Решение б/н Дело № 03-10.1/135-2015 по жалобе ООО "Госпиталь-Сервис" от 5 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/135-2015

о признании жалобы обоснованной

 

28 апреля 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Госпиталь-Сервис» (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии (далее - заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на обеспечение лекарственными препаратами женщин в период беременности (извещение № 0352300007015000025) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителя заказчика – <…>,

в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 3905 от 21.04.2015) жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона.

В жалобе заявителя указано, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) аукционной комиссией заказчика неправомерно отказано Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-4192 от 22.04.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 4110 от 27.04.2015), а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя (исх. № 442/01-13 от 27.04.2015).

Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 06.04.2015 заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 954010,60 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.04.2015 поступило две заявки, одному участнику (заявителю), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с частью 8 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.04.2015, заявка единственного участника закупки (ЗАО «СИА Интернейшнл-Омск») признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

 

 

В соответствии с требованием Омского УФАС России заключение договора приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.

 

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Госпиталь-Сервис», представленных материалов, пояснений представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

 

В силу пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В частности пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данные требования были установлены в приложении № 1 «Техническое задание обеспечение лекарственными препаратами женщин в период беременности» (далее – приложение № 1) к документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Как следует из документации об электронном аукционе, объектом закупки является оказание услуг по реализации лекарственных средств через аптеки, т.е. в данном случае будут оказываться услуги с использованием товаров.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в разделе 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению».

Согласно вышеуказанному разделу первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

«а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара»;

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт

 

 

 

б) для лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), участником электронного аукциона указывается форма выпуска: лекарственная форма, дозировка, количество в потребительской упаковке, и наименование места происхождения товара по каждому торговому наименованию, в соответствии со сведениями, размещенными в федеральной информационной системе «Государственный реестр лекарственных средств»;

в) для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, участником электронного аукциона указывается лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная), и наименование места происхождения товара предлагаемого для поставки товара по каждому торговому наименованию, в соответствии со сведениями, размещенными в федеральной информационной системе «Государственный реестр предельных отпускных цен».

По мнению Комиссии, вышеуказанное требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе нарушает подпункт «б» пункта 3 части 3 статьи 66 и пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку:

- во-первых, в подпункте «а» пункта 1 раздела 17 документации об электронном аукционе заказчик установил требование к содержанию первой части заявки для того случая, когда заключается контракт на поставку товара, который предусмотрен подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, в то время как объектом закупки является оказание услуг, при оказании которых будут использоваться (выдаваться) товары, требования к содержанию заявки для данного случая установлены подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе;

- во-вторых, в подпунктах «б» и «в» пункта раздела 17 документации об электронном аукционе заказчик, в частности установил требование о том, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен указать «наименование места происхождения товара», в то время как подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено требование об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе «наименование страны происхождения товара».

Вышеуказанное нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе со стороны заказчика привело к тому, что в своей заявке на участие в электронном аукционе победитель электронного аукциона вместо требуемого указания страны происхождения товара указал место происхождения товара.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 17.04.2015 следует, что заявителю (заявка № 1) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: «Непредоставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставление недостоверных сведений; Комиссия установила, что в позиции № 2 в отношении товара «Аугментин» в заявке указана страна происхождения товара «Великобритания». Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» установлено краткое наименование страны «Соединенное Королевство»; полное наименование страны «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», иных сокращенных наименований не предусмотрено».

В жалобе заявитель указывает на то, что «Первая часть заявки ООО «Госпиталь-Сервис» подготовлена в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.

В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств производителем осуществляющим все стадии производства лекарственного препарата «Аугментин таблетки покрытые оболочкой 875мг+125 мг, 7 шт. – упаковки ячейковые контурные – пакетики из алюминиевой фольги ламинированные (2) – пачки картонные» является СмитКляйн Бичем ПиЭлСи, Великобритания.

 В регистрационном удостоверении на препарат «Аугментин» страна происхождения товара также указана как – Великобритания (копия регистрационного удостоверения прилагается).

В свою очередь заказчик, не соглашаясь с жалобой заявителя, в своих возражениях указал следующее: «В процессе рассмотрения заявок, Комиссия установила, что в заявке № 1 в позиции № 2 в отношении товара «Аугментин» в заявке указана страна происхождения товара «Великобритания».

Вместе с тем, Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» установлено краткое наименование страны «Соединенное Королевство»; полное наименование страны «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии», иных сокращенных наименований не предусмотрено.

Тем самым участник в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе предоставил недостоверную информацию в части наименования страны происхождения товара».

Проанализировав представленные заказчиком материалы закупки, заслушав возражения заказчика, Комиссия установила следующее.

В настоящее время на сайте Минздравсоцразвития России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://grls.rosminzdrav.ru размещены Государственный реестр лекарственных средств и Государственный реестр предельных отпускных цен.

Комиссия установила, что лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) «Амоксициллин+клавулановая кислота» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), следовательно, по условиям документации об электронном аукционе участник закупки должен был указать сведения о товаре в соответствии с Государственным реестром предельных отпускных цен.

В свою очередь Государственный реестр предельных отпускных цен содержит в частности графы: «Наименование препарата», «Лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная)» и «Владелец РУ/производитель/упаковщик/Выпускающий контроль».

Как было указано выше, заказчик в пункте 1 раздела 17 документации об электронном аукционе установил требование о том, что в первой части заявки на участие в аукционе для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, участником электронного аукциона указывается лекарственная форма, дозировка, упаковка (полная), и наименование места происхождения товара предлагаемого для поставки товара по каждому торговому наименованию, в соответствии со сведениями, размещенными в федеральной информационной системе «Государственный реестр предельных отпускных цен».

Изучив первую часть заявки заявителя, Комиссия установила, что по позиции № 2 приложения № 1 к документации об электронном аукционе Обществом указаны сведения о предлагаемом к поставке товаре в соответствии с «Государственным реестром предельных отпускных цен», как и требовалось по условиям документации об электронном аукционе.

В частности Обществом в позиции № 2 указан лекарственный препарат с торговым наименованием «Аугментин», а также характеристики данного препарата, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

Комиссия считает неправомерным отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, поскольку Общество в своей заявке на участие в электронном аукционе указало сведения о лекарственном препарате в соответствии с «Государственным реестром предельных отпускных цен»,  как  того требовал заказчик в пункте 1 раздела 17 документации об электронном аукционе, учитывая, что в графе «Владелец РУ/производитель/упаковщик/Выпускающий контроль» данного реестра содержались сведения как о владельце регистрационного удостоверения (ЗАО «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг»), производителе («СмитКляйн Бичем ПиЭлСи), так и месте производства – Великобритания (позиция 2 заявки заявителя).

В данном случае в совокупности требование заказчика об указании места происхождения товара в соответствии с Государственным реестром предельных отпускных цен допускало указание именно места производства лекарственного препарата, при этом позволяло полностью идентифицировать и индивидуализировать предлагаемый лекарственный препарат.

Что касается ссылки заказчика на Общероссийский классификатор стран мира, Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 установлено, что федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением.

В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 (далее – Положение), применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) включен в приложение «Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» к Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что применение ОКСМ является обязательным в случаях, указанных в пункте 6 Положения, при этом Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, в том числе частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, не установлено, что ОКСМ должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно части 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи 6 и 8 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия считает необходимым отметить, что указание участниками закупок  общеупотребительных сокращений наименований стран, например, Великобритания в некоторых случаях позволяет комиссиям заказчиков, уполномоченных органов сделать вывод о том, страной происхождения товара являются СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО или Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. При этом Комиссия считает, что также в силу обычая (практики делового оборота) эти обстоятельства должны быть для соответствующей комиссии очевидными и понятными. В данном случае указание наименования «Великобритания» полностью соответствовало регистрационным документам на данный лекарственный препарат.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что аукционная комиссия в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.

4. При осуществлении в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения:

 

4.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Вместе с тем, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64  Федерального закона о контрактной системе в приложении № 1 документации об электронном аукционе заказчиком установлен перечень требуемых к поставке лекарственных средств с указанием, как на международные непатентованные наименования лекарственных средств, так и на их торговые наименования.

Более того, в приложении № 1 документации об электронном аукционе включены также лекарственные средства с торговым наименованием «Канефрон» (позиция 5) и «Тержинан» (позиция 8), не имеющие МНН.   

 

4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Как следует из пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона.

Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В разделе 14 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об электронном аукционе заказчик указал следующее: «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товару, являющихся объектом закупки».

 

Согласно пунктам 16 и 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию.

При этом в силу пункта 31 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») производство лекарственных средств - деятельность по производству лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств.

Из содержания пункта 33 статьи 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» следует, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В приложении № 1 к документации об электронном аукционе в разделе «Требования к качеству и безопасности товара» заказчик, в частности установил следующее условие: «исполнитель должен осуществлять свою деятельность согласно собственной действующей лицензии на фармацевтическую деятельность с правом розничной торговли в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В подпункте 2 пункта 2 раздела 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе заказчик указал следующее: «документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона».

Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, поскольку:

- извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;

- в документации об электронном аукционе фактически не установлено требование к участнику закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товару, являющихся объектом закупки (каким именно требованиям).

 

4.3. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 указанной статьи Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В нарушение части 2 статьи 8 и части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в приложении № 1 к документации об электронном аукционе заказчик неправомерно установил требование о том, что исполнитель должен реализовывать лекарственные средства через собственные аптеки в Кировском административном округе г. Омска, а также требование о том, что аптечный пункт отпуска товара должен быть оснащен программными средствами учета лекарственных средств (следует отметить, что при установлении данных требований заказчиком однозначно не определено через какие аптечные организации все же должен осуществляться отпуск лекарственных препаратов: через «аптеки» или через «аптечные пункты», поскольку данные понятия не являются тождественными - приказ Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций», зарегистрирован в Минюсте России 08.09.2010 № 18393).

 

4.4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего   после  дня  истечения   установленного   контрактом  срока      исполнения         обязательства.                                                            

 

Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из буквального прочтения части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе следует, что размер пени устанавливается контрактом в твердом размере, а именно в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанной нормы Федерального закона о контрактной системе в пункте 7.1 проекта договора заказчик установил размер пени, взыскиваемой поставщиком с заказчика в случае просрочки исполнения последним обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в размере не менее одной трехсотой.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Госпиталь-Сервис» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки способом электронного аукциона на обеспечение лекарственными препаратами женщин в период беременности (извещение № 0352300007015000025).

 

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии нарушение требований части 2 статьи 8 и части 3 статьи 33,  пункта 6 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 и пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации во контрактной системе передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352300007015000025) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/135-2015

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

28 апреля 2015 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

Капарушкиной Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

Кузьменко А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Госпиталь-Сервис» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии  при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на обеспечение лекарственными препаратами женщин в период беременности (извещение № 0352300007015000025),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии нарушение требований части 2 статьи 8 и части 3 статьи 33,  пункта 6 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 и части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 66 и пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 28.04.2015 № 03-10.1/135-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии в срок до 13.05.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион на обеспечение лекарственными препаратами женщин в период беременности (извещение № 0352300007015000025).

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» срок до 13.05.2015 обеспечить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская больница № 9» и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская больница № 9», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 14.05.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Алексину А.П.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны