Решение №054/06/69-2490/2019 жалоба ФБУ «Омский ЦСМ» на действия УМВД России по Омской об... от 11 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/69-2490/2019

«11» декабря 2019 года                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе:

<…>                                       - заместитель руководителя управления, председатель

Комиссии;

<…>                                       - ведущий специалист эксперт отдела контроля

государственного оборонного заказа, член Комиссии;

<…>                                       - специалист эксперт отдела контроля

государственного оборонного заказа, член Комиссии;

в отсутствие представителей Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (далее - ФБУ «Омский ЦСМ») (уведомлено надлежащим образом),

в присутствии представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее - УМВД России по Омской области) - <…. (по доверенности), <…> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ФБУ «Омский ЦСМ» на действия УМВД России по Омской области при проведении электронных аукционов №0152100006719000223 и №0152100006719000222 на оказание услуг по поверке дозиметрических приборов, используемых подразделениями УМВД России по Омской области,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ФБУ «Омский ЦСМ» на действия УМВД России по Омской области при проведении электронных аукционов №0152100006719000223 и №0152100006719000222 на оказание услуг по поверке дозиметрических приборов, используемых подразделениями УМВД России по Омской области.

Из жалобы заявителя следует, что заказчик неправомерно определил победителя электронных аукционов - Государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Специальное предприятие гражданской обороны «Защита» (далее - ГУП КК «СПГО «Защита») по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ - поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Сведения о лицах, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, размещены и доступны для ознакомления на официальном сайте Росаккредитации.

Согласно извещению, подпункту б пункта 3.1 статьи 3 «Требования к участникам закупки» документации об электронном аукционе к участникам закупки устанавливаются следующие требования: - наличие аттестата аккредитации на проведение поверки средств измерений, и приложений к нему, выданных в соответствии с федеральным законом от

  1. г. № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», область аккредитации: поверка всех средств измерений, указанных в техническом задании к контракту.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9.5 раздела 9 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию: - копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе).

Согласно частям III, IV документации об аукционе, а также пункту 5.1.2 проекта контракта исполнитель оказывает услуги с использованием собственных материалов, оборудования.

Таким образом, заказчиком в документации установлено обязательное требование к исполнителю - наличие аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений с приложением области аккредитации, в которую входят все средства измерений, заявленные в поверку, и требование, предполагающее оказание услуг лично исполнителем без привлечения соисполнителей.

ГУП КК «СПГО «Защита» аккредитовано в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (аттестат аккредитации RA.RU.311557), однако в область аккредитации предприятия не входят заявленные в документации в поверку средства измерений, комплекты дозиметров ИД-1:

погрешность измерения дозы гамма-излучения ± 20 %, в области аккредита­ции ГУП КК «СПГО «Защита» погрешность ± 30 % (не менее), т.е. погрешность ИД-1 за пределами области аккредитации ГУП КК «СПГО «Защита»;

  • по методике поверки при определении основной погрешности облучение осуществляется при мощности дозы от 10 до 2000 рад/ч (или от 9,8 Р/ч до 1960 Р/ч), что за пределами области аккредитации ГУП КК «СПГО «Защита» (в области аккредитации от
  1. 123 мР/ч до 4,96 Р/ч);
  • Нет физической возможности осуществить поверку по методике поверки.

Учитывая вышеизложенное, ФБУ «Омский ЦСМ» считает, что ГУП КК «СПГО

«Защита» не вправе оказывать услуги по поверке по данной закупке.

Представители заказчика представили копии заявок на участие в электронных аукционах, информацию о стадии осуществления закупок и письменное возражение на жалобы ФБУ «Омский ЦСМ».

Из устных и письменных пояснений следует, что в соответствии с частью III документации об электронном аукционе все технические операции осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 г. № 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений», методиками поверки СИ. Результаты поверки оформляются согласно приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 02 июля 2015 г. № 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке". Проведение поверки подтверждается выдачей свидетельства о поверке, оттиском поверительного клейма на СИ, при отрицательных результатах выдается извещение о непригодности.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ №-44-ФЗ) установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 3 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что положения ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ не предусматривают возможности включения в документацию о закупке, проект контракта условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установление запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135- ФЭ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-Ф3) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков, соисполнителем), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.

Документация об электронном аукционе, проект контракта не содержит условие о запрете привлечения субподрядчика в ходе исполнения контракта.

Согласно частям III, IV документации об аукционе, также пункту 5.1.2 проекта контракта исполнитель оказывает услуги с использованием собственных материалов, оборудования.

Привлекаемые третьи лица по контракту также являются исполнителями и оказывают услуги с использованием собственных материалов и оборудования.

При этом, в соответствии с пунктом 5.1.15 исполнитель обязан предоставлять заказчику информацию обо всех исполнителях (третьих лиц) контракта, заключивших контракты с исполнителем, цена (общая цена) которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.

Также, документацией о закупке в соответствии с требованиями законодательства строго определен перечень документов, необходимых к предоставлению в составе заявки. Требовать иные документы заказчик не имеет права.

Таким образом, договор с субподрядчиком, область аккредитации субподрядчика не входит в перечень документов, необходимых к предоставлению в составе заявки.

В связи с тем, что Государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Специальное предприятие гражданской обороны» Защита» на дату подачи заявки имело действующий договор с третьим лицом (исполнителем) - Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае», имеющим необходимые аттестаты аккредитации на проведении поверки средств измерений, указанных в техническом задании к контракту, заказчик считает доводы заявителя необоснованными, а решение Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд УМВД России по Омской области соответствующим требованиям ФЗ №44-ФЗ.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки, Комиссия Новосибирского УФАС установила следующее.

18.11.2019 года были размещены электронные аукционы №0152100006719000223 и №0152100006719000222 на оказание услуг по поверке дозиметрических приборов, используемых подразделениями УМВД России по Омской области.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.ЗЗ ФЗ №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу ч.2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в 4.1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В аукционной документации установлены требования к участникам закупки в соответствие с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющими оказание услуг, являющихся объектом закупки - наличие аттестата аккредитации на проведение поверки средств измерений и приложений к нему, выданных в соответствии с федеральным законом от

  1. г. № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», область аккредитации: поверка всех средств измерений, указанных в техническом задании к контракту, а также в соответствии с частью III (требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности услуг) аукционной документации участник закупки должен оказать услуги в объеме, указанном в спецификации и техническом задании (Приложение № 1 к документации к аукциону в электронной форме).

Вместе с тем, указанное техническое задание не размещено заказчиком в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Следовательно, отсутствие описания объекта закупки в аукционной документации лишает участников закупки возможности надлежащим образом рассчитать цену контракта и сформировать заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1, 2 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.

Таким образом, действия заказчика не разместившего надлежащим образом в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) в документации о закупке описание объекта закупки, нарушают требования п.1 ч.1 ст. 64 ФЗ №44-ФЗ ич.1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно п.б ч.3.1 ст.З аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а именно, наличие аттестата аккредитации на проведение поверки средств измерений и приложений к нему, выданных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», область аккредитации: поверка всех средств измерений, указанных в техническом задании к контракту.

Согласно частям III, IV документации об электронном аукционе, а также пункту 5.1.2 проекта контракта исполнитель оказывает услуги с использованием собственных ма­териалов, оборудования.

Таким образом, заказчиком в документации и проекте контракта не установлено обязательное требование к исполнителю, предполагающее оказание услуг лично исполнителем без привлечения соисполнителей.

В соответствии с п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. В документации об электронном аукционе также не установлен запрет на выполнение работ силами субподрядчиков.

Следовательно, привлечение третьих лиц по контракту с использованием собственных материалов и оборудования не противоречат действующему законодательству, а также документациям об электронных аукционах.

Учитывая вышеизложенное ГУП КК «СРГО «Защита» вправе привлечь третьих лиц для оказания услуг в рамках проведения электронных аукционов №0152100006719000223 и №0152100006719000222, имеющих необходимые аттестаты аккредитации на проведении поверки средств измерений.

Таким образом, жалоба признается не обоснованной.

С учетом результатов внеплановой проверки, Комиссия Новосибирского У ФАС России приходит к выводу о том, что в документациях о закупке отсутствует описание объекта закупки, что не позволяет провести закупки надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от

  1. № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ФБУ «Омский ЦСМ» на действия заказчика УМВД России по Омской области при проведении электронных аукционов №0152100006719000223 и №0152100006719000222 на оказание услуг по поверке дозиметрических приборов, используемых подразделениями УМВД России по Омской области, не обоснованной.
  2. Выдать заказчику и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны