Решение №054/01/18.1-1628/2023 в отношении ООО «Сибирская генерирующая компания» и ЧОУ ДПО ... от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1628/2023

 

22 августа 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу акционерного общества «Инженерно-Технический Центр «ДЖЭТ» (далее – АО «ИТЦ «ДЖЭТ») перенаправленная из ФАС России (вх. № 14472-ЭП/23, 14476-ЭП/23 от 11.08.2023 г.), на действия организатора торгов – общества с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (далее – ООО «Сибирская генерирующая компания», Организатор торгов) и частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Энергоцентр» (далее – ЧОУ ДПО «Энергоцентр», Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8-3М и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУ3» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка 5634-2023-ИП-энергоцентр) (закупочная процедура № COM20062300029, опубликованная на официальном сайте <...>, Лот № 1),

в присутствии представителей АО «ИТЦ «ДЖЭТ» – Дубинчина Андрея Анатольевича, Киреенко Константина Борисовича и Учеватова Александра Валерьевича (представители по доверенности № 864/29/2023-ДОВ от 15.08.2023 г.)

в присутствии представителя ООО «Сибирская генерирующая компания» – Кутеповой Татьяны Евгеньевны (представитель по доверенности № 453 от 04.04.2023 г.),

в отсутствие представителя ЧОУ ДПО «Энергоцентр», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба АО «ИТЦ «ДЖЭТ» перенаправленная из ФАС России (вх. № 14472-ЭП/23, 14476-ЭП/23 от 11.08.2023 г.), на действия организатора торгов – ООО «Сибирская генерирующая компания» и ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8-3М и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУ3» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка 5634-2023-ИП-энергоцентр) (закупочная процедура № COM20062300029, опубликованная на официальном сайте <...> Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 19.06.2023.

Публикация Протокола подведения итогов: добавлен 03.08.2023 в 12:32.

Информация о Закупке: Номер извещения: № СОМ20062300029.

Основания для обжалования:

1. ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) - любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках - осуществление закупки с нарушением требований Закона о закупках.

3. п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках - неразмещение в единой информационной системе информации о закупке.

Доводы жалобы:

В нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках в рамках закупки Организатором торгов при оценке предложений участников не в равной степени применялись требования закупочной документации ко всем участникам закупки.

В соответствии с разделом 8 технического задания на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины K-230-12,8-3M и турбогенератора ТВВ- 220-2ЕУЗ» (приложение № 3 к настоящей жалобе, далее - ТЗ), являющимся неотъемлемой частью закупочной документации (приложение № 2 к настоящей жалобе, далее - ЗД), установлены требования к организации-подрядчику (стр. 35 ТЗ).

В соответствии с пунктом 7.3 раздела 7 ЗД «Рассмотрение предложений участников закупки и подведение итогов закупки» каждое полученное предложение должно соответствовать обязательным условиям, приведенным в Таблице 1 (стр. 10 ЗД). Несоответствие предложения требованиям ТЗ является критическим несоответствием. В случае несоблюдения любого из указанных условий Таблицы 1 ЗД, предложение участника закупки может быть отклонено.

В соответствии с Протоколом № 54-ЗСФ по вопросам повестки дня заседания закупочной комиссии Западно-Сибирского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания», проводимого 25.07.2023 (приложение № 7 к настоящей жалобе, далее - Протокол № 54-ЗСФ), на участие в конкурсе поступило 5 заявок. Заявка Заявителя числится под номером № 4.

По итогам рассмотрения заявок, поданных в рамках Закупки, было принято решение отклонить заявку участника под порядковым номером № 2 на основании п. 7.3 ЗД, а именно за несоответствие п. 18.6 ТЗ -т.е. отсутствие аккредитации в реестре аккредитованных организаций Минцифры России, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, что является критическим несоответствием предложения ТЗ.

В нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках в отношении оставшихся заявок согласно Протокола № 54-ЗСФ, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Организатором торгов, были применены не в равной степени ко всем участникам, а именно было принято решение признать соответствующими заявки и допустить к участию в переторжке, имеющих аналогичные несоответствия, как и у участника с порядковым номером №2, а именно:

- предложение участника с порядковым номером № 1 - по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров (Сумма исполненных аналогичных договоров в год за последние 5 лет) 36.00 млн. руб.» проставлено 0 баллов, что означает его отсутствие и также должно признаваться критическим несоответствием предложения п. 18.2.1 ТЗ;

- предложение участника с порядковым номером № 5 — по критерию «Наличие материально-технической базы, технологической оснастки, оборудования, техники и т.п.» проставлено 0 баллов, что означает его отсутствие и также должно признаваться критическим несоответствием предложения п. 18.2.2 ТЗ.

