Решение б/н - от 12 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-287/2022

о признании жалобы обоснованной

 

12.04.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «АСМ» (далее – ООО «АСМ», Общество, Заявитель) на действия муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (далее – МП г. Омска «Тепловая компания», Предприятие, Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей с изменением способа прокладки с надземного в подземный (извещение № 32211218079 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 05/05 от 30.03.2022, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие представителя Заказчика надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 01.04.2022 № 3373э), который полагает, что Заказчиком в нарушение норм действующего законодательства принято неправомерное решение об отказе в допуске ООО «АСМ» к участию в запросе котировок. В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Согласно протоколу № ПЗК 082/22 рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме и подведения итогов от 24.03.2022 заявка участника ООО «АСМ» (порядковый номер 1) отклонена по причине отсутствия в составе заявки выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), членом которой является участник закупки.

Согласно пункту 4.1.3 приложения к извещению о проведении запроса котировок заявка на участие в закупке должна содержать выписку (копию такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), членом которой является участник закупки, действующую на дату подачи заявки на участие в закупке, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Указанные требования не применяются к участникам закупки, перечисленным в части 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).

В силу части 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Начальная (максимальная) цена заключаемого договора составляет 1 424 151,25 руб.

В связи с чем, Заявитель считает, что в данном случае требование о выписке из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не должна быть приложена к заявке.

ООО «АСМ» подана котировочная заявка, выполненная в строгом соответствии с формой согласно разделу IV «Форма заявки» приложения к извещению о проведении запроса котировок. Таким образом, Общество считает, что Заказчиком необоснованно отклонена заявка ООО «АСМ».

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства путем отмены результатов закупочной процедуры и проведения её заново.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 04.04.2022 № 05-2671 МП г. Омска «Тепловая компания» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 12.04.2022 № 3772).

Из представленных пояснений следует, что Заказчиком для проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей с изменением способа прокладки с надземного в подземный (на территории учебного корпуса Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет») было установление требование о наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции капитального ремонта объектов капитального строительства. Допуск саморегулируемой организации на реконструкцию тепловых сетей необходим ввиду отнесения указанных сетей к общим коммунальным структурам. Особенно это актуально для зданий инфраструктуры общего пользования. Необходимость допуска обусловлена уровнем контроля от соответствующих инстанций, в том числе со стороны Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в связи с проведением работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ, приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень). Осуществление включенных в указанный Перечень работ, в том числе по реконструкции, требует наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства независимо от размера обязательств по договорам на выполнение указанных видов работ. При этом виды работ в рамках договора по реконструкции тепловых сетей с изменением способа прокладки входят в указанный Перечень. Таким образом, Заказчик считает, что заявка ООО «АСМ» отклонена правомерно.

Также Предприятие отмечает, что письмо от Омского УФАС было получено 05.04.2022 в 10:16 Омского времени, в соответствии с процедурой регистрации корреспонденции, утвержденной на Предприятии, данное письмо было получено ответственным исполнителем только 06.04.2022.

05.04.2022г. в 10:51 (МСК) договор был подписан на электронной площадке РТС-тендер от имени Заказчика <...>. На сегодняшний день работы выполнены в полном объеме, документы (КС-2 и КС-3) находятся на проверке и согласовании МП г. Омска «Тепловая компания».

 

3.   Из представленных материалов и информации следует, что 14.03.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещено извещение о проведении запроса котировок.

Согласно извещению № 32211218079 о проведении запроса котировок заявки на участие в закупке принимались с 14.03.2022 по 22.03.2022. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в запросе котировок и подведения итогов – 24.03.2022.   

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 1 424 151,25 руб., в том числе НДС.

В соответствии с протоколом № ПЗК 082/22 от 24.03.2022 на участие в закупке поступило 2 заявки, в том числе ООО «АСМ», по результатам рассмотрения которых, Обществу отказано в допуске к участию в запросе котировок. Победителем закупки признано ООО «Автономные системы» с предложенной ценой договора 1 424 101,20 руб.

Уведомлением Омского УФАС России от 04.04.2022 № 05-2671 запрос котировок приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком и Организатором торгов документы, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Пунктом 2.1.1 приложения к извещению о проведении запроса котировок установлено, что участник закупки должен соответствовать указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы): членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) в соответствии с частью 2 статьи 52, статьи 55.8 ГрК РФ.

Согласно пункту 4.1.1 приложения к извещению о проведении запроса котировок заявка на участие в запросе котировок должна содержать котировочную заявку (по форме согласно разделу IV «ФОРМА ЗАЯВКИ» приложения к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме).

Пунктом 4.1.3 приложения к извещению о проведении запроса котировок установлено, что к заявке прикладываются копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы) (пункт 2.1.1 документации), а именно: выписка (копия такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), членом которой является участник закупки, действующая на дату подачи заявки на участие в закупке, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Указанные требования не применяются к участникам закупки, перечисленным в части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено названной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 1.4 приложения к извещению о проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена договора составляет 1 424 151,25 руб., в том числе НДС.

Из протокола № ПЗК 082/22 рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме и подведения итогов от 24.03.2022 следует, что ООО «АСМ» отказано в допуске к участию в запросе котировок на основании подпункта 1 пункта 5.1.4 приложения к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме в связи с не предоставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 4.1 приложения к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме. Заявка участника закупки не содержит выписку (копия такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), членом которой является участник закупки, действующую на дату подачи заявки на участие в закупке, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».

Вместе с тем, Комиссия считает, что, исходя из требований части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, пункта 4.1.3 приложения к извещению о проведении запроса котировок, у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Общества на основании не предоставления участником закупки в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Начальная (максимальная) цена договора составляла менее трех миллионов рублей, в связи с чем, в силу действующего законодательства такие работы могли быть выполнены хозяйствующим субъектом, не являющимся членом саморегулируемой организации.

Комиссия также считает, что Заказчик, требуя от ООО «АСМ» выписку из реестра членов саморегулируемой организации, которую в силу пункта 4.1.3 приложения к извещению о проведении запроса котировок такой участник закупки предоставлять не обязан, а затем, отклонив данного участника, в связи с непредставлением такого документа, допустил нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, Комиссией установлено, что до момента получения ответственным исполнителем МП г. Омска «Тепловая компания» уведомления Омского УФАС России о поступлении жалобы и приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора, Предприятием с победителем закупки был заключен договор № 97/19/22-СМПС от 05.04.2022 (уведомление Омского УФАС России от 04.04.2022 № 05-2671 было направлено 05.04.2021 в 10:17 ч. по электронной почте). Кроме того, согласно представленным Заказчиком документам (акту о приемке выполненных работ № 1 от 11.04.2022 (форма № КС-2) и справке о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 11.04.2022 (форма № КС-3) работы по вышеуказанному договору выполнены в полном объеме.

Таким образом, выдача предписания Заказчику об аннулировании протокола № ПЗК 082/22 рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме и подведения итогов от 24.03.2022 и повторного рассмотрения заявки ООО «АСМ» не представляется возможным.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «АСМ» (ИНН 5507258990, ОГРН 1175543039616, юридический адрес: 644112, Омская область, город Омск улица Крупской дом 13/4, квартира 151) на действия муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200, юридический адрес: 644116, Омская область, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125 А) при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по реконструкции тепловых сетей с изменением способа прокладки с надземного в подземный (извещение № 32211218079 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Основания для выдачи предписания, предусмотренные частью 20 статьи 23 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

3. Передать материалы дела № 055/07/3-287/2022 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

 

                                                                                                                                                     <...>

 

                                                                                                                                       <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны