Решение №03-08/80-2018 Решение № 03-08/80-2018 по результатам внеплановой камеральн... от 23 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-08/80-2018

по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности в сфере закупок товаров

казенного учреждения Омской области

«Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения»,

бюджетного учреждения здравоохранения Омской области

«Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1»

 

18 октября 2018 г.

г. Омск

 

В соответствии с приказом Омского УФАС России от 16.10.2018 № 184 и подпунктом «б» пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…>

<…>

<…>

на основании поступившего (вх. № 8413 от 26.09.2018) поручения ФАС России (исх. от 24.09.2018 № АД/76448/18),

в присутствии представителей:

- бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» (далее – заказчик) – <…> (доверенность от 03.08.2018);

- казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» (далее – уполномоченное учреждение) – <…> (доверенность от 04.05.2018 № 42);

в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью «РУСКОМПЛЕКТ» (далее – ООО «РУСКОМПЛЕКТ», заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте проведения заседания Комиссии,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила (вх. от 31.07.2018 № 6759э) жалоба ООО «Рускомплект» на положения документации об электронном аукционе № 0852500000118001422 на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии V при формировании технического задания (описания объекта закупки) (далее – жалоба), нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона о контрактной системе.

На основании пункта 1 части 11 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба ООО «РУКСОМПЛЕКТ» была возвращена Омским УФАС России (исх. от 02.08.2018 № 03-6626э), поскольку в нарушение пункта 1 части 8 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба не содержала всех необходимых сведений о заказчике, действия, которого обжалуются.

 

 

 

При принятии данного решения Омское УФАС России исходило из того, что размещенное в составе документации об электронном аукционе описание объекта закупки, которым был не согласен заявитель, было разработано и утверждено 04.07.2018 именно заказчиком.

Не согласившись с действиями Омского УФАС России о возврате жалобы заявитель обжаловал в ФАС России указанное решение Омского УФАС России.

При рассмотрении обращения ООО «РУСКОМПЛЕКТ», установив, что в целом документация об электронном аукционе была утверждена должностным лицом уполномоченного учреждения, ФАС России посчитала, что заявителем были обжалованы действия только уполномоченного учреждения, в связи с чем признала решение Омского УФАС России о возврате жалоб противоречащим части 11 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе.

ФАС России дано указание о проведении Омским УФАС России внеплановой проверки действий заказчика и уполномоченного учреждения при проведении указанной закупки, в том числе по доводам, указанным в обращении ООО «РУСКОМПЛЕКТ».

 

2. В результате проведения внеплановой проверки, представленных материалов, пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения Комиссия установила следующее.

23.07.2018 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение № 0852500000118001422 и документация об электронном аукционе на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии V с начальной (максимальной) ценой контракта 370000 руб.

Согласно протоколу от 06.08.2018 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе единственная заявка с индентификационным номером 103571161 - Общества с ограниченной ответственностью «Арис Групп» (далее – ООО «Арис Групп», поставщик) с ценой контракта 370000 руб. была признана единой комиссией соответствующей требованиям, установленным в извещении и документации об электронном аукционе. На основании части 16 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

21.08.2018 между заказчиком и ООО «Арис Групп» заключен контракт № Ф.2018.391678 с ценой 370000 руб.

В жалобе заявителем указано:

«В описании объекта закупки «Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный» указаны характеристики:

 

1.6

Рабочая длина катетера

см

не менее 150*

1.7

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

дюйм

не более 0,0158*

 

Данным характеристикам соответствует только один производитель: «Алвимедика Тибби Урунлер Санаи Ве Дис Тикарет Аноним Сиркети», Турция».

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона, помимо прочего указывается информация, предусмотренная статьёй 42 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из указанных норм следует, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Согласно разделу «Наименование объекта закупки» извещения № 0852500000118001422 объектом закупки является поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии V.

Аналогичное наименование объекта закупки указано в Приложении № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил с указанной в ней датой начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Объектом закупки является поставка катетера баллонного для коронарной ангиопластики, стандартного (реестровая запись КТРУ 32.50.13.110-00031).

В силу пункта 5 Правил заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссия отмечает, что помимо характеристик и описания объекта закупки, содержащихся в позиции КТРУ с реестровой записью 32.50.13.110-00031, в соответствии с пунктом 5 Правил в описание объекта закупки включена дополнительная информация, обоснование необходимости использования которой представлено в графе 8 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе. При этом по каждой позиции требуемого к поставке товара заказчиком приведено обоснование включения показателя в описание объекта закупки с указанием необходимости использования таких показателей.

Так, в Приложении № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе по позициям 1.6-1.7 заказчиком указана следующая дополнительная информация :

 

1.6

Рабочая длина катетера

см

не менее 150*

Параметр определяет рабочую длину катетера, совместимость с другими инструментами, применяемыми при ЧТКА и влияет на хирургическую технику

1.7

Профиль дистальной части баллона (профиль входа)

дюйм

не более 0,0158*

Характеристика определяющая потенциальный вред интиме сосуда при продвижении баллона по сосудистому руслу, чем меньше значение профиля дистальной части баллона тем меньше требуется усилий при введении балонного катетера в зону сужения сосуда, следовательно сокращается время ангиопластики и снижается рентгеновская нагрузка на врача и пациента

 

Подпунктом «а» пункта 13 Правил установлено, что в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе включается в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменяемые значения характеристик товаров, работ, услуг.

В табличной форме Приложения № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе, утвержденного заказчиком 04.07.2018, содержатся сведения о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, обоснование необходимости использования иной и дополнительной информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

 

Заказчиком даны письменные пояснения (вх. от 17.10.2018 № 9031) следующего содержания:

«Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки медицинских средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.

Так же, необходимо отметить тот факт, что в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения БУЗОО «ГК БСМП №1» г. Омска ежегодно проводятся операции большому количеству пациентов c диагнозом острый инфаркт миокарда, находящихся в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Эти пациенты, минуя реанимационный зал, напрямую поступают в рентгеноперационную. Рентгенхирург должен быть готов к любому развитию событий для каждого пациента. Заранее просчитать или предугадать развитие событий хода операции невозможно. Ситуация осложняется и тем, что в структуре больницы нет отделения кардиохирургии. Ближайшее отделение кардиохирургии находится на другом берегу реки «Иртыша» в БУЗОО «Областная клиническая больница», на перевод пациента нужно время, а его нет, счет идет на минуты. Поэтому рентгенхирург в своем арсенале должен иметь полный набор расходного инструментария, удовлетворяющий стандартам оказания экстренной медицинской помощи. В 2017 году выполнено более 2000 операций на сосудах сердца.

Запрашиваемые характеристики обоснованы и являются необходимыми для реализации возложенных на Заказчика функций.

Формируя описание объекта закупки, был проведён мониторинг с учётом потребности ЛПУ, изучены характеристики, полученные при посещении различных медицинских конференций, научных и обучающих мероприятий, а также национального руководства по рентгенэндоваскулярной хирургии под редакцией академика РАН Б.Г. Алекяна 2017 год. На основе этого и было сформировано описание объекта закупки.

Так, например, выбор длины катетера баллонного стандартного был определен, исходя из потребностей к технике проведения операций: необходима длина катетера, позволяющая достичь место поражения с использованием трансрадиального и бедренного доступа. Трансрадиальный доступ является преимущественным видом входа в артерию в отделении. Кроме этого выполняются операции с применением техники CART (Контролируемое Антеградно-Ретроградное Субинтимальное Проведение).

Установление указанных интервалов связано с тем, что закупаемый товар используется при внутрисосудистых вмешательствах, выполняемых в ручном режиме, под контролем тактильных ощущений хирурга. Интервал движений составляет несколько миллиметров, что требует от врача высочайшей точности движений, а от товара — строжайшего соответствия требуемым параметрам и размерам. Требования длины катетера связаны с наличием пациентов высокого роста, тучных пациентов. Требование к низкому профилю обусловлено снижением потенциальной травматизации интимы сосуда при продвижении баллона по сосудистому руслу. С данной характеристикой заказчику требуется 25 штук катетеров для определенной категории пациентов.

Доставляемость баллонного катетера к месту поражения. В связи с тем, что операция проходит под контролем рентгеновского излучения, движение катетера внутри сосуда пациента видно только на мониторе во время включенного режима флюороскопии. Таким образом, хирург на мониторе видит только маркерные метки, выполненные из рентгеноконтрастного материала во время режима облучения. Задачей любого хирурга является доставка инструмента в максимально короткие сроки, счет идет на минуты, чтобы во-первых, оперативно оказать помощь тяжелому больному, во-вторых, меньшее количество времени использовать для визуализации рентгеновское облучения, тем самым снижая радиационную нагрузку на медицинский персонал в операционной и на пациента.

Проходимость баллонного катетера сквозь суженный просвет артерии. Для правильного расположения баллонного катетера хирургу требуется пройти сквозь сужение сосуда, которое может быть настолько серьезным, что протолкнуть сквозь него инструмент может оказаться проблематичным или невозможным. Эту проблему призваны решать как материалы, из которых изготовлен катетер, так и конфигурация его кончика и трубки по всей длине. В связи с этим необходимо выбрать с одной стороны довольно тонкий кончик (дистальную часть) катетера, но вместе с тем он должен быть достаточно прочным, чтобы не согнуться при вхождении в кальцинированную бляшку, но также он должен быть атравматичным, чтобы не порвать сосуд. Разница в сотые доли миллиметра в толщине катетера и его кончика может привести к фатальным последствиям.

Гибкость при движении внутри сосуда. В виду того, что движение катетера будет проходить по кровеносным сосудам пациента, которые имеют различную степень извитости, баллонный катетер должен обладать достаточной гибкостью, чтобы иметь возможность повторить изгибы сосудов и при этом при изгибании не повредить сами сосуды. Для этого производителями предусмотрены различные конструктивные решения при производстве катетеров: использование полимерных материалов, которые изменяют свои свойства при погружении в жидкую среду с температурой выше 36 градусов, уменьшение количества сегментов, из которых состоит катетер, уменьшение элементов внутри стенок катетеров, которые препятствуют его плавному изгибу под любым углом.

Кроме того, указанные выше показатели определены производителями не случайно, ведь для достижения максимального лечебного эффекта с учетом безопасности инструмента были научно-практическим путем выявлены материалы, из которых изготавливаются баллонные катетеры, конфигурация катетеров, строение стенок баллона, материал катетера, маркерные метки и остальные параметры. Все эти характеристики в совокупности призваны удовлетворить основные требования, предъявляемые хирургами к данному типу инструментов.

Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.

Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.

Принцип обеспечения конкуренции, закрепленный статьями 6, 8 Закона о контрактной системе, не может толковаться в ущерб потребностям Заказчиков, и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными (функциональными) характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям Заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам соответствует товар только одного производителя.

Иное толкование норм данного Федерального закона означало бы, что заказчики лишаются доступа к необходимым им товарам, вынужденно закупая лишь товары, которые производятся не менее чем двумя и более производителями.

Объект закупки – это изделие медицинского назначения, которое находится в свободном обращении на рынке РФ. Требования документации не ограничивают число участников закупки, так как предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара.

Нет сведений, подтверждающих, что установленные Заказчиком требования к показателям товара, используемых при оказании медицинской помощи, не позволяют участнику закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом, приобретя данное медицинское изделие, соответствующее требованиям Заказчика, на имеющемся рынке медицинского расходного материала.

Задачей заказчика при проведении той или иной процедуры закупки является, в первую очередь, удовлетворение собственных потребностей. Кроме того, заказчик не обязан в силу положений Закона о контрактной системе формировать техническое задание таким образом, чтобы указанным в нем параметрам соответствовал товар различных производителей.

В свою очередь заказчик, при составлении технического задания, руководствовался представленными коммерческими предложениями. Так, в уполномоченное учреждение представлено 3 коммерческих предложения, в соответствии с которыми различные поставщики предлагают баллонные катетеры, полностью соответствующие требованиям заказчика».

Следует отметить, что в нарушение частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявителем при подаче жалобы не представлено каких-либо документальных доказательств того, каким образом описание товаров ограничивает количество участников закупки, какие именно права ООО «РУСКОМПЛЕКТ» при этом нарушены.

Таким образом, при проведении внеплановой проверки не нашли своего подтверждения доводы заявителя, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки.

По мнению Комиссии, такие доводы не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.

При проведении внеплановой проверки Комиссией не установлено нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1», казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходного материала для эндоваскулярной хирургии V (извещение №0852500000118001422) соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

<…>

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны