Решение №03-08/79-2018 Решение № 03-08/79-2018 по результатам внеплановой камеральн... от 23 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-08/79-2018

по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности в сфере закупок товаров

казенного учреждения Омской области

«Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения»,

бюджетного учреждения здравоохранения Омской области

«Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1»

 

18 октября 2018 г.

г. Омск

 

В соответствии с приказом Омского УФАС России от 16.10.2018 № 183 и подпунктом «б» пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…>

<…>

<…>

на основании поступившего (вх. № 8413 от 26.09.2018) поручения ФАС России (исх. от 24.09.2018 № АД/76448/18),

в присутствии представителей:

- бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» (далее – заказчик) – <…> (доверенность от 03.08.2018);

- казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» (далее – уполномоченное учреждение) – <…> (доверенность от 04.05.2018 № 42);

в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью «РУСКОМПЛЕКТ» (далее – ООО «РУСКОМПЛЕКТ», заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила (вх. от 31.07.2018 № 6761э) жалоба ООО «РУСКОМПЛЕКТ»на положения документации об электронном аукционе № 0852500000118001421 на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии VI при формировании технического задания (описания объекта закупки) (далее – жалоба), нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона о контрактной системе.

На основании пункта 1 части 11 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба ООО «РУСКОМПЛЕКТ» была возвращена Омским УФАС России (исх. от 02.08.2018 № 03-6628э), поскольку в нарушение пункта 1 части 8 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба не содержала всех необходимых сведений о заказчике, действия, которого обжалуются.

При принятии данного решения Омское УФАС России исходило из того, что размещенное в составе документации об электронном аукционе описание объекта закупки, которым был не согласен заявитель, было разработано и утверждено 04.07.2018 именно заказчиком.

Не согласившись с действиями Омского УФАС России о возврате жалобы, заявитель обжаловал в ФАС России указанное решение Омского УФАС России.

При рассмотрении обращения ООО «РУСКОМПЛЕКТ», установив, что в целом документация об электронном аукционе была утверждена должностным лицом уполномоченного учреждения, ФАС России посчитала, что заявителем были обжалованы действия только уполномоченного учреждения, в связи с чем признала решение Омского УФАС России о возврате жалоб противоречащим части 11 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе.

ФАС России дано указание о проведении Омским УФАС России внеплановой проверки действий заказчика и уполномоченного учреждения при проведении указанной закупки, в том числе по доводам, указанным в обращении ООО «РУСКОМПЛЕКТ».

 

2. В результате проведения внеплановой проверки, представленных материалов, пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения Комиссия установила следующее.

23.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение № 0852500000118001421 и документация об электронном аукционе на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии VI с начальной (максимальной) ценой контракта 453458,05 руб.

Согласно протоколу от 06.08.2018 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе единственная заявка с индентификационным номером 103571161 - Общества с ограниченной ответственностью «Арис Групп» (далее – ООО «Арис Групп», поставщик) с ценой контракта 453458,05 руб. была признана единой комиссией соответствующей требованиям, установленным в извещении и документации об электронном аукционе. На основании части 16 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

21.08.2018 между заказчиком и ООО «Арис Групп» заключен контракт № Ф.2018.391997 с ценой 453458,05 руб.

В жалобе заявителем указано:

«1. В пункте 1 Описания объекта закупки «Интродьюсер трансрадиальный» в Требованиях к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара указаны следующие параметры:

 

Наименование показателя

Единица измерения показателя

Значения показателей

6

7

8

Интродьюсер трансрадиальный, предназначен для чрезкожного введения в сосуд. Интродьюсер снабжен гемостатическим клапаном. Интродьюсер снабжен трехходовым краником для управления боковым портом. Наличие цветовой маркировки размера интродьюсера. Наличие дилататора сосудов с цветовой маркировкой размера. Наличие проводника. Наличие иглы проводниковой, поверхность иглы имеет покрытие, снижающее трение при проколе, игла снабжена павильоном типа «Луер-Лок», игла изготовлена из коррозионно-стойких материалов.

 

Соответствие

Внутренний диаметр интродьюсера

French

6

Длина интродьюсера

мм

10

Наружный диаметр дилататора

G

21

Наружный диаметр проводника 0,018

дюйм

0,018

Длина проводника

см

не менее 45*

Форма кончика проводника

 

J-образная

 

Данные требования ограничивают круг участников аукциона в виду того, что:

- в закупке указан несуществующая длина интродьюсера – 10 мм. Учитывая особенности инструмента, технику проведения рентгенохирургических операций, а также строения и анатомии человека, интродьюсер трансрадиальный физически не может быть длиной 10 мм. Таким образом, на сегодняшний день ни в Российской Федерации, ни где-либо еще в мире инструмента «Интродьюсер трансрадиальный» длиной 10 мм не существует.

- кроме того, требования к остальным характеристикам, таким как: наружный размер дилататора, наружный диаметр проводника указаны конкретные значения, без возможности предложить аналогичный товар. Требованиями аукционной документации не установлены диапазоны значений, в рамках которых могло бы подойти 2 и более производителя.

 

2. В пункте 2 Описания объекта закупки «Диагностический проводник» также не установлены диапазоны значений, а указаны конкретные показатели.

 

 

Диагностический ангиографический проводник для проведения диагностических процедур на коронарных артериях. Сердечник проводника изготовлен из коррозионно-стойкой стали. Проводник имеет покрытие из тефлона на всем протяжении своей длины, для облегчения прохождения проводника в сложных анатомических изгибах сосудов. Изделие стерильно.

 

 

Соответствие

2.1

Товар представлен в следующем размерном ряде

2.1.1

Длина проводника

см

180

Наружный диаметр проводника

дюйм

0,035

Форма кончика проводника

 

прямая

2.1.2

Длина проводника

см

180

Наружный диаметр проводника

дюйм

0,035

Форма кончика проводника

 

J-образная

2.1.3

Длина проводника

см

260

Наружный диаметр проводника

дюйм

0,035

Форма кончика проводника

 

прямая

2.1.4

Длина проводника

см

260

Наружный диаметр проводника

дюйм

0,035

Форма кончика проводника

 

J-образная

 

3. В пункте 3 Описания объекта закупки «Катетер» требуется проводниковый катетер с единственно возможным значением Внутреннего диаметра катетеров – 0,07 дюйм, что ограничивает круг участников аукциона. В то время, как существуют другие известные во всем мире производители с внутренним диаметром катетера, с превосходящими характеристиками, например, с просветом 0,071 дюйма, что положительно сказывается на хирургической практике. Ссылка на параметры производителя «Метроник»: http://www.medtronic.com/us-en/healthcare-professionals/products/cardiovascular/coronary-catheters/guide/launcher.html

 

 

Катетер проводниковый для проведения эндоваскулярных процедур на коронарных артериях. Покрытие внутренней поверхности выполнено из тефлона для снижения трения доставляемого по катетеру инструмента. Катетер снабжен атравматичным рентгеноконтрастным кончиком.

Изделие стерильно.

 

Соответствие

3.1

Товар представлен в следующем размерном ряде

3.1.1

Наружный диаметр катетера

French

6

Внутренний диаметр катетера

дюйм

0,07

Форма кончика катетера

 

Judkins Left

Длина катетера между первичным и вторичным изгибом кончика

см

3,5

3.1.2

Наружный диаметр катетера

French

6

Внутренний диаметр катетера

дюйм

0,07

Форма кончика катетера

 

Judkins Left

Длина катетера между первичным и вторичным изгибом кончика

см

4,0

3.1.3

Наружный диаметр катетера

French

6

Внутренний диаметр катетера

дюйм

0,07

Форма кончика катетера

 

Amplatz Left

Длина катетера между первичным и вторичным изгибом кончика

см

2,0

3.1.4

Наружный диаметр катетера

French

6

Внутренний диаметр катетера

дюйм

0,07

Форма кончика катетера

 

Amplatz Right

Длина катетера между первичным и вторичным изгибом кончика

см

4,0

3.1.5

Наружный диаметр катетера

French

6

Внутренний диаметр катетера

дюйм

0,07

Форма кончика катетера

 

Judkins Right

Длина катетера между первичным и вторичным изгибом кончика

см

4,0

3.1.6

Наружный диаметр катетера

French

6

Внутренний диаметр катетера

дюйм

0,07

Форма кончика катетера

 

Amplatz Right

Длина катетера между первичным и вторичным изгибом кончика

см

2,0

4. В пункте 4 Описания объекта закупки «Коронарный проводник» также указаны конкретные требования к таким характеристикам, как длина проводника и жесткость кончика:

 

 

Коронарный проводник предназначен для использования при чрескожном коронарном вмешательстве для направления таких устройств, как стенты и баллонные катетеры. Изделие стерильно.

 

Соответствие

4.1

Товар представлен в следующем размерном ряде

4.1.1

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

0,8

4.1.2

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

0,8

4.1.3

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

0,8

4.1.4

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

0,8

4.1.5

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

1,1

4.1.6

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

1,1

4.1.7

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

1,1

4.1.8

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

1,1

4.1.9

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

2,5

4.1.10

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

2,5

4.1.11

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

2,5

4.1.12

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

2,5

4.1.13

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

2,9

4.1.14

Длина проводника

см

182

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

2,9

4.1.15

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

прямая

Жесткость кончика

грамм

2,9

4.1.16

Длина проводника

см

300

Форма кончика

 

J-образная

Жесткость кончика

грамм

2,9

 

Таким образом, параметр «длина проводника 182 см» указывает на единственного производителя : «Бостон Сайентифик Корпорейшн», США. Ссылка на сайт провизводителя: http://www.bostonscientific.com/en-US/products/guidewires/choice-pt-floppy-guide-wire.html.

В то время другие производители, например, российский производитель «Ангиолайн», имеющий длину проводника 195 см или «Медтроник», США, имеющий длину 180 см, или другие производители коронарных проводников, имеющих также длину в диапазоне от 180 до 195 см, но не 182 см, не могут принять участие в аукционе.

 

5. В пунктах 7, 8, 9 Описания объекта закупки требуются инструменты, которые должны иметь совместимость с аппаратом одного единственного производителя «АСИСТ Медикал Системс, Инк.», имеющегося у Заказчика. Учитывая, что Автоматический инжектор является сложным техническим изделием, расходные материалы к нему также обладают техническими особенностями. Так, например, указанное в пункте 7 Описания объекта закупки «Устройство управляющее ручное» представляет собой кнопочный пульт управления, имеет сложное строение, адаптированное исключительно под аппарат «АСИСТ Медикал Системс, Инк.» и не производится никаким другим производителем, кроме «АСИСТ Медикал Системс, Инк.». Таким образом, эти инструменты напрямую блокируют участие других производителей в данной закупке. Информация о данном инструменте содержится на официальном сайте производителя в русскоязычной брошюре : http://acist.com/wp-acist/wp-content/uploads/2016/06/ACIST-CVi-Brochure_Russian_0416.pdf .

  1. Также, официальная инструкция по применению Ангиографического инжектора контрастного вещества «АСИСТ Медикал Системс, Инк.» на странице VII гласит: «С целью правильной эксплуатации используйте только принадлежности и опции, предоставляемые компанией ACIST Medical Systems и предназначенные специально для системы подачи ангиографического контрастного вещества ACIST. Это гарантирует совместимость с инъектором. Не применяйте в системе подачи ангиографического контрастного вещества ACIST принадлежности или опции, предназначенные для других систем».

Устройство управляющее ручное

Устройство управляющее ручное, представляет собой кнопочное устройство управления скоростью потока и линию высокого давления для введения контрастного вещества. Устройство совместимо с автоматическим ангиографическим инжектором контрастного вещества с функцией ручного управления потоком, имеющимся у Заказчика («АСИСТ Медикал Системс, Инк.») Изделие стерильно.

 

Соответствие

Переключатель линий высокого и низкого давления

Переключатель линий высокого и низкого давления автоматический с интегрированной линией низкого давления для введения физиологического раствора и датчиком инвазивного давления. Переключатель совместим с автоматическим ангиографическим инжектором контрастного вещества с функцией ручного управления потоком, имеющимся у Заказчика («АСИСТ Медикал Системс, Инк.»). Изделие стерильно.

 

Соответствие

Шприц для системы инъекции контрастного вещества

Стерильный компонент системы инъекции контрастного вещества, предназначенный для введения: 1) контрастного вещества или 2) солевого раствора пациенту при проведении процедуры диагностической визуализации. Шприц преимущественно представляет собой сменную камеру для вещества/раствора с поршнем в цилиндре; инъектор контрастного вещества/раствора управляет движением поршня (плунжера). Шприц, как правило, изготавливается из пластмассы и может повторно использоваться для нескольких пациентов (например, до пяти пациентов). Это изделие, пригодное для многоразового использования.

 

Соответствие

Объём

Кубический сантиметр

(≥ 80.1 и ≤ 100)*

Шприц для системы инъекции контрастного вещества совместим с автоматическим ангиографическим инжектором контрастного вещества с функцией ручного управления потоком, имеющимся у Заказчика («АСИСТ Медикал Системс, Инк.»)

 

Соответствие

 

6. Пункт 9 Описания объекта закупки «Шприц для системы инъекции контрастного вещества» аукционной документации содержит описание технических характеристик согласно Каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Данный код позиции КТРУ 32.50.13.110-01363 должен содержать требования к характеристикам «Объем» и возможность многоразового или одноразового использования, другие характеристики не предусмотрены КТРУ. Дополнительные характеристики могут быть включены в описание объекта закупок при условии, что имеется обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145. В данной аукционной документации обоснование не предоставлено, при этом поле в таблице технического описания для обоснования внесения дополнительных характеристик присутствует и оно не содержит данного обоснования.

Наименование товара

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения показателя

Значения показателей

Обоснование необходимости использования иной и дополни-тельной информации в соответствии с По-становлением Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145.

4

5

6

7

8

9

Шприц для системы инъекции контрастного вещества

 

Стерильный компонент системы инъекции контрастного вещества, предназначенный для введения: 1) контрастного вещества или 2) солевого раствора пациенту при проведении процедуры диагностической визуализации. Шприц преимущественно представляет собой сменную камеру для вещества/раствора с поршнем в цилиндре; инъектор контрастного вещества/раствора управляет движением поршня (плунжера). Шприц, как правило, изготавливается из пластмассы и может повторно использоваться для нескольких пациентов (например, до пяти пациентов). Это изделие, пригодное для многоразового использования.

 

Соответствие

Соответствует описанию кода вида МИ 261070

Объём

Кубический сантиметр

(≥ 80.1 и ≤ 100)*

Соответствует описанию КТРУ 32.50.13.110-01363

Шприц для системы инъекции контрастного вещества совместим с автоматическим ангиографическим инжектором контрастного вещества с функцией ручного управления потоком, имеющимся у Заказчика («АСИСТ Медикал Системс, Инк.»)

 

Соответствие

 

 

По некоторым характеристикам закупаемого товара в Описании объекта закупки также отсутствует обоснование использования дополнительных характеристик.

Кроме того, проанализировав закупки для нужд БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ № 1" за период с 01.01.2011г. по 30 июля 2018г., инструменты, указанные в пунктах 7, 8, 9 никогда не закупались. Также в открытом доступе не оказалось информации о закупках самого Автоматического ангиографического инжектора «АСИСТ Медикал Системс, Инк.», США для нужд указанного выше учреждения».

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона также должна содержаться информация, предусмотренная статьёй 42 указанного Федерального закона.

 

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из указанных норм следует, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Согласно разделу «Наименование объекта закупки» извещения № 0852500000118001421 объектом закупки является поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии VI.

Аналогичное наименование объекта закупки указано в Приложении № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе.

В соответствии с части 4 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил с указанной в ней датой начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссия отмечает, что помимо характеристик и описания объекта закупки, в соответствии с пунктом 5 Правил в описание объекта закупки включена дополнительная информация, обоснование необходимости использования которой представлено в графе 8 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе. При этом при необходимости по каждой позиции требуемого к поставке товара заказчиком приведено обоснование включения показателя в описание объекта закупки с указанием необходимости использования таких показателей.

Подпунктом «а» пункта 13 Правил установлено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе включается в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменяемые значения характеристик товаров, работ, услуг.

В табличной форме Приложения № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе, утвержденного заказчиком 04.07.2018, содержатся сведения о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчиком даны письменные пояснения (вх. от 17.10.2018 № 9031) следующего содержания:

«Так, по позиции № 5 «Шприц-манометр для баллонного катетера одноразового использования» значения показателей требуемого к поставке товара установлены в соответствии с КТРУ.

По другой позиции технического задания заказчиком указаны значения показателей, отличные от КТРУ. Позиция № 9 «Шприц для системы инъекции контрастного вещества» содержит дополнительную информацию «Шприц для системы инъекции контрастного вещества совместим с автоматическим ангиографическим инжектором контрастного вещества с функцией ручного управления потоком, имеющимся у Заказчика («АСИСТ Медикал Системс, Инк.»)» формулировка данного требования содержит в себе обоснование необходимости использования данной характеристики. Заказчик не просит товар конкретного производителя, говорится толь о том, что он должен быть совместим с автоматическим ангиографическим инжектором контрастного вещества с функцией ручного управления потоком, где в скобках указывается наименование имеющегося у заказчика оборудования.

При подготовке данного пояснения выявлена опечатка при подготовке Технического задания по пункту № 1 «Интродьюсер трансрадиальный», длина инродьюсера указана 10 мм, а необходимо 110 мм. Данная ошибка также указана в спецификации Договора, заключенного по результатам данной закупки. Товар поставлен не был по данной позиции.

Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Следовательно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и обусловлены спецификой назначения и способа его применения.

Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки медицинских средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого, нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.

Так же, необходимо отметить тот факт, что в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения БУЗОО «ГК БСМП №1» ежегодно проводятся операции большому количеству пациентов c диагнозом острый инфаркт миокарда, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Эти пациенты, минуя реанимационный зал, напрямую поступают в рентгеноперационную. Рентгенхирург должен быть готов к любому развитию событий для каждого пациента. Заранее просчитать или предугадать развитие событий хода операции невозможно. Ситуация осложняется и тем, что в структуре больницы нет отделения кардиохирургии. Ближайшее отделение кардиохирургии находится на другом берегу реки «Иртыш» в БУЗОО «Областная клиническая больница», на перевод пациента нужно время, а его нет, счет идет на минуты. Поэтому рентгенхирург в своем арсенале должен иметь полный набор расходного инструментария, удовлетворяющий стандартам оказания экстренной медицинской помощи. В 2017 году выполнено более 2000 операций на сосудах сердца.

Запрашиваемые конкретные показатели в характеристиках обоснованы и являются необходимыми для реализации возложенных на Заказчика функций.

Формируя описание объекта закупки, был проведён мониторинг с учётом потребности ЛПУ, изучены характеристики, полученные при посещении различных медицинских конференций, научных и обучающих мероприятий, а также национального руководства по рентгенэндоваскулярной хирургии под редакцией академика РАН Б.Г. Алекяна 2017г. На основе этого и было сформировано описание объекта закупки.

Установление указанных конкретных показателей связано с тем, что закупаемый товар используется при внутрисосудистых вмешательствах, выполняемых в ручном режиме, под контролем тактильных ощущений хирурга. Интервал движений составляет несколько миллиметров, что требует от врача высочайшей точности движений, а от товара — строжайшего соответствия требуемым параметрам и размерам.

В связи с тем, что операция проходит под контролем рентгеновского излучения, движение проводника внутри сосуда пациента видно только на мониторе во время включенного режима флюороскопии. Таким образом, хирург на мониторе видит только маркерные метки (рентгенконтрастный кончик проводника), выполненные из рентгеноконтрастного материала во время режима облучения. Задачей любого хирурга является доставка инструмента в максимально короткие сроки, счет идет на минуты, чтобы во-первых, оперативно оказать помощь тяжелому больному, во-вторых, меньшее количество времени использовать для визуализации рентгеновское облучения, тем самым снижая радиационную нагрузку на медицинский персонал в операционной и на пациента.

Проходимость проводника сквозь суженный просвет артерии. Для правильного расположения проводника хирургу требуется пройти сквозь сужение сосуда, которое может быть настолько серьезным, что протолкнуть сквозь него инструмент может оказаться проблематичным или невозможным. Эту проблему призваны решать как материалы, из которых изготовлен катетер, так и конфигурация его кончика и трубки по всей длине. В связи с этим необходимо выбрать с одной стороны довольно тонкий кончик проводника, но вместе с тем он должен быть достаточно прочным, чтобы не согнуться при вхождении в кальцинированную бляшку, но также он должен быть атравматичным, чтобы не порвать сосуд.

Гибкость при движении внутри сосуда. В виду того, что движение проводника будет проходить по кровеносным сосудам пациента, которые имеют различную степень извитости, провдник должен обладать достаточной гибкостью, чтобы иметь возможность повторить изгибы сосудов и при этом при изгибании не повредить сами сосуды. Для этого производителями предусмотрены различные конструктивные решения при производстве проводников.

Кроме того, указанные выше показатели определены производителями не случайно, ведь для достижения максимального лечебного эффекта с учетом безопасности инструмента были научно-практическим путем выявлены материалы, из которых изготавливаются проводники, конфигурация проводников, рентгенконтрасный кончик и остальные параметры. Все эти характеристики в совокупности призваны удовлетворить основные требования, предъявляемые хирургами к данному типу медицинского изделия.

Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.

В пункте 3 «Катетер» внутренний диаметр катетера 0,07 дюйма, не является уникальным. Не предоставлены доказательств уникальности внутреннего диаметра, приведены лишь примеры продукции не подходящей под размещенные конкретные показатели.

Заказчиком установлено, что есть еще как минимум один производитель, продукция которого соответствует заявленным требованиям: Проводниковый катетер ZyniteEX производства Asahi Intecc, Япония, имеет внутренний диаметр 0,07 дюйма.

В состав товаров аукциона вошли изделия медицинского назначения технологически и функционально связанные между собой и использующиеся в эндоваскулярной хирургии.

Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.

Принцип обеспечения конкуренции, закрепленный статьями 6, 8 Закона о контрактной системе, не может толковаться в ущерб потребностям Заказчиков, и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными (функциональными) характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям Заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам соответствует товар только одного производителя.

Иное толкование норм данного Федерального закона означало бы, что заказчики лишаются доступа к необходимым им товарам, вынужденно закупая лишь товары, которые производятся не менее чем двумя и более производителями.

Объект закупки – это изделие медицинского назначения, которое находится в свободном обращении на рынке РФ. Требования документации не ограничивают число участников закупки, так как предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара.

Нет сведений, подтверждающих, что установленные Заказчиком требования к показателям товара, используемых при оказании медицинской помощи, не позволяют участнику закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом, приобретя данное медицинское изделие, соответствующее требованиям Заказчика, на имеющемся рынке медицинского расходного материала.

Задачей заказчика при проведении той или иной процедуры закупки является, в первую очередь, удовлетворение собственных потребностей. Кроме того, заказчик не обязан в силу положений Закона о контрактной системе формировать техническое задание таким образом, чтобы указанным в нем параметрам соответствовал товар различных производителей.

В свою очередь заказчик, при составлении технического задания, руководствовался представленными коммерческими предложениями. Так, в уполномоченное учреждение представлено 3 коммерческих предложения, в соответствии с которыми различные поставщики предлагают товары, полностью соответствующие требованиям заказчика».

Следует отметить, что в нарушение частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявителем при подаче жалобы не представлено каких-либо документальных доказательств того, каким образом описание товаров ограничивает количество участников закупки, какие именно права ООО «РУСКОМПЛЕКТ» при этом нарушены.

Таким образом, при проведении внеплановой проверки не нашли своего подтверждения доводы заявителя, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки.

По мнению Комиссии, такие доводы не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.

Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в заявке победителя аукциона была представлена недостоверная информация о длине инродьюсера по позиции № 1 «Интродьюсер трансрадиальный».

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии VI (извещение №0852500000118001421 нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Не выдавать предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в связи с заключением контракта.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны