Решение №03-10.1/103-2017 Решение № 03-10.1/103-2017 по жалобе ИП "............" на де... от 5 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/103-2017

о признании жалобы необоснованной

 

03 мая 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«………….» - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«………….» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«………….» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя «………….» (далее - заявитель, ИП «………….») на действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее – заказчик, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку семян картофеля (извещение № 0352100019817000028) (далее – электронный аукцион),

в присутствии заявителя – индивидуального предпринимателя «………….»;

представителей заказчика: «………….» (доверенность № 52 от 02.05.2017), «………….» (доверенность № 4 от 11.01.2017);

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. № 3340 от 26.04.2017) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3154э от 28.04.2017) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 12.04.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 3599500 руб. Дата окончания срока подачи заявок была установлена 02.05.2017.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, Комиссия установила следующее.

В жалобе заявителя указано: «В приложении № 1 к аукционной документации в наименовании товара указан конкретный сорт семян картофеля: «Ред скарлет» и «Сильвана».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно реестра ФГБУ «Госсорткомиссия» сорт «Сильвана» включен в госреестр по Центральному и Волго-вятскому регионам.

Так как заказчик смог точно и четко описать характеристики объекта закупки без указания сорта, то считаю недопустимым указывать названия конкретных сортов в наименовании закупаемого товара».

Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия отмечает, что из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Требования к товару были установлены заказчиком в приложении № 1 «Характеристики товара» к документации об электронном аукционе (далее – Приложение № 1).

 

 

При этом в пунктах 1 и раздела «Наименование товара» Приложении № 1 представленного в табличной форме было указано следующее: «Семена картофеля «Сильвана» и «Семена картофеля «Ред Скарлет».

Следует отметить, что обращение на территории Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений регламентируется Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» в преамбуле которого указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.

При этом в абзаце 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» указано, что допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.

Аналогичная требование установлено в пункте 5.1.1 раздела 5 «Технические требования» ГОСТ Р 53163-2008 «Картофель семенной. Технические условия».

Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре селекционных достижений, на официальном сайте ФГБУ «Госсорткомиссия» в сети «Интернет» (http://reestr.gossort.com/), семена картофеля сортов «Сильвана» и «Ред Скарлет» включены в указанный реестр.

Кроме того, следует отметить, что каждому сорту семян картофеля присущи свои характеристики, в том числе вкусовые, индивидуализирующие только его из общей массы всего многообразия сортов семян картофеля, включенных в Государственный реестр селекционных достижений.

Таким образом, наименование сорта напрямую указывает на совокупность определенных характеристик семян картофеля.

Учитывая изложенное, указание в описании объекта закупки на конкретный сорт семян картофеля, который по своей сути указывает на определенный набор характеристик, не нарушает требований пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

4.1. Комиссия отмечает, что в силу части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, указанную в пунктах 1-12 приведенной нормы.

Таким образом, информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств должна содержаться как в извещении, так и в документации об электронном аукционе.

Комиссия отмечает, что согласно разделу «Информация об объекте закупки» извещения № 0352100019817000028 по всем позициям закупаемого товара заказчиком был установлен код товара по ОКПД2 - 01.13.51.130.

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ № 155) определены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

При этом пунктом 1 Приказа 155 установлено, что настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице. В приложении к Приказу № 155, в частности указано:

 

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Наименование позиции товара

01.13.51

Картофель

 

При этом группировка 01.13.51 ОКПД2 включает в себя код 01.13.51 «Семена картофеля».

Таким образом, закупаемые заказчиком в рамках аукциона семена картофеля, относятся к товарам, указанным в пункте 1 Приказа от 25.03.2014 № 155 (код 01.13.51), следовательно, заказчик должен был установить ограничения допуска товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Приказом № 155.

Однако в нарушение части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Приказа № 155 в разделах «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» извещения и документации об аукционе указано: «Не установлены».

 

4.2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом изменение размера обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

При изучении документации об электронном аукционе Комиссией, установлено, что в разделе 21 «Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта» информационной карты документации об электронном аукционе указано: «Размер обеспечения исполнения контракта 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 179 975 (Сто семьдесят девять тысяч девятьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек».

В пункте 7.3 проекта контракта указано: «7.3. Размер обеспечения исполнения Контракта установлен в размере 5% от начальной (максимальной) цены Контракта указанной в документации об электронном аукционе, что составляет 179 975 (Сто семьдесят девять тысяч девятьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек».

Таким образом, в проекте контракта был установлен размер обеспечения контракта в твердом размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Однако в соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Из части 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе следует, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов для заключения контракта участнику закупки необходимо представить по своему усмотрению либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

 

 

Учитывая, что заказчиком в проекте контракта установлен конкретный процент обеспечения исполнения контракта от начальной (максимальной) цены контракта, то в случае предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, заказчику для заключения контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Федерального закона о контрактной системе.

Таким образом, действия заказчика по включению в проект контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта нарушают положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В пунктах 4 и 5 Правил указано следующее:

«4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

Таким образом, из приведенных выше норм Федерального закона о контрактной системе следует, что положения контракта должны содержать фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, условия об ответственности сторон, в том числе о размерах штрафов и порядке их определения является существенным условием контракта.

При этом в силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Следует отметить, что согласно извещению № 0352100019817000028 и документации об аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 3599500 руб.

При этом пунктах 8.3 и 8.6 раздела 8 «Ответственность сторон» проекта контракта указано:

«8.3. В случае неоплаты поставленного товара, ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком иных обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату штрафа.

Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке 2 процента цены контракта, что составляет ___________ рублей.

8.6. За недопоставку товара (не поставку предусмотренного Контрактом количества товара к моменту окончания срока действия Контракта), за поставку некачественного товара (поставку товара, не соответствующего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условиям Контракта), за не возврат суммы авансового платежа, за иное неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Поставщик уплачивает Государственному заказчику штраф в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке 5 процентов цены контракта, что составляет ________ рублей».

Из указанного следует, что в проекте контракта заказчиком были установлены размеры штрафов для заказчика и поставщика, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, которая превышает 3 миллиона рублей.

Однако в случае снижения в ходе проведения процедуры электронного аукциона цены контракта до 3 миллионов и ниже заказчику необходимо будет вносить изменения в существенные условия контракта, что в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе недопустимо.

При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, заказчику надлежало указать в проекте контракта все пороговые значения штрафов, предусмотренные Правилами, как для заказчика, так и для поставщика.

 

4.4. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Таким образом, информация о информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона о контрактной системе должна содержаться как в извещении, так и документации об аукционе.

Комиссия установила, что в разделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» извещения о проведении аукциона, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, указано: «Обеспечение контракта».

Из указанного следует, что извещение № 0352100019817000028, сформированное программно-аппаратными средствами официального сайта, не содержит информации о банковском сопровождении контракта.

Не содержит указанную информацию и документация об электронном аукционе.

Однако Комиссией было установлено, что в пункте 4.12 «Информация о банковском сопровождении контракта» извещения, размещенном на официальном сайте ЕИС в прикрепленном файле, указано: «не установлена».

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 8 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.5. Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об аукционе фактически не содержит инструкцию по заполнению заявки.

При этом на заседании Комиссии представитель заказчика затруднился пояснить, каким образом должна быть заполнена заявка участником закупки при отсутствии в документации об электронном аукционе информации о порядке предоставления участником закупки конкретных показателей, например, веса клубня.

Кроме того, Комиссия отмечает, что из описания объекта закупки, содержащегося в Приложении № 1, изначально невозможно определить:

- какие значения показателей товаров являются неизменяемыми;

- какие изменяемые показатели должны быть представлены в заявке конкретно;

- какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения.

Фактически документация об аукционе не содержит инструкции по заполнению заявки для случаев, когда при описании объекта закупки заказчиком в Приложении № 1 использованы слова и словосочетания: «не более…» «более…», «не превышает…», «превышает…», «не выше…», «выше…», «не менее…», «менее…», «не менее чем…», «не ниже…», «ниже…», «лучше…», «хуже…», «свыше…», а также обозначения: «+», «-», «/» «;» и так далее.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя «………….» на действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку семян картофеля (извещение № 0352100019817000028).

 

2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» части 4 статьи 14, частей 2, 5 и 8 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 2 части 1 и части 1 статьи 64, части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» и оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352100019817000028) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

«………….»

Члены Комиссии:

«………….»

 

«………….»

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/103-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

03 мая 2017 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«………….» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«………….» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«………….» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя «………….» на действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку семян картофеля (извещение № 0352100019817000028) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» нарушение требований части 4 статьи 14, частей 2, 5 и 8 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 2 части 1 и части 1 статьи 64, части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

на основании своего Решения от 03.05.2017 № 03-10.1/103-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» и его аукционной комиссии в срок до 18.05.2017:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона (извещение № 0352100019817000028);

- возвратить участникам закупки заявки на участие в электронном аукционе;

- внести в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе следующие изменения:

а) в разделе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» извещения №0352100019817000028, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, извещения размещенного на официальном сайте в письменной форме, а также документации об электронном аукционе установить запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

 

б) в разделе «Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок» извещения № 0352100019817000028, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, а также в разделе 21 информационной карты документации об электронном аукционе указать информацию о том, что банковское сопровождение контракта не требуется;

в) в пунктах 8.3 и 8.5 раздела 8 «Ответственность сторон» проекта контракта указать все пороговые значения штрафов, как для заказчика, так и для поставщика, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063;

г) исключить из пункта 7.3 проекта контракта размер обеспечения исполнения контракта, установленный в твердой сумме, предусмотрев при этом возможность указания размера обеспечения контракта при заключении контракта;

д) включить в документацию об электронном аукционе инструкцию по заполнению заявки с учетом требований, указанных в Решении от 03.10.2016 № 03-10.1/252-2016.

- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе;

- назначить дату электронного аукциона.

 

2. Оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» обеспечить Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;

 

3. Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» и оператору электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения подрядчика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 03.05.2017 № 03-10.1/103-2017.

 

4. Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области», АО «единая электронная торговая площадка» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания в срок до 19.05.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «………….»

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

«………….»

Члены Комиссии:

«………….»

 

«………….»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны