Решение б/н Нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона от... от 11 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/5-1019/2019
11 декабря 2019 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – <…> - врио заместителя руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 055/05/5-1019/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее - ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии директора ООО «ВКД Медиа» <…>, в отсутствие ИП <…> (ходатайство от 06.12.2019 вх. № 12222э),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 19.09.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения на первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) № 35 (460) 6 сентября 2019 года, № 36 (461) 13 сентября 2019 года, а также первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) 12 сентября 2019 года реклама: «ИП <…> ЕВРОСТИЛЬ СТОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ БЕСПРОЦЕНТНАЯ РАССРОЧКА* КРЕДИТ СТРОИМ ДОМА ремонт КРОВЛИ ПОТОЛКИ отделка домов САЙДИНГОМ ГИПСОКАРТОНОМ навесы ПРИСТРОЙКИ ГАРАЖИ ОКНА за 7500 руб. ПОЛЫ КУХНИ МЕБЕЛЬ под заказ Тротуарная плитка МАГАЗИНЫ БАНИ ЗАБОРЫ ВОРОТА тел. <…> За 15 лет работы наше качество вышло на мировой уровень. Если вам не понравится - мы вернем вам деньги. Наш сайт evrostil55.ru».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к ИП <…>, строительной компании «Евростиль» и услугам по строительству.
Кроме того, в указанной рекламе привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит, является рекламой финансовых услуг.
Одновременно в рекламе привлекается внимание к рассрочке.
Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
При этом из рекламы четко не следует, кто именно предоставляет такие услуги как «кредит» и «рассрочка» (индивидуальный предприниматель, строительная компания «Евростиль», банк либо иное лицо), что вводит в заблуждение потребителей рекламы и противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным учредителем СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ» (№ свидетельства: ПИ № ТУ 55-00315) является <…>. При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ», следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ВКД Медиа» (далее – ООО «ВКД Медиа»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «ВКД Медиа» является рекламораспространителем.
На запрос Омского УФАС России ООО «ВКД Медиа» была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы № 0109/1 от 09.01.2019, согласно пункту 1.1. которого «…Заказчик (ИП <…>) поручает, а Редакция (ООО «ВКД Медиа») принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ»…».
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламодателем.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет и рекламодатель.
В ответе от 22.11.2019 б/н ИП <…> дословно пояснил: «… Макет был составлен верно со всеми реквизитами банка. Договор можем предоставить, но только другого банка, так как договор «Альфа Банк» на данный момент находится в р.п. Полтавка и возможности привезти его нет». Однако копии согласованного макета в адрес Омского УФАС России представлено не было.
В пояснениях от 05.12.2019 вх. № 12188 ИП <…> указал следующее: «…09.01.2019 между ИП <…> (далее – Заказчик) и ООО «ВКД Медиа» (далее – Редакция) был заключен договор на размещение рекламы № 0109/1 от 09.01.2019 по условиям которого Заказчик поручает, а Редакция принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ».
В соответствии с условиями договора Заказчиком была передана вся необходимая информация для оказания услуг, представлены оригиналы-макеты рекламных материалов, а также представлена информация о действующих договорах между Заказчиком и кредитными учреждениями.
Данный договор был заключен на период с 09.01.2019 по 31.12.2019. в период действия указанного договора Заказчик неоднократно обращался к Редакции для размещения рекламных материалов в указанном источнике.
Все макеты рекламно-информационных материалов были оформлены Заказчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В свою очередь Редакция должна оказать услуги надлежащего качества, утвердить и согласовать оригиналы-макеты рекламных материалов, разместить рекламу в СМИ с указанием всей необходимой информации в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» и распространить рекламу в соответствии с планом распространения СМИ.
На основании изложенного, по мнению лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе, ответственность за размещение полной информации о размещенных материалах, также лежит и на ООО «ВКД Медиа» как рекламораспространитель, которое размещает рекламно-информационные материалы в СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ».
В подтверждение своей позиции предоставляем следующие документы:
-оригинал макета рекламного материала.
-копии соглашений с кредитными учреждениями…».
При этом содержание представленного ИП <…> в пояснениях от 05.12.2019 вх. № 12188 макета идентично распространенному на первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) № 35 (460) от 6 сентября 2019 года, № 36 (461) от 13 сентября 2019 года, а также первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) от 12 сентября 2019 года реклама.
На заседании Комиссии 11.12.2019 директор ООО «ВКД Медиа» пояснил, что в настоящее время вышеуказанная реклама в газетах «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) и «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) не размещается.
Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО «ВКД Медиа», ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) № 35 (460) от 6 сентября 2019 года, № 36 (461) от 13 сентября 2019 года, а также первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) от 12 сентября 2019 года реклама.
Учитывая тот факт, что в настоящее время реклама ИП <…> в газетах «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) и «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) не размещается, Комиссией Омского УФАС России принято решение о нецелесообразности выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ИП <…>: «ИП <…> ЕВРОСТИЛЬ СТОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ БЕСПРОЦЕНТНАЯ РАССРОЧКА* КРЕДИТ СТРОИМ ДОМА ремонт КРОВЛИ ПОТОЛКИ отделка домов САЙДИНГОМ ГИПСОКАРТОНОМ навесы ПРИСТРОЙКИ ГАРАЖИ ОКНА за 7500 руб. ПОЛЫ КУХНИ МЕБЕЛЬ под заказ Тротуарная плитка МАГАЗИНЫ БАНИ ЗАБОРЫ ВОРОТА тел. 8-962-036-69-77 За 15 лет работы наше качество вышло на мировой уровень. Если вам не понравится - мы вернем вам деньги. Наш сайт evrostil55.ru», распространенную на первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (Калачинск) № 35 (460) от 6 сентября 2019 года, № 36 (461) от 13 сентября 2019 года, а также первой странице газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) от 12 сентября 2019 года, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание ИП <…> о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<…>
Члены Комиссии: <…>