В соответствии с протоколом № 57-ЗСФ по вопросам повестки дня заседания закупочной комиссии Западно-Сибирского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания», проводимого 03.08.2023 (приложение № 8 к настоящей жалобе, далее - Протокол № 57-ЗСФ), были поданы следующие предложения:

- Порядковый номер участника № 1 - 39 450 000,00 руб. с НДС;

- Порядковый номер участника № 3 - 28 800 000,00 руб. с НДС;

- Порядковый номер участника № 4 - 24 00 000,00 руб. с НДС;

- Порядковый номер участника № 5 - 18 480 000,00 руб. с НДС.

В соответствии с Протоколом № 57-ЗСФ победителем был признан участник с порядковым номером № 5, в силу предложения более низкой цены, тогда как данная заявка должна была быть отклонена в связи с наличием критического несоответствия ТЗ.

Таким образом, необоснованное признание соответствующей ЗД предложения участника с порядковым номером № 5 повлияло на результаты Закупки и привело к ущемлению прав Заявителя, занявшего впоследствии 2-ое место по результатам Закупки.

В нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках Организатором торгов в единой информационной системе не была размещена информация о закупке.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки.

Ч. 5 ст. 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении конкурентной закупки, осуществляемой открытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, изменения, внесенные в документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с п. 9.5 ЗД протокол с результатами рассмотрения заявок размещается в единой информационной системе (сайт www.zakupki.nov.ru) и на сайте <...>

В нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках и н. 9.5 ЗД вышеуказанные документы на единой информационной системе размещены не были. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Сибирская генерирующая компания» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Изучив жалобу заявителя, ООО «Сибирская генерирующая компания» считает ее необоснованной и подлежащей оставлению без рассмотрения, а в случае рассмотрения по существу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.

Относительно доводов, приведенных АО «ИТЦ «ДЖЭТ» (также далее по тексту - Заявитель) в своей жалобе, ООО «Сибирская генерирующая компания» считает необходимым пояснить следующее.

В соответствии с абз. 3-м раздела 1 «Общие сведения о закупке» Закупочной документации, Заказчиком по Договору является ЧОУ ДПО «Энергоцентр».

ЧОУ ДПО «Энергоцентр» - это частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, т.е. унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера (обучение и повышение квалификации специалистов, в целях формирования кадрового ресурса, способного обеспечить надлежащее и безаварийное функционирование объектов энергетики).

ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не является автономным или бюджетным учреждением.

Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Согласно под. 8 п. 3 указанной статьи 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в т.ч., в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.

В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках № 223-ФЗ, данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности:

- организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках № 223-ФЗ);

- их дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках № 223-ФЗ юридическим лицам;

- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках № 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам.

Относительно учреждений - согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках № 223-Ф3, данный Закон применяется только к бюджетным и автономным учреждениям в ряде предусмотренных Законом случаев.

В реестре зарегистрированных организаций, размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (<...>) сведения о ЧОУ ДПО «Энергоцентр», как о заказчике, осуществляющем свою закупочную деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ, отсутствуют.

Таким образом, на осуществляемые ЧОУ ДПО «Энергоцентр» закупки товаров, работ, услуг действие 223-ФЗ не распространяется.

Соответственно, при проведении закупочных процедур ЧОУ ДПО «Энергоцентр» руководствуется внутренними правилами и документами.

Запрос предложений на право заключения Договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8- ЗМ и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУЗ» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка № 563 4-2023-ИП-энергоцентр) проводился в соответствии с локальным нормативным актом ЧОУ ДПО «Энергоцентр» - Стандарт закупки товаров, работ, услуг для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр», утв. Приказом № 21/2 от 23.04.2020.

Следовательно, требования ч. 5 ст. 4 Закона о закупках № 223-Ф3 о размещении документов по закупке в единой информационной системе - на ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не распространяются.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод о том, что обжалование Заявителем действий Организатора закупки и Заказчика не подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заявитель не может обжаловать действия Организатора закупки и Заказчика при проведении закупки, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя.

В связи с изложенным, жалоба Заявителя подлежит оставлению без рассмотрения в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Указанная позиция подтверждается Решением Комиссии Московского У ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по делу № 1-00-2423/77-16 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров от 14.12.2016 (Правовые акты ФАС России. Решение по жалобе ООО «Фонтанелле-РУС» на действия заказчика - ЗАО «Стройкомплекс» <...>).

В своей жалобе Заявитель указывает, что, в нарушение ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках № 223-Ф3), в рамках закупки Организатором торгов при оценке предложении участников требования закупочной документации не в равной степени применялись ко всем участникам закупки.

В соответствии с разделом 8 Технического задания на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8- ЗМ и турбогенератора ТВВ- 220-2ЕУЗ» (далее - ТЗ), являющимся неотъемлемой частью Закупочной документации, установлены требования к организации-подрядчику (стр. 35 ТЗ).

В соответствии с п. 7.3 раздела 7 Закупочной документации «Рассмотрение предложений участников закупки и подведение итогов закупки», каждое полученное предложение должно соответствовать обязательным условиям, приведенным в Таблице 1.

Несоответствие предложения требованиям ТЗ, как указывает Заявитель, является критическим несоответствием.

В случае несоблюдения любого из условий, указанных в Таблице 1, предложение участника закупки может быть отклонено.

В соответствии с Протоколом № 54-ЗСФ по вопросам повестки дня заседания закупочной комиссии Западно-Сибирского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания», проводимого 25.07.2023 (далее - Протокол № 54-ЗСФ), на участие в закупке поступило 5 заявок.

Заявка Заявителя числится под номером 4.

По итогам рассмотрения заявок, поданных в рамках закупки, было принято решение отклонить заявку участника под порядковым номером 2 на основании п. 7.3 Закупочной документации, а именно: за несоответствие п. 18.6 ТЗ - т.е. в связи с отсутствием аккредитации в реестре аккредитованных организаций Минцифры России, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, что является критическим несоответствием предложения требованиям ТЗ.

В нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках № 223-ФЗ, в отношении оставшихся заявок согласно Протокола № 54-ЗСФ, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Организатором торгов, были применены не в равной степени ко всем участникам, а именно: было принято решение признать соответствующими заявки (и допустить их к участию в переторжке), имеющие, по мнению Заявителя, аналогичные несоответствия требованиям ТЗ - как и у участника с порядковым номером 2.

Так, предложению участника с порядковым номером 1 - по критерию «Опыт выполнения аналогичных договоров (Сумма исполненных аналогичных договоров в год за последние 5 лет) 36.00 млн. руб.» проставлено 0 баллов, что означает отсутствие опыта и также должно, по мнению Заявителя, признаваться критическим несоответствием предложения требованиям п. 18.2.1 ТЗ.

Предложению участника с порядковым номером 5 — по критерию «Наличие материально-технической базы, технологической оснастки, оборудования, техники и т.п.» проставлено 0 баллов, что означает отсутствие материально-технических ресурсов (далее - МТР), и также должно, по мнению Заявителя, признаваться критическим несоответствием предложения требованиям п. 18.2.2 ТЗ.

В соответствии с протоколом № 57-ЗСФ по вопросам повестки дня заседания закупочной комиссии Западно-Сибирского филиала ООО «Сибирская генерирующая компания», проводимого 03.08.2023 (далее - Протокол № 57-ЗСФ), были поданы следующие предложения:

- порядковый номер участника 1 -39 450 000,00 руб. с НДС;

- порядковый номер участника 3-28 800 000,00 руб. с НДС;

- порядковый номер участника 4 - 24 00 000,00 руб. с НДС;

- порядковый номер участника 5 - 18 480 000,00 руб. с НДС.

В соответствии с Протоколом № 57-ЗСФ, победителем был признан участник с порядковым номером 5, в силу предложения им более низкой цены - тогда как, по мнению Заявителя, данная заявка должна была бьггь отклонена в связи с наличием критического несоответствия ТЗ (0 баллов по критерию «Наличие материально-технической базы, технологической оснастки, оборудования, техники и т.п.».

Таким образом, по мнению Заявителя, необоснованное признание предложения участника с порядковым номером 5 соответствующим Закупочной документации повлияло на результаты закупки и привело к ущемлению прав Заявителя, занявшего впоследствии 2-ое место по результатам закупки.

Как было указано выше, Заказчик не подпадает по действие Закона № 223-Ф3, следовательно, ссылка заявителя на ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не обоснована и не может быть принята антимонопольным органом во внимание.

При этом, не допуск иного лица к участию в закупке не затрагивает права и законные интересы заявителя, доказательств иного не предоставлено.

Обжалуемые заявителем действия заказчика не препятствуют АО «ИТЦ «ДЖЭТ» участвовать в закупке.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, действия (бездействие) заказчика не нарушают и не могут нарушить права и законные интересы заявителя, как участника закупки.

Вместе с тем, довод заявителя относительно неотклонения заявки участника под номером 5, занявшего первое место и объявленного победителем не обоснован и подлежит отклонению.

Наличие материально-технической базы, технологической оснастки, оборудования, техники и т.п - является одним из критериев оценки предложений участников закупки, т.е. никаких законных оснований для отклонения заявки не имеется.

Согласно п. 9.3 Закупочной документации (Приложение № 2 к возражениям), в т.ч. Таблицы 2, в случае отсутствия указанного критерия либо его наличия не в полном объеме - заявки участников не отклоняются, а проставляется соответствующая рейтинговая оценка по критерию.

Соответственно, отсутствие материально-технических ресурсов оцениваются в 0 баллов, что оказывает влияние на формирование итогового рейтинга (общего балла) участников и определение наилучшего предложения. В результате - предложение участника с заявкой под номером 5, по указанному критерию не было отклонено, но получило оценку 0 баллов.

Кроме того, само по себе наличие в Закупочной документации (Приложение № 2 к возражениям) методики оценки указанных критериев для формирования итогового рейтинга (с проставлением 0 баллов в случае отсутствия МТР) - свидетельствует о том, что несоответствие предложений участников требованиям ТЗ в данной части не является критическим несоответствием, т.к. в противном случае соответствующие предложения были бы изначально отклонены и в формировании итогового рейтинга не участвовали.

В своей жалобе Заявитель указывает, что, в нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках № 223-Ф3, Организатором торгов в единой информационной системе не была размещена информация о закупке.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках № 223-Ф3, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки.

Ч. 5 ст. 4 Закона о закупках № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении конкурентной закупки, осуществляемой открытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, изменения, внесенные в документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках № 223-ФЗ.

В соответствии с п. 9.5 Закупочной документации, протокол с результатами рассмотрения заявок размещается в единой информационной системе (<...>) и на сайте <...>. В нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках № 223-ФЗ и п. 9.5 Закупочной документации (как считает Заявитель), вышеуказанные документы в единой информационной системе размещены не были.

Помимо того обстоятельства, что на закупочную деятельность ЧОУ ДПО «Энергоцентр» действие Закона о закупках № 223-ФЗ не распространяется, также считаем необходимым пояснить следующее. Положение п. 9.5 Закупочной документации (Приложение № 2 к возражениям), в соответствии с которым протокол с результатами рассмотрения заявок размещается в единой информационной системе и на сайте <...> - является типовым для закупочной документации, оформляемой при проведении закупок, организатором которых выступает ООО «Сибирская генерирующая компания». Реализация данного положения осуществляется в конкретных случаях с учетом специфики правового регулирования деятельности той или иной организации, выступающей в качестве заказчика. Соответственно, включение данного пункта в Закупочную документацию по закупке для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не может служить основанием для применения к соответствующей закупке норм Федерального закона, если самим Федеральным законом установлено, что к закупкам данного вида юридических лиц его положения не применяются.

Соответственно, ООО «Сибирская генерирующая компания» считает жалобу Заявителя в этой части также необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ООО «Сибирская генерирующая компания» просит:

- оставить жалобу Заявителя без рассмотрения; 

- в случае рассмотрения жалобы по существу - признать жалобу АО «ИТЦ «ДЖЭТ» необоснованной.

ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не представило своих возражений на доводы жалобы.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

19 июня 2023 года на официальном интернет сайте <...> организатором торгов - ООО «Сибирская генерирующая компания» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8-3М и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУ3» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка 5634-2023-ИП-энергоцентр) в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте <...>). Начальная (максимальная) цена Договора: 36 000 000,00 руб. с НДС (30 000 000,00 руб. без НДС).

Приём заявок            до 10.07.23 в 13:00:00 (МСК).

Рассмотрение заявок до 26.07.23 в 12:00:00 (МСК).

Подведение итогов 03.08.23 в 12:00:00 (МСК).

Проанализировав Закупочную документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

На основании ч. 2.1 ст. 1 Закона о закупках действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система);

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

Относительно довода Заявителя о том, что в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках в рамках закупки Организатором торгов при оценке предложений участников не в равной степени применялись требования закупочной документации ко всем участникам закупки, комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно абз. 3-м раздела 1 «Общие сведения о закупке» Закупочной документации, Заказчиком по Договору является ЧОУ ДПО «Энергоцентр».

ЧОУ ДПО «Энергоцентр» - это частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, т.е. унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера (обучение и повышение квалификации специалистов, в целях формирования кадрового ресурса, способного обеспечить надлежащее и безаварийное функционирование объектов энергетики).

ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не является автономным или бюджетным учреждением.

Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Согласно под. 8 п. 3 указанной статьи 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в т.ч., в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.

В реестре зарегистрированных организаций, размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок <...> отсутствуют сведения о ЧОУ ДПО «Энергоцентр», как о заказчике, осуществляющем свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Исходя из этого, на осуществляемые ЧОУ ДПО «Энергоцентр» закупки товаров, работ, услуг действие Закона о закупках не распространяется.

Следовательно, при проведении закупочных процедур ЧОУ ДПО «Энергоцентр» руководствуется внутренними правилами и документами.

Запрос предложений на право заключения Договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8- ЗМ и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУЗ» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка № 563 4-2023-ИП-энергоцентр) проводился в соответствии с локальным нормативным актом ЧОУ ДПО «Энергоцентр» - Стандарт закупки товаров, работ, услуг для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр», утв. Приказом № 21/2 от 23.04.2020.

Относительно довода Заявителя о том, что в нарушение ч. 5 ст. 4 Закона о закупках Организатором торгов в единой информационной системе не была размещена информация о закупке, комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что требования ч. 5 ст. 4 Закона о закупках о размещении документов по закупке в единой информационной системе - на ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не распространяются.

Заказчик не является субъектом Закона о закупках в силу того, что не соответствует критериям, указанным в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

При этом, Заявитель на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России не доказал, что Заказчик является субъектом Закона о закупках.

Таким образом, на основании части 2 статьи 1 Закона о закупках на Заказчика не распространяются положения Закона о закупках и, соответственно, процедура Закупки не является обязательной в силу действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно Письму ФАС России от 02.08.2022 № ГМ/73072/22 «О возможности применения статей 17 и 18.1 закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на торги, проведение которых не является обязательным», положения статей 17, 18.1 Закона о защите конкуренции применяются исключительно при проведении торгов, обязательность проведения которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

При этом понятие «законодательство Российской Федерации», нормами которого регулируется порядок проведения торгов, следует рассматривать в широком смысле, а именно в том числе включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, изданные во исполнение федеральных законов, законы субъектов Российской Федерации и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, принятые во исполнение норм федерального и регионального законодательства нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В рамках рассмотрения жалобы АО «ИТЦ «ДЖЭТ» на действия организатора торгов – ООО «Сибирская генерирующая компания» и Заказчика – ЧОУ ДПО «Энергоцентр», комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что обжалуемые торги в форме запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8-3М и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУ3» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка 5634-2023-ИП-энергоцентр) (закупочная процедура № COM20062300029, опубликованная на официальном сайте <...>, Лот № 1) не являются обязательными с точки зрения действующего законодательства, а следовательно, не подлежат контролю со стороны антимонопольного органа.

Кроме того, по мнению Заявителя, за неразмещение Организатором торгов в единой информационной системе информации о закупке предусмотрена ответственность по ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Относительно данного довода Заявителя, комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 5 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В то же время, хозяйствующие субъекты, не осуществляющие закупки по Закону о закупках, не подлежат привлечению к административной ответственности за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг.

Таким образом, данная жалоба АО «ИТЦ «ДЖЭТ» на действия организатора торгов – ООО «Сибирская генерирующая компания» и Заказчика – ЧОУ ДПО «Энергоцентр» не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

В связи с изложенным, комиссия Новосибирского УФАС России прекращает рассмотрение жалобы Заявителя.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 21 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение жалобы АО «ИТЦ «ДЖЭТ» перенаправленная из ФАС России (вх. № 14472-ЭП/23, 14476-ЭП/23 от 11.08.2023 г.), на действия организатора торгов – ООО «Сибирская генерирующая компания» и Заказчика – ЧОУ ДПО «Энергоцентр» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение комплекса работ по внедрению «Аналитического тренажёра энергоблока 230 МВт, в составе двухкорпусного прямоточного пылеугольного котла ПК-40-1, турбины К-230-12,8-3М и турбогенератора ТВВ-220-2ЕУ3» для нужд ЧОУ ДПО «Энергоцентр» (Закупка 5634-2023-ИП-энергоцентр) (закупочная процедура № COM20062300029, опубликованная на официальном сайте <...>, Лот № 1) в связи с отсутствием у Комиссии Новосибирского УФАС России правовых оснований по рассмотрению жалобы в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны