Решение б/н Решение по жалобе ООО "МЕДПРОЕКТ" от 19 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/118-2017

о признании жалобы необоснованной

 

16 мая 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

…………... – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

…………... – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

…………... – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРОЕКТ» (далее – Заявитель, Общество) на действия Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик, ГУ - Омское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) при осуществлении закупки «Поставка инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального изготовления» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0252100000117000064) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

Заявителя – …………….. (доверенность № 19/04 от 19.04.2017);

Заказчика – ……………… (доверенность № 111 от 29.12.2016), ……………….. (доверенность № 113 от 29.12.2016), ……………… (без доверенности),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (04.05.2017 в 20:08 час., зарегистрирована 05.05.2017 вх. № 3582) жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3350 от 05.05.2017) Заказчиком были представлены письменные возражения в отношении доводов жалобы (вх. № 3734 от 12.05.2017), а также материалы закупки (вх. № 3727 от 12.05.2017), из которых следует, что 27.04.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1279822,94 руб.

В извещение № 0252100000117000064 установлены дата и время окончания подачи заявок -05.05.2017 12:00 час.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 12.05.2017 поступило три заявки, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 15.05.2017 единственный участник закупки сделал ценовое предложение в сумме 1 273 423,83 руб.

 

 

 

3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных заказчиком материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее:

3.1. В соответствии с требованиями пунктов 7 и 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом), размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В жалобе Заявителя указано следующее:

«В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не конкретизирована и не установлена информация в отношении обеспечения исполнения контракта, а именно: «порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта».

В соответствии с пунктом 7, 8 статьи 42 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом; порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Заказчик нарушает пункт 7, 8 статьи 42, статью 35, статью 45, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: « Заказчик вводит участника закупки своими действиями вводит участника закупки в заблуждение в не указании надлежащей информации в отношении обеспечения исполнения контракта и порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, при этом отсылки на положения аукционной документации отсутствует».

Комиссия установила, что в извещении, сформированном программно-аппаратным способом, указан размер обеспечения исполнения контракта, платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта, а также содержится раздел «Дополнительная информация», в которой указано: «Подробная информация содержится в прикрепленных файлах».

При этом наряду с извещением Заказчиком размещены файлы «Извещение ЭА-52» и «Документация об ЭА-52».

Изучив содержание указанных файлов, Комиссия установила, что извещении и в документации об аукционе Заказчиком указана информация в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в части требований к обеспечению заявок (пункт 8 Извещения, пункт 10 Раздела I «Информация об электронном аукционе» документации об электронном аукционе), обеспечению исполнения контракта (пункт 9 Извещения, пункт 11 Раздела I «Информация об электронном аукционе» документации об электронном аукционе), информации о бан­ковском сопровождении контракта (пункт 10 Извещения, пункт 12 Раздела I «Информация об электронном аукционе» документации об электронном аукционе).

В силу указанного Комиссия признала данный довод жалобы Общества необоснованным.

 

3.2. В жалобе Заявителем приведен следующий довод:

«В пункте 15 прикрепленного файла извещения о проведении электронного аукциона, в пункте 19 раздела 1 Информации об электронном аукционе аукционной документации Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещены с 01.01.2016 (Постановление Правительства № 1457 от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено»).

Считаем, что Заказчик неправомерно установил вышеуказанные требования к участникам закупки, в связи с тем, что объект закупки является поставка слуховых аппаратов, а постановление Правительства № 1457 от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» распространяется на объекты закупки «выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, Заказчик устанавливая вышеуказанные требования к участникам закупки не полно и недостоверно размещает ее, противоречит постановлению Правительства № 1457 от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, действия Заказчика, нарушают часть 3 статьи 7, пункт 1 часть 1 статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливая неправомерно требование к участникам закупки, при этом не указывая в интерфейсе ЕИС в условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами».

Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным, учитывая следующее.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Комиссия отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. № 1457 (далее - Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых запрещено на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее - Перечень) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015) .

Комиссией установлено, что в пункте 3 раздела «Требования к участникам» извещения № 0252100000117000064 указано: «Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Подробная информация содержится в прикрепленных файлах».

Пунктом 15 извещения, содержащегося в прикрепленном файле «Извещение ЭА-52», установлено:

«Выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещены с 01.01.2016 (Постановление Правительства № 1457 от 29.12.2015 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

Аналогичная информация содержится в разделе 19 «Требования, предъявляемые к участникам закупки» документации об электронном аукционе.

Комиссия отмечает, что в случае, если Постановлением № 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В извещении № 0252100000117000064 указано следующее наименование объекта закупки: «Поставка инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального изготовления».

При этом из раздела III «Заказ на товар» документации об аукционе следует:

«Предмет государственного контракта, количество поставляемого товара:

Слуховые аппараты с ушными вкладышами индивидуального изготовления (далее - ТСР), включая услуги по индивидуальной настройке слуховых аппаратов».

Таким образом, из наименования объекта закупки уже следует, что объектом закупки является не только поставка слуховых аппаратов, но и изготовление ушных вкладышей, т.е. медицинская услуга, следовательно, Заказчик обязан был установить запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением 1457.

 

3.3. В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе установлены в пункте 4 документации об аукционе.

В жалобе Заявителя указано следующее:

«В пункте 4 раздела 1 Информации об электронном аукционе аукционной документации Заказчиком указано, что «первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие на оказание медицинской услуги по настройке слуховых аппаратов.

Таким образом, Заказчик вводит нас как участника закупки в заблуждение, размещая не достоверную, не полную информацию в отношении объекта закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Хочется отметить тот факт, что объектом закупки является поставка слуховых аппаратов, а в согласии первой части заявки на участие в электронном аукционе должна содержаться информация на оказание медицинской услуги по настройке слуховых аппаратов.

Таким образом, действия Заказчика, нарушают требования части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным по основаниям, изложенным в пункте 3.2 настоящего решения.

 

3.4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системы документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 4.3 «Место поставки» извещения, содержащегося в прикрепленном файле «Извещение ЭА-52», установлено: «Индивидуальная настройка слухового аппарата, его выдача, работы по изготовлению индивидуального ушного вкладыша осуществляются на территории Омской области по месту нахождения пункта(ов) выдачи, организованных Поставщиком».

Из пункта 2.1 проекта государственного контракта следует: «Поставщик обязуется поставить слуховые аппараты с ушными вкладышами индивидуального изготовления (далее – товар), а так же оказать услуги по индивидуальной настройке слуховых аппаратов для лиц с нарушениями функций органов слуха (далее - Получатели), на основании именных «Направлений» (при наличии заявлений Получателей), или на основании реестра Получателей, сформированного Заказчиком».

Согласно пункту 3.1.6 проекта государственного контракта поставщик обязан «осуществить индивидуальную настройку товара».

Наряду с требованиями к оказываемым услугам в разделе III «Заказ на товар» документации об электронном аукционе Заказчиком также были установлены требования к товару – слуховым аппаратам, которые должны поставляться в рамках исполнения контракта.

Таким образом, условием исполнения государственного контракта является не только поставка товара (слуховых аппаратов), но и оказание сопутствующих медицинских услуг по передаче инвалиду настроенного слухового аппарата, обеспечение инструктажа и консультативной помощи.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» определяет сурдологию - оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

В силу пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология - оториноларингология», утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 № 178н, медицинская помощь по профилю «сурдология - оториноларингология» включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии – оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса «В», представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Таким образом, для проведения сурдологического приема больных, осуществления подбора, настройки слуховых аппаратов, обучения инвалида правилам пользования слуховым аппаратом, инструктажа и консультативной помощи необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности «сурдология – оториноларингология».

В силу изложенного указанные услуги могут оказываться только организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.

При этом Федеральный закон о лицензировании не содержит положений о лицензировании деятельности по торговле медицинскими изделиями, к которым относятся слуховые аппараты.

В пункте 3.1.3 проекта государственного контракта указано: «В течение 5 (пяти) дней с даты заключения контракта предоставить Заказчику копию выданной Поставщику лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю «сурдология-оториноларингология», действующую на территории Омской области, либо, договор с соисполнителем и копию лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю «сурдология-оториноларингология», выданной соисполнителю и действующую на территории Омской области».

Из жалобы Заявителя следует:

«Объединение в один лот лицензируемой и не лицензируемой деятельности может привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции».

В свою очередь в возражениях заказчика указано:

«Документация о закупке не содержит такого требования для участника закупки, как наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и сохраняет возможность привлечения третьих лиц в качестве субподрядчиков (соисполнителей)».

При этом Комиссия отмечает, что на запрос Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидов слуховыми аппаратами ФАС России даны разъяснения (письмо № АД/66737/15 от 25.11.2015), в которых прямо указано, что региональные учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации вправе проводить закупку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации возможности привлечения исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.

В силу указанного Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу ООО «МЕДПРОЕКТ» на действия Государственного учреждения – Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки «Поставка инвалидам слуховых аппаратов с ушными вкладышами индивидуального изготовления» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0252100000117000064).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны