Решение б/н Решение по жалобе ООО "РССА" от 27 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/149-2017

о признании жалобы частично обоснованной

 

 

22 июня 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

…………. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

…………. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

…………. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее – Заявитель, Общество) на действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки «Монтаж модульной газовой котельной, технологическое присоединение к инженерным сетям, обеспечение технической возможности подачи газа в требуемом объеме и проведение пусконаладочных работ, поставка комплекса оборудования» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352100019817000046) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей Заказчика – ………….. (доверенность № 62 от 22.06.2017), …………… (доверенность № 4 от 11.01.2017),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 4769 от 15.06.2017) жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, в которой указано, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-4717 от 16.06.2017) Заказчиком были представлены материалы электронного аукциона (вх. № 4937 от 21.06.2017), свидетельствующие о том, что 30.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 36158250,80 руб.

В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 16.06.2017 указано, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 16.06.20417 не поступило ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Исходя из требований части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Требования о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта определены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию (<*>) к пункту 2 приложения № 1 к Постановлению от 04.02.2015 № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При этом документами, подтверждающими данные требования, являются:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

В разделе «Требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 и 2.1. статьи 31 Закона № 44-ФЗ» извещения о проведении аукциона Заказчиком установлено:

«Наличие у участника электронного аукциона:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

5) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

При этом в извещении о проведении электронного аукциона содержится следующее требование:

«Документы, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с частью 2 и 2.1. статьи 31 Закона № 44-ФЗ (документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации) или копии этих документов:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства (модульной газовой котельной) в эксплуатацию».

В жалобе Заявителя указано следующее:

«В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 14.11.2016) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" строительными работами к которым применяются дополнительные требования являются:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)

Согласно, аукционной документации предметом электронного аукциона является монтаж модульной газовой котельной, технологическое присоединение к инженерным сетям, обеспечение технической возможности подачи газа в требуемом объеме и проведение пусконаладочных работ, поставка комплекса оборудования.

Таким образом работы по монтажу модульной газовой котельной не являются строительными, соответственно к ним не применимы положения Постановления. В связи с этим, требования Заказчика, установленные в Аукционной документации являются избыточными и влекут к ограничению количества участников закупки».

Комиссия не согласилась с данным доводом Заявителя, считает его необоснованным в связи с нижеизложенным.

Учитывая, что работы по монтажу газовых котельных относятся к коду 43.22.12.110 ОКПД2 и начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, то при размещении данной закупки в силу частей 2 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе Заказчик был обязан установить дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих данные требования в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

При этом Комиссия отмечает, что дополнительные требования к участникам аукциона, установленные в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе, о наличии:

«1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта»,

нарушают требования части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, поскольку не установлены Правительством Российской Федерации к участникам закупки работ строительных.

Кроме того, Комиссия считает, что является избыточным требование о представлении участниками закупки «Копии разрешения на ввод объекта капитального строительства (модульной газовой котельной) в эксплуатацию», поскольку модульная котельная, являющаяся объектом закупки, не является объектом капитального строительства в понимании пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно, для подтверждения опыта работы по устройству основания, монтажу модульной котельной, ее подключению ее к инженерным сетям и осуществлению пуско-наладки оборудования неправомерно требовать от участников закупки представление копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, тем более акта о вводе в эксплуатацию «модульной газовой котельной».

Указанные требования приводят к нарушению Заказчиком частей 2 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.2. В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

 

 

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что в пункте 1 раздела 4.13 «Требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ», а также в пункте 1 раздела 7 информационной карты документации об аукционе указано:

«Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимися объектом закупки – установлено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», наличие разрешения на строительство модульной газовой котельной, наличие лицензии (допуска) на право выполнения работ, предусмотренных предметом закупки».

В жалобе Заявителем указано:

«В соответствии с пунктом 4.13 Аукционной документации Заказчиком установлено требование: наличие разрешения на строительство модульной газовой котельной, наличие лицензии (допуска) на право выполнения работ, предусмотренных предметом закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления»

В соответствии с п. 6 ст. 63 Федерального закона «О контрактной системе» извещение о проведении электронного аукциона должно содержать исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона.

Таким образом Заказчиком не представлено исчерпывающего перечня возможных лицензий (свидетельств, допусков), которыми должен обладать участник закупки».

Комиссия согласилась с доводом Заявителя о том, что Заказчик не установил, какие именно документы должен представить участник закупки в составе заявки на участие в аукционе.

Кроме того, ни из Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», ни из каких-либо иных нормативно-правовых актов не следует, что исполнитель должен иметь «разрешение на строительство модульной газовой котельной, наличие лицензии (допуска) на право выполнения работ».

Учитывая, что данное требование установлено Заказчиком неправомерно, Комиссия признала довод жалобы обоснованным.

 

3.3. В соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Подпунктом 3 пункта 7.7 раздела 7 «Требования к содержанию и составу заявки на участие
в электронном аукционе» документации об аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать «копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе - установлено, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99».

Вместе с тем Постановлением № 99 установлены только дополнительные требования к участникам закупки.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» при осуществлении закупки «Монтаж модульной газовой котельной, технологическое присоединение к инженерным сетям, обеспечение технической возможности подачи газа в требуемом объеме и проведение пусконаладочных работ, поставка комплекса оборудования» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352100019817000046) в части неправомерного установления требования о наличии у участника закупки разрешения на строительство модульной газовой котельной, лицензии (допуска) на право выполнения работ.

 

2. Признать в действиях Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» нарушение требований пункта 1 части 1, частей 2 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пунктов 2 и 3 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся.

 

  1. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны