Решение №02 Акт проверки № 02 в отношении ОАО «Омский аэропорт» от 23 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт № 02

                                                    

На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) В.А. Кабаненко № 39 от 26.03.2018 инспекцией Омского УФАС России проведена плановая выездная проверка в городе Омске в отношении открытого акционерного общества «Омский  аэропорт» (ОГРН 1025501376878, ИНН 5507028605, юридический и почтовый адрес: 644103, г. Омск, ул. Транссибирская,18).

Срок проверки, в соответствии с  приказом № 39 от 26.03.2018: с 05.04.2018 по 03.05.2018, включительно.

Приказом № 49 от 12.04.2018 в состав инспекции были внесены изменения, приказом 57 от 28.04.2018 срок проведения плановой выездной проверки был продлен  на один месяц, по 03.06.2018, включительно, на основании служебной записки руководителя инспекции.

Срок проведения проверки (с учетом продления): с 05 апреля  по 23 мая 2018 года, включительно.

Продолжительность проверки: 32 рабочих дня.

Акт составлен: (С…), (П…).

С копией приказа о проведении плановой выездной проверки ознакомлены:

Генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» (З…), заместитель генерального директора по наземному обслуживанию ОАО «Омский аэропорт» (Щ…)

 

_____________________________________________________________________________

(подпись, ф.и.о., должность руководителя, подтверждающего получение копии приказа)

(почтовое уведомление № 64401025263513 о вручении 28.03.2018 копии приказа № 39 от 26.03.2018 года, направленного проверяемому лицу заказным почтовым оправлением, с почтовым уведомлением).

Лица, проводившие проверку: (С…) – начальник отдела защиты конкуренции, руководитель инспекции; начальник аналитического отдела (П…) (включена в состав инспекции приказом № 49 от 11.04.2018); участник инспекции, (А…) – главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции, участник инспекции; (П...а)– главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции, участник инспекции; (М…) – ведущий специалист-эксперт отдела защиты конкуренции, участник инспекции.

 

При проведении проверки присутствовали:

Заместитель генерального директора по наземному обслуживанию ОАО «Омский аэропорт» (Щ…), начальник планово-экономического отдела ОАО «Омский аэропорт» - (Х…).

 

 

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся:

(З…), в период с 05 по 06 апреля 2018 года обязанности генерального директора ОАО «Омский аэропорт» исполнял заместитель генерального директора (Щ…).

Предметом проводимой проверки является: соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им  своей деятельности.

Период, за который проведена проверка: 2016 – 2017 г.г., январь-апрель 2018 года  

Проверка начата 05.04.2018, окончена 23.05.2018.

В ходе проверки инспекцией установлено следующее.

Открытое акционерное общество «Омский аэропорт» (ОГРН 1025501376878, ИНН 5507028605, юридический и почтовый адрес: 644103, г. Омск, ул. Транссибирская,18) является юридическим лицом.

Из имеющейся в материалах плановой выездной проверки выписки сведений из ЕГРЮЛ следует, что ОАО «Омский  аэропорт» было зарегистрировано Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска 07.06.1994 в Едином государственном реестре юридических лиц (дата присвоения ОГРН: 18.07.2002), поставлено на учет в налоговом органе (свидетельство о постановке на учет 01.12.2005 в Инспекции ФНС по Кировскому АО г. Омска).

ОАО «Омский  аэропорт» (далее – проверяемое лицо, Общество) осуществляет свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава, утвержденного решением общего собрания акционеров ОАО «Омский аэропорт» (протокол № 26 от 20.06.2014).

В соответствии со статьей 7 Устава высшим органом общества является общее собрание акционеров. В соответствии со статьей 13 Устава в компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества. В соответствии со статьей 15 Устава руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором общества. 

            (З…) избран советом директоров ОАО «Омский аэропорт»  генеральным директором Общества (выписка из протокола № 11/2015). Приказом №  748/л  от 21.07.2015 «О вступлении в должность генерального директора» (З…) вступил в должность генерального директора ОАО «Омский аэропорт». 

Предметом настоящей проверки являлось:

- соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации;

-  Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах»; 

- Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей»;

- Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры  внутренних водных путей»;

- Приказа ФАС России от 19.04.2011 № 292 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере услуг аэропортов, а также правил заполнения указанных форм».

Инспекцией Омского УФАС России (далее – Инспекция) были осуществлены мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:

- оценка и анализ договоров (соглашений), иных документов и информации  проверяемого лица, необходимых для достижения целей и задач настоящей проверки;

- копирование документов;

- получение объяснений;

- осмотр официального сайта ОАО «Омский аэропорт», с целью проверки информации, подлежащей размещению на официальном сайте проверяемого лица, в соответствии со стандартами раскрытия информации;

- иные мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.

Инспекция отмечает, что журнал проверок в ОАО «Омский аэропорт» имеется.

В процессе проведения проверки Инспекцией проверяемому лицу были вручены два Требования о предоставлении документов (информации), на основании пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

Так, Требованием о предоставлении документов (информации) от 09.04.2018 исх. № 04-2958 Инспекцией были запрошены документы и информация, в том числе:

1. Документы об установлении тарифов (сборов) на следующие услуги, оказываемые ОАО «Омский аэропорт» в 2017 году, текущем периоде 2018 года, в соответствии с перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2008 № 293:

1.1  Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов.

1.2  Предоставление аэровокзального комплекса.

1.3  Обеспечение авиационной безопасности.

1.4  Обслуживание пассажиров.

1.5  Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.

1.6. Хранение авиационного топлива.

2.   Правила торговой практики ОАО «Омский аэропорт» (при наличии).

3. Перечень расходов по всем статьям затрат с указанием подразделения, формирующего расходы, размера расходов (тыс. руб.), включенных ФАС России (ФСТ России) в тарифы, применяемые ОАО «Омский аэропорт» в 2017 - 2018 годах, по следующим услугам:

3.1. «обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов»;

3.2. «обеспечение авиационной безопасности»;

3.3. «обслуживание пассажиров».

4. Объем затрат за 2016, 2017 гг. (раздельно по годам) по всем структурным подразделениям, чьи расходы были учтены при  установлении тарифов для ОАО «Омский аэропорт» на следующие услуги:

4.1. «обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов»;

4.2. «обеспечение авиационной безопасности»;

4.3. «обслуживание пассажиров».

5. Письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием взимания  процентов от сбора за взлет-посадку согласно Прейскуранта на аэропортовые и дополнительные услуги и товары ОАО «Омский аэропорт» (аэропорт Омск (Центральный) – строка 1.5 «Стоянка сверхнормативная» (приложение 1 к приказу № 5 от 15.01.2018).

6.  Письменные пояснения с нормативно-правовым обоснованием взимания  платы за следующие услуги, оказываемые в 2017 году, текущем периоде 2018 года, согласно Прейскурантам на аэропортовые и дополнительные услуги и товары ОАО «Омский аэропорт» (аэропорт Омск (Центральный):

6.1. «Стоимость обеспечения приема и выпуска» (строка 4.1.1), «Стоимость обеспечения приема» (строка 4.1.2), «Стоимость обеспечения выпуска» (строка 4.1.3), пункт 4.1. «Наземное обслуживание», ИАС;

6.2. «Досмотр грузов, отправляемых через Омский аэропорт, с выездом на территорию отправителя» (строка 9.2), «Служба авиационной безопасности»;

6.3. «Дикторские услуги по объявлению информации» (строка 10.5), для физических лиц (строка 10.5.1), для юридических лиц (строка 10.5.2), «Служба организации перевозок аэровокзал»;

6.4. «Посадка или высадка пассажиров в/из ВС (трап) (строка 10.11), «Служба организации перевозок аэровокзал»;

6.5. «Доставка пассажиров» (строка 10.12), «Доставка пассажиров: перронный автобус (перечень марок транспортных средств указан в прейскуранте) (доставка пассажиров к/от ВС)» (строка 10.12.1); «Доставка пассажиров: другие перронные автобусы (доставка пассажиров к ВС и обратно (строка 10.12.2), «Служба организации перевозок аэровокзал»;

6.6 «Обеспечение воздушного запуска авиадвигателей (АИСТ-6С)» (строка 5.9.), «Дополнительное комплексное обслуживание ВС»;

6.7 «Очистка от снега и льда» (перечень ВС и применяемой техники указан в прейскурантах) (строки 5.10, 5.11, 5.12), «Дополнительное комплексное обслуживание ВС»,

в том числе: перечень работ (операций), выполняемых при оказании услуг, перечень и размер (тыс. руб.) затрат, включенных в стоимость услуг, с указанием подразделений, формирующих расходы.

Требованием о предоставлении документов (информации) от 10.05.2018 исх. № 04-3980 Инспекцией были запрошены документы и информация:

1. Объем оказываемых ОАО «Омский аэропорт» в 2016, 2017 годах услуг, подлежащих государственному регулированию:

1.1  обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

1.2  предоставление аэровокзального комплекса;

1.3  обеспечение авиационной безопасности;

1.4  обслуживание пассажиров,

в натуральных и стоимостных показателях.

2. Объем услуг, оказываемых ОАО «Омский аэропорт» в 2016, 2017 годах  согласно Прейскурантам на аэропортовые и дополнительные услуги и товары ОАО «Омский аэропорт» (аэропорт Омск (Центральный):

2.1. «Стоимость обеспечения приема и выпуска» (строка 4.1.1), «Стоимость обеспечения приема» (строка 4.1.2), «Стоимость обеспечения выпуска» (строка 4.1.3), пункт 4.1. «Наземное обслуживание», ИАС;

2.2. «Досмотр грузов, отправляемых через Омский аэропорт, с выездом на территорию отправителя» (строка 9.2), «Служба авиационной безопасности»;

2.3. «Дикторские услуги по объявлению информации» (строка 10.5), для физических лиц (строка 10.5.1), для юридических лиц (строка 10.5.2), «Служба организации перевозок аэровокзал»;

2.4. «Посадка или высадка пассажиров в/из ВС (трап) (строка 10.11), «Служба организации перевозок аэровокзал»;

2.5. «Доставка пассажиров» (строка 10.12), «Доставка пассажиров: перронный автобус (перечень марок транспортных средств указан в прейскуранте) (доставка пассажиров к/от ВС)» (строка 10.12.1); «Доставка пассажиров: другие перронные автобусы (доставка пассажиров к ВС и обратно (строка 10.12.2), «Служба организации перевозок аэровокзал»;

2.6 «Обеспечение воздушного запуска авиадвигателей (АИСТ-6С)» (строка 5.9.), «Дополнительное комплексное обслуживание ВС»;

2.7 «Очистка от снега и льда» (перечень ВС и применяемой техники указан в прейскурантах) (строки 5.10, 5.11, 5.12), «Дополнительное комплексное обслуживание ВС»,

в натуральных и стоимостных показателях.

Рассмотрев материалы проверки, представленные Обществом на основании приказа Омского УФАС России № 39 от 26.03.2018 и вышеуказанных Требований, Инспекция Омского УФАС России установила следующее.

Общество осуществляет аэропортовую деятельность на основании сертификата оператора аэродрома гражданской авиации № ФАВТ.ОА-046, выданного 26.12.2016 Управлением аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (сроком действия – до дня аннулирования), удостоверяющего, что оператор аэродрома Омск (Центральный) – ОАО «Омский аэропорт» соответствует требованиям Федеральных авиационных правил.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ) услуги в аэропортах отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона ОАО «Омский аэропорт» является субъектом естественной монополии на рынке аэропортовых услуг, в связи с чем деятельность ОАО «Омский аэропорт» подпадает также под ограничения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

Инспекцией  установлено, что ОАО «Омский аэропорт» как субъект естественной монополии оказывает следующие услуги в сфере аэропортовой деятельности:

обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

предоставление аэровокзального комплекса;

обеспечение авиационной безопасности;

обслуживание пассажиров.

Из письменных пояснений (вх. № 3668 от 24.04.2018) ОАО «Омский аэропорт» следует, что ставки сборов и тарифы на регулируемые государством услуги, оказываемые в аэропорту Омск (Центральный), а именно:

- сбор за взлет и посадку;

- сбор за стоянку;

- сбор за обеспечение авиационной безопасности;

- сбор за предоставление аэровокзального комплекса;

- тариф за обслуживание пассажиров,

утверждены приказом ФСТ России от 05.03.2013 №41-т/3 «Об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропорту г. Омск, оказываемые ОАО «Омский аэропорт» (подтверждающие документы, в том числе перечень расходов по статьям затрат, принятых ФСТ России, а также объем затрат по структурным подразделениям, учитываемый в составе регулируемых услуг за 2016 год, 2017 год, представлены).

            Утвержденные тарифы за обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и за хранение авиационного топлива не применяются с 01.04.2014, так как с этой даты аэропорт Омск (Центральный) не оказывает данные услуги в связи с организацией ООО «Топливно-заправочный комплекс Омск (Центральный)».

            В письменных пояснениях Общество отметило, что нормативно-правовым обоснованием для взимания указанных в Требовании о предоставлении документов (информации) от 09.04.2018 № 04-2958 услуг является приказ Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах на обслуживание воздушных судов аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее – приказ  Минтранса № 241).

Так, в разделе IV «Тарифы на наземное обслуживание»  приказа Минтранса № 241 тариф устанавливается на предоставление услуг по обеспечению приема и выпуска воздушного судна, включая:

- подготовку места  стоянки и прием воздушного судна на место стоянки;

- предоставление и установку стояночных колодок под колеса шасси;

- уборку стояночных колодок;

- заземление воздушного судна;

- установление связи с экипажем по СПУ или радиосвязи между перроном и кабиной экипажа;

- контроль за запуском двигателей;

- контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки.

Тариф устанавливается на одно  обслуживание по типам воздушных судов. Плата определяется по установленному тарифу за каждое обслуживание по обеспечению приема и выпуска.

На основании пункта 1.13 приказа Минтранса № 241  аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание  взимаются только за предоставление потребителям услуги или операции. В соответствии с данным пунктом возможна пооперационная разбивка услуги по обеспечению приема и выпуска.  В ОАО «Омский аэропорт» предоставляются  как полная (комплексная) услуга, так и с пооперационной разбивкой:

- стоимость обеспечения приема-выпуска (пункт 4.1.1 прейскуранта);

- стоимость обеспечения приема (пункт 4.1.2 прейскуранта);

- стоимость обеспечения выпуска (пункт 4.1.3 прейскуранта).

Услуга по досмотру грузов, отправляемых через Омский аэропорт, с выездом на территорию отправителя, оказывается по заявкам предприятий города, для которых невозможен вывоз их продукции без упаковки, перепаковки, либо её вскрытия в целях досмотра на территории коммерческого склада Омского аэропорта. Дикторские услуги по объявлению информации оказываются по заявкам физических, юридических лиц (перечень и размер затрат, включенных в стоимость услуги с указанием подразделений, формирующих затраты, представлены в Приложении № 4 к письменным пояснениям Общества).

            Тариф за посадку/высадку пассажиров ВС (трап) устанавливается в соответствии с пунктом 4.5 приказа Минтранса № 241 за предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки/высадки пассажиров в/из воздушного судна, включая:

- подъезд и установку трапа к ВС оператором по обработке багажа с функциями водителя самоходных механизмов (установка под руководством агента по ООПА);

            - контроль посадки или высадки пассажиров агентом по ООПА,

на одну подачу одного технического средства для посадки или высадки пассажиров (перечень и размер затрат, включенных в стоимость услуги с указанием подразделений, формирующих затраты, представлены в Приложении № 5 к письменным пояснениям Общества).

Тариф на доставку пассажиров (перронный автобус) установлен в соответствии с пунктом 4.6 приказа Минтранса № 241, за предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушному судну, включая:

- подъезд автобуса к зданию аэровокзала или к ВС после получения водителем сообщения о готовности;

- контроль посадки пассажиров агентом по ООПА;

- подвоз пассажиров к зданию аэровокзала или к ВС;

- контроль высадки пассажиров агентом по ООПА.

Тариф устанавливается на одно транспортное средство по типам (маркам)  транспортных средств различной пассажировместимости. Плата определяется по установленному тарифу за каждое транспортное средство, предоставленное к прилету или к вылету воздушного судна (перечень и размер затрат, включенных в стоимость услуги с указанием подразделений, формирующих затраты, представлены в Приложении № 6 к письменным пояснениям Общества).

            Тариф на услугу по обеспечению воздушного запуска двигателей (АИСТ-6С) устанавливается в соответствии с пунктом 4.18.14 приказа Минтранса № 241 за предоставление комплекса услуг по обеспечению воздушного запуска авиадвигателей воздушного судна, в которые включаются операции (перечень представлен). Тариф устанавливается на одно обслуживание по типам (маркам) используемых технических средств (перечень и размер затрат, включенных в стоимость услуги с указанием подразделений, формирующих затраты, представлены в Приложении № 7 к письменным пояснениям Общества).

            Тариф на услугу по очистке от снега и льда устанавливается в соответствии с пунктом 4.18.9 приказа № 241 за предоставление комплекса услуг по обеспечению очистки воздушного судна от снега и льда, с использованием машины противообледенительной обработки (перечень операций представлен), отдельно по способам очистки воздушного судна от снега и льда (ручным способом, горячей водой, с использованием тепловой обдувочной машины, с использованием противообледенительной жидкости) по типам воздушных судов  (перечень и размер затрат, включенных в стоимость услуги с указанием подразделений, формирующих затраты, представлены в Приложении № 7 к письменным пояснениям Общества).

            К письменным пояснениям АОА «Омский аэропорт» приложены документы, запрошенные Требованием о предоставлении документов (информации) от 09.04.2018 № 04-2958. Так, в распоряжение Инспекции ОАО «Омский аэропорт» представлены документы за 2016, 2017 г.г. о затратах по подразделениям, включенных в себестоимость по группе услуг:

            - «Прочая деятельность авиационного характера»;

            - «Посадка или высадка пассажиров в/из ВС (трап)»;

            - «Доставка пассажиров (перронный автобус)»;

            - «Дополнительные технические средства».

Инспекции также представлены копии приказов генерального директора ОАО «Омский аэропорт» об утверждении и введении в действие прейскуранта (с изменениями) на аэропортовые и дополнительные услуги и товары, с приложением соответствующих прейскурантов (приказы № 193 от 14.04.2013, № 701 от 29.10.2015, № 58 от 06.02.2017, № 675 от 21.11.2016, № 707 от 24.11.2017).

В ответ на Требование о предоставлении документов (информации)  от 10.05.2018 № 04-3980 Обществом представлена (вх. № 4299э от 15.05.2018) информация:

- об объеме услуг (в натуральных и стоимостных показателях) оказываемых ОАО «Омский аэропорт» в 2016, 2017 г.г., подлежащих государственному регулированию (Приложение № 1);

- об объеме услуг (в натуральных и стоимостных показателях), оказываемых ОАО «Омский аэропорт» в 2016, 2017 г.г. согласно Прейскурантам на аэропортовые и дополнительные услуги и товары (Приложение № 2).

            Проверкой установлено, что в ОАО «Омский аэропорт» не разрабатывались и не утверждались Правила торговой практики.

Как уже было упомянуто выше, ОАО «Омский аэропорт» является субъектом естественной монополии на рынке аэропортовых услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 147-ФЗ хозяйствующие субъекты естественной монополии, осуществляющие деятельность, связанную с оказанием услуг в аэропортах, не вправе отказываться от заключения с отдельными авиаперевозчиками договоров на оказание аэропортовых услуг и наземное обслуживание при наличии у них возможности оказания таких услуг. 

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 147-ФЗ субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

   В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий Правительство Российской Федерации устанавливает правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599 были утверждены «Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее по тексту – Правила № 599), которые определяют общие принципы и порядок обеспечения доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах с целью предупреждения создания условий, которые ставят потребителя (нескольких потребителей) в неравное положение по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при доступе к объектам инфраструктуры аэропортов и к услугам в аэропортах.

Указанными Правилами № 599 установлено, в целях обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах главные операторы (операторы) обязаны:

а) не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при оказании услуг в аэропортах;

б) проводить в отношении потребителей единую ценовую (тарифную) политику, касающуюся оказания услуг в аэропорту;

в) заключать договоры, не допускающие создание условий, ставящих одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими потребителями в сопоставимых условиях;

г) обеспечивать доступность информации о перечне услуг в аэропортах, порядке их выполнения, тарифах и сборах.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 599 услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг, который заключается как в простой письменной форме, так и в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе по разовым обращениям потребителей.

В процессе проверки Инспекции были представлены на обозрение оригиналы действующих на территории Омской области генеральных соглашений, договоров (с приложениями), заключенных проверяемым лицом в период с 01.01.2017 до 01.04.2018; при осуществлении  деятельности как субъекта естественной монополии, заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий, а также представлены Реестр договоров о предоставлении аэропортовых услуг и наземном обслуживании в аэропорту Омск (Центральный), действовавших в означенный период, копии документов (информации), затребованных инспекцией  на основании пункта 11 части 1 статьи 23, статьи 25.4 Закона о защите конкуренции, в том числе Прейскуранты на аэропортовые и дополнительные услуги и товары ОАО «Омский  аэропорт (аэропорт Омск (Центральный).  

Инспекцией в помещении проверяемого лица были изучены действующие генеральные соглашения и договоры о предоставлении аэропортовых услуг и наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту Омск (Центральный), заключенные ОАО «Омский аэропорт» с перевозчиками (авиакомпаниями). Кроме этого, были изхучены договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии и куплю-продажу тепловой энергии в целях компенсации нормативных потерь, договоры на передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей ТСО, а также договоры по  транспортировке холодной воды, сточных вод.

Относительно рассмотрения заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий Инспекцией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 599 главный оператор (оператор) ведет реестр заявок, в котором фиксируется дата и время поступления заявки, а также ее регистрационный номер <...> Форма реестра и порядок его ведения устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации. Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке данных и регистрационного номера заявки не допускается.

Информация о зарегистрированных в реестре заявках должна быть доступна всем потребителям. Сведения, содержащиеся в реестре, должны быть размещены в сети Интернет на официальном сайте аэропорта и подлежат ежедневному (в рабочие дни) обновлению. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются главным оператором (оператором) потребителям в день обращения.  

Согласно пункту 5 Правил № 599 лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг, направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах (далее - заявка). Форма заявки и содержание информации, указываемой в заявке, утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

На основании указанной нормы форма заявки была утверждена Приказом Минтранса России от 21.06.2010 № 137 «Об утверждении формы заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, формы и порядка ведения реестра заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее – Приказ Минтранса № 137). Форма заявки общая для всех потребителей без исключения.  

В ходе проведения плановой выездной проверки Инспекцией установлено, что на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу www.aeroomsk.ru ОАО «Омский аэропорт» ведет Реестр заявок на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, по форме Приложения № 2 к Приказу Минтранса России № 137 (распечатка с сайта имеется в материалах проверки). Согласно сведениям данного реестра, в ОАО «Омский аэропорт» в проверяемый период поступила одна заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах – от ООО «РОСИНСТАЛАВИА-Н» от 17.07.2017, оформленная в соответствии с Приложением №1 к Приказу Минтранса России № 137, на оказание разовых услуг в течение года: обеспечение взлет - посадки, обеспечение авиационной безопасности, топливообеспечение, предоставление аэровокзального комплекса (распечатка реестра заявок и копия заявки имеются в материалах проверки).

Из полученного в ходе проверки объяснения  (в устной форме) начальника планово-экономического отдела ОАО «Омский аэропорт» - (Х…) следует, что по аналогичной заявке ООО «РОСИНСТАЛАВИА-Н»  Обществом был заключен договор  о предоставлении аэропортовых услуг и наземного обслуживания воздушных судов в аэропорту Омск (Центральный) № 987/08-2016 от 05.09.2016 (копия договора представлена), который является действующим, в связи с чем необходимости в заключении нового договора не было, о чем по результатам рассмотрения заявки от 17.07.2017 был дан ответ заявителю.

Подпунктом 10.1 пункта 10 договора № 987/08-2016 от 05.09.2016 определено, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 31.12.2016 года. При этом в соответствии с подпунктом 10.2 действие договора автоматически продлевается, если ни одна из сторон не заявит о расторжении, внесении изменений или дополнений к договору.

С учетом изложенного, нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявки ООО «РОСИНСТАЛАВИА-Н» от 17.07.2017 допущено не было.

В целях контроля исполнения требований действующего законодательства о стандартах раскрытия информации сотрудниками Омского УФАС России (членами инспекции) совместно с заместителем начальника - начальником узла  информационных технологий службы связи и информационных технологий узла информационных технологий (А…м), главным специалистом по тарифообразованию планово - экономического отдела группы тарифообразования (Н…), в процессе проведения проверки был произведен осмотр официального сайта ОАО «Омский аэропорт» по адресу www.aeroomsk.ru в сети Интернет, на предмет раскрытия Обществом информации, подлежащей размещению в соответствии с действующим законодательством, за 2017 год и текущий период 2018 года, по результатам которого был составлен Акт осмотра сайта №1 от 12.04.2018.

В процессе проведения проверки Обществом была передана Инспекции копия письма-уведомления, адресованного ФАС России в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры  внутренних водных путей» (далее – Постановление № 938), о размещении на официальном сайте в сети «Интернет» информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2017 год и плана на 2018-2019 г.г. (исх. № 05-0645 от 26.04.2018).

Для проверки представленных сведений Инспекцией был осмотрен официальный сайт ОАО «Омский аэропорт» по адресу www.aeroomsk.ru в сети Интернет, по результатам которого составлен Акт осмотра сайта № 2 от 17.05.2018. Вышеуказанная информация была размещена в соответствии с требованиями Постановления № 938 и Приказа ФТС РФ от 19.09.2011 № 159-т (по форме № 2 – приложение к приказу ФТС РФ). Установленные пунктом 7 Постановления № 938 сроки направления сообщения о размещении информации на официальном сайте Обществом соблюдены.

Инспекция отмечает, что проверяемое лицо, в целом, соблюдает требования Постановления № 938, а также сроки, формы и периодичность раскрытия информации, регламентированные Приказом ФАС России от 19.04.2011 № 292 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере услуг аэропортов, а также правил заполнения указанных форм», и действующим Приказом ФТС РФ от 19.09.2011 № 159-т.

По результатам проведения плановой выездной проверки Инспекция Омского УФАС России приходит к выводу о том, что деятельность ОАО «Омский аэропорт» на товарном рынке аэропортовых услуг, а также по оказанию прочих услуг, в целом, соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

 

Прилагаемые документы, указанные в настоящем Акте:

1. Выписка из ЕГРЮЛ, копии Устава ОАО «Омский аэропорт»; документов, подтверждающих полномочия руководителя проверяемого лица и полномочия лица, исполняющего обязанности руководителя  в период проведения проверки, доверенностей, выданных заместителю Генерального директора (Щ…), начальнику планово-экономического отдела (Х…); Сертификата оператора аэродрома гражданской авиации.

2. Два Требования о предоставлении документов (информации) и документы, представленные во исполнение требований антимонопольного органа.

3. Два Акта осмотра официального сайта ОАО «Омский аэропорт», копии уведомлений ФАС России о раскрытии информации, двух заявок ООО «РОСИНСТАЛАВИА-Н», договора № 987/08-2016, реестра заявок, размещенных на официальном  сайте Общества.

4. Реестр договоров о предоставлении аэропортовых услуг и наземном обслуживании в аэропорту Омск (Центральный), копии  пяти договоров о предоставлении аэропортовых услуг и наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту Омск (Центральный), с приложениями,

всего на __ листах.

 

 

 

Руководитель инспекции,

начальник отдела защиты конкуренции                                                                 (С…)

 

Участник инспекции,

Начальник аналитического отдела                                                                             (П…)

 

 

Участник инспекции,

главный  специалист-эксперт

отдела защиты конкуренции                                                                                       (А…)

 

Участник инспекции,

главный специалист-эксперт

отдела защиты конкуренции                                                                                        (П…)      

С  актом проверки ознакомлен, 2-й экземпляр акта получил

 

______________________________________________________________________________                                                                                                                                                                  

          (дата  и подпись руководителя проверяемого лица, его ф.и.о. и должность)                 

                                                      

                                                                                                                                                                      

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

_____________________________________________________________________________

 

Руководитель инспекции                                                                                               (С…)

Связанные организации

Связанные организации не указаны