Решение №03-10.1/144-2017 Дело № 03-10.1/144-2017 по жалобе ООО СО ЦГЗ на действия ФБУ... от 26 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/144-2017

о признании жалобы обоснованной

 

21 июня 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» – заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;

«…………..» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированная организация «Центр государственного заказа» (далее – заявитель, ООО СО «ЦГЗ») на действия Федерального бюджетного учреждения науки «Омский научно исследовательский институт природно-очаговых инфекций» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – заказчик, ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на оказание слуг специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора (извещение № 0352100001217000011, идентификационный код закупки 171550201785755010100100150119411244) (далее – запрос котировок),

в присутствии представителей:

заявителя - «…………..» (доверенность от 20.06.2017);

заказчика – «…………..» (доверенность от 25.03.2017),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба (вх. № 360 от 19.01.2017) заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок.

По мнению заявителя, при проведении запроса котировок заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (далее – Федеральный закон о контрактной системе), неправомерно признав победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-4644э от 15.06.2017) заказчиком были представлены материалы запроса котировок, из которых следует, что 27.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) было размещено извещение № 0352100001217000011 с начальной (максимальной) ценой контракта 442666,67 руб.

Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 15.05.2017, на участие в запросе котировок поступило две заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, победителем признан участник с порядковым номером заявки 1 – ООО СО «ЦГЗ» с ценой контракта 198000 руб.

07.06.2017 заказчиком размещен протокол признания участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

 

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:

 

3.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Комиссией определено, что требования к обеспечению исполнения контракта были установлены заказчиком в разделе 18 «Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению» извещения о проведения запроса котировок.

Комиссия отмечает, что требования к банковской гарантии определены статьей 45 Федерального закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства № 1005 от 08.11.2013).

В соответствии с абзацем 1 дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства № 1005 от 08.11.2013 (далее - дополнительные требования к банковской гарантии), банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом требований указанных в пунктах «а», «б» и «в» дополнительных требований к банковской гарантии.

Частью 8 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе определено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе определено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

 

07.06.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком был размещен протокол признания участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.

В разделе 5 протокола признания участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта, в частности указано: «Письмом № 369 от 06.06.2017г. участник был информирован о рассмотрении поступивших от него документов 02.06.2017г. вх. № 383 (в пятницу в конце рабочего дня), в том числе банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта в сроки, установленные в п. 5 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Особенностью документооборота при проведении запроса котировок, является обмен информацией между участником и заказчиком исключительно на бумажном носителе или через электронную почту.

В качестве обеспечения исполнения контракта участником была представлена копия банковской гарантии № 0126387У от 26.05.2017г. на 1-ом листе имеющая печатный текст с 2-х сторон и содержащая отметку «Копия верна», печать участника с подписью без расшифровки.

  • из смысла статей 45, 96 № 44-ФЗ, статей 368, 373 ГК РФ и Дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Дополнительные требования), банковская гарантия, оформляется в письменной форме на бумажном носителе, предоставляется Бенефициару (Заказчику) в оригинале, после чего заключается контракт.

Согласно п. 13 статьи 78 № 44-ФЗ регламентирован срок заключения контракта, а именно, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе 15.05.2017г., о чем участник был уведомлен письменно 15.05.2017г. исх. № 304.

Соответственно последний день заключения контракта – 03.06.2017г. (суббота).

05.06.2017г. (понедельник) при рассмотрении поступивших документов по телефонам 8 (3812) 49-28-78 и 89620453383 специалист участника была уведомлена о не предоставлении оригинала банковской гарантии.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание особенность документооборота при проведении запроса котировок, в установленные законодательством сроки для заключения контракта, участником не предоставлен надлежащим образом оформленный документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта».

На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что основанием для признания Общества уклонившимся от заключения контракта послужило то, что ООО СО «ЦГЗ» была представлена копия банковской гарантии, а не ее оригинал.

В жалобе заявитель указывает: «Заказчик полагает, что участником не предоставлен надлежащим образом оформленный документ, подтверждающий внесение обеспечения контракта, поскольку банковская гарантия предоставлена в копии.

Полагаем, что Заказчик демонстрирует весьма своевольное его толкование закона, поскольку из оценки «взаимосвязанных положений», на которых основывается Заказчик, сделанный им вывод не следует.

Обращаем внимание, что согласно абзаца первому Дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2013 г. № 1005 «банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка». Таким образом, закон указывает на различные способы оформления банковской гарантии, при этом, согласно положениям ГК РФ, в Законе № 44-ФЗ, в иных нормативных актах отсутствует требование о том, что банковская гарантия должна быть предоставлена Заказчику именно в оригинале. Банковская гарантия направляется участнику закупки в электронной копии и только затем по экспресс почте поступает на бумажном носителе. Таким образом, совершенно правомерными действиями является предоставление банковской гарантии в виде заверенной копии, при условии соблюдения всех иных требований связанных с оформлением банковской гарантии, в частности. Заказчик обязан был проверить внесение выданной победителю закупки банковской гарантии в реестр банковских гарантий, что позволило бы в полном объеме устранить сомнения Заказчика в действительности предоставленного в его адрес документа».

Комиссией установлено, что заявителем была представлена заказчику копия банковской гарантии, выданная ООО КБ «Русский Ипотечный Банк» и заверенная Обществом.

Следует отметить, что ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденным Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, дано определение: «копия документа: экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа».

При этом необходимо отметить, что ни Федеральным законом о контрактной системе, ни Постановление Правительства № 1005 от 08.11.2013 не установлено обязательное предоставление участником закупки оригинала банковской гарантии.

Более того, на официальном сайте ЕИС в разделе «Реестр банковских гарантий» была размещена банковская гарантия, представленная Обществом.

Помимо указанного, следует отметить следующее.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45 Федерального закона о контактной системе определено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В соответствии с перечнем документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии утвержденного Постановлением Правительства № 1005 от 08.11.2013 (далее - Перечень) бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:

расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;

платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);

документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);

документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Таким образом, оригинал банковской гарантии не является обязательным документом, который должен быть представлен одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Указанный вывод подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 21.11.2016 № 305-ЭС16-9281.

Учитывая изложенное, Комиссия считает указанный выше довод жалобы Общества обоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителя содержится довод о том, что «Заказчик указывает, что в банковской гарантии отсутствует указание на обязательства надлежащее исполнение которых должно обеспечиваться банковской гарантией.

Указанный довод Заказчика не соответствует действительности, в частности, согласно тексту банковской гарантии ««Принципал», настоящим обязуется уплатить по письменному требованию ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ "ОМСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ИНФЕКЦИЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА, далее по тексту – «Бенефициар», денежную сумму в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Принципалом обязательств по Гражданско-правовому договору бюджетного учреждения, подлежащему заключению между Принципалом и Бенефициаром на основании Протокола П1 от 15.05.2017 года (номер и дата извещения: 0352100001217000011 от 27.04.2017 г.)».

Таким образом, в банковской гарантии указанно, что гарантия обеспечивает неисполнение или ненадлежащее исполнение всех обязательств Исполнителя по подлежащему заключению Договору. Обращаем внимание, что приведенная формулировка банковской гарантии полностью соответствует и положениям Закона № 44-ФЗ, который в п. 2 ч. 2 ст. 45 указывает, что банковская гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, при этом законом не предусмотрено конкретное перечисление указанных обязательств, либо их обязательная формулировка, что могло бы привести к невозможности для Заказчика получить возмещение по банковской гарантии в результате неисполнения Исполнителем тех или иных обязательств. У Победителя закупки отсутствовала обязанность по закреплению перечня гарантируемых обязательств в соответствии с документацией о запросе котировок, кроме указанного, законодательство не устанавливает требований к тому в какой именно части банковской гарантии должны находиться те или иные условия, установленные законом, главным является само фактические содержание условий установленных законодательством в тексте банковской гарантии. Таким образом, доводы Заказчика не соответствуют действительности, а банковская гарантия соответствует закону».

Комиссией установлено, что в протоколе признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 07.06.2017 указано: «Подпункт 1.2. пункта 1 раздела 18 «Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению» прикрепленного файла «Извещение ЗК Тех задание Заявка» к извещению о проведении запроса котировок устанавливает, что банковская гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: своевременное и надлежащее исполнение всех обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту, включая соблюдение сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и соблюдение качества поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Указание в преамбуле банковской гарантии, что Гарант обязуется уплатить Бенефициару денежную сумму в случае невыполнения или ненедлежащего выполнения Принципалом обязательств по контракту, по мнению Заказчика, не является указанием обязательств, которые обеспечиваются банковской гарантией».

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

При изучении банковской гарантии представленной заказчиком, а также размещенной на официальном сайте ЕИС Комиссией установлено, что в преамбуле банковской гарантии было указано следующее:

«Коммерческий банк «Русский ипотечный банк» (общество с ограниченной ответственностью)/КБ «Русский ипотечный банк» (ООО)/, ОГРН 1025400001637, лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1968 от 22.06.2012г., далее по тексту - «Гарант», на основании договора № 0126387У о выдаче банковской гарантии (с юридическим лицом), заключенного с ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА", далее по тексту - «Принципал», 26 мая 2017г., настоящим обязуется уплатить по письменному требованию ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ "ОМСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ ИНФЕКЦИЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА, далее по тексту - «Бенефициар», денежную сумму в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения Принципалом обязательств по Гражданско-правовому договору бюджетного учреждения, подлежащему заключению между Принципалом и Бенефициаром на основании Протокола П1 от 15.05.2017 года (номер и дата извещения: 0352100001217000011 от 27.04.2017 г.), (далее по тексту - «Контракт», «Основное обязательство»), а именно: Оказание услуг специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд ФБУН "Омский НИИ природно-очаговых инфекций" Роспотребнадзора.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» договор предоставления настоящей банковской гарантии заключен между Гарантом и Принципалом по обязательствам Принципала перед Бенефициаром, которые возникнут из Контракта при его заключении (отлагательное условие)».

Таким образом, по мнению Комиссии, банковская гарантия представленная Обществом во исполнение требований пункта 2 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе содержала обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.

При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы заявителя обоснованным.

 

3.3. В жалобе также приведен следующий довод: «Заказчик указывает, что в банковской гарантии неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии Гаранту до истечения срока действия банковской гарантии.

Тем не менее, согласно гарантии установлены следующие условия:

1. п. 9 Банковской гарантии: Бенефициару предоставлено право на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта, если Гарантом в срок не более чем 5 (Пять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. – данное требование установлено на основании ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, таким образом, требование извещения о проведении запроса котировок было соблюдено.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях ГК РФ. Согласно ч. 1 ст. 376 ГК РФ «Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии».

Таким образом, ГК РФ предусматривает, что для удовлетворения требования по банковской гарантии оно должно быть предоставлено банку (поступить в банк) до момента окончания срока действия банковской гарантии. Исходя из вышесказанного, основание отклонения является несостоятельным и банковская гарантия соответствует и требованиям Заказчика и положениям действующего законодательства».

Комиссией установлено, что в протоколе признания участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта от 07.06.2017 указано:

«Также абзац 2 пункта 6 банковской гарантии в котором указано, что «Требование Бенефициара… должно быть представлено Гаранту до истечения срока действия настоящей банковской гарантии», по мнению Заказчика, не соответствует смыслу п.п. 1.8. пункта 1 раздела 18 «Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению» прикрепленного файла «Извещение ЗК Тех задание Заявка» к извещению о проведении запроса котировок, согласно которому «условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии»».

В соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

При этом в подпункте 1.8 пункта 1 раздела 18 «Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению» извещения о проведении запроса котировок указано, что банковская гарантия должна быть безотзывной и включать в себя, в том числе условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

В абзаце 2 пункта 6 банковской гарантии указано: «Требование Бенефициара с приложением указанных в пункте 5 настоящей банковской гарантии документов должно быть представлено Гаранту до истечения срока действия настоящей банковской гарантии».

При этом в пункте 9 банковской гарантии указано «Бенефициару предоставлено право на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта, если Гарантом в срок не более чем 5 (Пять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии»

Комиссия отмечает, что части 3 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе и подпункту 1.8 пункта 1 раздела 18 извещения о проведении запроса котировок полностью соответствует пункт 9 банковской гарантии.

В свою очередь, по мнению Комиссии, понятие «представлено» указанное в абзаце 2 пункта 6 банковской гарантии и понятие «направленное» указанное в пункте 9 банковской гарантии не противоречат друг другу, поскольку предусматривают своевременное направление соответствующего требования до окончания срока действия банковской гарантии.

На основании изложенного, Комиссия считает приведенный выше довод жалобы обоснованным.

 

3.4. В жалобе заявителя указано: «Дополнительно Заказчик утверждает, что в банковской гарантии был неверно прописан индекс Заказчика. Полагаем, что данная ошибка является технической, не может повлиять на возможность удовлетворения требования Бенефициара Гарантом и не может быть положена в основу отказа заказчика от подписания Контракта».

  • протоколе признания участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта от 07.06.2017 указано: «Дополнительно в пункте 15 «Реквизиты Бенефициара» банковской гарантии содержится ошибка в индексе Бенефициара, правильный индекс – 644080».

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Комиссией установлено, что в разделе 15 «Реквизиты Бенефициара» указано: «644050, Омская область, г. Омск, пр-кт Мира д. 7, ИНН 5502017857, КПП 550101001, ОГРН 1025500510716».

Вместе с тем заказчик располагается по адресу: 644080, Омская область, г. Омск, пр-кт Мира д. 7.

Однако из приведенных выше норм Федерального закона о контрактной системе следует, что банковская гарантия не должна содержать юридический или почтовый адрес бенефициара, следовательно, опечатка, допущенная гарантом при выдаче банковской гарантии, не подпадает под исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии, установленный частью 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.

При таких обстоятельствах Комиссия считает приведенный выше довод жалобы заявителя обоснованным.

 

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Абзацем первым статьи 42 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом на основании пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

 

 

Комиссия отмечает, что виды услуг, а также предъявляемые к ним требования были указаны заказчиком в приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок (далее - Приложение № 1).

При этом следует отметить, что согласно Приложению № 1 исполнителю надлежало, в том числе оказать услуги по разработке документов как для открытых конкурсов, так и для электронных аукционов - разработке извещений, документаций и проектов контрактов, а также оказать ряд дополнительных услуг, например, консультационные услуги, представительство интересов заказчика в контролирующих органах и т.д.

Однако при этом ни из Приложения № 1, ни в целом из извещения о проведении запроса котировок невозможно определить количество закупок, определенных разделом 2 Технического задания, которое будет осуществлено заказчиком в период исполнения контракта (идентификационный код закупки 171550201785755010100100150119411244).

На заседании Комиссии представителем заказчика были даны пояснений о том, что количество закупок определено планом - графиком заказчика, который размещен на официальном сайте ЕИС.

Однако ни в извещении, ни в Приложении № 1 не содержат данной информации.

При таких обстоятельствах Комиссия считает, что описание объекта закупки не носит объективный характер, нарушает требования пункта 1 части1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО СО «ЦГЗ» на действия ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на оказание слуг специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора (извещение № 0352100001217000011).

 

2. Признать в действиях ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352300057717000081) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

«…………..»

 

«…………..»

 

«…………..»

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/144-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

21 июня 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированная организация «Центр государственного заказа» на действия на действия ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на оказание слуг специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора (извещение № 0352100001217000011) (далее –запрос котировок),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора нарушение требований пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73, части 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 21.06.2017 № 03-10.1/144-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора в срок до 04.07.2017:

- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 15.05.2017 (извещение № 0352100001217000011),

- аннулировать запрос котировок (извещение № 0352100001217000011).

 

2. ФБУН «Омский НИИ природно-очаговых инфекций» Роспотребнадзора, проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 05.07.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «…………..»

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

«…………..»

Члены Комиссии:

«…………..»

 

«…………..»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны