Решение №054/01/18.1-1798/2020 жалоба ООО «Химпроект» на действия заказчика ПАО «Сбербанк» от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1798/2020

15сентября 2020 г.                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Химпроект» на действия заказчика Сибирского банка ПАО «Сбербанк» (ПАО «Сбербанк») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфицирующих средств для нужд ПАО «Сбербанк» (№ извещения 32009279199 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Химпроект» (вх. 16004э от 04.09.2020г.) на действия заказчика Сибирского банка ПАО «Сбербанк» (ПАО «Сбербанк») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфицирующих средств для нужд ПАО «Сбербанк» (№ извещения 32009279199 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

 

Заявитель сообщил следующее.

ООО «Химпроект» приняло решение участвовать в аукционе в электронной форме, заказчиком которого являлся Сибирский банк ПАО Сбербанк. Заказчиком была разработана Документация электронного аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства ЗП- 81029706 (ПОСТАВКА ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ СРЕДСТВ).

29.06.2020 г. Заказчиком было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для нужд ПАО Сбербанк.

ООО «Химпроект» подал одну заявку № 9159 по лоту № 1, дата подачи 14.07.2020.

Однако заявка ООО «Химпроект» по лоту №1 Закупки № 32009279199 была отклонена (дата публикации протокола об отклонении 18.08.2020). А затем Заказчиком было принято решение отказатсья от аукциона.

Причиной отклонения заявок послужило несоответствие предлагаемой нами продукцией Техническому заданию Заказчика.

ООО «Химпроект» считает, что Заказчик нарушил права и законные интересы нашей компании в виду нижеследующего:

В Техническом задании электронного аукциона № 32009279199 Заказчик указывает на необходимость к поставке дезинфицирующих средств: с содержанием спирта этилового не менее 75% (средства, дезинфицирующие № 1.1, 1.2, 2.1) и с содержанием спирта этилового не менее 60% (средства, дезинфицирующие № 1.3,1.4,1.5). Форма выпуска: пластиковая тара объемом от 5-10 литров, 0,75-1,0 л, аэрозоль 200-300 мл).

Согласно Таблицы 1 раздела 5 Технического задания аукциона № 32009279199 начальная (мах) цена, включая НДС, руб., должна составлять от 185 до 230 руб. за один литр закупаемого средства

Закупаемые средства, согласно ст. 181 главы 22 НК РФ квалифицируются как спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов и являются подакцизным товаром. Парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости свыше 100 мл с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, также является подакцизным товаром. Налоговая ставка на спиртосодержащую продукцию определена в ст. 193 НК РФ и составляет с 1 января 2020 года 544 рубля за 1 литр этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

То есть, этиловый спирт в антисептике в упаковке более 100 мл будет облагаться акцизом в размере 544 руб. на каждый литр безводного спирта. Пусть сам этанол стоит 56 руб./литр (для простоты расчета), его в литре антисептика 75 %, тогда только себестоимость этанола в литре антисептика составит (544+56) * 0,75=450 рублей, это не считая стоимости иных компонентов, упаковки, логистики, стоимости денег, трудозатрат, нормы прибыли. Заявленная в документации Заказчика начальная (мах) цена не может быть уставлена.

Таким образом, заявленная Заказчиком цена на закупаемую продукцию значительно нижеакцизной пошлины, который производитель обязан заплатить при производстве данного видапродукции.

Согласно Рекомендациям ВОЗ, Письма от 27 марта 2020 г. № 02/5225-2020-24 О проведении дезинфекционных мероприятий, Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека на основе анализа отечественного и зарубежного опыта проведения мероприятий по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции, в дополнение к инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами(Письмо Роспотребнадзора от 23.01.2020 № 02/770-2020-32), а также других рекомендаций по проведению дезинфекционных мероприятий, уточняет, что для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе), спирта изопропилового (не менее 60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе). Также в Федеральных клинических рекомендациях по выбору химических средств дезинфекции (далее ФКР) указаны эффективные концентрации спиртов в кожных антисептиках: этилового спирта-не менее 70%, изопропилового спирта-не менее 60% (при этом изопропиловый спирт в концентрации 60% и более вызывает гибель микобактерий туберкулеза).

Согласно п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) установление заказчикомневыполнимых требований для участников закупкиограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.

Согласно Таблице 2 раздела 5 «Техническое задание» раздела № 2 поставке подлежат дезинфицирующие средства, в состав которых входит «Этиловый спирт». Поставщиком спиртосодержащей продукции с этиловым спиртом в составе, в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», может быть только организация, которая имеет лицензию на производство, хранение и поставку произведенногоэтилового спирта, в том числе денатурата.

Таким образом, в связи с наличием в Описании объекта закупки требования о поставке товара - дезинфицирующие средства в состав которых входит «Этиловый спирт», в электронном аукционе № 32009279199 может участвовать только производитель этилового спирта, имеющий соответствующую лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

В соответствии с п.п. 2 части 6.1, ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

Кроме того, согласно п. 1.6. Требования к документам, подтверждающим качество (соответствие) товаров: Участник аукциона должен предоставить надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства в Федеральной службе Роспотребнадзора;
  • инструкция по применению (с отметкой НИИ ДезинфектологииРоспотребнадзора).

Данные требования также ограничивают число участников, так как свидетельство о государственной регистрации может быть выдано не только в Федеральной службе Роспотребнадзора, но и в других уполномоченных органах стран Таможенного союза по единой форме, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299. Наличие инструкции по применению с отметкой НИИ ДезинфектологииРоспотребнадзора не правомерно, так как данное требование не соответствует Решению Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, инструкция по применению должна быть утверждена производителем средства.

По смыслу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Также не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В силу статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничении конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Вышеуказанное нарушение приводит к значительному ограничению конкуренции, так как из-заналичия в Описании объекта закупки требования к поставке дезинфицирующих средств, в составкоторых входит «Этиловый спирт», количество потенциальных поставщиков дезинфицирующихсредств значительно уменьшается, так как для их производства, хранения и поставки требуется соответствующая лицензии. Кроме того, преобладающее большинство дезинфицирующих средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации не имеют в своем составе «Этиловый спирт».

Таким образом, указанные действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации о закупке вышеназванных требований об этиловом спирте, не соответствуют принципу добросовестной ценовой и неценовой конкуренции, что нарушает права и законные интересы заявителя жалобы.

В процессе рассмотрения заявок Заявитель неоднократно обращался к Заказчику (банку) с мотивированными запросами с просьбой изменить закупочную документацию по вышеуказанным доводам. Однако, Заказчик никак не удовлетворил просьбы и требования.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728 “Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” Федеральная антимонопольная служба определена Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о закупках любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 

ЖалобаООО «Химпроект»  подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

Публичное акционерное общество «Сбербанк» представило следующие возражения на жалобу.

Закупочная процедура была проведена Конкурсной комиссией Банка в соответствии с целями и принципами, определенными в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) и Положения о закупках ПАО Сбербанк №2348-2 от 13.08.2018» (далее - Положение о закупках).

В соответствии с положениями Закона о закупках, Положения о размещении в ЕИС и Положения о закупках, сведения о закупочной процедуре и ее итогах, размещены в полном объеме в Единой информационной системе - интернет-сайте.

Текущий статус закупочной процедуры согласно документации:

  • 17.08.2020г  - подведены итоги Аукциона и принято решение отказаться отзакупочной процедуры на основании п. 4.1.13 Положения о закупках. Договор не подписывался.

По результатам рассмотрения первых частей заявок, согласно Протоколу 27-18, заседания Конкурсной комиссии ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг от 20.07.2020г допущены до рассмотрения и сопоставления ценовых предложений, поданных участниками в ходе проведения торгов по лоту 2 заявки, в том числе и №9159 ООО «Химпроект».

Однако, согласно Протоколу о подведении итогов 31-15. заседания Конкурсной комиссии ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг от 17.08.2020г, заявка участника №9159 ООО «Химпроект» была отклонена как несоответствующая требованиям закупочной документации относительно состава продукции, а именно п. 1.6 раздела 5.

Так, исходя из того, что заявка отклонена как несоответствующая требованиям, следовательно, отсутствуют нарушения прав заявителя. Более того, отсутствует возможность восстановления прав, т.к. закупки на текущий момент нет, и даже если предположить ее продолжение, цена Заявителя не является лучшей.

Исходя из принципа разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений, предусмотренного пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, хозяйствующие субъекты обязаны были оценить свои возможности до момента окончания срока подачи заявок на участие в процедуре и либо не подавать заявки, либо отозвать их. Однако в данной ситуации, Заявитель принял условие на участие, подал заявку и только после объявления результатов подал жалобу о нарушении прав.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к условиям оказания услуги, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями Заказчика, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемых товаров.

Согласно Документации, предметом закупки является поставка дезинфицирующих средств.

В соответствии с техническим заданием Документации установлены требования к поставляемым товарам, а именно: Средство для рук антисептическое (санитайзер) - (гель, упаковка 250-300 мл, 500-600 мл, 1л, 5л).

Тип средства: гель для рук с широким спектром действия.

Назначение: гигиеническая обработка кожи, антибактериальная, противовирусная.

Состав: не менее 60-80 % этилового спирта.

Форма выпуска: пластиковый флакон с помповым, диск-топ, пуш-пул или флип-топ дозатором объемом 250мл - 300 мл, 500 мл - 600 мл, 1л, 5л.

Эффективность: соответствие критерии и показателям эффективности применения п. 4.2 ГОСТ Р 56990-2016

Безопасность:

  • наличие свидетельства о государственной регистрации (Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 09.09.2019) «О применении санитарных мер в таможенном союзе»);
  • наличие декларации соответствия (согласно Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой оформляется в форме принятия (Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»).

Согласно таблицы 1 раздела 5 Технического задания Начальная максимальная цена единицы продукции, включая НДС должна составлять 451,00 руб. за один литр закупаемого средства.

Однако, в своей жалобе Заявитель указывает другие данные в отношении технических и функциональных характеристик, а также стоимости.

Расчет Заявителя по минимальной стоимости 1 литра дезинфицирующей жидкости не верен, т.к. рассчитан из минимальной доли этилового спирта 75%, хотя в закупочной документации минимальная доля этилового спирта 60%. В логике Заявителя минимальная стоимость 1 литра дезинфицирующей жидкости без учета упаковки, логистики, трудозатрат составляет: (544+56)*0,6 = 360 руб. за 1 литр. При НМЦ закупки 451 руб. за литр возможная надбавка на упаковку, логистику, трудозатраты составляет 91 руб. за литр или 25% к минимальной стоимости.

Таким образом несостоятелен вывод Заявителя об установлении Заказчиком невыполнимых требований для Участников, путем занижения НМЦ. Подтверждением тому дополнительно является Заявка Участника ООО «УК Эквилибриум».

В соответствии с Инструкцией по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (Приложение к письму Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32) в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей используются дезинфицирующие средства на основе этилового спирта или изопропилового спирта. Сбербанк как социально ориентированная компания стремится не только защитить своих работников от короновирусной инфекции, но и сделать это с наименьшим негативным воздействием на здоровье людей. Для Банка ключевым требованием является обеспечение безопасности сотрудников, поэтому мы точно и четко описали предмет закупки: дезсредство на основе наименее опасного вещества - этилового спирта.

Выбор дезинфицирующих средств на основе этилового спирта основан на том, что этиловый спирт является менее токсичным веществом, чем изопропиловый (этанол ПДК м.р. - 10 мг/мЗ, изопропанол ПДК м.р. - 1000 мг/мЗ) (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 №25 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны». Изопропиловый спирт относится является веществом 3-го класса опасности - веществом умеренно опасным в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ». Этиловый спирт относится к 4 классу и является веществом малоопасным.

Изопропиловый спирт агрессивно действует на организм и очень аллергенен. Он раздражает глаза и дыхательные пути, может оказывать губительное воздействие на центральную нервную систему, приводя к её депрессии. Изопропиловый спирт метаболизируется в печени с образованием ацетона.

Таким образом, выбор дезинфицирующих средств на основе этилового спирта основан на том, что этиловый спирт является менее токсичным веществом.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 10 Информационной карты закупки указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора 34 897 500,00 (тридцать четыре миллиона восемьсот девяносто семь тысяч пятьсот) рублей 00 коп. с учетом налогов и сборов.

НМЦ закупки определена путем изучения рынка, по минимальной стоимости каждой позиции из коммерческих предложений двух поставщиков.

Банк считает позицию Заявителя необоснованной - НМЦ сформирована в полном соответствии с положениями Закона о закупках, права и законные интересы участников Аукциона соблюдены.

При формировании закупочной документации Банком указана НМЦ в отношении закупаемого товара, в т.ч. в отношении спорных позиций (с НМЦ которых не согласен Заявитель). При этом НМЦ указана с учетом опыта ранее осуществленных Банком закупок аналогичного товара, а также уровнем инфляции.

Указанный подход отвечает требованиям Закона о закупках. Так. согласно статье 3 Закона о закупках одним из основных принципов является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Дополнительно отметим, что Закон о закупках не содержит обязанности заказчика обосновывать установление начальной (максимальной) цены договора (указанная позиция неоднократно отражалась антимонопольными органами в своих ненормативных правовых актах[1]).

Таким образом, заявленная Заказчиком цеНа на закупаемую продукцию, соответствует рыночным ценам.

Ст. 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 -ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту -171-ФЗ) регулирует Оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, поставки алкогольной продукции.

Так как Банк закупает спиртосодержащую непищевую продукцию для собственных нужд, то руководствуется абз. 3 п.1, ст. 18 171-ФЗ, а именно:

«Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

... закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях».

Таким образом, для закупаемых дезинфицирующих средств, лицензия, выданная в соответствии с 171-ФЗ, не требуется.

Кроме того, согласно п. 1.7. Требования к документам, подтверждающим качество (соответствие) товаров: Участник аукциона предоставляет надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства в Федеральной службе Роспотребнадзора;
  • паспорт безопасности (содержит порядок действий в случае возникновения опасной чрезвычайной ситуации, например, разлив, пожар или при случайном попадании средства в глаза, на кожу или в желудок).
  • инструкция по применению (с отметкой НИИ ДезинфектологииРоспотребнадзора).

Включение данных требований обосновывается следующим.

Необходимость прохождения государственной регистрации дезинфекционных средств установлена в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.11.2002 № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» (далее - Приказ).

В соответствии с пунктом 1.2 приложения № 4 Приказа, установлено, что условие о прохождении государственной регистрации распространяется на средства для дезинфекции кожи операционного, инъекционного полей, рук медицинского персонала, персонала организаций торговли, общественного питания, для очистки и дезинфекции кожи в быту.

Инструкция и паспорт безопасности, разрабатывается производителем дезинфицирующего средств и входит в перечень документов для государственной регистрации дезинфицирующих средств, НИИ ДезинфектологииРоспотребнадзора проводит экспертизу в рамках государственной регистрации продукции.

Заявитель утверждает в своей жалобе, что в процессе рассмотрения заявок он неоднократно обращался к Заказчику с мотивированными запросами с просьбой изменить закупочную документацию. Согласно данным ACT, запросы на разъяснения по данной закупке поступали, однако от именно Заявителя запросов не было. Также, Заявитель полагает, что конкурсная документация не соответствует требованиям п.п.2 части 6.1 ст.3 Закона о закупках относительно описания предмета закупки. Однако, исходя из технического задания, указаны только технические и функциональные характеристики закупаемого товара, без указания конкретных фирменных наименований и товарных знаков.

Более того, исходя из того, что в жалобе указаны данные технического задания и установленных минимальных цен не в соответствии с конкурсной документацией Заказчика, можно предположить, что Заявитель формально отнесся к участию в данной закупке, либо изложенные доводы в жалобе не относятся к данной закупочной процедуре.

 

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

29.06.2020г. на сайте www.zakupki.gov.ruПАО «Сбербанк» разместило извещение о  проведенииаукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфицирующих средств для нужд ПАО «Сбербанк» (№ извещения 32009279199).

Начальная (максимальная) цен договора: 34 897 500,00 руб.

Аукцион в электронной форме проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ПАО «Сбербанк»осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положения о закупках ПАО Сбербанк №2348-2 от 13.08.2018» (далее – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона, в частности, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к условиям оказания услуги, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с техническим заданием Документации установлены требования к поставляемым товарам, а именно: Средство для рук антисептическое (санитайзер) - (гель, упаковка 250-300 мл, 500-600 мл, 1л, 5л).

Тип средства: гель для рук с широким спектром действия.

Назначение: гигиеническая обработка кожи, антибактериальная, противовирусная.

Состав: не менее 60-80 % этилового спирта.

Форма выпуска: пластиковый флакон с помповым, диск-топ, пуш-пул или флип-топ дозатором объемом 250мл - 300 мл, 500 мл - 600 мл, 1л, 5л.

Эффективность: соответствие критерии и показателям эффективности применения п. 4.2 ГОСТ Р 56990-2016

Безопасность:

  • наличие свидетельства о государственной регистрации;
  • наличие декларации соответствия (согласно Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой оформляется в форме принятия.

В соответствии с п. 3.10 Документации, Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава Участников, отклонять Заявки Участников) в Закупочных процедурах Участников, не соответствующих требованиям, установленным Документацией, в том числе в случае непредоставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления Участником материалов и документов, нарушения Участником предусмотренной Документацией процедуры проведения Закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или Документацией.

Согласно протоколу №27-18 от 20.07.2020г. заседания Конкурсной комиссии, на участие было подано три заявки, одна из которых была отклонена.

Согласно протоколу №31-15 от 18.08.2020г. заседания Конкурсной комиссии, заявка ООО «Химпроект» отклонена, так как состав продукции не соответствует требованиям, указанным в п.1.6 раздела 5 Закупочной документации.

Согласно предоставленной заявки ООО «Химпроект» к поставке был предложен изопропиловый спирт, однако заказчиком были установлены требования в Закупочной документации на поставку средства на основе этилового спирта, так как он является менее токсичным веществом.

Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что заявка ООО «Химпроект»отклонена заказчиком правомерно, в связи несоответствием заявки требованиям Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, предоставляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких- либо требований об установлении в положениях о закупках и (или) в документации о закупке закрытого перечня документов, предоставляемого претендентами, законодательство Российской Федерации не содержит.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 4.1.13 Положения, при подведении итогов Закупочной процедуры, признаваемой в соответствии с Положением несостоявшейся, Банк вправе:

  • провести новую Закупочную процедуру (в том числе иным способом);
  • заключить договор с Участником, единственная заявка которого соответствует требованиям Документации, по цене и на условиях, предложенных этим Участником (в том числе на условиях, определённых по итогам переговоров с ним), но не выше начальной (максимальной) стоимости по данной Закупочной процедуре, и на условиях, не хуже заявленных Банком при открытии данной Закупочной процедуры;
  • завершить проведение начатой Закупочной процедуры без определения Поставщика.

Так согласно п. 4.1.13 Положения, заказчик признал аукцион в электронной форме не состоявшимся, в связи с одной заявкой соответствующей требованиям Закупочной документации.

Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено нарушений организации и проведения торгов в действиях заказчика Сибирского банка ПАО «Сбербанк» (ПАО «Сбербанк») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфицирующих средств для нужд ПАО «Сбербанк» (№ извещения 32009279199 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Химпроект» на действия заказчика Сибирского банка ПАО «Сбербанк» (ПАО «Сбербанк») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку дезинфицирующих средств для нужд ПАО «Сбербанк» (№ извещения 32009279199 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


[1] Например, в Решении ФАС России от 07.09.2018 N223ФЗ-655/18, Решении ФАС России от 30.08.2018 N223ФЗ-638/18

Связанные организации

Связанные организации не указаны