, поскольку, заказчик формируя извещение и описание объекта закупки исходил лишь из своих потребностей для обеспечения нормального функционирования лечебного учреждения и норм права, регулирующих сферу закупок в Российской Федерации.

Также при формировании объекта закупки заказчик руководствовался Приказом Минздрава России от 06.12.2017 № 974н «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований» (далее - Приказа Минздрава России от 06.12.2017 № 974н, далее - Правила проведения эндоскопических исследований), в котором утвержден порядок организации и проведения эндоскопических исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по эндоскопии (п. 1 Приказа Минздрава России от 06.12.2017 № 974н).

В соответствии с п. 3 Приказа Минздрава России от 06.12.2017 № 974н эндоскопические исследования включают в себя, в том числе следующие виды исследований: эзофагоскопия; эзофагогастроскопия; колоноскопия.

ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России имеет в своей структуре эндоскопическое отделение стационара, дневное отделение стационара и др.

На балансе заказчика, согласно инвентарным карточкам находятся: видеопроцессор медицинский для эндоскопии ПЕНТАКС ЕРК-3000 с принадлежностями, производитель «ХОЯ Корпорейшн», Япония, 2018г.в. (представлена копия инвентарной карточки № 0000003925); видеопроцессор «PENTАХ» EPK-i7010 с принадлежностями, производитель «ХОЯ Корпорейшн», Япония, 2018г.в. (представлена копия инвентарной карточки № 0000003924).

В разделе 8 «технические характеристики» (стр. 94) инструкции по использованию видеопроцессора «PENT АХ» EPK-i7010 (копию прилагаем) установлена совместимость с эндоскопами ПЕНТАКС, согласно разделу «Меры предосторожности - Важно» (стр. 2) показания к применению: «видеопроцессор ПЕНТАКС EPK-i7010 предназначен для использования с головками, эндоскопами и другим дополнительным оборудованием компании ПЕНТАКС для эндоскопической диагностики и лечения и видеонаблюдения».

Согласно разделу «Совместимые эндоскопы» (стр. 35) в инструкции по использованию видеопроцессора ПЕНТАКС ЕРК-3000 (копию прилагаем) установлена совместимость с эндоскопами ПЕНТАКС. Также указано, что в случае если подсоединенные эндоскопы не совместимы с видеопроцессором ПЕНТАКС, эндоскопические изображения не будут отображаться».

Приложением № 6 к Правилам проведения эндоскопических исследований установлен стандарт оснащения эндоскопического отделения и кабинетов в составе.

Так, указанным стандартом предусмотрено наличие эндоскопической системы (видео, фибро, или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка); течеискатель; эндоскопа (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей).

Пунктом 12 приложения № 4 к Правилам проведения эндоскопических исследований предусмотрено, что в отделении рекомендуется предусматривать раздельные эндоскопические манипуляционные (кабинеты) (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения: бронхоскопии; исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта; исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта.

Объектами указанных подателем жалобы закупок рассматриваемых закупок являются поставки медицинских изделий для разных эндоскопических манипуляционных, где состав поставки конкретного лота определен из потребности заказчика в отсутствующем медицинском изделии, а также интенсивности проводимых исследований и непрерывности медицинского процесса.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Таким образом, закупаемые медицинские изделия (гастроскопы гибкие; колоноскопы гибкие; система эндоскопической визуализации) предназначены для разных эндоскопических манипуляционных и не могут эксплуатироваться совместно в соответствии с п. 12 Приказа Минздрава России от 06.12.2017 № 974н.

3. Пунктом 5.1. проекта контракта предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных п. 1.3 контракта, в срок: в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты заключения настоящего контракта. Конкретное время поставки устанавливается заказчиком с учетом режима работы учреждения.

Сроки поставки сформулированы исходя из потребности заказчика в исполнении возложенных на последнего функций. Заказчиком для определения и обоснования (начальной) максимальной цены контракта были направлены запросы поставщикам, имеющим опыт выполнения аналогичных контрактов, с указанием в данных запросах подробного описания объекта закупки, в том числе срока поставки (20 календарных дней). Заказчику поступило три коммерческих предложения с указанием срок поставки 20 дней, которые были даны разными организациями готовыми поставить товар, соответствующий указанным в описания объекта закупки требованиям заказчика, что свидетельствует о возможности неограниченного круга лиц выполнить поставку.

На основании вышеизложенного, заказчик просил признать данную жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Объектом закупки является поставка гастроскопов гибких», которые в свою очередь являются медицинскими изделиями, следовательно, к данной закупки заказчиком применимы требования, установленные ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также положения Приказа Минздрава России от 15.10.2015 № 724н, в соответствии с которыми: Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Объектом закупки является поставка гастроскопов гибких», которые в свою очередь являются медицинскими изделиями, следовательно, к данной закупке заказчиком применимы требования, установленные ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также положения Приказа Минздрава России от 15.10.2015 № 724н, в соответствии с которыми:

- Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению Заказчиками при осуществлении закупок;

- Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

Раздел № 7 утвержденного типового контракта предусматривает обязанность поставщика при поставке медицинских изделий оказать услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика (получателя), эксплуатирующих оборудование, и специалистов заказчика (получателя), осуществляющих техническое обслуживание оборудования.

В проекте контракта отсутствует требование к монтажу уже эксплуатируемого заказчиком оборудования.

Разделом № 7 утвержденного типового контракта предусмотрено, что услуги выполняются поставщиком лично либо с привлечением соисполнителей.

Таким образом, при отсутствии личной возможности осуществить надлежащим образом услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика поставщик имеет право на привлечение соисполнителей.

Данный довод жалобы не обоснован.

2. Согласно возражениям заказчика ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России имеет в своей структуре эндоскопическое отделение стационара, дневное отделение стационара и др.

На балансе заказчика, согласно инвентарным карточкам находятся: видеопроцессор медицинский для эндоскопии ПЕНТАКС ЕРК-3000 с принадлежностями, производитель «ХОЯ Корпорейшн», Япония, 2018 г.в. (представлена копия инвентарной карточки № 0000003925); видеопроцессор «PENTАХ» EPK-i7010 с принадлежностями, производитель «ХОЯ Корпорейшн», Япония, 2018 г.в. (представлена копия инвентарной карточки № 0000003924).

В разделе 8 «технические характеристики» (стр. 94) инструкции по использованию видеопроцессора «PENT АХ» EPK-i7010 (копию прилагаем) установлена совместимость с эндоскопами ПЕНТАКС, согласно разделу «Меры предосторожности - Важно» (стр. 2) показания к применению: «видеопроцессор ПЕНТАКС EPK-i7010 предназначен для использования с головками, эндоскопами и другим дополнительным оборудованием компании ПЕНТАКС для эндоскопической диагностики и лечения и видеонаблюдения».

Согласно разделу «Совместимые эндоскопы» (стр. 35) в инструкции по использованию видеопроцессора ПЕНТАКС ЕРК-3000 (копию прилагаем) установлена совместимость с эндоскопами ПЕНТАКС. Также указано, что в случае если подсоединенные эндоскопы не совместимы с видеопроцессором ПЕНТАКС, эндоскопические изображения не будут отображаться».

Приложением № 6 к Правилам проведения эндоскопических исследований установлен стандарт оснащения эндоскопического отделения и кабинетов в составе.

Так, указанным стандартом предусмотрено наличие эндоскопической системы (видео, фибро, или регидная), включающая: осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка); течеискатель; эндоскопа (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей).

Пунктом 12 приложения № 4 к Правилам проведения эндоскопических исследований предусмотрено, что в отделении рекомендуется предусматривать раздельные эндоскопические манипуляционные (кабинеты) (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения: бронхоскопии; исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта; исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта.

Согласно возражениям заказчика объектами указанных закупок являются поставки медицинских изделий для разных эндоскопических манипуляционных, где состав поставки конкретного лота определен из потребности заказчика в отсутствующем медицинском изделии, а также интенсивности проводимых исследований и непрерывности медицинского процесса.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Таким образом, закупаемые медицинские изделия (гастроскопы гибкие; колоноскопы гибкие; система эндоскопической визуализации) предназначены для разных эндоскопических манипуляционных и не могут эксплуатироваться совместно в соответствии с п. 12 Приказа Минздрава России от 06.12.2017 № 974н.

Довод жалобы не обоснован.

3. В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 ст. 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

При этом, в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки для государственных и муниципальных нужд.

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит проект контракта. Принимая во внимание, что на указанные в проекте контракта правоотношения, в полной мере распространяются положения главы 30 ГК РФ, в совокупности с нормами ст. 190-193 ГК РФ.

Пунктом 5.1. проекта контракта предусмотрено, что поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных п. 1.3 контракта, в срок: в течение 20 (двадцати) календарных дней с даты заключения настоящего контракта. Конкретное время поставки устанавливается заказчиком с учетом режима работы учреждения.

Вышеуказанная формулировка, должным образом отвечает нормам действующего законодательства, содержит указание на начало и окончание исполнения, а также содержит указание на событие, которое должно наступить.

На участие в данной закупки поступило 3 заявки, что также может подтверждать возможность поставки товара в установленные заказчиком сроки.

Довод жалобы не обоснован.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данной закупки, а также действий комиссии по осуществлению закупок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которые повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Меркулова В.И. на действия ФГБУЗ СОМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона №0351100006622000186 на поставку гастроскопов гибких необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны