Решение б/н Дело № 03-10.1/102-2018 по жалобе ООО "Изидолг" на действия ... от 5 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/102-2018

о признании жалобы частично обоснованной

 

02 апреля 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…» – «…»;

«…» – «…»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Изидолг» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Изидолг») на действия Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее также Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на ремонт дорог местного значения (извещение № 0152300030818000001) (далее - электронный аукцион),

в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствие представителя Заказчика – «…» (доверенность от 01.01.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. № 2606э от 26.03.2018) жалоба заявителя, в которой указано, что документация об электронном аукционе разработана с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. Из материалов закупки, опубликованных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) следует, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 13745551 руб. были размещены на официальном сайте 22.02.2018.

28.02.2018 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.

11.03.2018 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.

В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 28.03.2018 указано, что на участие в электронном аукционе поступило восемь заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.

На основании требования Омского УФАС России (исх. № 03-2529э от 27.03.2018) определение подрядчика приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В силу абзаца 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении закупки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

В жалобе заявителя указано:

«Заказчик установил следующие сроки:

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 29.03.2018

Дата проведения аукциона в электронной форме – 04.04.2018

Время проведения аукциона – 09:30

Заказчик не имеет права проводить аукцион позже 02.04.2018».

 

            В графе «Информация о процедуре закупки» извещения 0152300030818000001 указано:

 

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников

29.03.2018

Дата проведения аукциона в электронной форме

04.04.2018

 

При этом пункт 17 «Сроки проведения электронного аукциона» раздела I “Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе, в том числе, содержит следующую информацию:

 

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе

29 марта  2018 года

Дата проведения аукциона

 3 апреля  2018 года

Время начала проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик

 

Комиссия отмечает, что действительно в соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона должен быть день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе (29.03.2018), следовательно, датой проведения электронного аукциона оператором электронной площадки должно являться 01.04.2018. Однако, учитывая, что 01.04.2018 являлось выходным днем (воскресенье), то по правилам исчисления сроков, предусмотренных статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день – понедельник 02.04.2018. Соответственно датой проведения аукциона должно было являться 03.04.2018.

Таким образом, дата проведения аукциона, установленная в извещении 0152300030818000001, не соответствовала требованиям части 3 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия признала данный довод жалобы Заявителя обоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителя указано:

«В Информационной карте Заказчик не требует у Участника закупки членства в СРО. При этом Заказчик указывает виды работ, на которые требуются допуски СРО».

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В соответствии с Перечнем саморегулируемые организации (далее - СРО) в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. На виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске.

Для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, указанных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования) не требуется наличия свидетельства о допуске СРО.

Ряд работ, не оказывающих прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, включая отделочные работы и благоустройство территории, могут выполняться любыми физическими и юридическими лицами без получения свидетельства о допуске СРО.

В соответствии с пунктом 25 раздела III Перечня работы по строительству, капитальному ремонту или же реконструкции автомобильных дорог, деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (пункт 25.4), осуществляемая в процессе устройства тротуаров и укладки бордюрного камня, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для проведения таких работ необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Таким образом, при проведении работ по текущему ремонту дорог местного значения не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Данная позиция подтверждается также письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31.08.2010 № 31330-ИП/08.

На основании изложенного, Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.3. В жалобе Заявителя указано:

«Нарушение в части неустановления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ         Не установлены

Данные требования распространяются на данную закупку по следующим основаниям:

Ст.31 п. 2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство РФ устанавливает данные дополнительные требования согласно

Постановлению от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"

Объект закупки данного аукциона "ремонт дорог местного значения" (КОД ПО ОКПД2 - 42.11.20.000относится к отдельным видам товаров, работ, услуг, которые перечислены в Приложении №1 к данному Постановлению:

п.2. Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

Данное постановление имеет силу при сумме НМЦК свыше 10 млн рублей.

При этом сумма начальной (максимальной) цены контракта (цена лота) в данном аукционе превышает 10 млн. рублей и составляет 13 745 551,00 рублей.

Ст.31 ч.4

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования».

В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Данные требования определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99).

Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В разделе 3 «Дополнительные требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ» документации об электронном аукционе указано: «Не установлены».

В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №  99 дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию <*> к пункту 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Из приведенных выше норм следует, что при осуществлении закупки, объектом которой является выполнение работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, и если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик в силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе обязан установить к участнику закупки дополнительные требования в соответствии с Постановлением № 99.

В рассматриваемом случае объектом закупки являлся текущий ремонт дорог, следовательно, у заказчика не имелось правовых оснований для установления дополнительных требований для установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Данная позиция подтверждается также арбитражной практикой и письмом Федеральной антимонопольной службы от 17.04.2017 № ИА/25494/17.

На основании изложенного, Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

4.  Кроме того, Решением Комиссии Омского УФАС России от 02.04.2018 № 03-10.1/101-2018 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, пункта 6 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 № 606, пункта 5 раздела I «Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)» Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 1466, выразившиеся в установлении в пункте 4.1.5 проекта контракта неверного срока оплаты работ, выполняемых субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом Комиссией Омского УФАС России Заказчику выдано предписание от 02.04.2018 № 03-10.1/101-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Изидолг» на действия Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на ремонт дорог местного значения (извещение № 0152300030818000001) в части установления неверной даты проведения электронного аукциона.

 

2. Признать в действиях Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, учитывая что

- нарушение, указанное в пункте 3.1 настоящего Решения, не повлияло на результат закупки;

-  по нарушению, указанному в пункте 4 настоящего Решения, ранее выдано предписание Комиссии Омского УФАС России от 02.04.2018 № 03-10.1/101-2018 об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.

 

            4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы для возбуждения дела об административном правонарушении на основании Решения Комиссии Омского УФАС России от 02.04.2018 № 03-10.1/101-2018, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

«…»

«…»

«…»

«…»

«…»

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны