Решение №03-10.1/121-2016 Решение и предписание № 03-10.1/121-2016 от 01.06.2016 по жа... от 6 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/121-2016

о признании жалобы частично обоснованной

 

01 июня 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДЗДРАВ» (далее также заявитель, Общество, ООО «МЕДЗДРАВ») на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 15» (далее также БУЗОО «ГП № 15», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала и изделий медицинского назначения (извещение № 0352300011916000020) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя – <…>;

заказчика – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 3748э от 25.05.2016) жалоба заявителя на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона.

По мнению заявителя, на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) заказчиком размещена документация об аукционе с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3401 от 26.05.2016) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 3867 от 30.05.2016), а также письменные возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что 17.05.2016 в 09:32 час. (по омскому времени) на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе № 0352300011916000020 на поставку расходного материала и изделий медицинского назначения с начальной (максимальной) ценой контракта 533765,18 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.05.2016 № 0352300011916000020-1 на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступило две заявки, оба участника закупки допущены к участию в электронном аукционе и признаны участниками аукциона.

Согласно протоколу проведения аукциона от 30.05.2016 единственное ценовое предложение 531096,35 руб. сделано участником №1 (снижение составило 0,5 % начальной (максимальной) цены контракта).

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Данные требования установлены заказчиком в приложении № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе (далее – приложение № 1).

Согласно пунктам 25, 27, 29, 35 приложения № 1 заказчиком в объект закупки включены дезинфицирующие средства.

По мнению заявителя, дезинфицирующие средства, указанные в документации аукциона, не относятся к изделиям медицинского назначения, а соответственно не могут быть включены в закупку объектом, которой является «Поставка расходного материала и изделий медицинского назначения».

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлены документальные доказательства обоснованности довода о том, что дезинфицирующие средства не относятся к объекту закупки, в том числе не являются расходными материалами.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия признала жалобу необоснованной.

 

3.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В жалобе заявителя указано: «Также в пунктах Техзадания  21, 22, 23 заказчик описывает товар – «Термовременные индикаторы», применяя в описании товара математические выражения типа –

а) Режим паровой стерилизации (температура, °С /время, мин/давление пара, Мпа) = 132 ± 2/20+2/0.20±0.02,

б) Термовременные индикаторы паровой стерилизации 120/45-02

в) Термовременные индикаторы паровой стерилизации 132/20-01-1

Хотя в примере «а)» еще можно догадаться, что фраза «132 ± 2» является допуском к значению

Параметра, но в примерах «б)» и «в)» не представляется возможным понять чего хочет видеть заказчик в заявке  - результат математического вычисления или что-то другое.

А так как Документация не содержит Инструкцию по заполнению заявок в случае описания товара вышеуказанным образом, невозможно описать товар, используя конкретные показатели».

На заседании Комиссии представителями заказчика даны пояснения о том, что значения показателей режима стерилизации термовременных индикаторов паровой стерилизации по позициям 21, 22, 23 приложения № 1, а именно температура (°С), время (мин), давление пара (Мпа), указаны с допусками.

Комиссией установлено, что действительно в пунктах 21, 22, 23 приложения № 1 в табличной форме помимо наименований индикаторов, включающих сведения о модификации, указаны следующие характеристики термовременных индикаторов:

 

Наименование

Характеристика

 

21

Термовременные индикаторы

Термовременные индикаторы паровой стерилизации 132/20-02 (1000 тестов). Индикаторы предназначены для оперативного визуального контроля соблюдения критических переменных паровой стерилизации - температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки и наличия насыщенного водяного пара, внутри стерилизуемых изделий и стерилизационных упаковок с изделиями при их стерилизации в паровых стерилизаторах с удалением воздуха из стерилизационной камеры методом продувки паром.

Характеристики продукта:

• относятся к классу 4 (многопеременные индикаторы) по классификации ГОСТ ISO 11140-1-2011;

• помещаются внутри стерилизуемых изделий, упаковок, коробок, укладок;

• чёткий цветовой переход от начального красно-оранжевого к конечному тёмному сине-фиолетовому;

• индикаторная композиция герметично запакована в паропроницаемую полимерную оболочку, при контакте компоненты индикаторной композиции не переходят на изделия и не оказывают на них никакого воздействия;

• липкий слой на обратной стороне индикатора облегчает его закрепление на стерилизуемых упаковках и при документировании;

• нетоксичны, не содержат соединений свинца, в процессе применения и хранения не выделяют вредных и токсичных компонентов; Режим паровой стерилизации (температура, °С /время, мин/давление пара, Мпа) = 132 ± 2/20+2/0.20±0.02, в упаковке не менее  1000 шт. тестов

22

Термовременные индикаторы паровой стерилизации 120/45-02

Термовременные индикаторы паровой стерилизации 120/45-02 (1000 тестов). Индикаторы предназначены для оперативного визуального контроля соблюдения критических переменных паровой стерилизации - температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки и наличия насыщенного водяного пара, внутри стерилизуемых изделий и стерилизационных упаковок с изделиями при их стерилизации в паровых стерилизаторах с удалением воздуха из стерилизационной камеры методом продувки паром.

Характеристики продукта:

• относятся к классу 4 (многопеременные индикаторы) по классификации ГОСТ ISO 11140-1-2011;

• помещаются внутри стерилизуемых изделий, упаковок, коробок, укладок;

• чёткий цветовой переход от начального красно-оранжевого к конечному тёмному сине-фиолетовому;

• индикаторная композиция герметично запакована в паропроницаемую полимерную оболочку, при контакте компоненты индикаторной композиции не переходят на изделия и не оказывают на них никакого воздействия;

• липкий слой на обратной стороне индикатора облегчает его закрепление на стерилизуемых упаковках и при документировании;

• нетоксичны, не содержат соединений свинца, в процессе применения и хранения не выделяют вредных и токсичных компонентов; Режим паровой стерилизации (температура, °С /время, мин/давление пара, Мпа) = 120+2/45+3/0.11+0.02, в упаковке не менее 1000 шт. тестов

23

Термовременные индикаторы паровой стерилизации 132/20-01-1

Термовременные индикаторы паровой стерилизации 132/20-01-1 (1000 тестов), 4 класс. Индикаторы  предназначены для оперативного визуального контроля соблюдения критических переменных процесса паровой стерилизации - температуры стерилизации, времени стерилизационной выдержки и наличия насыщенного водяного пара, - в камере паровых стерилизаторов с удалением воздуха из неё методом продувки паром (гравитационных).

Характеристики продукта:

• относятся к классу 4 (многопеременные индикаторы) по классификации ГОСТ ISO 11140-1-2011;

• помещаются в камере стерилизатора снаружи стерилизуемых изделий;

• чёткий цветовой переход от начального оранжево-жёлтого к конечному тёмному сине-фиолетовому;

• липкий слой на обратной стороне индикатора облегчает его закрепление на стерилизуемых упаковках и при документировании;

• нетоксичны, не содержат соединений свинца, в процессе применения и хранения не выделяют вредных и токсичных компонентов; Режим воздушной стерилизации (температура, °С /время, мин / давление пара, МПа) = 132 ± 2/20+2/0.20±0.02, в упаковке  не менее 1000 шт. тестов.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Изучив документацию об электронном аукционе, в том числе разделы 20 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» и 21 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе», Комиссия приходит к выводу о том, что в документация об аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, однако в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об аукционе фактически не содержит инструкции по заполнению заявки, что не позволяет участникам закупки определить в отношении каких показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, какие показатели не могут изменяться, какие изменяемые показатели должны быть представлены конкретно, какие показатели представляются в виде диапазона значений и т.д.

Учитывая изложенное, Комиссия признала жалобу заявителя обоснованной в части отсутствия в составе документации инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

 

3.3. В жалобе заявителя, в том числе приведен следующий довод: «После описания товара в Техзадании, в  отношении поставок товара заказчик устанавливает требования –  « … Поставщик поставляет товар в сопровождении экспедитора, в период  с момента заключения контракта, ежемесячно по  заявке  Заказчика в течение 10 рабочих дней.  Заказчик может передать заявку Поставщику посредством телефонной связи, по факсимильной или электронной почте.

Т.е из текста описанного выше можно понять, что товар поставляется ежемесячно по заявке заказчика.

А так как графика поставок с указанием количеств товара в заявках в документации нет, то из сложившейся практики работы УФАС и Решений Арбитражных судов РФ, можно считать, что товар поставляется ежемесячно в количестве кратно количеству месяцев составляющих срок поставки. На пример если договор заключается в июня 2016 года  и действует до декабря 2016 года, следовательно поставщик ежемесячно поставляет товар к количестве 1/7  всего количества товара в контракте.

Но далее заказчик уточняет – « … Объем каждой партии поставки Заказчик формирует самостоятельно, в соответствии с потребностью в продукции …».  Соответственно поставщику не представляется возможным рассчитать какой товар и в каком количестве затребует заказчик в один из месячных заказов. Формально заказчик может затребовать 95 % товара в первый месяц поставки или наоборот в декабре 2016 года.

Соответственно контракт заключается на неустановленных сторонами условиях в части существенных условий, что противоречит ГК РФ.

Также в Проекте договора заказчик меняет формулировку по поставкам  - « …. Сроки, порядок передачи и приемки товара, гарантии качества

4.1. Срок поставки товара: с момента подписания контракта  до 31.12.2016 г., ежемесячно по заявкам Заказчика в течение 10 (десяти) рабочих дней.

4.2. Условия поставки товара: товар поставляется отдельными партиями по предварительной заявке Заказчика, которая подается посредством телефонной, факсимильной и иной связи в заказанных объемах с 08 час. 30 мин. до 16 час. 30 мин. с понедельника по пятницу. Не заказанный товар не принимается и не оплачивается.

Здесь заказчик уже не описывает какое количество будет запрошено у поставщика, что также является неконкретным условием контракта в связи с отсутствием графика поставок, что незаконно.

Данные действия заказчика не отражают конкретных условий для участников, не дают возможности рассчитать логистические схемы поставок товара по контракту, что не позволяет рассчитать стоимость товара и тем самым ограничивает участников в участии в аукционе».

Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что в пункте 7 «Сроки поставки товара» информационной таблицы документации об электронном аукционе заказчиком указано: «С момента заключения контракта, ежемесячно по заявке Заказчика в течении 10 рабочих дней, но не позднее «31» декабря 2016 года».

Аналогичное условие содержится в пункте 4.1 проекта контракта.

Кроме того, пунктом 4.2 проекта контракта предусмотрено: «Условия поставки товара: товар поставляется отдельными партиями по предварительной заявке Заказчика, которая подается посредством телефонной, факсимильной и иной связи в заказанных объемах с 08 час. 30 мин. до 16 час. 30 мин. с понедельника по пятницу. Не заказанный товар не принимается и не оплачивается».

Одновременно в приложении № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе указано: «Поставщик поставляет товар в сопровождении экспедитора, в период  с момента заключения контракта, ежемесячно по  заявке  Заказчика в течение 10 рабочих дней.  Заказчик может передать заявку Поставщику посредством телефонной связи, по факсимильной или электронной почте. 

Объем каждой партии поставки Заказчик формирует самостоятельно, в соответствии с потребностью в продукции».

При этом, исходя из требований части 2 статьи 70 и статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия отмечает, что на этапе исполнения контракта будут применяться условия, изначально указанные в проекте контракта.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со статьей 506  Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом,  условие о сроке поставки товара является существенным для договоров поставки.

Кроме того, Комиссия отмечает, что формулировка «с момента заключения контракта, ежемесячно по заявке Заказчика в течении 10 рабочих дней, но не позднее «31» декабря 2016 года», указанная заказчиком в документации, равно как и в контракте, не противоречит действующему законодательству и позволяет участнику закупки рассчитать количество поставок и затраты на поставку товара, следовательно, указанная формулировка могла быть установлена заказчиком как в документации, так и в проекте контракта.

При таких обстоятельствах, не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем считает данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.4. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в содержание второй части заявки на участие в электронном аукционе, помимо прочего, должны включаться документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В разделе 20 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» информационной таблицы документации об аукционе, помимо прочего, в отношении содержания второй части заявки указано:

«б) копии документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона единым требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ:

- декларация о соответствии участника электронного аукциона единым требованиям, установленным пунктами 1,3,4,5,7,9,10 части 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ».

Таким образом, в разделе 20 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» информационной таблицы документации об аукционе содержится требование к содержанию второй части заявки, не соответствующее положениям пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.5. На основании пункта 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона о контрактной системе.

В силу части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона помимо прочего также должна содержаться информация, указанная в статье 42 Федерального закона о контрактной системе.

На основании части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 – 12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссия установила, что в разделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» извещения о проведении аукциона, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, а также в документации об электронном аукционе отсутствует информация о том, что банковское сопровождение контракта не требуется.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях уполномоченного органа нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Следует отметить, что указанное нарушение, по мнению Комиссии, не повлияло на результат электронного аукциона, поскольку с учетом начальной (максимальной) цены контракта в обязательном порядке не требовалось банковское сопровождение контракта, заключаемого по результатам данной закупки.

 

3.6. Частью 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Комиссия установила, что в разделе 6 «Ответственность сторон» проекта контракта отсутствует условие о размере и порядке определения пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.

При этом в пунктах 6 – 8 Правил определения размера штрафа и пени, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила), указано следующее:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц - В) x С,

где:

Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

С = СЦБ х ДП,

где:

 - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

К = ДП / ДК х 100 %,

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени».

Необходимо отметить, что из буквального толкования положений статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Правил следует вывод об обязательности включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление в проекте контракта, в том числе размера, формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 68 Правил, что не предполагает для заказчика по своему усмотрению подменять такие условия ссылками на подзаконные нормативные акты.

В итоге, исходя из существующей арбитражной практики, данное нарушение может повлечь для заказчика негативные последствия в виде невозможности взыскания пени в случае ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

 

3.7. Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.

Таким образом, условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Федерального закона о контрактной системе и статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.

При этом изменение размера обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

При изучении документации об электронном аукционе Комиссией установлено, что в пункте 26 «Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта» информационной таблицы документации об электронном аукционе указано: «10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет:  53 376 (пятьдесят три тысячи триста семьдесят шесть) рублей 52 копейки <…>». Также в пункте 7.1 проекта контракта указано: «Настоящий контракт заключен после предоставления Поставщиком, обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта –                рублей       копеек».

Таким образом, в проекте контракта был установлен размер обеспечения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.

Однако в соответствии с часть 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.

Из приведенных норм следует, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения процедуры электронного аукциона на  двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, для заключения контракта участнику закупки  необходимо представить по своему усмотрению либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо  информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Учитывая, что заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта в виде процента, то в случае предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, заказчику для заключения контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Федерального закона о контрактной системе.

 

На основании изложенного Комиссия считает действия заказчика по включению в проект контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта (процента и суммы) неправомерными, нарушающими положения части 1 статьи 96, части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.8. В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

23.05.2016 поступило три запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе.

23.05.2016 заказчиком на официальном сайте сформированы уведомления о размещении документа «Разъяснение положений конкурсной документации» №РД1, №РД2, №РД3 для закупки № 0352300011916000020.

Одновременно к вышеуказанным уведомлениям прикреплены разъяснения положений документации об аукционе (файлы «Запрос разъяснений.docx») без указания предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.9. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статья 64 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм в проекте контракта, в том числе должно включаться обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.

Комиссией установлено, что в проекте контракта отсутствует вышеуказанное условие.

 

3.10. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе.

В частности, в пунктах 19 и 33 данного приложения в табличной форме заказчиком установлено:

 

Наименование

Характеристика

19

Бумага для ЭКГ

Бумага ЭКГ 80х20х16, Лента бумажная тепловая регистрационная с нанесенной диаграммной сеткой. Плотность бумажной основы 55 +/- 1 г/м2, толщина 60 +/-1 мкм, гладкость min. 350, скорость печати min. 290мм/с, белизна min. 85%, архивируемость не менее 5 лет. На бумагу нанесена диаграммная сетка розового цвета. Намотка наружу. Выпускается в рулонах с параметрами: ширина рулона 80 +/- 1мм., длина рулона 20 м., диаметр втулки 16 +/-1мм. Соответствует: ТУ 9441-001-51115963-2000, ГОСТ Р50444-92, ГОСТ 7826-93

33

Пакеты бумажные для стерилизации

Пакеты бумажные,размер 115х245мм, из КРАФТ бумаги для паровой и воздушной стерилизации. Пакеты официально зарегистрированные как изделия медицинского назначения, изготавливаются в соответствии с ТУ 9398-020-11764404-2004, самоклеящиеся, для паровой и воздушной стерилизации, однократного применения и предназначены для упаковывания медицинских изделий, подлежащих стерилизации, с целью сохранения стерильности этих изделий после стерилизации до 20 суток во время последующей транспортировки и хранения до использования по назначению. Пакеты представляют собой прямоугольный конверт с двумя или тремя склеенными боковыми швами. На выступающей части обратной стороны пакета (клапане) нанесен липкий слой, защищенный антиадгезивной бумагой. Количество пакетов, номер партии, срок годности указаны на потребительской и транспортной упаковках. Упаковка – не менее 100 шт.

 

Подпунктом 3.1 пункта 3 «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95», введенный Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 № 425 (далее – ГОСТ 2.114-95), установлено, что технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 ГОСТ 2.114-95, ТУ разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п. Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.

В данном случае документация об электронном аукционе содержит требование к товару со ссылкой на конкретное ТУ, что фактически указывает на товар определенного производителя и не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «МЕДЗДРАВ» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 15» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала и изделий медицинского назначения (извещение № 0352300011916000020) в части отсутствия инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

 

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 15» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, частей 2, 7 и 13 статьи 34, пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 66, части 1 статьи 95, части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 15» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/121-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

01 июня 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДЗДРАВ» (далее также заявитель, Общество, ООО «МЕДЗДРАВ») на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 15» (далее также БУЗОО «ГП № 15», заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходного материала и изделий медицинского назначения (извещение № 0352300011916000020) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях БУЗОО «ГП № 15» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, частей 2, 7 и 13 статьи 34, пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 66, части 1 статьи 95, части 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 30.05.2016 № 03-10.1/121-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. БУЗОО «ГП № 15» и его единой комиссии в срок до 14.06.2016 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на поставку расходного материала и изделий медицинского назначения (извещение № 0352300011916000020), аннулировать электронный аукцион.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить БУЗОО «ГП № 15» и его единой комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, отменить протокол проведения электронного аукциона.

 

3. БУЗОО «ГП № 15» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания, в срок до 15.06.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны