Решение №054/01/10-1689/2022 в отношении МКП «ГЭТ» от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по делу № 054/01/10-1689/2022

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2023 года                      г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

….

В присутствии ….

рассмотрев дело № 054/01/10-1689/2022 от 27.10.2022 по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием города Новосибирска «Горэлектротранспорт» (далее - МКП «ГЭТ») (ИНН/КПП 5402108170/540201001, 630123, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 17) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России при рассмотрении дела №054/01/10-301/2022 от 02.03.2022 по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием города Новосибирска «Горэлектротранспорт» (далее - МКП «ГЭТ») (ИНН/КПП 5402108170/540201001, 630123, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 17) пункта 1, пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от ООО «Новинвестрезерв» (далее – ООО «НИР») поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, в котором сообщалось следующее.

ООО «НИР» считает, что MKП «ГЭТ» в очередной раз, в августе 2022 года, допустило нарушение ограничений, установленных п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на что указывают следующие обстоятельства:

- письмом исх. № 049 от 22.07.2022 ООО «НИР» обратилось в мэрию г. Новосибирска с заявлением о согласовании размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества. К заявлению приложена схема предполагаемого к проектированию и строительству сооружения связи/участка сети связи.

Юридическим основанием для обращения ООО «НИР» в мэрию г. Новосибирска с указанным выше заявлением исх. № 049 от 22.07.2022 ООО «НИР» является Порядок согласования размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска, утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от 28.09.2011 № 8998.

Из письма мэрии г. Новосибирска от 17.08.2022 № 18/02.3/00775 ООО «НИР» стало известно об отказе в согласовании размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества.

В качестве основания для отказа в согласовании размещения участка сети связи на объектах муниципального имущества мэрия г. Новосибирска указала отказ МКП «ГЭТ» выдать технические условия (ТУ), выраженный в письме МКП «ГЭТ» № 976 от 17.08.2022.

ООО «НИР» считает, что на участке предполагаемого сооружения связи/участка сети связи ООО «НИР» (отображенного на приложенной к письму ООО «НИР» исх. № 049 от 22.07.2022 схеме) от выхода из туннеля-путепровода по проспекту Димитрова, до входа в тело моста через реку Обь на правом берегу, а также от выхода из тела моста на левом берегу реки Обь до опоры напротив ул. Большая, 255, к.1, у МКП «ГЭТ» имеется техническая возможность для предоставления мест крепления самонесущего волоконно-оптического кабеля связи к опоре контактной сети городского электротранспорта, что подтверждается следующими обстоятельствами:

ранее при рассмотрении Комиссией Новосибирского УФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-12-10-17 установлено, что у МКП «ГЭТ» имеется техническая возможность разместить до 10 (десяти) мест креплений волоконно-оптического кабеля связи к опоре (лист 23 решения);

при осмотре опор указанного выше участка предполагаемого к строительству сети связи ООО «НИР» видно, что на этих опорах размещено от 3-х до 7-ми волоконно-оптических кабелей связи (фотоматериалы на CD-R диске).

Таким образом, у МКП «ГЭТ» на этом участке имеется техническая возможность разместить дополнительно не менее 3-х волоконно-оптических кабелей связи.

Комиссия Новосибирского УФАС России при рассмотрении дела №054/01/10-301/2022 от 02.03.2022 установила, что совокупность перечисленных выше обстоятельств указывает, на наличие в отказе МКП «ГЭТ», выраженного в письме от 17.08.2022 № 978, выдать ООО «НИР» технические условия для размещения сооружения связи признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 3.122 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339), антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе вправе объединить в одно производство два и более дела или принять решение о выделении в отдельное производство одного или нескольких дел.

В силу п. 3.128 Административного регламента № 339 решение о выделении дела в отдельное производство принимается в случае:

- если в ходе рассмотрения дела выявлены новые признаки нарушения антимонопольного законодательства, достаточные для выделения дела в отдельное производство;

- если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению выделенного дела.

Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев в деле №054/01/10-301/2022 от 02.03.2022 заявленное ходатайство о наличии в действиях МКП «ГЭТ» новых признаков антимонопольного законодательства, выделила дело по указанным обстоятельствам в отдельное производство, поскольку описанные действия не связаны с рассматриваемыми в настоящем деле действиями МКП «ГЭТ» по установлению монопольно высокой цены и по отказу от исполнения договоров.

Приказом Новосибирского УФАС России № 133 от 18.10.2022 возбуждено настоящее дело по признакам нарушения МКП «ГЭТ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе в выдаче технических условий для размещения волоконно-оптического кабеля на опорах городского электротранспорта.

  При рассмотрении дела №054/01/10-1689/2022 от 27.10.2022 со стороны ООО «НИР» были представлены следующие пояснения.

МКП «ГЭТ» в своих письменных пояснениях о фактических обстоятельствах отказа в предоставлении технических условий МКП «ГЭТ» для ООО «НИР» в качестве оснований указывает обстоятельства:

- утвержденный МКП «ГЭТ» (приказ от 13.07.2021 № 2014) Технический регламент размещения на опорах контактной сети наземного электрического транспорта узлов крепления подвески оборудования, не относящегося к элементам контактной сети, и его последующей эксплуатации РД 1.14.12 - 2021 (далее – Регламент РД 1.14.12-2021), допускает размещение на опоре не более четырех креплений самонесущего волоконно-оптического кабеля связи (далее ВОКС);

- у МКП «ГЭТ» отсутствует техническая возможность предоставить опоры на запрашиваемом ООО «НИР» участке, указанном в плане трассы, приложенном к заявлению ООО «НИР» исх. № 49 от 27.07.2022, при этом в своем заявлении ООО «НИР» указало, что адреса ул. Фабричная, 18/1а, и Большая, 255, указаны для привязки к местности.

Указанные МКП «ГЭТ» обстоятельства не являются основанием для отказа в выдаче ООО «НИР» технических условий, а также не опровергают доводы ООО «НИР» о наличии у МКП «ГЭТ» технической и экономической возможности для подвеса ВОКС, что подтверждается следующими обстоятельствами:

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-12-10-17 Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на одной опоре возможно размещение до 10 мест креплений ВОКС к опоре, что зафиксировано на листе 23 решения от 08.11.2017 по делу № 02-01-12-10-17.

Законность указанного выше решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.07.2018 по делу № А45-991/2018.

Кроме того, МКП «ГЭТ» в своих письменных пояснениях подтверждает возможность размещения на опоре не менее 10 мест крепления, а именно:

МКП «ГЭТ» указывает, что в соответствии с разделом «Термины и определения» Регламента РД 1.14.12-2021 местом крепления оборудования следует считать, часть опоры контактной сети наземного электротранспорта шириной не менее 0,5 метров, на которой размещается узел крепления оборудования.

При этом, к пояснениям под № 4 МКП «ГЭТ» приложило способы размещения BOЛC на опорах (пояснения и графики процесса крепления и размещения на опоре). В этих приложении МКП «ГЭТ» указало схемы размещения узлов крепления на опоре.

В этих схемах указаны габариты используемых операторами связи узлов креплений, а именно:

- габариты узла крепления УК-Н-01 составляют 160x80x230, т.е. этот узел крепления занимает 0,23 метра опоры;

- габариты узла крепления УК-П-02 составляют 160x80x160, т.е. этот узел крепления занимает 0.16 метров опоры.

Данные обстоятельства указывают, что МКП «ГЭТ» в Регламенте РД 1.14.12-2021 в отсутствие технических обоснований, не меньше чем в два раза увеличило, размер места крепления, тем самым искусственно, в отсутствие технологических и экономических оснований, не меньше чем в два раза, сократило объем товара на товарном рынке.

Далее МКП «ГЭТ» указывает, что в соответствии с п. 5.2. Регламента РД 1.14.12-2021 монтаж ВОЛС допускается на высоте в пределах вертикального коридор 6,5 - 8,5 метров от уровня земли с учетом уже имеющегося оборудования.

Также МКП «ГЭТ» указывает, что на нечетной стороне запрашиваемого ООО «НИР» участка фактически размещено от 7 до 11 ВОЛС, а по факту от 2 до 11 ВОЛС, что видно из приложенных МКП «ГЭТ» фототаблиц приложения № 5 и № 6.

Совокупность перечисленных обстоятельств указывает на возможность размещения не менее 10 ВОЛС на одной опоре.

Кроме того, ООО «НИР» считает, что даже с учетом незаконного отказа в выдаче технических условий у МКП «ГЭТ» имеется техническая возможность предоставить места крепления по четной стороне запрашиваемого участка.

На основании изложенного ООО «НИР» считает, что, отказав в выдаче ООО «НИР» технических условий, МКП «ГЭТ» допустило нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом с вх. №3383-ЭП/23 от 27.02.2023 ООО «НИР», сообщило следующее.

МКП «ГЭТ» указывает на то обстоятельство, что на основании п. 2.2. Регламента РД 1.14.12-2021 необходимой предпосылкой для заключения договора (дополнительного соглашения к договору), является выполнение Оператором связи требований Порядка согласования размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 28.09.2011 № 8998 (далее - Порядок № 8998).

В п.п. 2.1. Порядка № 8998 установлена:

- обязательная информация о предполагаемом к размещению сооружении связи, которая указывается в подаваемом заявлении;

- перечень прилагаемых к заявлению документов;

- в приложении к Порядку № 8998 утвержден бланк подаваемого заявления.

В п. 2.8. Порядка № 8998 установлены основания, для отказа в приеме заявления, к которым относятся:

- отсутствие сведений и документов, указанных в п.п. 2.1;

- наличие в документах подчисток, переписок, текста, не поддающегося прочтению;

- оформление заявления с нарушением установленной формы (приложение);

- представление заявления и документов лицом, не уполномоченным представлять интересы заявителя.

Порядок № 8998 не наделяет владельца муниципального имущества правом устанавливать дополнительные требования к подаваемому в мэрию г. Новосибирска заявлению на согласование размещения сооружений связи на объектах муниципальной собственности г. Новосибирска.

Данное обстоятельство указывает, что в соответствии с требованиями, установленными, как мэрией г. Новосибирск (Порядок № 8998), так и МКП «ГЭТ» (Регламент РД 1.14.12-2021), любой оператор связи, подающий соответствующее заявления на размещение сооружений связи, не обязан указывать точную информацию на какой стороне улицы (четная, нечетная) предполагается размещение сооружения связи.

Кроме того, ООО «НИР», как любой другой оператор связи, не являясь владельцем опор не обладает информацией, позволяющей установить на какой стороне улиц расположения опор контактной сети городского электротранспорта (четная, нечетная) имеется техническая возможность размещения сооружений связи.

Данное обстоятельства указывает, что МКП «ГЭТ» на основании ст. 294 ГК РФ, Порядка № 8998 и Регламента РД 1.14.12-2021 при поступлении ему соответствующего заявления, наделен правом самостоятельно установить сторону (четная, нечетная), а также места перехода с одной стороны на другую, по которой возможно размещение линии связи, а также обязан отразить это в выдаваемых технических условиях.

Таким образом, ООО «НИР» подало в мэрию г. Новосибирска полный пакет документов, необходимый для выдачи технических условий на участке от ул. Фабричная, 18/1а, до ул. Большая, д. 255, к. 1, предусмотренный, как Порядком № 8998, так и Регламентом РД 1.14.12-2021, а указание на четную часть проезда Энергетиков или нечетную часть проезда Энергетиков, не является основанием для отказа в выдаче ООО «НИР» технических условий.

21.12.2022 на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России в целях сокрытия неправомерных действий МКП «ГЭТ» по отказу в выдаче ООО «НИР» технических условий, представитель МКП «ГЭТ» <...> пояснил, что отсутствие технической возможности образовалось вследствие нелегального подвеса (в отсутствие заключенных договоров) кабелей связи неустановленными лицами по нечетной стороне проезда Энергетиков.

Как уже было указанно выше нелегальный подвес на нечетной стороне проезда Энергетиков не является основанием для отказа в выдаче ООО «НИР», т.к. в материалы дела МКП «ГЭТ» не предоставило доказательств, что в ходе рассмотрения заявления ООО «НИР» исх. № 049 от 20.07.2022 о согласовании размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества, была исследована также и четная сторона проезда Энергетиков.

ООО «НИР» считает, что МКП «ГЭТ» недобросовестно указывает на нелегальный подвес, как на отсутствие технической возможности в выдаче ООО «НИР» технических условий, на что указывают следующие обстоятельства:

1. Письмом Исх. № 04 от 25.01.2023 ООО «НИР» дополнительно предложило МКП «ГЭТ» предоставить ООО «НИР» технические условия прокладки трассы предполагаемой к строительству линии связи по четной стороне проезда Энергетиков.

Письмо ООО «НИР» исх. № 04 от 25.01.2023 МКП «ГЭТ оставило без ответа, что доказывает то обстоятельство, что МКП «ГЭТ» использует нелегальный подвес кабеля по проезду энергетиков в качестве формального и неправомерного отказа в выдаче ООО «НИР» технических условий.

Письмо ООО «НИР» исх. № 04 от 25.01.2023 приобщено МКП «ГЭТ» к материалам дела 21.02.2023 с сопроводительным письмом без номера и даты.

2. В предисловии Регламента РД 1.14.12-2021 (лист 2) в п. 2 установлено, что этот регламент содержит требования к действиям МКП «ГЭТ» при обнаружении на опорах контактной сети наземного электрического транспорта бесхозяйного стороннего Оборудования.

В соответствии с разделом Регламента РД 1.14.12-2021 «Термины и определения» под оборудованием понимается - сооружение связи и иное техническое оборудование, не относящиеся к элементам контактной сети наземного электрического транспорта, том числе, ВОЛС, ВОКС, ШРМ, электрические кабели, ШР, рекламные конструкции, оборудование для фото-видео­фиксации, элементы праздничного ночного освещения, дорожные знаки и указатели.

В Разделе 11 Регламента РД 1.14.12-2021 закреплено, что при обнаружении на опорах контактной сети Оборудования, собственник которого МКП «ГЭТ» не известен, размещенного без правового основания и с нарушением Порядка № 8998, МКП «ГЭТ» в соответствии со ст.ст. 15, 225-229, 359, 1102 ГК РФ осуществляет, в том числе следующие действия:

- письменно сообщает об обнаруженном Оборудовании в Департамент транспорта и дорожно-благоустраительного комплекса мэрии г. Новосибирска (п. 11.1);

- размещает информацию о поиске собственника обнаруженного Оборудования на сайте: www.get-nsk.ru (п. 11.2);

- при отсутствии сведений о собственнике Оборудования по истечении 3 дней с момента размещения информации на сайте демонтирует бесхозное Оборудование, осуществляя при этом разрыв входной и выходной точек присоединения Оборудования к Опорам, и обеспечивает его хранение в течение шести месяцев.

С сопроводительным письмом без номера и даты МКП «ГЭТ» 21.02.2023 приобщило к материалам дела Информацию по территории Железнодорожного и Ленинского района г. Новосибирска по Димитровскому мосту и проезду Энергетиков на участке от ул. Фабричная д. 18/1а, по ул. Большая, 255 к.1 (по четной и нечетная стороне) (далее - Информация МКП «ГЭТ»),

Из Информации МКП «ГЭТ» видно, что на опорах от 1 (одного) до 8 (восьми) нелегально подвешенных волоконно-оптических кабелей, которые МКП «ГЭТ» обязано демонтировать в порядке и сроки, установленные в указанном выше Разделе 11 Регламента РД 1.14.12-2021, а также, что на четной части проезда Энергетиков имеется техническая возможность для размещения кабеля ООО «НИР» (даже с учетом нелегальных подвесов).

Следует отметить, что МКП «ГЭТ» не исполняет требования Регламента РД 1.14.12-2021 по совершению действий, обязательных к исполнению при обнаружении на опорах Оборудования, собственник которого МКП «ГЭТ» неизвестен.

Данное обстоятельство указывает, что МКП «ГЭТ»:

- незаконно использует нелегальный подвес Оборудования по проезду Энергетиков в качестве искусственного основания для отказа в ООО «НИР» в выдаче Технических условий;

- отказывает лицам, которые намерены пользоваться опорами в рамках договорных отношений, к выгоде недобросовестных пользователей Опорами;

- поощряет нелегальное, внедоговорное и безвозмездное пользование Опорами.

3. Кроме того, в порядке, установленном Порядком № 8998, ООО «НИР» передало в мэрию г. Новосибирска:

- заявление исх. № 90 от 27.12.2022 о согласовании размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества, с планом трассы для размещения средств связи (ВОЛС). Ситуационная схема прокладки ВОЛС (Мультисервисная сеть Кировского района г. Новосибирска);

- заявление исх. № 91 от 27.12.2022 о согласовании размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества, с планом трассы для размещения средств связи (ВОЛС). Ситуационная схема прокладки ВОЛС (Мультисервисная сеть Дзержинского района г. Новосибирска).

Письмом от 09.02.2022 № 187 МКП «ГЭТ» отказало ООО «НИР» в выдаче технических условий прокладки ВОЛС Мультисервисных сетей Кировского района г. Новосибирска и Дзержинского района г. Новосибирска.

Указанные выше заявления ООО «НИР» полностью соответствуют Порядку № 8998 и Регламенту РД 1.14.12-2021, что указывает на умышленное нарушение МКП «ГЭТ» запрета, установленного п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (экономически необоснованные отказ либо уклонения от заключения договора с отдельным покупателями, в случае наличия возможности производства или поставки соответствующего товара).

В связи с чем ООО «НИР» считает возможным рассмотреть отказ в выдаче ООО «НИР» технических условий прокладки ВОЛС Мультисервисных сетей Кировского района г. Новосибирска и Дзержинского района г. Новосибирск.

Департамент связи и информатизации города Новосибирска на запрос антимонопольного органа исх. №ЕМ/13686/22 от 203.12.2022 письмом вх. №976-ЭП/23 от 19.01.2023, сообщило следующее.

В полномочия департамента связи и информатизации мэрии города Новоси­бирска (далее по тексту - Департамент), в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 09.01.2019 №28 «Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по согласованию размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества» (далее по тексту - Регламент), входит согласование размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества.

В Департамент 04.08.2022 поступило заявление ООО «НИР» №18.02/00102 от 04.08.2022 (исх. № 049 от 22.07.2022) на согласование размеще­ния сооружения связи ООО «НИР» на территории Железнодорожного и Ленинского районов города Новосибирска по Димитровскому мосту и по проезду Энергетиков на участке от ул. Фабричная, 18/1а, до ул. Большая, 255, к. 1.

Департаментом были направлены запросы на выдачу технических условий (далее по тексту - ТУ) на размещение ВОК (волоконно-оптический кабель) на опорах в МКП «ГЭТ», МБУ «ГЦОДД» и в «теле» Димитровского моста в МП «Горэлектросвязь» (МКУ «Гормост).

Балансодержателями представлены следующие документы:

ТУ МП «Горэлектросвязь» № 14/22 от 12.09.2022;

отказ в выдаче ТУ МБУ «ГЦОДД» № 12-01/04023 от 11.08.2022;

отказ в выдаче ТУ МКП «ГЭТ» № 978 от 17.08.2022.

На основании полученных документов Департаментом выдано согласование на размещение ВОК в «теле» Димитровского моста (№18/02.3/00881 от 16.09.2022) и отказ на размещение ВОК на опорах МКП «ГЭТ» (18/02.3/00775 от 17.08.2022). При этом заклад­ные трубы (под размещение кабелей в «теле» моста) оконечены телефонными колодцами ПАО «Ростелеком», которые могут быть использованы для прокладки ВОК ООО «НИР» (на оставшихся участках) в телефонной канализа­ции ПАО «Ростелеком».

Со стороны МКП «ГЭТ» в рамках рассмотрения дела №054/01/10-1689/2022 от 27.10.2022 были представлены следующие пояснения.

ООО «НИР» обратилось в Департамент связи и информации мэрии города Новосибирска с заявлением исх. № 049 от 04.08.2022 о согласовании размещения сооружения связи) на территории Железнодорожного и Ленинского районов города Новосибирска по Димитровскому мосту и по Проезду Энергетиков на участке от ул. Фабричная, 18/1а, до ул. Большая, 255, к1.

На основании заявления ООО «НИР» Управление цифровой инфраструктуры Департамента связи и информации мэрии г. Новосибирска 08.08.2022 исх. № 18/02.3/00755 направило запрос: «В соответствии с Порядком согласования размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска, утверждённого постановлением мэрии города Новосибирска от 28.09.2011г. №8998 с изменениями от 05.08.2013 (постановление №7254), прошу Вас рассмотреть заявление ООО «НИР» № 049 от 22.07.2022 и в случае возможности размещения BOJIC на опорах представить в управление цифровой инфраструктуры мэрии города Новосибирска технические условия для проектирования кабельной линии согласно указанного заявления».

На запрос Управления цифровой инфраструктуры Департамента связи и информации мэрии г. Новосибирска 08.08.2022 исх. № 18/02.3/00755 МКП «ГЭТ» письмом исх. № 978 от 17.08.2022г. сообщило: «МКП «ГЭТ» не согласовывает размещение волоконно-оптического кабеля связи (ВОКС) для ООО «НИР» на опорах контактной сети МКП «ГЭТ» по Димитровскому мосту и проезду Энергетиков на участке от ул. Фабричная, 18/1а, до ул. Большая, 255 к 1, в связи с тем, что отсутствует техническая возможность, по причине размещения на опорах на указанном участке большого количества мест креплений ВОКС, принадлежащих операторам связи (в том числе, ООО «НИР»)».

Отказ ООО «НИР» в размещении ВОКС на муниципальных опорах основан на перегруженности опор размещенными операторами связи ВОКС на опорах до момента обращения ООО «НИР». Опоры, находящиеся по пути размещения линии связи ООО «НИР», имеют размещенное оборудование в количестве более 10 (от 11 и более) мест крепления на каждой последовательно расположенной по траектории размещения спроектированной ООО «НИР» ВОЛС.

Указанное подтверждается фототаблицей, отображающей последовательно расположенные столбовые опоры, запрошенные ООО «НИР» для размещения линии связи, с указанием фактически размещенного на них оборудования операторов связи от места входа линии связи и до места схода линии со столбовых опор.

Данное обстоятельство обусловлено непрерывностью конструкции ВОЛС, невозможностью размещения ВОЛС с провисаниями и дополнительными изгибами, так как нарушение целостности одного из участков линии связи влечет ее непригодность к эксплуатации в целом. При размещении ВОЛС пропуск перегруженной опоры и размещение линии связи с пропуском перегруженных опор или через опору с провисанием невозможно, как в силу правил безопасности (создание угрозы для окружающих со стороны провисающего провода), так и по причине специфики самого сооружения связи, его конструктивных элементов (оптических волокон), чувствительных к нагрузкам.

Анализ последовательно размещенного оператором связи оборудования показывает невозможность размещения спроектированной оператором линии связи целиком, так как допустимость размещения линии связи на некоторых опорах не порождает возможности размещения линии связи в целом. Наряду с этим, следует учесть, что размещение линии связи запрошено ООО «НИР» в зоне повышенной ветровой нагрузки, а именно в пойме реки Обь, что создает дополнительную нагрузку на столбовые опоры, перегруженные размещенным на них оборудованием.

Также следует учесть при рассмотрении дела, что для соблюдения сроков эксплуатации опор и удовлетворения на равной основе требований операторов связи, МКП «ГЭТ» разработан и Приказом МКП «ГЭТ» от 13.07.2021 № 214 утвержден Технический регламент размещения на опорах контактной сети наземного электрического транспорта узлов крепления подвески оборудования, не относящегося к элементам контактной сети, и его последующей эксплуатации РД 1.14.12-2021.

В соответствии с разделом «Термины и определения» Регламента РД 1.14.12-2021:

Оборудование - сооружения связи и иное технологическое оборудование, не относящееся к элементам контактной сети наземного электрического транспорта, в том числе, BOJIC, ВОКС, ШРМ, электрические кабели, ИГР, рекламные конструкции, оборудование, используемое для фото-видео-фиксации, элементы праздничного ночного освещения, дорожные знаки и указатели.

Место Оборудования - крепления часть опоры контактной сети наземного электрического транспорта шириной не менее 0,5 м., на которой размещается узел крепления Оборудования,

Узел оборудования - крепления посредством данного узла осуществляется закрепление Оборудования на опоре контактной сети. Устанавливается на месте крепления. Принадлежит Пользователю.

В соответствии с п. 5.2 Регламента РД 1.14.12-2021 монтаж технологического оборудования, не относящееся к элементам контактной сети, допускается на высоте в пределах вертикального коридора 6,5 - 8,5 метров от уровня земли с учетом уже имеющихся на опоре подвесов.

Таким образом, Регламентом РД 1.14.12-2021 предусмотрено размещение на одной опоре контактной сети наземного электрического транспорта не более четырех мест крепления технологического оборудования, не относящееся к элементам контактной сети.

Письмом вх. №4731-ЭП/23 МКП «ГЭТ», сообщило следующее.

Установленная ширина места крепления (не менее 0,5 м.) обусловлена средней шириной размещаемого на нем узла крепления (с учетом различных используемых конструкций и видов узлов крепления: натяжных, поддерживающих с возможностью размещения поддерживающего ВОКС зажима), необходимым межузловым интервалом, предусмотренной возможность изменения направления, размещенных на опоре ВОЛС, средним диаметром поворота натяжных клещей, используемых для крепления кабеля. Соответствующие рисунки приложены ниже.

В соответствии с п. 5.2 Регламента РД 1.14.12-2021 монтаж технологического оборудования, не относящегося к элементам контактной сети, допускается на высоте в пределах вертикального коридора 6,5 - 8,5 метров от уровня земли с учетом уже имеющихся на опоре подвесов.

Изучив материалы дела №054/01/10-1689/2022 от 27.10.2022 и доводы МКП «ГЭТ» в полном объеме, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с уставной деятельностью МКП «ГЭТ» осуществляет перевозку пассажиров наземным городским электрическим транспортом (трамвай, троллейбус), а также работы по облуживанию опор контактной сети городского электротранспорта включаются в состав работ, выполняемых в рамках осуществления основного вида деятельности.

Таким образом, содержание опор контактной сети городского электротранспорта относится к предмету хозяйственной деятельности МКП «ГЭТ».

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом.

В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта принимаются во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим, при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Таким образом, при рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимо доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из форм, поименованных в данной норме, выражающимся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов и направленном на реальное причинение вреда иным участникам рынка.

Полномочия антимонопольного органа при применении статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» состоят в пресечении монополистической деятельности - выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского и иного законодательства, и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, ООО «НИР» обратилось в Департамент связи и информации мэрии города Новосибирска с заявлением исх. № 049 от 04.08.2022 о согласовании размещения сооружения связи) на территории Железнодорожного и Ленинского районов города Новосибирска по Димитровскому мосту и по Проезду Энергетиков на участке от ул. Фабричная, 18/1а, до ул. Большая, 255, к1.

На основании заявления ООО «НИР» Управление цифровой инфраструктуры Департамента связи и информации мэрии г. Новосибирска 08.08.2022 исх. № 18/02.3/00755 направило запрос в МКП «ГЭТ» с просьбой на основании Порядка №8998 рассмотреть заявление ООО «НИР» № 049 от 04.08.2022 и в случае возможности размещения BOJIC на опорах представить в Управление цифровой инфраструктуры мэрии г. Новосибирска технические условия для проектирования кабельной линии согласно указанного заявления.

На запрос Управления цифровой инфраструктуры Департамента связи и информации мэрии г. Новосибирска МКП «ГЭТ» письмом исх. № 978 от 17.08.2022г. сообщило, что МКП «ГЭТ» не согласовывает размещение волоконно-оптического кабеля связи (ВОКС) для ООО «НИР» на опорах контактной сети МКП «ГЭТ» по Димитровскому мосту и проезду Энергетиков на участке от ул. Фабричная, 18/1а, до ул. Большая, 255 к 1, в связи с тем, что отсутствует техническая возможность, по причине размещения на опорах на указанном участке большого количества мест креплений ВОКС, принадлежащих операторам связи (в том числе, ООО «НИР»).

Согласно п. 2.13 Порядка № 8998 установлены ряд оснований для отказа в согласовании размещения связи на объектах муниципального имущества в том числе: отсутствие технической возможности для размещения сооружений связи в соответствии с действующими СНиПами и техническими регламентами.

Таким образом, у МКП «ГЭТ» имеется правовое основание для отказа в размещении сети связи на опорах контактной сети наземного электротранспорта.

При этом п. 1.4 Регламента РД 1.14.12-2021 установлено, что количество оборудования, допустимого к размещению на одной опоре контактной сети ограничивается несущей способностью и фактическим состоянием опоры, массой уже имеющийся на опоре нагрузки, в том числе и количеством размещенных на опоре объектов, муниципальной инфраструктуры (кабелей освещения, электропитание светофорных объектов, объектов видеофиксации, прочих объектов). Количество допустимого к размещению на одной опоре контактной сети Оборудования определяется индивидуально для каждой опоры и может меняться в зависимости от износа опоры, снижения ее несущей способности и изменения нагрузки на нее.

В Комиссию Новосибирского УФАС России документов, указывающих на износ опор, их несущую способность, допустимое количество оборудования для каждой опоры по маршруту, запрашиваемому ООО «НИР», и соответственно подтверждающих отсутствие технической возможности размещения сети связи на опорах контактной сети наземного электротранспорта, со стороны МКП «ГЭТ» не представлено.

В свою очередь и со стороны ООО «НИР» документального подтверждения о существующей возможности размещения сети связи на опорах контактной сети наземного электротранспорта по указанному в заявке маршруту в Комиссию Новосибирского УФАС России также не представлено.

Следовательно, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия МКП «ГЭТ» по отказу в выдаче ООО «НИР» технических условий на размещение ВОЛС свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях МКП «ГЭТ» нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального казенного предприятия города Новосибирска «Горэлектротранспорт» по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны