Решение №054/06/33-881/2022 жалобы ООО «Изотопная техника» и ООО «МН Медикал» на положен... от 20 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-881/2022

«20» мая 2022 года                                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобы ООО «Изотопная техника» и ООО «МН Медикал» на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622002403) на поставку медицинских изделий – Установка дистанционной гамматерапии 60 Со или Ускорительный комплекс с максимальной энергией 5-10 МэВ или Ускорительный комплекс с максимальной энергией 18-25 МэВ с мультилифколлиматором с функцией изменения модуляции интенсивности пучка, Система компьютерного дозиметрического планирования сеансов облучения 3D, Информационно-управляющая система с функцией получения диагностических данных для топометрии, Установка дистанционной гамматерапии 60 Со или Ускорительный комплекс с максимальной энергией 5-10 МэВ или Ускорительный комплекс с максимальной энергией 18-25 МэВ с мультилифколлиматором с функциями: изменения модуляции интенсивности пучка, облучения под визуальным контролем, синхронизации дыхания пациента, закупаемых в целях исполнения мероприятия по переоснащению 3 медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями (диспансеров/больниц) в рамках регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области» в 2022 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее – на поставку медицинских изделий), начальная (максимальная) цена контракта 391 850 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Изотопная техника» и ООО «МН Медикал» с жалобами на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622002403) на поставку медицинских изделий.

Суть жалобы и ООО «МН Медикал» заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что что в описании оборудования, требуемого к поставке, зафиксирована совокупность технических показателей, характерных для единственного производителя (по отдельным позициям), которая приводяит к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупки, а именно: п. 1.2 технического задания «тип гентри» - закрытая контракция туннельного типа; 1.3 «встроенный в ускоритель блок поглощения излучения» - наличие; п. 3.8 «максимальная скорость вращения гентри (оборотов/мин)» - не менее 4; п. 3.10 «полутень радиационного поля, определяемая как расстояние между областями со значениями поглощенной дозы 80 % и 20 % от значения поглощенной дозы в изоцентре, при размере поля облучения 10х10см, мм. » - не более 5; п. 3.13.2 «продольное движение, см.» - не менее 160.

Исходя из изложенного ООО «МН Медикал» полагает, что требования сформулированы таким образом, что им в полной мере удовлетворяет только оборудование одного производителя – «Varian» (США), а именно – система лучевой терапии «Halcyon». Всего на российском рынке присутствует оборудование двух производителей («Varian» и «Elekta»), которое успешно применяется в медицинской практике для лечения онкологических заболеваний и соответствует функциональным потребностям заказчика.

Суть жалобы ООО «Изотопная техника» заключается в следующем.

1) ООО «Изотопная техника» в своей жалобе также сообщило о том, что из описания объекта закупки следует, что по совокупности предъявляемых требований, потребностям заказчика соответствует только линейный ускоритель производства компании «Varian» типа «Halcyon». Указанная совокупность формируется из следующих пунктов технического задания: п. 3.1.1 «минимальный размер поля облучения квадратной формы, см» - не более 1 х 1; п. 3.8 «максимальная скорость вращения гентри, оборотов/мин» - не менее 4; п. 3.9 «высота изоцентра над уровнем пола, см.» - не более 113; п. 3.13.2 «продольное движение, см (Стол для пациента)» - не менее 160; п. 3.11. «количество лепестков коллиматора, шт» - не менее 120; п. 3.14. «погрешность установки лепестков коллиматора, мм» - не менее 1; п. 4.5 «поперечное движение (в каждую сторону), см (Стола для пациента)» - не менее 24; п. 4.6 «вертикальное движение, см (Стола для пациента)» - не менее 94; п. 4.7 «угол поворота основания стола, градусы (Стола для пациента)» - не уже чем от - 90 до +90.

2) ООО «Изотопная техника» указывает на то, что требования п.п. 3.8, 3.11 и 3.14 технического задания не предусмотрены ГОСТ Р 56316-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Ускорители электронные терапевтические. Технические требования для государственных закупок, утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2056-ст (далее – ГОСТ Р 56316-2014). Податель жалобы считает, что заказчик злоупотребляет своим правом на использование иных в отличии от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

3) Также заказчиком в проекте контракта презюмируется возможность поставки нескольких типов медицинского оборудования (гамма-аппарата на основе радионуклида Кобальт-60, линейного ускорителя мощностью от 5 до 10 МэВ или линейного ускорителя мощностью от 18 до 25 МэВ), однако все предъявляемые требования относятся к линейному ускорителю мощностью 5-10 МэВ. То есть описание объекта закупки не соответствует заявленному наименованию объекта закупки.

ГКУ НСО «СТК и РМТБ» в возражениях на жалобы ООО «Изотопная техника» и ООО «МН Медикал» сообщило следующее.

Запрос коммерческих предложений для формирования описания объекта закупки и расчета начальной (максимальной) цены контракта производился путем запроса цен на товары, работы, услуги в ЕИС (извещение № 0351300058722000083).

По итогам анализа поступивших коммерческих предложений на их соответствие требованиям запроса цен, а также рассмотрения предлагаемых характеристик оборудования на соответствие потребностям медицинской организации и заключению Главного внештатного специалиста онколога при формировании описания объекта закупки по каждой единице приобретаемого оборудования использовались характеристики медицинских изделий, соответствующие показателям не менее чем двух производителей, в том числе:

По позиции 1 описания объекта закупки:

1) Система лучевой терапии «Halcyon» модель «Elite» с принадлежностями, производитель «Вариан Медикал Системе, Инк», США (РУ от 14.10.2021 г. № РЗН 2021/14342);

2) Система лучевой терапии «Halcyon» модель «Drive» с принадлежностями, производитель «Вариан Медикал Системе, Инк», США (РУ от 10.08.2021 г. № РЗН 2018/7669);

3) Система радиотерапевтическая «TomoTherapy®» с принадлежностями, производитель «Экюрей, Инк», США ООО (РУ от 29.04.2021 г. № РЗН 2008/01684).

По позиции 2 описания объекта закупки:

1) Система лучевой терапии «Clinac iX» с принадлежностями, производитель «Вариан Медикал Системе, Инк.», США (РУ от 08.05.2019 г. № РЗН 2013/545);

2) Система лучевой терапии «TrueBeam» с принадлежностями, Производитель «Вариан Медикал Системе, Инк», США (РУ от 08.05.2020 г. № ФСЗ 2010/07755);

3) Система стереотаксическая радиотерапевтическая «Versa HD» с принадлежностями, Производитель «Электа Лимитед», Великобритания (РУ от 09.12.2020 г. № РЗН 2015/2407).

Описание объекта закупки сформировано с учетом потребностей и нужд получателей медицинского оборудования, рекомендациям Главного внештатного специалиста по лучевой и инструментальной диагностике, соответствует показателям не менее чем двух производителей и разработано в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Технические, функциональные и качественные характеристики товара (показатели, требования, условные обозначения, терминология), не установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок (в том числе - Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила) определены заказчиком исходя из потребностей конкретных медицинских организаций, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров и материальной базы.

Применение ГОСТ при подготовке описания объекта закупки и его оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования в соответствии с Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2056-ст «Об утверждении национального стандарта» носит добровольный характер.

Запрета на формирование описания объекта закупки с установлением характеристик, которые отсутствуют и (или) отличаются от стандартизированных (в том числе установленных ГОСТами), и позволяющих наиболее полно учесть потребности заказчика в том или ином оборудовании, Закон о контрактной системе не содержит.

В виду поступивших запросов на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки и жалоб участников закупок на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчик считает целесообразным для исключения вариативности видов медицинского оборудования уточнить предмет электронного аукциона и провести дополнительный анализ представленных коммерческих предложений для уточнения технических и функциональных характеристики с целью недопущения нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.

На основании изложенного, с учетом обращения ГКУ НСО «СТК и РМТБ» в Новосибирское УФАС России (письмо от 16.05.2022 № 1462, вх. № 6777-ЭП/22 от 17.05.2022), заказчик просит аннулировать определение поставщика.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон по жалобам ООО «Изотопная техника» и ООО «МН Медикал», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что согласно сведениям, содержащимся в коммерческих предложениях по указанной закупке, требованиям заказчика по позиции 1 описания объекта соответствует как минимум 2 товара разных производителей. Кроме того, ООО «Изотопная техника» направило в ответ на запрос коммерческих предложений свое предложение, в котором по позиции 1 описания объекта закупки был указан комплекс оборудования для лучевой терапии: радиотерапевтическая «TomoTherapy®» с принадлежностями, производитель «Экюрей, Инк» США. Указанный факт исключает доводы ООО «Изотопная техника» и ООО «МН Медикал» о том, что потребностям заказчика соответствует только линейный ускоритель производства компании «Varian» типа «Halcyon».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что позиции п. 3.11 и 3.14 технического задания установлены в соответствии с ГОСТ Р 56316-2014. Позиция п. 3.8 установлена заказчиком самостоятельно с обоснованием необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологий.

Таким образом, довод жалобы ООО «Изотопная техника» не нашёл своего подтверждения.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика сообщили о том, что согласны с доводом жалобы о вариативности, установленной в предмете проекта контракта, которая выражается в возможности поставки нескольких типов медицинского оборудования (гамма-аппарата на основе радионуклида Кобальт-60, линейного ускорителя мощностью от 5 до 10 МэВ или линейного ускорителя мощностью от 18 до 25 МэВ), в то время как все предъявляемые требования относятся к линейному ускорителю мощностью 5-10 МэВ.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что из описания объекта закупки и проекта контракта невозможно определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы ООО «Изотопная техника» нашел своё подтверждение.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заказчиком для позиции «Установка дистанционной гамматерапии 60 Со или Ускорительный комплекс с максимальной энергией 5-10 МэВ» или «Ускорительный комплекс с максимальной энергией 18-25 МэВ с мультилифколлиматором с функцией изменения модуляции интенсивности пучка» использована позиция КТРУ 32.50.50.190-00002756 (Система линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксическая). Исходя из описания товара по данной позиции КТРУ установлена обязательная для применения характеристика «энергия фотонного излучения, МВ» - больше или равно 6 МэВ и меньше или равно 10 МэВ.

Таким образом, указанная позиция КТРУ не может быть применена для «Ускорительный комплекс с максимальной энергией 18-25 МэВ с мультилифколлиматором с функцией изменения модуляции интенсивности пучка», поскольку значение энергии фотонного излучения в МВ, значительно меньше установленного в позиции КТРУ значения.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «Изотопная техника» на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622002403) на поставку медицинских изделий частично обоснованной.

2) Признать жалобу ООО «МН Медикал» на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622002403) на поставку медицинских изделий необоснованной.

3) Признать заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23 и ст. 33 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145.

4) Выдать заказчику и уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны