Решение №03-10.1/104-2017 Решение № 03-10.1/104-2017 по жалобе ООО "А Строй" на действ... от 11 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение № 03-10.1/104-2017
о признании жалобы обоснованной
04 мая 2017 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
«……………...» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
«……………...» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
«……………...» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «А Строй» (далее – заявитель, Общество, ООО «А Строй») на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее – уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области (извещение № 0152200004717000121) для нужд казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее – заказчик, КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области») (далее – электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей уполномоченного органа – «……………...» (доверенность № 53 от 13.09.2017), «……………...» (доверенность № 68 от 11.04.2017),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. № 3343э от 06.07.2016) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3150 от 28.04.2017) уполномоченным органом были представлены (вх. № 3208 от 03.05.2017) материалы закупки, из которых следует, что 28.03.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 13898254,80 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.05.2017 на участие в аукционе подано 3 заявки, все участники были допущены к участию в электронном аукционе.
Дата проведения электронного аукциона была назначена на 05.05.2017.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя указано: «Согласно ч. 2 ст. 70 ФЗ № 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Полагаем, Заказчик нарушил нормы Закона о контрактной системе, путем включение суммы оплаты за работы по контракту до заключения договора».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, условие о порядке и сроках оплаты работы является существенным условием контракта.
Кроме того следует отметить, что предметом закупки (извещение № 0152200004717000121) является выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области.
Частью 5 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе определено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В части 6 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе определено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Комиссия отмечает, что в настоящее время методика составления графиков оплаты выполненных по контракту работ не разработана.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
При этом изменение порядка и сроков оплаты работ на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
При изучении документации об электронном аукционе Комиссией, установлено, что в приложении № 3 «График оплаты выполненных работ» к проекту контракта, представленному в табличной форме, уполномоченным органом были установлены этапы выполнения работ, сроки их выполнения, а также размер оплаты каждого этапа выполненных работ, рассчитанного исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а именно:
№ п/п |
Наименование и № этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ |
Виды работ, предусмотренные этапом |
Срок выполнения этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ |
Срок оплаты Государственным заказчиком этапа работ по предоставленным Подрядчиком первичным документам |
Сумма платежа, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
1 этап |
Восстановление оси трассы автомобильной дороги |
Начало срока выполнения работ – день, следующий за календарной датой заключения Государственного контракта; окончание срока выполнения работ - 21 июня 2017 года |
В течение 60 дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненых работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненых работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета). При этом оплата этапа выполненых работ производится Государственным заказчиком за вычетом предоплаты в размере 10% от суммы предъявленных к оплате Подрядчиком выполненых работ |
557,37 |
|
Демонтаж существующих конструкций |
||||||
Земляное полотно |
||||||
Временные здания и сооружения - 4,1%*0,8 |
||||||
Затраты на перевозку рабочих |
||||||
НДС - 18% |
||||||
2 |
2 этап |
Рекультивация |
|
В течение 60 дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненых работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненых работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета). При этом оплата этапа выполненых работ производится Государственным заказчиком за вычетом предоплаты в размере 10% от суммы предъявленных к оплате Подрядчиком выполненых работ |
11951,06 |
|
Дорожная одежда |
||||||
Укрепительные работы |
||||||
Организация дорожного движения |
||||||
Сети электроснабжения. Наружное освещение |
||||||
Оплата за негативное воздействие на окружающую среду - Плата за выбросы, сбросы и размещение отходов на период строительства объекта |
||||||
Затраты на перевозку рабочих |
||||||
Сети электроснабжения. Наружное освещение. ПНР |
||||||
Непредвиденные затраты |
||||||
НДС - 18% |
||||||
ИТОГО на 2017 год |
12508,4293 |
|||||
Сумма предоплаты |
1389,8255 |
|||||
ИТОГО на 2017 год, с учетом предоплаты |
13898,2548 |
|||||
Понижающий коэффициент |
|
|||||
ИТОГО на 2017 год с учетом понижающего коэффициента |
|
Комиссия отмечает, что приложение № 3 «График оплаты выполненных работ» к проекту контракта содержало такие разделы как «Понижающий коэффициент» и «ИТОГО на 2017 год с учетом понижающего коэффициента».
В письменных возражениях уполномоченного органа на доводы жалобы, в частности указано:
«После определения победителя аукциона рассчитывается коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения аукциона (далее - понижающий коэффициент), данный понижающий коэффициент отражается в Графике. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. Полученная итоговая цена контракта вносится в проект контракта, направляемого победителю аукциона, в том числе в График (строка «Итого на 2017 год с учетом понижающего коэффициента»)».
При таких обстоятельствах Комиссия считает необходимым отметить, что исходя из положений статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе, график оплаты выполненных по контракту работ должен содержать размер оплаты работ в отношении каждого этапа выполнения работ, в том числе рассчитанного исходя из цены контракта предложенной победителем электронного аукциона.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае в графике оплаты выполненных по контракту работ отсутствует возможность указания оплаты за каждый этап выполненных работ с учетом понижающего коэффициента.
Таким образом, при отсутствии в приложении № 3 «График оплаты выполненных работ» к проекту контракта возможности указания оплаты за каждый этап выполненных работ с учетом понижающего коэффициента, заказчику при заключении контракта необходимо будет внести изменения в раздел «Сумма платежа, тыс. руб.», что, по мнению Комиссии, недопустимо, поскольку будут изменены существенные условия контракта.
Следовательно, установив в разделе «Сумма платежа, тыс. руб.» приложения № 3 к проекту контракта фиксированный размер суммы оплаты этапов работ исходя из начальной (максимальной) цены контракта без возможности указания размера оплаты за каждый этап выполненных работ, с учетом понижающего коэффициента заказчиком, уполномоченным органом нарушены положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Следует отметить, аналогичное нарушение было допущено заказчиком, уполномоченным органом в приложении № 2 «График выполнения работ» проекта контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия признает жалобу заявителя обоснованной.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО «А Строй» на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области (извещение № 0152200004717000121) для нужд казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», Главного управления контрактной системы Омской области части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
«……………...» |
Члены Комиссии: |
«……………...» |
|
«……………...» |
ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/104-2017
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
04 мая 2017 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
«……………...» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
«……………...» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
«……………...» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО «А Строй» на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области (извещение № 0152200004717000121) (далее – электронный аукцион) для нужд казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области»,
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение требований части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 04.05.2017 № 03-10.1/104-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Главному управлению контрактной системы Омской области, казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» и его аукционной комиссии в срок до 18.05.2017 при передаче проекта контракта победителю электронного аукциона внести следующие изменения:
а) в приложении № 3 «График оплаты выполненных работ» к проекту контракта предусмотреть возможность указания размера оплаты за каждый этап выполненных работ с учетом понижающего коэффициента путем добавления дополнительных разделов: «Понижающий коэффициент» и «Сумма платежа с учетом цены, предложенной участником закупки и понижающим коэффициентом, тыс. руб.», а именно:
График оплаты выполненных работ |
|||||||
по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области |
|||||||
№ п/п |
Наименование и № этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ |
Виды работ, предусмотренные этапом |
Срок выполнения этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ |
Срок оплаты Государственным заказчиком этапа работ по предоставленным Подрядчиком первичным документам |
Сумма платежа, тыс. руб. |
Понижающий коэффициент |
Сумма платежа с учетом цены, предложенной участником закупки и понижающим коэффициентом, тыс. руб. |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
1 этап |
Восстановление оси трассы автомобильной дороги |
Начало срока выполнения работ – день, следующий за календарной датой заключения Государственного контракта; окончание срока выполнения работ - 21 июня 2017 года |
В течение 60 дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета). При этом оплата этапа выполненных работ производится Государственным заказчиком за вычетом предоплаты в размере 10% от суммы предъявленных к оплате Подрядчиком выполненных работ |
557,37 |
------- |
------ |
Демонтаж существующих конструкций |
|||||||
Земляное полотно |
|||||||
Временные здания и сооружения - 4,1%*0,8 |
|||||||
Затраты на перевозку рабочих |
|||||||
НДС - 18% |
|||||||
2 |
2 этап |
Рекультивация |
|
В течение 60 дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета). При этом оплата этапа выполненных работ производится Государственным заказчиком за вычетом предоплаты в размере 10% от суммы предъявленных к оплате Подрядчиком выполненных работ |
11951,06 |
----- |
------ |
Дорожная одежда |
|||||||
Укрепительные работы |
|||||||
Организация дорожного движения |
|||||||
Сети электроснабжения. Наружное освещение |
|||||||
Оплата за негативное воздействие на окружающую среду - Плата за выбросы, сбросы и размещение отходов на период строительства объекта |
|||||||
Затраты на перевозку рабочих |
|||||||
Сети электроснабжения. Наружное освещение. ПНР |
|||||||
Непредвиденные затраты |
|||||||
НДС - 18% |
|||||||
ИТОГО на 2017 год |
12508,4293 |
||||||
Сумма предоплаты |
1389,8255 |
||||||
ИТОГО на 2017 год, с учетом предоплаты |
13898,2548 |
||||||
Понижающий коэффициент |
|
||||||
ИТОГО на 2017 год с учетом понижающего коэффициента |
|
б) в приложении № 2 «График выполнения работ» к проекту контракта предусмотреть возможность указания размера оплаты за каждый этап выполненных работ с учетом понижающего коэффициента путем добавления дополнительных разделов, а именно:
График выполнения работ
по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
С учетом понижающего коэффициента |
|||||||||||||||||||
№ п/п |
№ смет |
Виды работ, предусмотренные этапом |
Ед. изм. |
Всего |
Срок выполнения работ (2017 г.) |
Понижающий коэффициент |
Всего |
Срок выполнения работ (2017 г.) |
|||||||||||
I этап |
II этап |
I этап |
II этап |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|||||||||
Подготовка территории строительства |
|||||||||||||||||||
1 |
1-1-р |
Восстановление оси трассы автомобильной дороги |
тыс. руб |
5,03 |
5,03 |
|
|
|
|
|
|||||||||
2 |
01-01 |
Демонтаж существующих конструкций |
тыс. руб |
46,32 |
46,32 |
|
|
|
|
|
|||||||||
3 |
01-02 |
Рекультивация |
тыс. руб |
2,94 |
|
2,94 |
|
|
|
|
|||||||||
Основные объекты строительства |
|
||||||||||||||||||
4 |
02-01 |
Земляное полотно |
тыс. руб |
110,36 |
110,36 |
|
|
|
|
|
|||||||||
5 |
02-02 |
Дорожная одежда |
тыс. руб |
9 130,85 |
|
9 130,85 |
|
|
|
|
|||||||||
6 |
02-03 |
Укрепительные работы |
тыс. руб |
177,7303 |
|
177,7303 |
|
|
|
|
|||||||||
7 |
02-04 |
Организация дорожного движения |
тыс. руб |
229,8083 |
|
230,8083 |
|
|
|
|
|||||||||
Объекты энергетического хозяйства |
|||||||||||||||||||
8 |
04-01 |
Сети электроснабжения. Наружное освещение |
тыс. руб |
1 407,3762 |
|
1 407,3762 |
|
|
|
|
|||||||||
Временные здания и сооружения |
|||||||||||||||||||
9 |
|
Временные здания и сооружения - 4,1%*0,8 |
тыс. руб |
361,98 |
361,98 |
|
|
|
|
||||||||||
Прочие работы и затраты |
|||||||||||||||||||
10 |
|
Оплата за негативное воздействие на окружающую среду - Плата за выбросы, сбросы и размещение отходов на период строительства объекта |
тыс. руб |
9,76 |
|
9,76 |
|
|
|
|
|||||||||
11 |
9-1 |
Затраты на перевозку рабочих |
тыс. руб |
2,29 |
1,14 |
1,15 |
|
|
|
|
|||||||||
12 |
09-01 |
Сети электроснабжения. Наружное освещение. ПНР |
тыс. руб |
121,14 |
|
121,14 |
|
|
|
|
|||||||||
Непредвиденные затраты |
|||||||||||||||||||
13 |
|
Непредвиденные затраты |
тыс. руб |
174,09 |
|
174,09 |
|
|
|
|
|||||||||
Налоги и обязательные платежи |
|||||||||||||||||||
14 |
|
НДС - 18% |
тыс. руб |
2 118,58 |
94,47 |
2 024,11 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Всего |
тыс. руб |
13 898,2548 |
619,3000 |
13 278,9548 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Понижающий коэффициент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
ИТОГО на 2017 год с учетом понижающего коэффициента |
тыс. руб |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Главному управлению контрактной системы Омской области, казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
3. Главному управлению контрактной системы Омской области, казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок до 19.05.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «……………...»
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя Комиссии |
«……………...» |
Члены Комиссии: |
«……………...» |
|
«……………...» |