Решение №054/01/18.1-2502/2023 в отношении ОАО «РЖД» от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-2502/2023

04 декабря 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС жалобу общества с ограниченной ответственностью «НОРМАТЕХ» (далее – ООО «НОРМАТЕХ») (вх. № 22197-ЭП/23 от 24.11.2023 г.) на действия заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки специальной одежды, обуви и сиз (извещение № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на сайте <...>),

в отсутствие представителя ООО «НОРМАТЕХ», надлежащим образом уведомленного о дате времени и месте рассмотрения жалобы,  

в присутствии представителя ОАО «РЖД» - <...> (представитель по доверенности № З-СИБ ДМС-16/Д от 07.08.2023 г.), <...> (представитель по доверенности № ЦДЗС-102/Д от 30.11.2022 г.)

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «НОРМАТЕХ» (вх. № 22197-ЭП/23 от 24.11.2023 г.) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки специальной одежды, обуви и сиз (извещение № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на сайте <...>).

Заявитель сообщает следующее.

На  сайте <...> (далее  —  ЭТЗП)  в  сети  Интернет  заказчиком  ОАО  «РЖД» (далее  –  Заказчик),  опубликовано  извещение  об  осуществлении  открытого  аукциона  среди  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  в  электронной  форме  №  3119/ОАЭ‐ЦДЗС/23  на  право  заключения  договора  поставки  специальной  одежды,  обуви  и  сиз  (далее  –  извещение  о  закупке)  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  18.07.2011 №  223‐ФЗ  «О  закупках  товаров,  работ,  услуг  отдельными  видами  юридических лиц» (далее – Закон о закупках). 

ООО «НОРМАТЕХ» (далее  –  Заявитель/Участник)  была  подана  заявка  на  участие  в  указанном  открытом аукционе. 

20  ноября  2023  года  на  ЭТЗП  Заказчик  разместил  протокол  рассмотрения  первых  частей  заявок   №  3119/ОАЭ‐ЦДЗС/23/1,  согласно  которому  было  принято  решение  об  отклонении  заявки,  поданной  заявителем, и отказе в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 3.6.6.1 документации  о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1 документации о закупке,  содержащего  информацию  о  товарах,  закупка  которых  осуществляется,  несоответствующую действительности, а именно, в представленном участником техническом предложении по позиции № 62  (Рукавицы  из  двунитки  с  наладонниками  из  полульняной  парусины  для  защиты  от  общих  производственных  загрязнений  и  механических  воздействий,  «марка  чертеж»  ‐  7111,  «типо‐размер»  ‐  ассорти)  в  графе  «Производитель  товара  с  указанием  ИНН»  указано  ООО  «Ивановская  текстильная  компания», ИНН:  3702588935.

В адрес ООО «Ивановская текстильная компания» ИНН: 3702588935 был направлен запрос о подтверждении производства вышеуказанной продукции (запрос № ИСХ‐7088/З‐СИБ от 08.11.2023 г). 

В полученном ответе от 14.11.2023 г. № 203  сообщается  о  том,  что  ООО  «Ивановская текстильная компания» не производит рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111. Таким образом, по позиции № 62 технического предложения информация о производителе товара не соответствует действительности.

ООО «НОРМАТЕХ» считает, что действия Заказчика по недопуску к участию в открытом аукционе ООО «НОРМАТЕХ» неправомерны в связи со следующим.

ООО «НОРМАТЕХ» в своем техническом предложении указал производителем товара по позиции № 62 ООО «Ивановская текстильная компания», ИНН: 3702588935.

ООО «НОРМАТЕХ» будет осуществлять закупку указанного товара  через  поставщика  ПВ  ООО  «Фирма «Техноавиа».

ПВ ООО «Фирма «Техноавиа» сообщает  письмом  исх. №  05/1764  от  22.11.2023  г.,  что  является партнером ООО  «Ивановская  текстильная компания» ИНН  3702588935 (подтверждается  также  письмом производителя  исх.  № 129 от  16.05.2022),  а  также  подтверждает  изготовление  производителем  ООО «Ивановская  текстильная  компания»  ИНН  3702588935,  рукавицы  из  двунитки  с  наладонниками  из полульняной парусины для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий арт. 7111.

То есть  производителем  товара  ООО  «Ивановская  текстильная  компания»  ИНН  3702588935 подтверждается  возможность  изготовления  товара  с  характеристиками,  указанными  техническом предложении Заявителя.

Касательно артикула/марки  товара  по  позиции №  62  Заявитель  считает  необходимым  обратить внимание  на  следующее  –  действующим  законодательством  РФ  не  установлена  обязанность производителей  товара  иметь  такие  средства  индивидуализации  товара  как  артикул/марка.  Данный  артикул 7111 присвоен для партнера производителя ПВ ООО «Фирма «Техноавиа».

В соответствии с  пунктом 2 части 1  статьи 3 Закона о закупках при закупке  товаров, работ, услуг заказчики  руководствуются,  в  том  числе  принципом  равноправия,  справедливости,  отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 

В  соответствии  с  частью  6  статьи  3  Закона  о  закупках  не  допускается  предъявлять  к  участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны  в  документации  о  закупке.  Требования,  предъявляемые  к  участникам  закупки,  к  закупаемым товарам,  работам,  услугам,  а  также  к  условиям  исполнения  договора,  критерии  и  порядок  оценки  и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем  участникам  закупки,  к  предлагаемым  ими  товарам,  работам,  услугам,  к  условиям  исполнения договора.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 135‐ФЗ «О защите конкуренции» (далее – 135‐ФЗ) при  проведении  торгов,  запроса  котировок,  запроса  предложений  запрещаются  действия,  которые приводят  или могут  привести  к  недопущению,  ограничению  или  устранению  конкуренции,  в  том  числе нарушение  порядка  определения  победителя  или  победителей  торгов,  запроса  котировок,  запроса предложений.

Таким образом, Участник в своем техническом предложении, являющемся приложением к Заявке, по позиции № 62 указал предлагаемый к поставке товар, технические и функциональные характеристики которого полностью соответствуют технической документации аукциона и потребностям Заказчика

Достоверных доказательств  несоответствия  характеристик  предложенного  товара  техническому заданию аукциона Заказчиком не представлено.

По мнению подателя жалобы,  действия  Заказчика  по  отклонению  заявки  ООО  НОРМАТЕХ»  в  участии  в  об осуществлении  открытого  аукциона  среди  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  в  электронной форме № 3119/ОАЭ‐ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки специальной одежды,  обуви и сиз нарушает права участника аукциона, приводит к необоснованному ограничению конкуренции  и  ограниченному  допуску  к  участию  в  процедурах  закупок,  тем  самым  нарушая Федеральный  закон  от 26.07.2006 № 135‐ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции».

ОАО «РЖД» представило следующие возражения на жалобу.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, непосредственно сам Закон о закупках, а также Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 г., введенное в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 12.07.2018 г. № 1481р (далее - Положение о закупке ОАО «РЖД»), а также соответствующая Аукционная документация.

При этом, Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную   деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения.

При организации и проведении Аукциона Заказчик руководствовался Законом о закупках, Положением о закупке ОАО «РЖД», а также соответствующей Аукционной документацией.

Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе            Заявителя, необоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются      Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке 1 является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Целями Закона о закупках, согласно пункту 1 статьи 1 Закона, является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках). Учитывая потребности структурного филиала Западно- Сибирской железной дороги, на основании заявки, Заказчиком сформирован и размещен аукцион, соответствующий целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств.

Требования к закупаемым товарам, в соответствии с п.215, п.216 Положения о закупке ОАО «РЖД» определяются в документации о конкурентной закупке и  формируются с учетом требования к закупаемым товарам, работам, услугам: должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики; должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика.

Извещение и аукционная документация по аукциону №3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 были размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Единая информационная система) на сайте <...>(далее — ЭТЗП) (далее — сайты) 20 октября 2023 г.

К установленному документацией о закупке сроку поступило 4 заявки участников.

Пунктом 3.1.2 Аукционной документацией предусмотрены условия допуска участников: к участию в аукционе допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 3.1.1 аукционной документации, требованиям и условиям аукционной документации, а также требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, установленным в аукционной документации, аукционные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, аукционной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные аукционной документацией.

Подавая заявку, участник подтверждает, что ознакомился с условиями документации о закупке, согласен с ними и возражений не имеет, подтверждает, что сведения, представленные в заявке, являются полными, точными и верными (п.3.1.7 и п.3.1.9 Аукционной документации).

Пунктом 3.3. Аукционной документацией предусмотрены требования к участникам, в том числе соответствие Заявки участника требованиям технического задания (приложение №1.1. к Аукционной документации).

Частью 1 аукционной документации предусмотрены условия проведении Аукциона, содержащихся в Техническом задании (приложение №1.1.) (далее - Техническое задание).

П. 62 Технического задания Заказчика установлены Технические и функциональные характеристики товара.

По итогам рассмотрения заявок участников, поступивших для участия в аукционе № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на соответствие заявок участников требованиям технического задания документации отклонены заявки участников № 3 и №4 на основании следующего.

Заявка участника № 3 на основании пункта 3.6.6.1 документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1 документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно, в представленном участником техническом предложении по позиции № 62 (Рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, «марка чертеж» - 7111, «типо-размер» - ассорти) в графе «Производитель товара с указанием ИНН» указано ООО «Ивановская текстильная компания», ИНН: 3702588935. В адрес ООО «Ивановская текстильная компания» ИНН: 3702588935. был направлен запрос о подтверждении производства вышеуказанной продукции (запрос № ИСХ-7088/3-СИБ от 08.11.2023 г). В полученном ответе от 14.11.2023 г. № 203 сообщается о том, что ООО «Ивановская текстильная компания» не производит рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111.

Таким образом, по позиции № 62 технического предложения информация о производителе товара не соответствует действительности.

Заявка участника № 4 на основании пункта 3.6.6.1 документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1 документации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно, в представленном участником техническом предложении по позиции № 62 (Рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, «марка чертеж» - 7111, «типо-размер» - ассорти) в графе «Производитель товара с указанием ИНН» указано ООО «Ивановская текстильная компания», ИНН: 3702588935. В адрес ООО «Ивановская текстильная компания» ИНН: 3702588935. был направлен запрос о подтверждении производства вышеуказанной продукции (запрос № ИСХ-7088/3-СИБ от 08.11.2023 г). В полученном ответе от 14.11.2023 г. № 203 сообщается о том, что ООО «Ивановская текстильная компания» не производит рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111.

Таким образом, по позиции № 62 технического предложения информация о производителе товара не соответствует действительности.

В соответствии с п.3.6.4 Аукционной документацией аукционные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной документации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

На основании пункта 204 Положения о закупках ОАО «РЖД» и пунктов 3.6.11., 3.6.12 Аукционной документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет. Заказчик вправе наводить справки или проводить исследования с целью изучения отчетов, документов и сведений, представленных в заявке на участие в закупке, и обращаться к юридическим и физическим лицам, государственным органам и учреждениям, обслуживающим банкам участника закупки за разъяснениями относительно финансовых и технических вопросов.

Согласно п.3.6.13 Аукционной документации требование, предусмотренное пунктами 3.6.11 - 3.6.12 аукционной документации применяется в равной степени ко всем участникам аукциона с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.3.6.6. Аукционной документации Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе:

3.6.6.1. непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона в соответствии с п.3.6.7. Аукционной документации.

Рассмотрение аукционных заявок осуществляется в соответствии с требованиями п.3.7. Аукционной документации. По результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок заказчик принимает решение о соответствии участника требованиям технического задания, соответствии первой части заявки требованиям аукционной документации либо об отклонении аукционной заявки участника в связи с несоответствием требованиям технического задания, несоответствием первой части аукционной заявки требованиям аукционной документации (п.3.7.4. Аукционной документации).

На основании вышеизложенного, в соответствии с требованиями Положения о закупке ОАО «РЖД», Аукционной документации заявки участников №3 и №4 отклонены и в допуске к участию в аукционе № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 участникам отказано.

В силу ст. 10 ГК РФ участники гражданского оборота должны действовать добросовестно, предоставлять достоверную информацию о предлагаемых товарах и не вводить в заблуждение Заказчика.

Целью пунктов 204, 331 Положения о закупке ОАО «РЖД» является недопущение преднамеренных попыток участников ввести Заказчика в заблуждение и недобросовестным образом обеспечить свое участие в Аукционе.

В соответствии с п. 6 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках», утвержденного 16.05.2018 г., принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного закона, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Допуск Участников № 3 и №4, представивших недостоверные сведения о товаре, ставит в неравное положение других участников, надлежащим образом оформившими свои заявки, является нарушением принципа равноправия и справедливости, закрепленного в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также создает такому участнику преимущественные условия участия в данном Аукционе, «особое», приоритетное к нему отношение по сравнению к другим участникам, что прямо запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и не могло быть допущено Заказчиком.

У каждого потенциального участника Аукциона имелась равная возможность заранее изучить Аукционную документацию, ознакомиться с требованиями Заказчика, самостоятельно оценить свои возможности и представить максимальный пакет документов с достоверными сведениями о товаре.

Подавая заявку на участие в Аукционе, Заявитель жалобы ознакомился с условиями аукционной документации и согласился с тем, что результаты рассмотрения заявки будут зависеть от проверки всех данных, представленных им, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении Заказчика, что за любую его ошибку или упущение в представленной заявке ответственность целиком и полностью будет лежать на Участнике.

При этом, при рассмотрении первых частей аукционных заявок на соответствие требованиям к поставляемому товару Заказчиком рассматриваются только технические предложения участников, в интересах которых как можно качественнее подготовить соответствующий документ, с указанием полной и достоверной информации о товаре.

Ссылки Заявителя на письмо ИВ ООО «Фирма «Техноавиа» о закупке товара у производителя ООО «Ивановская текстильная компания», соответствующего требованиям аукционной, документации не служит подтверждением соответствия техническому заданию и надлежаще оформленному техническому предложению участника. ООО «Ивановская текстильная компания» в ответе от 14.11.2023 г. № 203 сообщает, что не производит указанный участником по позиции №62 товар (рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111). Оснований не доверять официальному ответу производителя, заявленного участниками в технических предложениях не имеется.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком был сделан однозначный вывод о том, что представленная информация участниками №№ 3, 4 не соответствует действительности и условиям технического предложения, из чего следует, что данными участниками не проработано техническое задание на возможность осуществления поставки продукции должным образом, что ставит под сомнение добросовестность участников и гарантированную поставку товара.

Заявитель жалобы ошибочно полагает, что Заказчик нарушает права участника аукциона, приводит к необоснованному ограничению конкуренции и ограниченному допуску к участию в процедуре, в нарушение ФЗ от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Заказчик указал технические характеристики товаров в техническом задании, указал исчерпывающие параметры эквивалентности товаров. Соответственно, Заказчик осуществлял проверку информации, указанную исключительно в технических предложениях Участников на предмет соответствия техническому заданию. Таким образом, требования ст. 3 Закона о закупках Заказчиком не нарушено.

Условиями Аукционной документации (техническое задание) предусмотрено, что «столбцы технического предложения № 6, 7, 8 участниками должны быть заполнены (столбец, марка, чертеж, модель заполняется при наличии)». Участники № 3 и №4 в техническом предложении по позиции №62 - РУКАВИЦЫ ИЗ ДВУНИТКИ С НАЛАДОННИКАМИ ИЗ ПОЛУЛЬНЯНОЙ ПАРУСИНЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ОБЩИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ И МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ указали в столбце марка, чертеж - 7111. В соответствии с п. 204 Положения о закупках ОАО «РЖД» и пунктов 3.6.11, 3.6.12 Аукционной документации Заказчик провел проверку достоверности сведений, указанных в технических предложениях участников.

На основании вышеизложенного, Заказчиком законно и обоснованно заявки участников №3 и №4 были отклонены.

Указание Заказчиком в документации характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников Закупки, так как Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупочной процедуры в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)         информационная открытость закупки;

2)         равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)         целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)         отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путем установления определенных требований к участникам, а лишь незаконное ограничение круга потенциальных участников закупки путем установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках. В данном случае отсутствует направленность действий ОАО «РЖД» на ограничение конкуренции.

Данная позиция подтверждается решениями антимонопольных служб России: по делу №368/2011-3/2, по делу №077/07/00-3791/2020, по делу №023/07/3-5905/2021, по делу № 077/07/00-11797/2019.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 года № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, законодатель наделил Заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к участникам, к составу их заявок, критерии и порядок оценки заявок, перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. При этом именно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Положение о закупке ОАО «РЖД» является основополагающим документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», правовую основу закупок товаров, работ и услуг лицами, подпадающими под действие данного закона, а так же Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации. Таким образом, требованиями законодательства и нормативных документов определено недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Заказчик, отклонив заявки участников №3 и №4 действовал в строгом соответствии с аукционной документацией, Положением о закупках и действующим законодательством.

Также необходимо отметить, что антимонопольный орган неоднократно указывал на правомерность отклонения заявок в случаях, когда заказчик действовал в строгом соответствии с требованиями закупочной документации. Так в решениях Московского УФАС России от 03.06.2021 № 077/07/00-9153/2021, от 25.03.2021 № 077/07/00-4724/2021, от 24.09.2021 № 077/07/00-17052/2021, от 30.09.2021 № 077/07/00-17418/2021, от 19.10.2021 № 077/07/00-18651/2021 указано, что «у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в строгом соответствии с требованиями собственной Конкурсной документации, которая не была оспорена Заявителем в административном порядке».

Заказчик не совершал действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, не создавал участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, а также не нарушал порядок определения победителя или победителей торгов.

Участник закупки, подавая заявку, согласился с тем, что результаты рассмотрения заявки зависят от проверки всех данных, представленных участником, а также иных сведений, имеющихся в распоряжении заказчика.

При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» правомерно отклонило заявку участника №3 и №4, в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупке ОАО «РЖД», закупочной документации.

В связи с подачей жалобы приостановлена процедура закупки и обеспечение продукцией предприятий железнодорожного транспорта, что препятствует осуществлению хозяйственной деятельности и нарушает права и законные интересы ОАО «РЖД» в сфере экономической (закупочной) деятельности.

На основании вышеизложенного, прошу признать жалобу ООО «Норматех» на действия ОАО «РЖД» при проведении закупки № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 необоснованной и прекратить ее рассмотрение.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ОАО «РЖД» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД».

20.10.2023 ОАО «РЖД» на сайте <...> опубликовано извещение о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки специальной одежды, обуви и сиз (извещение № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на сайте <...>).

Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайтах «20» октября 2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок - «07» ноября 2023 г. в 07:00 ч. московского времени.

Заявки на участие в аукционе №3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 подаются в электронной фор-ме на ЭТЗП (на странице данного аукциона на ЭТЗП).

Заявка на участие должна состоять из первой части и второй части.

Рассмотрение первых частей заявок осуществляется «15» ноября 2023 г.

Дата и время начала аукциона «17» ноября 2023 г. в 09:00 ч. московского времени.

Рассмотрение вторых частей заявок осуществляется «27» ноября 2023 г.

Подведение итогов закупки осуществляется «27» ноября 2023 г.

Порядок рассмотрения первых и вторых частей заявок, предоставления предложе-ний о цене договора, сопоставления ценовых предложений, выбора победителя закупки (участника, с которым заключается договор) осуществляется в порядке, указанном в части 3 документации о закупке.

Согласно п. 3.7.2 Аукционной документации первые части аукционных заявок рассматриваются на соответствие требованиям к поставляемому товару, который является предметом аукциона, изложенным в приложении № 1.1 Аукционной документации, на основании представленного в составе аукционной заявки технического предложения.

Согласно п. 3.17.3 Аукционной документации все условия аукционной заявки участника понимаются Заказчиком буквально, в случае расхождения показателей изложенных цифрами и словами, приоритет имеют написанные словами.

Согласно пп. 62 п. 4 Технического задания Заказчика, к поставке требуются рука-вицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины для защиты от общих про-изводственных загрязнений и механических воздействий.

По итогам рассмотрения заявок участников, поступивших для участия в аукционе № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на соответствие заявок участников требованиям технического задания документации отклонены заявки участников № 3 и №4 на основании следующего.

Заявка участника № 3 была отклонена на основании пункта 3.6.6.1 документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1 докумен-тации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно, в представленном участником техниче-ском предложении по позиции № 62 (Рукавицы из двунитки с наладонниками из полуль-няной парусины для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, «марка чертеж» - 7111, «типо-размер» - ассорти) в графе «Производитель товара с указанием ИНН» указано ООО «Ивановская текстильная компания», ИНН: 3702588935.

ОАО «РЖД» в адрес ООО «Ивановская текстильная компания» ИНН: 3702588935 был направлен запрос о подтверждении производства вышеуказанной продукции (запрос № ИСХ-7088/3-СИБ от 08.11.2023 г). В полученном ответе от 14.11.2023 г. № 203 сообща-ется о том, что ООО «Ивановская текстильная компания» не производит рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111.

Таким образом, по позиции № 62 технического предложения информация о произ-водителе товара не соответствует действительности.

Заявка участника № 4 была отклонена на основании пункта 3.6.6.1 документации о закупке в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 3.17.1 докумен-тации о закупке, содержащего информацию о товарах, закупка которых осуществляется, несоответствующую действительности, а именно, в представленном участником техниче-ском предложении по позиции № 62 (Рукавицы из двунитки с наладонниками из полуль-няной парусины для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, «марка чертеж» - 7111, «типо-размер» - ассорти) в графе «Производитель товара с указанием ИНН» указано ООО «Ивановская текстильная компания», ИНН: 3702588935.

В адрес ООО «Ивановская текстильная компания» ИНН: 3702588935. был направ-лен запрос о подтверждении производства вышеуказанной продукции (запрос № ИСХ-7088/3-СИБ от 08.11.2023 г). В полученном ответе от 14.11.2023 г. № 203 сообщается о том, что ООО «Ивановская текстильная компания» не производит рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111.

Таким образом, по позиции № 62 технического предложения информация о произ-водителе товара не соответствует действительности.

В соответствии с п.3.6.4 Аукционной документацией аукционные заявки участни-ков рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в аукционной докумен-тации, на основании представленных в составе аукционных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных аукционной документацией, законода-тельством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных ор-ганов, организаций в сети Интернет.

На основании пункта 204 Положения о закупках ОАО «РЖД» и пунктов 3.6.11., 3.6.12 Аукционной документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет. Заказчик вправе наводить справки или проводить исследования с целью изучения отчетов, документов и сведений, представленных в заявке на участие в закупке, и обращаться к юридическим и физическим лицам, государственным органам и учреждениям, обслуживающим банкам участника закупки за разъяснениями относительно финансовых и технических вопросов.

Согласно п.3.6.13 Аукционной документации требование, предусмотренное пунк-тами 3.6.11 - 3.6.12 аукционной документации применяется в равной степени ко всем участникам аукциона с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.3.6.6. Аукционной документации Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе:

3.6.6.1. непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе аукционной заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения аукциона в соответствии с п.3.6.7. Аукционной документации.

Рассмотрение аукционных заявок осуществляется в соответствии с требованиями п.3.7. Аукционной документации. По результатам рассмотрения первых частей аукцион-ных заявок заказчик принимает решение о соответствии участника требованиям техниче-ского задания, соответствии первой части заявки требованиям аукционной документации либо об отклонении аукционной заявки участника в связи с несоответствием требованиям технического задания, несоответствием первой части аукционной заявки требованиям аукционной документации (п. 3.7.4. Аукционной документации).

На основании вышеизложенного, заявки участников № 3 и № 4 отклонены и в до-пуске к участию в аукционе № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 участникам отказано.

При этом ссылка подателя жалобы на письмо ООО «Ивановская текстильная ком-пания» ИНН 3702588935 (исх. № 129 от 16.05.2022 г.), письмо ПВ ООО «ФИРМА «ТЕХНОАВИА» (исх. № 05/1764 от 22.11.2023) г.), согласно которым, по мнению подателя жалобы, подтверждается факт соответствия товара, предлагаемого ООО «Норматех» по позиции № 62 Технического задания в первой части заявки, не может быть принята, так как согласно тексту письма ООО «Ивановская текстильная компания», ООО «Ивановская текстильная компания» сообщает указанным письмом, что ПВ ООО «ФИРМА «ТЕХНОАВИА» является официальным партнером ООО «Ивановская текстильная компания», с которым установлены соответствующие договорные отношения на предмет реализации продукции, представленные ООО «Ивановская текстильная компания». Таким образом, в указанном письме отсутствует подтверждение, что указанная компания производит продукцию с указанными в п. 62 Технического задания техническими характеристиками. При этом письмо ПВ ООО «ФИРМА «ТЕХНОАВИА» противоречит содержанию письма ООО «Ивановская текстильная компания» от 14.11.2023 г. № 203 согласно которому ООО «Ивановская текстильная компания» сообщает, что не производит рукавицы из двунитки с наладонниками из полульняной парусины марки 7111.

Таким образом, заявка ООО «Норматех» была отклонена правомерно.

Таким образом, в действиях заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки специальной одежды, обуви и сиз (извещение № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на сайте <...>) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Следовательно, признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции также не усматриваются.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать общества с ограниченной ответственностью «НОРМАТЕХ» (вх. № 22197-ЭП/23 от 24.11.2023 г.) на действия заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на право заключения договора поставки специальной одежды, обуви и сиз (извещение № 3119/ОАЭ-ЦДЗС/23 на сайте <...>) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны