Решение №03-10.1/126-2016 Решение № 03-10.1/126-2016 от 07.06.2016 по жалобе ООО «Стро... от 10 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/126-2016

о признании жалобы частично обоснованной

 

07 июня 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительный технологии» (далее также заявитель, Общество, ООО «Строительный технологии») на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее – уполномоченный орган, ГУКС Омской области) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса работ по реконструкции объекта «Реконструкция объекта культурного наследия «Здание страхового товарищества «Саламандра», 1913 - 1914 годы» для размещения бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля», ул. Музейная, д. 4, г. Омск» (извещение № 0152200004716000047) (далее – электронный аукцион, закупка),

в отсутствии представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие;

в присутствии представителей:

заказчика – <…>;

уполномоченного органа – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 2889э от 31.05.2016) жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона.

По мнению заявителя, при проведении закупки заказчиком, уполномоченным органом нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3601э от 02.06.2016) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 4080 от 06.06.2016), а также возражения на доводы жалобы заявителя (вх. № 4078 от 06.06.2016).

Из представленных материалов, а также информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт), следует, что 16.05.2016 в 20:51 час. (по омскому времени) на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе № 0152200004716000047 на выполнение комплекса работ по реконструкции объекта «Реконструкция объекта культурного наследия «Здание страхового товарищества «Саламандра», 1913 - 1914 годы» для размещения бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля», ул. Музейная, д. 4, г. Омск» с начальной (максимальной) ценой контракта 20995220,00 руб.

30.05.2016 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила одна заявка.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0152200004716000047-1 от 03.06.2016 единой комиссией уполномоченного органа принято решение о соответствии заявки ООО «СК «Технострой» требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.

Частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В жалобе заявителя указано: «В соответствии с пунктом 5, статьи 30, Закона № 44 ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В пункте 18 документации об электронном аукционе содержится следующая информация:

 

Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены контракта.

Так же информация повторяется в пункте 7.4.10 проекта Государственного контракта:

7.4. Подрядчик обязан:

7.4.10. Привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены настоящего контракта

Таким образом заказчик обязывает всех участников вне зависимости от того являются они субъектом малого предпринимательства или нет, привлечь субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, чем нарушает пункт 5, статьи 30, Закона № 44 ФЗ».

В разделе 18 «Ограничение участия в определении исполнителя (участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации)» документации об электронном аукционе уполномоченным органном установлено положение, предусмотренное пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, а именно: «Не установлено. Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены контракта».

Аналогичное положение содержится в пункте 7.4.10 проекта контракта.

Комиссия отмечает, что в Федеральном законе о контрактной системе отсутствует правовое регулирование порядка исполнения вышеуказанного условия в случае, если победитель аукциона будет сам являться субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, соответственно, привлечение к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, если такое условие установлено в документации об аукционе, осуществляется подрядчиком на общих основаниях и вне зависимости от того является он или нет субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.

Учитывая изложенное, Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.2. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к характеристикам объекта закупки содержится в Приложении № 28 «Материалы, в том числе детали и конструкции, и оборудование, используемые при выполнении работ» к Заказу на выполнение работ (приложение № 1 к документации об электронном аукционе) (далее – приложение № 28).

В частности, в пунктах 139, 140, 158 данного приложения в табличной форме установлено:

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Проект

Смета

139

Втулка

SDR 11 или эквивалент: полиэтиленовая, с удлиненным хвостовиком, под фланец, (диаметр) 110 мм. ТУ2248-001-18425183-01

НВК.С л.1

06-01-01 изм.3

140

Втулка

SDR 11 или эквивалент: полиэтиленовая, с удлиненным хвостовиком, под фланец, (диаметр) 160 мм, ТУ2248-001-18425183-01

НВК.С л.1

06-01-01 изм.3

158

Эмаль

ЭП-1294. ТУ 2312-010-75351875-2005

ДН л.5

06-01-03 изм.2

 

Подпунктом 3.1 пункта 3 «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия. ГОСТ 2.114-95», введенный Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 № 425 (далее – ГОСТ 2.114-95), установлено, что технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.

В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 ГОСТ 2.114-95, ТУ разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п. Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции конкретного производителя.

Таким образом, требования документации об аукционе о соответствии товаров конкретным ТУ не соответствуют пункту 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.3. Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией установлено, что в пункте 57 приложении № 28 указано:

 

57

Прокладка

Резиновая, уплотняющая. ГОСТ 19177-73

ТС.Ст Л.3

06-01-04 изм.2

 

Комиссия отмечает, что постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 07.12.1981 № 204 с 01.01.1983 введен в действие ГОСТ 19177-81 «Прокладки резиновые пористые уплотняющие. Технические условия» взамен ГОСТ 5.1011-71, ГОСТ 19177-73.

Учитывая, что ГОСТ 19177-73 на момент размещения закупки был отменен, в документации об аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товара данному ГОСТу.

На заседании Комиссии представителями заказчика и уполномоченного органа даны пояснения о том, что в пункте 57 приложения № 28 действительно было установлено требование о соответствии предлагаемого к использованию товара при выполнении работ требованиям ГОСТ 19177-73, однако в проектной документации, размещенной на официальном сайте (файл «21283-ТС.Ст изм.1,2.pdf» архива «Приложение № 21 Проектная документация.part21»), указан ГОСТ 19177-81.

В разделе 6 «Наименование и описание объекта закупки» указано: «Работы осуществляется в соответствии с Приложениями № 1-26 к Заказу на выполнение работ – проектная документация в объеме согласно Приложения № 27 к Заказу на выполнение работ – локальный сметный расчет с применением материалов в соответствии с Приложением № 28 к Заказу на выполнение работ – материалы, в том числе детали и конструкции, и оборудование, используемые при выполнении работ».

На основании изложенного Комиссия считает, что утверждение и размещение документации об аукционе, содержащей одновременно указание на утративший силу ГОСТ 19177-73 и действующий ГОСТ 19177-81 в отношении описания одного и того же товара, используемого при выполнении работ, не свидетельствует об объективности описания объекта закупки и о надлежащей инструкции по заполнению заявки, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Строительные технологии» на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса работ по реконструкции объекта «Реконструкция объекта культурного наследия «Здание страхового товарищества «Саламандра», 1913 - 1914 годы» для размещения бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля», ул. Музейная, д. 4, г. Омск» (извещение № 0152200004716000047) в части установления требования о соответствии товара утратившему силу ГОСТ 19177-73.

 

2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение требований пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе. Учитывая, что указанное нарушение Федерального закона о контрактной системе не повлияло на права участников закупки, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.

 

3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0152200004716000047) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председателя Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны