Решение б/н Решение № 03-10.1/141-2017 по жалобе ООО "НОВОКОМ" на действ... от 21 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/141-2017

о признании жалобы частично обоснованной

 

16 июня 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…» - «…»;

«…» - «…»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «НОВОКОМ» (далее – Заявитель, Общество, ООО «НОВОКОМ») на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Врачебно-физкультурный диспансер» (далее – Заказчик, БУЗОО «Врачебно-физкультурный диспансер») при осуществлении закупки «Поставка одноразового медицинского расходного материала» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200039917000022) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

Заявителя – «…» (доверенность от 14.04.2017);

Заказчика – «…» (доверенность от 16.05.2017), «…» (доверенность от 16.06.2017)

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 4542 от 08.06.2017) жалоба заявителя, в которой указано, что документация об электронном аукционе разработана Заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-4493э от 09.06.2017) Заказчиком были представлены (вх. № 4754 от 15.06.2017) возражения на жалобу Заявителя и материалы закупки, из  которых следует, что 31.05.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 499846,40 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 09.06.2017 на участие в аукционе поступило две заявки, оба участника допущены к участию в электронном аукционе.

13.06.2017 состоялась процедура проведения электронного аукциона, наименьшее ценовое предложение 372385,16 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.06.2017 № 0352200039917000021-2 единой комиссией Заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, вторых частей заявок обоих участников электронного аукциона.

В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. № 03-4493э от 09.06.2017) определение поставщика приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Жалоба Заявителя содержит следующий довод:

«В документации об электронном аукционе в разделе 18 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» в пункте 2.1 Вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию: в подпункте 6 заказчик требует в соответствии с разделом 5 представить сертификат о происхождении товара: «6) Документы (или копии этих документов), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с разделом 5 настоящей документации;

Сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств – членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными правилами.»

Раздел 5 документации об электронном аукционе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами»:

«1) Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2015г. № 1457 к аукциону не допускаются организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организации находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».

Считаем, что заказчик не должен требовать предоставление Сертификата о происхождении товара, а подтверждением страны происхождения товара должна являться декларация, подтверждающая страну происхождения товара, так как это противоречит Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, в подпункте 6 пункта 2.1 раздела 18 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе указано следующее: «Документы (или копии этих документов), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с разделом 5 настоящей документации;

Сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств – членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными правилами.»

Комиссия считает, что требование о предоставлении вышеуказанного сертификата установлено в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, учитывая нижеизложенное.

На основании части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 155) определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице (далее – Перечень).

В пункте 13 Приказа № 155 прямо указано, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, Приказа № 155, в связи с чем признает данный довод жалобы заявителя обоснованным.

 

3.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Жалоба Заявителя содержит следующий довод:

«Также пункты 13, 14, в описании объекта закупки заказчика Приложение № 1 к документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» описаны перчатки многослойные для отделений с повышенным риском инфицирования.

…Согласно П.4.6. «Выбор медицинских перчаток» Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 Роспотребнадзора, 2016 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях»:

«При выборе типа хирургических перчаток необходимо принимать во внимания особые условия вида оперативного вмешательства, которые могут быть удовлетворены за счет дополнительных свойств перчаток:…….

- перчатки для операций с повышенным риском инфицирования и повреждения перчаток. Риск повреждения перчаток зависит от срочности, продолжительности и сложности оперативного вмешательства, а также опыта медицинских работников. К ситуациям с повышенным риском инфицирования относятся любые экстренные хирургические вмешательства и инвазивные процедуры, а также оперативные вмешательства и инвазивные процедуры, проводимые пациентам с наличием инфекционных болезней. С целью защиты рук медицинского персонала во время операций с повешнным риском инфицирования следует использовать:

- двойные перчатки…..;

- двойные перчатки с индикацией прокола…..;

- перчатки с внутренним антибактериальным покрытием…..;

- «кольчужные перчатки»….

Для чего Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Врачебно-физкультурный диспансер», который занимается диагностикой, не выполняет хирургических манипуляций нужны перчатки многослойные для отделений с повышенным риском инфицирования».

В пунктах 13 и 14 Приложения № 1 «Наименование и описание объекта закупки» к документации об электронном аукционе (извещение № 0352200039917000022) установлено:

 

13. Перчатки L:
Перчатки смотровые (диагностические) нитриловые для применения в отделениях с повышенным риском инфицирования; многослойные: c внутренним функциональным полимерным слоем, для облегчения надевания во влажной и сухой среде; промежуточным слоем  увлажняющего геля, содержащего алантоин, обладающий заживляющим, увлажняющим, успокаивающим и противовоспалительными свойствами, что в составе перчатки делает кожу рук мягкой и упругой, и коллаген, обеспечивающий уход и восстановление раздраженной и поврежденной кожи (указано на индивидуальной заводской упаковке). Перчатки гипоаллергенные из-за отсутствикя протеинов натурального латекса. Неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Внешняя поверхность должна быть микротекстурированная на кончиках пальцев  для улучшенного захвата инструментов. Одинарная толщина в области пальцев менее 0,1 мм для повышения тактильной чувствительности. Одинарная толщина (ладонь) не менее 0,065 мм. Упакованы в гигиенический диспенсер с предусмотренной возможностью его фиксации к вертикальной поверхности. Упаковка должна обеспечивать подачу перчаток   снизу только по одной, только манжетой вперед для исключения контакта рук персонала с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки. Диспенсер   перчаток должен быть "кубической" формы: ширина  не более 125 мм, длина не более 135 мм. Показатель уровня качества AQL должен быть не более 1,5 . В диспенсере 50 пар.   Размер
L

14. Перчатки М:
Перчатки смотровые (диагностические) нитриловые для применения в отделениях с повышенным риском инфицирования; многослойные: c внутренним функциональным полимерным слоем, для облегчения надевания во влажной и сухой среде; промежуточным слоем  увлажняющего геля, содержащего алантоин, обладающий заживляющим, увлажняющим, успокаивающим и противовоспалительными свойствами, что в составе перчатки делает кожу рук мягкой и упругой, и коллаген, обеспечивающий уход и восстановление раздраженной и поврежденной кожи (указано на индивидуальной заводской упаковке). Перчатки гипоаллергенные из-за отсутствикя протеинов натурального латекса. Неопудренные для снижения риска контактного дерматита. Внешняя поверхность должна быть микротекстурированная на кончиках пальцев  для улучшенного захвата инструментов. Одинарная толщина в области пальцев менее 0,1 мм для повышения тактильной чувствительности. Одинарная толщина (ладонь) не менее 0,065 мм. Упакованы в гигиенический диспенсер с предусмотренной возможностью его фиксации к вертикальной поверхности. Упаковка должна обеспечивать подачу перчаток   снизу только по одной, только манжетой вперед для исключения контакта рук персонала с другими перчатками, диспенсером и основной поверхностью извлекаемой перчатки. Диспенсер   перчаток должен быть "кубической" формы: ширина  не более 125 мм, длина не более 135 мм. Показатель уровня качества AQL должен быть не более 1,5 . В диспенсере 50 пар.   Размер М

 

Комиссия отмечает, что закупка данного вида перчаток обоснована потребностями заказчика, по общему правилу, согласована с главным распорядителем бюджетных средств - Министерством здравоохранения Омской области.

Кроме того, согласно Приложению № 1 к лицензии № ФС-55-01-001296-12 от 28.05.2012 на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») БУЗОО «Врачебно-физкультурный диспансер» имеет право осуществлять хирургические вмешательства, что может обосновывать потребность в вышеуказанных перчатках. При этом Комиссия считает несостоятельной ссылку заявителя на методические рекомендации «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях» (утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.), поскольку данные методические рекомендации не являются нормативным правовым актом.

В силу указанного, Комиссия признала данный довод жалобы заявителя необоснованным.

3.3. В жалобе Заявителя содержится следующий довод:

«Так же в документации заказчик описывает товар ограничивающий конкуренцию с не существующими характеристиками, чем искусственно ограничивает конкуренцию, а именно:

Также пункты 19 в описании объекта закупки заказчика Приложение № 1 к документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» Заказчик требует к поставке несуществующий товар, либо товар не зарегистрированный для применения на территории Российской Федерации, а именно:

 

19. Пробирки встроен. Капиляром: Пробирка вакуумная (пластик) с ЭДТА-К3, с двойным отрывным идентификационным кодом, фиолетовая пробка. 6мл (13*100)

 

Заказчик указывает пробирку с капилляром для забора крови объемом 6 мл.

Пробирки объемом 6 мл используются для забора венозной крови из вены и использованием держателя для пробирок и двухсторонних игл к пробиркам. А пробирки с капилляром используются для забора капиллярной крови из пальца с использованием ланцета либо скарификатора для прокола с максимальным объемом до 1 мл крови для небольшого объема проб.

Чаще всего используют пробирки с капилляром объемом 200 мкл, 250 мкл, 500 мкл. Таким образом пробирок с капилляром на 6 мл не существует».

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Однако документального подтверждения указанного довода Заявителем не представлено, в связи с чем Комиссия признала довод жалобы необоснованным..

При этом Комиссия отмечает, что двумя участниками закупки, подавшими заявки на участие в электронном аукционе (извещение № 0352200039917000022), предложен к поставке, в том числе товар, соответствующий требованиям Заказчика по позиции 19 «Пробирки встроен. Капилляром».

 

3.4. В жалобе Заявителя содержится следующий довод:

«В описании объекта закупки заказчика в п. 12 Приложение № 1 к документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» описаны скарификаторы:

«Скарификаторы: Скарификатор должен быть изготовлен из нержавеющей хромированной стали без никеля. Стерильный, апирогенный, предназначен для однократного применения. Длина взрослого скарификатора – не менее 32,3 мм, длина копья более 4 мм. Угол остроты колющей части копья не менее 26°, толщина металла – 0,196 мм., Усилие прокола 0,12 кГс. Ширина полотна скарификатора 5,0 мм. Длина колющей части взрослого скарификатора 3,3 мм».

Заказчик сначала указывает длина копья более 4 мм, а ниже длину колющей части взрослого скарификатора (другими словами – та же длина копья уже 3,3 мм). В данном пункте заказчик нарушил закон описав товар с использованием противоречивых величин».

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 9 указанной статьи к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Однако документального подтверждения указанного довода Заявителем не представлено, в связи с чем Комиссия признала довод жалобы необоснованным..

При этом Комиссия отмечает, что двумя участниками закупки, подавшими заявки на участие в электронном аукционе (извещение № 0352200039917000022), предложен к поставке, в том числе товар, соответствующий требованиям Заказчика по позиции 12 «Скарификаторы».

 

3.5. Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. № 1457 (далее - Постановление № 1457) был утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых запрещено на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - Перечень) (опубликован на Официальном сайте в сети «Интернет» правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015).

В указанный Перечень были включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

В пункте 5 документации об электронном аукционе был установлен запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением № 1457, однако при этом Заказчиком не учтено, что объектом закупки (извещение № 0352200039917000022) являлась исключительно поставка товара (одноразового медицинского расходного материала).

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать обоснованной жалобу ООО «НОВОКОМ» на действия БУЗОО «Врачебно-физкультурный диспансер» при осуществлении закупки «Поставка одноразового медицинского расходного материала» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352200039917000022) в части неправомерного требования в составе второй части заявки участника аукциона сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государств – членов Евразийского экономического союза.

 

  1. Признать в действиях БУЗОО «Врачебно-физкультурный диспансер», нарушение требований части  3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 г. № 1457, приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, учитывая, что указанное нарушение не повлияло на результат закупки

 

3. Передать в Главное управление финансового контроля Омской области материалы закупки (извещение № 0352200039917000022) для проведения проверки в части довода жалобы о ненадлежащем обосновании заказчиком начальной (максимальной) цены контракта на поставку одноразового медицинского расходного материала.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе передать материалы рассмотрения жалобы ООО «НОВОКОМ» должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

«…»

«…»

«…»

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны