Решение б/н Решение № 03-10.1/05-2018 по жалобе ООО "Экомед" на действия... от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/05-2018

о признании жалобы частично обоснованной

 

10 января 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«…» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«…» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экомед» (далее - Заявитель, Общество, ООО «Экомед») на действия казенного учреждения здравоохранения Омской области «Специализированный дом ребенка» (далее – заказчик, КУЗОО «СДР») при осуществлении закупки «Оказание услуг по вывозу медицинских отходов (класса Б) с территории КУЗОО "СДР"» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200036217000091) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;

в присутствии представителя заказчика – «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила (вх. № 10537э от 27.12.2017) жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе, согласно которой при проведении закупки Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-10719э от 29.12.2017) заказчиком были представлены (вх. № 31 от 09.01.2018) материалы электронного аукциона.

Дата окончания срока подачи заявок была установлена 05.01.2018 в 10:00 час.

Из представленных материалов следует, что 20.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 113349,60 рублей.

29.12.2017 заказчиком размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

На основании требования Омского УФАС России (исх. № 03-10719э от 29.12.2017) определение исполнителя приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В жалобе заявителя указано: «Заявитель полагает, что назначение даты и времени окончания подачи заявок на праздничный день нарушает права и законные интересы участников электронного аукциона.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее — Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе (далее также - аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (далее - заявки).

Порядок публикации извещения о проведении аукциона, включая минимальные временные интервалы от нее до окончания срока подачи заявок, установлен ч.ч. 1, 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ними заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Участник электронного аукциона вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

При этом Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, в том числе не устанавливает последствия совпадения последнего дня предусмотренного им срока с днем, который в соответствии с законодательством является нерабочим. Поэтому по данному вопросу следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и которые применяются к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с ним, если самим Законом № 44-ФЗ не предусмотрено иное.

Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Ее нормы не затрагивают вопрос о возможности совершения юридически значимых действий, с которыми связано начало течения сроков. Однако ст. 193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (п. 1 ст. 194 ГК РФ).

Минэкономразвития России в письме от 07.12.2015 № Д28и-3561 указывает на необходимость устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных ст. 193 ГК РФ, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом № 44-ФЗ, даются также в письмах Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3518, от 22.01.2016 № Д28и-88 и др.

Таким образом, по мнению Заявителя, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не должны приходиться на нерабочие (выходные, праздничные нерабочие) дни, поскольку такое установление срока не обеспечивает участникам электронного аукциона реальную возможность подачи заявок и, тем самым, сокращает количество участников аукциона.

Более того отмечаем, что на электронной площадке http://www.rts-tender.ru. установлен режим работы электронной площадки РТС-тендер в предпраздничные и праздничные дни, при этом оператор указывает следующее:

Обращаем ваше внимание, что с 31 декабря 2017 г. по 08 января 2018 г. включительно пополнение баланса лицевых счетов участников закупок на электронной площадке РТС-тендер осуществляться не будет. Пожалуйста, учитывайте это в своей работе.

Следовательно, Заказчик, установив крайний срок подачи заявок на 05.12.2017 необоснованно сократил количество участников Аукциона в нарушение принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе, исключив из числа участников Аукциона лиц, у которых отсутствуют на лицевом счете торговой площадки денежные средства для внесения обеспечения заявок в закупке, а также лиц, которые не аккредитованы на электронной площадке.

Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ)».

Частью 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении аукциона.

В извещении о проведении электронного аукциона в разделах «Дата и время начала подачи заявок» и «Дата и время окончания подачи заявок» указано: «Дата и время начала подачи заявок – Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение. Дата и время окончания подачи заявок – 05.01.2018 10:00».

В силу пункта 3 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, также должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

   В разделе 22 «Срок, место и порядок подачи заявок на участие в электронном» документации об электронном аукционе указано следующее: «Заявка подается в любое время с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до 05 января 2018 года "10" часов "00" минут включительно (местного времени».

При этом извещение № 0352200036217000091 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 113349,60 руб. размещены заказчиком на официальном сайте 20.12.2017 в 19:01 час.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Также в соответствии со статьей 190 ГК РФ определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

По определению (пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени»), календарный день - период времени продолжительностью двадцать четыре часа.

При этом частью 3 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» определено, что время календарного дня исчисляется часами, минутами и секундами. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам.

С учетом изложенного, дата размещения извещения и документации о проведении электронного аукциона на официальном сайте не включается в срок, рассчитываемый в порядке, установленном частью 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе, в том числе в связи с тем, что извещение и документация о проведении электронного аукциона должны быть размещены на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.

В жалобе заявителя содержится указание на то, что «с 31 декабря 2017 г. по 08 января 2018 г. включительно пополнение баланса лицевых счетов участников закупок на электронной площадке РТС-тендер осуществляться не будет. Пожалуйста, учитывайте это в своей работе».

В тоже время извещение № 0352200036217000091 и документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 20.12.2017, при этом срок окончания подачи заявок согласно разделу «Дата и время окончания подачи заявок» извещения - 05.01.2018 10:00.

Учитывая изложенное, участник закупки фактически мог подать заявку на участие в данном электронном аукционе с 21.12.2017 по 30.12.2017, что составляет 10 дней.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не нарушены положения части 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе, поскольку соблюден минимальный срок между днем размещения извещения об осуществлении закупки и датой окончания срока подачи заявок, императивно предусмотренный Федеральным законом о контрактной системе.

При этом представителем заказчика на заседании Комиссии даны пояснения о том, что датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было указано 05.01.2018 в целях соблюдения срока рассмотрения первых частей заявок на участие в данном аукционе.

В силу указанного Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителя приведен следующий довод: «Описание предмета закупки в плане-графике Заказчика не соответствует наименованию объекта закупки.

Так Заявитель отмечает, что в соответствии с позицией 301 ПЛАНА- ГРАФИКА закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2017 год, Заказчиком установлено следующее наименование объекта закупки: Оказание услуг по вывозу медицинских отходов ( класса Б) с территории КУЗОО «СДР».

Однако, далее, при описании вида услуг Заявитель указывает следующее:

 

17255020491685 5010100102020013 811244

Оказание услуг по вывозу медицинских отходов (класса Б) с территории КУЗОО "СДР"

 

 

Вывоз и

вывоз

 

утилизация

медицинских

 

медицинских

отходов

 

отходов

класса Б с

 

класса

территории

 

опасности

КУЗОО

 

«В»

"СДР"

 

Идентичное описание предмета закупки установлено Заказчиком в графе «Информация об объекте закупки» на официальном сайте».

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Частью 3 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе  определено, что  в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В части 11 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе  определено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В силу части 12 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

 

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 указанной статьи.

Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее – требования).

Согласно данным требованиям план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд представляет собой единый документ, форма которого включает, в том числе описание объекта закупки, которое может включать в том числе его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), позволяющие идентифицировать предмет контракта с учетом положений статьи 33 Федерального закона.

Комиссией определено, что в плане – графике, размещенном на официальном сайте ЕИС, указан следующий объект закупки  «Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования», функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики «Вывоз и утилизация медицинских отходов класса опасности «В»».

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

            Комиссией определено, что в разделе «Наименование объекта закупки» извещение № 0352200036217000091 указано: «Оказание услуг по вывозу медицинских отходов (класса Б) с территории КУЗОО «СДР»».

Вместе с тем в разделе «Информация об объекте закупки» извещения  № 0352200036217000091 указано следующее:

 

КОД ПОЗИЦИИ

НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ ПО КТРУ

ЕДИНИЦА
ИЗМЕРЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО

ЦЕНА ЗА ЕД.ИЗМ.

СТОИМОСТЬ

 

38.11.29.000

Вывоз и утилизация медицинских отходов класса опасности «В»

шт

156,00

726,60

113 349,60

           
 
       

Итого:

113 349,60

 

Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона № 0352200036217000091 не содержало информацию, соответствующую редакции плана-графика, действовавшей на момент размещения данного извещения в ЕИС.

Таким образом, при размещении данной закупки заказчиком были нарушены требования части 12 статьи 21 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

При таких обстоятельствах Комиссия считает данный довод жалобы обоснованным.

 

3.3. В жалобе заявителя указано: «Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно отождествляет понятия «утилизация» и «обезвреживание» в нарушение норм СанПин 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Заказчиком в Техническом задании установлено, что услуги по вывозу и утилизации отходов класса Б представляют собой комплекс услуг по сбору, транспортировке, утилизации (обезвреживанию), размещению отходов с соблюдением, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», иных норм и требований действующего законодательства..

При этом согласно Приложению № 6 СанПин 2.1.7.2790-10 утилизация отходов - эго использование отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов после соответствующей переработки. К используемым относятся отходы, которые находят применение в народном хозяйстве в качестве сырья или добавок к сырью для выработки продукции, а также в качестве топлива, кормов и удобрений.

Тем самым, Заявитель делает вывод о том, что СанПин 2.1.7.2790-10 предусматривает, что не все виды отходов подлежат утилизации, а только лишь те, которое можно использовать в качестве вторичных ресурсов после соответствующей переработки.

При этом СанПин 2.1.7.2790-10 указывает, что обезвреживание отходов - что обработка отходов с применением технологий, ведущих к утрате всех опасных свойств отходов в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Таким образом, Заявитель отмечает, описание объекта закупки с помощью термина «утилизация» недопустимо, необходимо использование термина - «обезвреживание отходов»».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

            Объектом данной закупки (извещение № 0352200036217000091) является оказание услуг по вывозу медицинских отходов (класса Б) с территории КУЗОО «СДР».

Вместе с тем в документации об электронном аукционе, а также в проекте государственного контракта указано следующее: «Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса Б».

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона об отходах производства и потребления определено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отношения в области обращения с медицинскими отходами исключены из сферы действия Федерального закона об отходах производства и потребления, поскольку указанные отношения регулируются специальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

При этом частью 3 статьи 49 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

 В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Согласно пункту 3.1. раздела III «Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:

- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезвреживание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Следует отметить, что пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10  медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:

 

Класс опасности

 

Характеристика морфологического состава

Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО)

Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

Класс Б (эпидемиологически опасные отходы)

Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию.

Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы)

Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.

Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.

 

 

Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности)

Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

Класс Д (радиоактивные отходы)

Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

 

При этом следует также отметить, что в соответствии с пунктом 4.10. СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.

Согласно пункту 4.16. СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.

Пунктами 10.1 и 10.2 СанПиН 2.1.7.2790-10  установлено, что участок по обращению с отходами классов «Б» и «В» является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов «Б» и «В». Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности). Состав и минимальные площади помещений участка представлены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.

Участок может располагаться как в отдельно стоящем здании в хозяйственной зоне с подъездными путями, так и в составе корпуса, в том числе в подвальных помещениях с автономной вытяжной вентиляцией (за исключением установок для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза). Расстояние от жилых и общественных зданий до участка, оборудованного установкой для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза определяется в соответствии с требованиями законодательства.

Участок должен быть обеспечен канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка должны обеспечивать поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на «чистую» и «грязную» зоны.

На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов.

Пунктом 5.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов «Б» зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация).

В пункте 5.2 СанПиН 2.1.7.2790-10  указано, что обеззараживание/обезвреживание отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способами.

При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.

При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, при этом организуется транспортирование отходов.

Пунктом 5.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, что физический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.

Согласно пункту 5.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 химический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования.

Представителем заказчика на заседании Комиссии даны пояснения о том, что в КУЗОО «СДР» используется химический метод обеззараживания отходов класса Б.

Согласно Приложению 6 к СанПиН 2.1.7.2790-10 под утилизацией отходов понимается «Использование отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов после соответствующей переработки. К используемым относятся отходы, которые находят применение в народном хозяйстве в качестве сырья или добавок к сырью для выработки продукции, а также в качестве топлива, кормов и удобрений».

Вместе с тем пунктом 5.11 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено ограничение в части того, что применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения.

Комиссия отмечает, что поскольку в КУЗОО «СДР» используется химический метод обеззараживания отходов класса Б, то применение технологий утилизации в отношении таких отходов невозможно.

Таким образом, определив объект закупки (извещение № 0352200036214000091) как оказание услуг по вывозу медицинских отходов (класса Б) с территории КУЗОО "СДР", при этом указав в документации об электронном аукционе, в приложении № 1 «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ» к документации об электронном аукционе, а также в проекте государственного контракта объект закупки как оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса Б, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64  Федерального закона о контрактной системе.

В силу указанного Комиссия считает данный довод жалобы обоснованным.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

4.1. Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

            Объектом данной закупки (извещение № 0352200036217000091) является оказание услуг по вывозу медицинских отходов (класса Б) с территории КУЗОО «СДР».

В силу абзаца первого части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такой закупки.

Вместе с тем в нарушение указанной нормы в разделе 5 «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, а также в приложении № 1 «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ» к документации об электронном аукционе указано следующее: «Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса Б».

Аналогичное условие содержится в приложении № 3 «Государственный контракт» к документации об электронном аукционе.

 

 

4.2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.

Согласно части 4 статья 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В разделе 34 «Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации» документации об электронном аукционе установлено следующее: «Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: 29 декабря 2017 года».

Исходя из того, что срок окончания подачи заявок согласно разделу «Дата и время окончания подачи заявок» извещения № 0352200036217000091 установлен – 10:00 час. 05.01.2018 включительно, то в соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок (не позднее 01.01.2018), в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, т.е. 03.01.2018.

Таким образом, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, указанная в документации об аукционе, не соответствует требованиям части 4 статьи 65  Федерального закона о контрактной системе.

 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экомед» на действия казенного учреждения здравоохранения Омской области «Специализированный дом ребенка» при осуществлении закупки «Оказание услуг по вывозу и утилизации отходов класса А и Б из контейнеров» (извещение № 0352200036217000091) в части необъективного описания объекта закупки.

 

2. Признать в действиях казенного учреждения здравоохранения Омской области «Специализированный дом ребенка» нарушение требований части 12 статьи 21, абзаца первого и пунктов 1 и 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе.

Учитывая, что закупка отменена заказчиком, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

«…»

 

Члены Комиссии:

«…»

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны