Постановление №054/04/14.3-2193/2020 в отношении Директора департамента маркетинга структурного п... от 3 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ №054/04/14.3-2193/2020
о назначении административного наказания
«03»декабря2020г. г. Новосибирск
Заместительруководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области …, рассмотрев протокол №054/04/14.3-2193/2020от 19.11.2020г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Директора департамента маркетинга структурного подразделения Департамента маркетинга …
УСТАНОВИЛ:
В Новосибирское УФАС России поступили обращения физического лица (вх.№№4426э от 16.03.2020г., 4952 от 23.03.2020г.) по факту распространения в марте 2020г. на пл. Карла Маркса в г.Новосибирске рекламных листовок, содержащих следующую информацию :
«BurgerKing доставка от 30 минут Заказывай сейчас на burgerking.ru Ассортимент, цены, зону, условия и время доставки уточняйте на сайте Комбо с воппером скидка -29% 189 ₽ Воппер Хрустящая Кинг Фри (станд.) Напиток 0,5л Комбо на двоих с Биг Кингом 2хБиг Кинг 2хХрустящая Кинг Фри (станд.) 2хНапиток 0,5л 2хСоус Скидка -25% 499₽»,
с нарушением ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
По итогам рассмотрения заявлений Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – услуге по доставке продуктов питания, следовательно, продвижению их на рынке.
Согласно требованиям, установленным ст.8 ФЗ «О рекламе»:
- в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу п.3 ст.497 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В п.2 ст.26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Согласно п.4 названной статьи при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Таким образом, в данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайте, указанном в рекламе. Указанное свидетельствует о том, что при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.
Из анализа содержания рассматриваемой листовки следует, что в данном случае объектом рекламирования являются продукты питания, которые можно заказать на сайте burgerking.ru. Там же находится информация об ассортименте, цене, зоне, условиях и времени доставки товара.
При этом, исходя из норм законодательства о дистанционной торговле, в случае, если для приобретения товара потребителю необходимо обратиться по месту осуществления деятельности продавца, такой способ продажи не является дистанционным.
Из содержания рекламы не следует, что для приобретения товара потребителю необходимо обратиться в ресторан «Бургер Кинг», достаточно оформить заказ на сайте, указанном в листовке.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе предлагается продажа товара дистанционным способом, при этом отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Федерального закона «О рекламе».
Ответственность за несоблюдение требований ст.8 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (ч.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе»), так и рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона «О рекламе»).
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч.7 ст. 3 Закона «О рекламе»).
Как следует из содержания рекламной информации, заказ товара осуществляется потребителем на сайте https://burgerking.ru. На этом же сайте указан ассортимент, цена, зона, условия и время доставки.
Сайт https://burgerking.ru содержит информацию об ООО «Бургер Рус» (ИНН 7719723690, ОГРН 1097746274009, дата присвоения ОГРН 06.05.2009г., адрес (место нахождения): ул.Арбат, д.29, г.Москва, 119002).
ООО «Бургер Рус» представлены документы, подтверждающие факт изготовления и распространения рассматриваемых листовок по заказу Общества (копия договора № 55 на изготовление рекламной продукции от 03.12.2014 с ООО «ЭйБиЭс», копия дополнительного соглашения №1 к договору №55, макет листовки на 2х листах, копия договора № 377 об оказании услуг по организации рекламного и/или информационного обслуживания от 18.01.2019 с ООО «Группа Компаний «Реклама Онлайн» и копия дополнительного соглашения № ГК-52025 от 01.03.20г. к нему, копия платежного поручения № 29500 от 19.05.20г. на оплату услуг по указанному соглашению. Акт сдачи-приемки №ГК-52025 от 31.03.20 по указанному соглашению, копия УПД к указанному договору на изготовление листовок № 0000-0100365 от 28 февраля 2020 г., копия платежного поручения № 26407 от 30.04.20г. об оплате изготовления листовок).
Лицом, оказывающем услуги, указанные в рекламе, как и выгодоприобретателем при продвижении на рынке услуги по доставке товаров, является ООО «Бургер Рус» (ИНН 7719723690). Следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем, в данном случае, является данное юридическое лицо.
Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу №054/05/8-819/2020 от 17.09.2020г. реклама, распространенная на пл. Карла Маркса в г.Новосибирске в марте 2020г. посредством листовок следующего содержания: «BurgerKing доставка от 30 минут Заказывай сейчас на burgerking.ru Ассортимент, цены, зону, условия и время доставки уточняйте на сайте Комбо с воппером скидка -29% 189 ₽ Воппер Хрустящая Кинг Фри (станд.) Напиток 0,5л Комбо на двоих с Биг Кингом 2хБиг Кинг 2хХрустящая Кинг Фри (станд.) 2хНапиток 0,5л 2хСоус Скидка -25% 499₽», признана ненадлежащей,
а Общество с ограниченной ответственностью «Бургер Рус» (ИНН 7719723690, ОГРН 1097746274009, дата присвоения ОГРН 06.05.2009г., адрес (место нахождения): ул.Арбат, д.29, г.Москва, 119002) нарушившим ст.8 ФЗ «О рекламе»:
- в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.4 ст. 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дата совершения административного правонарушения – 01-10 марта 2020г.
Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.
Нарушение указанных норм Закона «О рекламе» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Новосибирским УФАС России установлено, что 01.10.2012г. между ООО «Бургер Рус» (работодатель) и гражданином …. (работник) заключен Трудовой договор №Бур0000500 от 01.10.2012г. (далее - договор). Согласно договору,работник принимается в организацию для выполнения работы, предусмотренной настоящим договором, в структурное подразделение АУП, по должности – директор по маркетингу.
В соответствии с Должностной инструкцией директора департамента маркетинга от 01.07.2019г., директор департамента маркетинга осуществляет разработку маркетинговой политики компании на основе анализа потребительских свойств товара и прогнозирования потребительского спроса на продукцию, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции; организует разработку стратегии проведения рекламных мероприятий, в том числе в СМИ, с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы. Утверждает макеты рекламных материалов.
Договор №55 на изготовление рекламной продукции от 03.12.2014г. заключен между ООО «ЭйБиЭс» и ООО «Бургер Рус» в лице Директора по маркетингу….. Договор №377 об оказании услуг по организации рекламного и/или информационного обслуживания от 18.01.2019г. заключен между ООО «Группа Компаний «Реклама Онлайн» и ООО «Бургер Рус» в лице …..
Таким образом, в действиях Директора департамента маркетинга структурного подразделения Департамента маркетинга …. содержится правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения …. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое положение лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, установленных ст. ст.4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 4.1.1, 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
- Признать Директора департамента маркетинга структурного подразделения Департамента маркетинга …. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Применить к Директору департамента маркетинга структурного подразделения Департамента маркетинга ….меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф' должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ банка России, г. Новосибирск, БИК 045004001, ОКАТО 50401000000, ОКТМО 50701000, получатель: УФК РФ по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 16111601141010003140, УИН:16100500000000776922; назначение платежа: административный штраф занарушение законодательства РФ о рекламе.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии со (Статьей 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.