Решение № 03-10.1/137-2016 Решение и предписание от 17.06.2016 № 03-10.1/137-2016 по жа... от 22 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/137-2016

о признании жалобы частично обоснованной

 

17 июня 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее также заявитель, Общество, ООО «Стройинвест») на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее – уполномоченный орган, ГУКС Омской области), казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» (далее – заказчик, КУОО «Омскоблстройзаказчик») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул.70 лет Октября-проспект Комарова, г. Омск» (извещение № 0152200004716000049) (далее – электронный аукцион, закупка),

в отсутствии представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей:

заказчика – <...>;

уполномоченного органа – <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 4174э от 09.06.2016) жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона.

По мнению заявителя, при проведении закупки уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3848э от 10.06.2016) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 4335 от 15.06.2016), а также возражения на доводы жалобы заявителя (вх. № 4336 от 15.06.2016).

Из представленных материалов, а также информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт), следует, что 18.05.2016 на официальном сайте были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе № 0152200004716000049 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул.70 лет Октября-проспект Комарова, г. Омск» с начальной (максимальной) ценой контракта 54969611,00руб.

25.05.2016 на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.

01.06.2016 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке (10.06.2016 в 09:00 час.) поступило две заявки.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0152200004716000049-1 от 14.06.2016 единой комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске к участию в аукционе и признании участниками аукциона всех участников закупки, подавших заявки.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Раздел 22 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, а также указание на то, что «конкретные показатели товара указываются участником электронного аукциона в заявке на участие в электронном аукционе в соответствии с материалами, в том числе деталями и конструкциями, и оборудованием, используемых при выполнении работ (Приложение № 29 к Заказу на выполнение работ)».

В жалобе заявителя содержится довод: «Заказчиком в документации об электронном аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (в частности не указано как трактовать встречающиеся в документации символы «,», «;», «/» и т.д.)».

Следует отметить, что в разделе 22 документации об аукционе действительно не содержится информации о правилах заполнения заявки, в случаях использования знаков препинания и различных символов, в Приложении № 29 «Материалы, в том числе детали и конструкции, и оборудование, используемые при выполнении работ» к Заказу на выполнение работ имеется расшифровка только двух символов:

«* - участник аукциона в электронной форме должен указать конкретный показатель;

** - конкретный показатель, не подлежащий изменению участником аукциона в электронной форме».

Уполномоченным органом в возражениях указано следующее:

«Уполномоченным органом в составе документации об аукционе была утверждена Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (9-12 абзац 22 раздела).

Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе предусматривает:

- информацию о способе указания участником электронного аукциона в заявке на участие в электронном аукционе и ссылка на Приложение № 29 к Заказу на выполнение работ;

- рекомендуемую форму описания конкретных показателей используемых при выполнении работ материалов, в том числе деталей и конструкций, и оборудования, используемых при выполнении работ (Приложение № 29 к Заказу на выполнение работ);

- понятие страны происхождения товара.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации.

В настоящее время действуют Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году, в параграфах 130-135 которых определены правила и случаи проставления знаков препинания, в частности «,», «;» и т.д.

В соответствии с указанными правилами пунктуации в русском языке, например, точка с запятой проставляется, в том числе между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями, например:

Push PPSU 9018.020 или эквивалент:

(диаметр х толщина стенки) 18 мм х 2,5 мм;

(диаметр х толщина стенки) 18 мм х 2,5 мм;

(диаметр х толщина стенки) 18 мм х 2,5 мм

В данном случае в указании одного из видов тройников имеется точка с запятой, проставление между диаметрами колец тройника точки с запятой обусловлено необходимостью определенного диаметра каждого из трех колец тройника, в этой связи использовался знак препинания - точка с запятой».

Комиссия отмечает, что документация об аукционе не содержит ссылки на то, что заявка должна составляться в соответствии с указанными в возражениях Правилами русской орфографии и пунктуации, более того, отмечает, что Федеральным законом о контрактной системе и не предусмотрена такая ссылка, поскольку настоящий Федеральный закон содержит императивное требование о наличии в составе документации инструкции по заполнению заявки. При этом ни раздел 22 документации об аукционе, ни приложения к документации об аукционе, в том числе Приложение № 29 «Материалы, в том числе детали и конструкции, и оборудование, используемые при выполнении работ» к Заказу на выполнение работ, не содержат расшифровки термина «конкретные показатели товара», т.е. не позволяют достоверно определить:

- какие значения показателей товаров являются неизменяемыми,

- какие изменяемые показатели должны быть представлены в заявке конкретно,

- какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения.

В силу указанного, Комиссия усматривает в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе и признает данный довод жалобы обоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителем указано на нарушение уполномоченным органом, заказчиком части 6.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта не установлено условие об отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

В разделе 9 «Ответственность сторон» проекта контракта установлено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 4 – 6, 7 – 9 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Во исполнение вышеуказанной нормы Федерального закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – постановление от 14.03.2016 № 190).

Комиссия отмечает, что Федеральным законом о контрактной системе не предусмотрено включение в проект контракта (договора) каких-либо сведений о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Соответственно, отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пени) предоставляется заказчиком в общем порядке в соответствии с постановлением от 14.03.2016 № 190.

Доказательств обратного в нарушение части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявителем не представлено, в силу указанного Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

 

3.3. Частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 указанной статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 указанной статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В жалобе заявителя указано: «в нарушение ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит конкретного условия об ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа  субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

В разделе 18 «Ограничение участия в определении исполнителя (участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации)» документации об электронном аукционе уполномоченным органном установлено положение, предусмотренное пунктом 2 части 1 и частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, а именно:

«Не установлено. Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены контракта».

Аналогичное положение содержится в пункте 7.4.10 проекта контракта.

Одновременно в рамках администрирования исполнения объема привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций пунктом 7.4.11 указано:

«Предоставлять в течение 10 дней с момента заключения договора с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций информацию об исполнении данного условия настоящего контракта путем предоставления Государственному заказчику копий таких договоров, заверенных Подрядчиком».

В пункте 9.9 проекта контракта в части ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций содержится следующее:

«Подрядчик несет ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Комиссия отмечает, что исходя из положений части 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе в проекте контракта должны быть установлены конкретные формы ответственности подрядчика за неисполнение указанного условия.

Пункт 9.4 проекта контракта содержит общее условие в отношении случая неисполнения подрядчиком обязательств: «в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Государственный заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней)», при этом в нарушении части 6 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе в проекте контракта не установлены конкретные формы ответственности за неисполнения условия, предусмотренного пунктом 7.4.10 проекта контракта.

Таким образом, Комиссия признала данный довод жалобы обоснованным.

 

3.4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 № 1457 (далее – Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года запрещено организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее – Перечень) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015).

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В жалобе указано: «С 01.01.2016 на территории Российской Федерации запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено», принятого во исполнение подпункта «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Заказчик данный запрет в Извещении о проведении Аукциона не отражает, следовательно, нарушает положения п.7 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе».

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 указанного Федерального закона, помимо прочего, должны содержаться:

- требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона о контрактной системе;

- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

По мнению Комиссии, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении № 1457, может быть установлено как на основании на основании части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, так и пункта 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В разделе «Требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, указано:

«Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) В соответствии с пунктом 1 раздела 15 документации об электронном аукционе».

Фактически в разделе «Требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона со ссылкой на пункт 1 раздела 15 документации об аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе было установлено требование о соответствии участников аукциона условиям, указанным в Постановлении № 1457.

Следовательно, отсутствовала необходимость устанавливать в извещении о проведении электронного аукциона требование о запрете к участию в аукционе указанных лиц в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия отмечает, что извещение и документация о закупке размещаются одновременно, а также то, что юридическая техника позволяет использовать в качестве приема (способа) изложения текста отсылочные нормы.

Учитывая изложенное, Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным.

 

3.5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона установлен в статье 70 Федерального закона о контрактной системе, в частности согласно части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В предоставленной уполномоченным органом документации об электронном аукционе (вх. № 4335 от 15.06.2016) в приложении № 3 к документации об электронном аукционе содержится следующий гриф: «УТВЕРЖДАЮ: Начальник Главного управления контрактной системы Омской области (собственноручная подпись) О.А. Бацева 18.05.2016», что свидетельствует о том, что проект контракта в качестве приложения к документации об электронном аукционе был утвержден в тот же день что и сама документация.

Вместе с тем на официальном сайте размещено приложение № 3 к документации об электронном аукционе без указания даты его утверждения. Данное обстоятельство может вводить в заблуждение участников закупки в части процедуры заключения контракта, т.к. возможно сделать вывод о том, что государственный контракт проходит утверждение в уполномоченном органе после его подписания сторонами.

Таким образом, в действия уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.6. В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что в подпункте 1.2 пункта 2 части 2 раздела 22 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе:

«2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов:

 

соответствие участника электронного аукциона требованию, установленному подпунктом 1.2. пункта 1. раздела 15 документации, в том числе будет устанавливаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемой участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе».

Подпункт 1.2 пункта 2 раздела 15 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об электронном аукционе содержит запрет на выполнение работ для обеспечения государственных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 – 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе, копию документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица).

Учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит вид подтверждающего документа, то соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления № 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в вышеуказанных документах. Таким образом, дополнительного предоставления участником закупки в составе заявки каких-либо документов не требуется.

 

3.7. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требования к характеристикам объекта закупки содержится в приложении № 29 № 29 «Материалы, в том числе детали и конструкции, и оборудование, используемые при выполнении работ» к Заказу на выполнение работ.

По позициям 4.27, 4.32, 4.40, 4.60, 4.75, 4.77, 4.84, 4.95 – 4.98 указаны словесные обозначения товарных знаков Danfoss, KAN-therm, Neptun[1], а также артикул товара «0.9119» производителя KAN-therm (позиция 4.40), которые сопровождаются словами «или эквивалент», например:

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

4.27

Клапан

MSV-BD 003Z4003 Danfoss или эквивалент: ручной, балансировочный, диаметр внутренний 25 мм, рабочее давление не менее 20 бар*, размер резьбы 1 дюйм

4.32

Клапан

MSV-BD 003Z4004 Danfoss или эквивалент: ручной, балансировочный, диаметр внутренний 32мм, рабочее давление не менее 20 бар*, размер резьбы 1¼ дюймов

4.40

Труба

0.9119 или эквивалент: с антидиффузионной защитой, для отопления, (диаметр х толщина стенки)18 мм x 2,5 мм

4.60

Распределитель

KAN-therm 74050 или эквивалент: с профилем 1 дюйм, для центрального отопления, с запорными вентилями, (высота х ширина х глубина) 314 мм x 250 мм x 80 мм

4.75

Кран

X2777 149B6037 Danfoss или эквивалент: шаровый, диаметр внутренний 50 мм, рабочее давление не менее 63 бар*

4.77

Клапан

Ду40 MSV-F2 003Z1089 Danfoss или эквивалент: ручной, балансировочный, диаметр внутренний 40 мм

4.84

Модуль управления

Neptun Base или эквивалент: Время срабатывания, не более 2 с*, потребляемая мощность не более 1,5 Вт*, размеры (длина х ширина х высота) не более 115 мм* х 105 мм* х 40 мм*, степень защиты не менее IP54*

4.95

Клапан

VFG2  065B2391 Danfoss или эквивалент: регулирующий, диаметр внутренний 32 мм, условное давление 16 бар

4.96

Клапан

VFG2  065B2392 Danfoss или эквивалент: регулирующий, диаметр внутренний 40 мм, условное давление 16 бар

4.97

Блок

AFP-9 003G1015 Danfoss или эквивалент: регулирующий, максимальная температура не менее 150 ºС*, максимальное давление не менее 25 бар*

4.98

Трубка

AF 003G1391 Danfoss или эквивалент: медная, импульсная, диаметр 10 мм

 

Несмотря на такое описание товаров, в разделе 22 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об аукционе предусмотрено только следующее:

 «1. Первая часть заявки должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией;

2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Конкретные показатели товара указываются участником электронного аукциона в заявке на участие в электронном аукционе в соответствии с материалами, в том числе деталями и конструкциями, и оборудованием, используемых при выполнении работ (Приложение № 29 к Заказу на выполнение работ)».

Указанная формулировка обязывает участника закупки в любом случае предоставлять в заявке конкретные показатели товара, не учитывая возможности, предусмотренной подпунктом «а» пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, о предоставлении в заявке исключительно согласия, в случае использования при выполнении работ товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение).

 

3.8. Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Пунктом 2 частью 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе установлено, что одним из оснований не допуска к участию к участию в аукционе является несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке (10.06.2016 в 09:00) поступило две заявки: под порядковым номером 1 от 09.06.2016 в 11:50 (по московскому времени), под порядковым номером 2 от 09.06.2016 в 17:02 (по московскому времени).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0152200004716000049-1 от 14.06.2016 единой комиссией уполномоченного органа принято решение о допуске к участию в аукционе и признании участниками аукциона всех участников закупки, подавших заявки.

Изучив первые части заявок участников закупки, представленные заказчиком и оператором электронной площадки, Комиссия установила, что заявка с порядковым номером 2 в позициях 4.27, 4.32, 4.40, 4.60, 4.75, 4.77, 4.84, 4.95 – 4.98 файла «Материалы.doc», прикрепленного к заявке, указаны словесные обозначения товарных знаков Danfoss, KAN-therm, Neptun, а также артикул товара «0.9119» производителя KAN-therm (позиция 4.40), сопровождающиеся словами «или эквивалент», а именно:

 

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Наименование страны происхождения товара

4.27

Клапан

MSV-BD 003Z4003 Danfoss или эквивалент: ручной, балансировочный, диаметр внутренний 25 мм, рабочее давление 20 бар, размер резьбы 1 дюйм

Королевство Дания

4.32

Клапан

MSV-BD 003Z4004 Danfoss или эквивалент: ручной, балансировочный, диаметр внутренний 32мм, рабочее давление 20 бар, размер резьбы 1¼ дюймов

Королевство Дания

4.40

Труба

0.9119 или эквивалент: с антидиффузионной защитой, для отопления, (диаметр х толщина стенки)18 мм x 2,5 мм

Российская Федерация

4.60

Распределитель

KAN-therm 74050 или эквивалент: с профилем 1 дюйм, для центрального отопления, с запорными вентилями, (высота х ширина х глубина) 314 мм x 250 мм x 80 мм

Республика Польша

4.75

Кран

X2777 149B6037 Danfoss или эквивалент: шаровый, диаметр внутренний 50 мм, рабочее давление 63 бар

Королевство Дания

4.77

Клапан

Ду40 MSV-F2 003Z1089 Danfoss или эквивалент: ручной, балансировочный, диаметр внутренний 40 мм

Королевство Дания

4.84

Модуль управления

Neptun Base или эквивалент: Время срабатывания 2 с, потребляемая мощность 1,5 Вт, размеры (длина х ширина х высота) 115 мм х 105 мм х 40 мм, степень защиты IP54

Российская Федерация

4.95

Клапан

VFG2  065B2391 Danfoss или эквивалент: регулирующий, диаметр внутренний 32 мм, условное давление 16 бар

Королевство Дания

4.96

Клапан

VFG2  065B2392 Danfoss или эквивалент: регулирующий, диаметр внутренний 40 мм, условное давление 16 бар

Королевство Дания

4.97

Блок

AFP-9 003G1015 Danfoss или эквивалент: регулирующий, максимальная температура  150 ºС, максимальное давление 25 бар

Королевство Дания

4.98

Трубка

AF 003G1391 Danfoss или эквивалент: медная, импульсная, диаметр 10 мм

Королевство Дания

 

Учитывая изложенное, исходя из требований, установленных в разделе 22 документации об электронном аукционе, Комиссия считает, что единая комиссия уполномоченного органа в нарушении пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе неправомерно допустила к участию в электронном аукционе участника закупки с порядковым номером заявки 2.

При этом Комиссия особо отмечает, что такое представление заявки 2 могло явиться следствием того, что документация об аукционе не содержала надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки, в том числе в части запрета либо возможности указания в заявке слов «или эквивалент».

 

3.8. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что заказчиком своевременно не были предприняты меры по внесению изменений в извещение и документацию об аукционе в связи со следующим.

27.05.2016 казенным учреждением Омской области «Омскоблстройзаказчик» с обществом с ограниченной ответственностью «СТИФ» заключен государственный контракт № 2016.97458 (реестровый номер контракта 2550300779516000005) с ценой контракта 2727157,54 руб. по результатам электронного аукциона № 0152200004716000034 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул.70 лет Октября-проспект Комарова, г. Омск». Срок окончания выполнения работ по указанному контракту был установлен 01.08.2016.

Согласно пункту 1.2 государственного контракта от 27.05.2016 № 2016.97458 работы по нему выполняются подрядчиком в соответствии с Заказом на выполнение работ (Приложение № 1 к настоящему контракту), из его материалов, в том числе деталей и конструкций, и оборудования, используемых при выполнении работ (далее – товары).

При этом до выполнения отдельных видов работ по указанному контракту (например,  металлические конструкции скатной кровли, скатная кровля (локальный сметный расчет 02-01-02 изм.1); установка наружных окон (позиция 1508 локального сметного расчета 02-01-02 изм.1) невозможно осуществить облицовку фасада в случае заключения контракта по результатам закупки, которая является предметом настоящего рассмотрения.

На заседании Комиссии на вопрос председательствующего о том, на какой стадии находится исполнение государственного контракта от 27.05.2016 № 2016.97458, представителем заказчика даны пояснения и представлена информация о расторжении 16.06.2016 контракта по соглашению сторон.   

Таким образом, расторжение государственного контракта от 27.05.2016 № 2016.97458 приводит к невозможности выполнения отдельных работ, включенных в объект закупки настоящего электронного аукциона № 0152200004716000049.

            При этом Комиссия отмечает, что из объяснений представителя заказчика, данных на заседании, следует, что о невозможности выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом от 27.05.2016 № 2016.97458, заказчику было известно еще 03.06.2016, когда ООО «СТИФ» письменно проинформировало заказчика о том, что не может приступить к работам по объективным причинам, обусловленным виной заказчика.

Таким образом, на момент окончания срока подачи заявок описание объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе уже не соответствовало принципу объективности.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Стройинвест» на действия Главного управления контрактной системы Омской области, казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул. 70 лет Октября-проспект Комарова, г. Омск» (извещение № 0152200004716000049) в части отсутствия:

- в документации об аукционе надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;

- в проекте контракта конкретного размера ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

2. Признать в действиях:

уполномоченного органа - нарушение части 6 статьи 30, части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, подпункта «а» пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 2 части 4 статьи 67, части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе

заказчика - нарушение части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 33, части 1 статьи 34, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, подпункта «а» пункта 3 части 3 статьи 66, части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области и его единой комиссии, казенному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0152200004716000049) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/137-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

17 июня 2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

<>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее также заявитель, Общество, ООО «Стройинвест») на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее – уполномоченный орган, ГУКС Омской области), казенного учреждения Омской области «Омскоблстройзаказчик» (далее – заказчик, КУОО «Омскоблстройзаказчик») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул.70 лет Октября-проспект Комарова, г. Омск» (извещение № 0152200004716000049) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях уполномоченного органа и заказчика нарушения части 6 статьи 30, части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта «а» пункта 3 части 3 и пункта 2 части 5 статьи 66, части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе, а также в действиях уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 17.06.2016 № 03-10.1/137-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Главному управлению контрактной системы Омской области и его единой комиссии, казенному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» в срок до 29.06.2016 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул.70 лет Октября-проспект Комарова, г. Омск» (извещение № 0152200004716000049), аннулировать электронный аукцион.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Главному управлению контрактной системы Омской области и его единой комиссии, казенному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, отменить протокол проведения электронного аукциона.

 

3. Главному управлению контрактной системы Омской области, казенному учреждению Омской области «Омскоблстройзаказчик» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания, в срок до 30.06.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>

 

 

[1] Согласно сведениям реестра товарных знаков и знаков обслуживания с официального сайта Роспатента www1.fips.ru словесные обозначения Danfoss, KAN-therm, Neptun являются зарегистрированными товарными знаками

Связанные организации

Связанные организации не указаны