Решение №03-10.1/15-2015 Решение № 03-10.1/15-2016 по жалобе ООО "Медздрав" на действ... от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/15-2016

о признании жалобы обоснованной

 

27 января 2016 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» -  заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…………..» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Медздрав» (ИНН 550504949) (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» (далее – заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение № 0352300020715000030),

в присутствии представителей:

заявителя -  «…………..»  (без надлежаще оформленной доверенности);

заказчика – «…………..» (доверенность № 10 от 26.01.2016),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 383э от 20.01.2016) жалоба заявителя, в которой указано, аукционной комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) при отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-322 от 21.01.2016) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя.

Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 26.12.2015 заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2759193,22 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 12.01.2016 на участие в электронном аукционе поступило три  заявки, двум участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Протоколом рассмотрения единственной заявки от 12.01.2016 заявка участника с порядковым номером 1 – ООО «Арис Групп» признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы ООО «Медздрав», представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия, признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

 

В силу пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части  2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данные требования установлены заказчиком в разделе  II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

 

 

В силу пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в частности, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Комиссией установлено, что в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 12.01.2016 указано, что участнику с порядковым номером  3 – ООО «Медздрав» было отказано в участии в электронном аукционе по следующему основанию:

«на основании пункта 2 части 4 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ (несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации об аукционе):

-           участник закупки в пункте 19 первой части заявки предложил к поставке жгут, указав в характеристиках «снабжен механизмом фиксации петли позволяющий одной рукой зафиксировать жгут, расстегнуть его. ослабить», однако, согласно требованию п. 19 Части II документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» «снабжен механизмом фиксации петли позволяющий одной рукой зафиксировать жгут, расстегнуть его или ослабить», а так же согласно требованию п. 2 документации об электронном аукционе (Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению) в части инструкция по заполнению первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме: «При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений»;

-           участник закупки в пункте 31 первой части заявки предложил к поставке контейнер, указав в характеристиках «с герметичной крышкой, матовым окном для записи, которую используют

для сбора, безопасного хранения, транспортировки различных образцов биоматериалов», однако, согласно требованию п. 31 Части II документации об электронном аукционе «Наименование и описание объекта закупки» «с герметичной крышкой, матовым окном для записи, которую используют для сбора, безопасного хранения или транспортировки различных образцов биоматериалов», а так же согласно требованию п. 2 документации об электронном аукционе (Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению) в части инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе: «При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений»».

Относительно отказа в допуске к участию в аукционе по позиции 19 «Жгут» раздела II «Наименование и описание объекта закупки» в жалобе заявителя указано: «В п. 19 в описании товара заказчиком указано « … механизмом фиксации петли позволяющий одной рукой зафиксировать жгут, расстегнуть его или ослабить …»

Так как нами предлагался к поставке товар, который обладает всеми перечисленными заказчиком функциями, а именно –

  1. Петлю можно одной рукой зафиксировать
  2. Петлю можно одной рукой расстегнуть
  3. Петлю можно одной рукой ослабить

Нами была удалена из текста частица «ИЛИ» и через запятую были перечислены все характеристики которыми обладает товар. По своему предназначению «ЖГУТ» должен обладать всеми характеристиками, которые мы указали в заявке».

Аналогичный довод приведен в жалобе заявителя в отношении основания отказа в допуске к участию в аукционе по позиции № 31 «Контейнер», а именно: «В п. 31 в описании товара заказчиком указано « … с герметичной крышкой, матовым окном для записи, которую используют для сбора, безопасного хранения или транспортировки …».

Так как нами предлагался к поставке товар с крышкой,  которая обладает всеми перечисленными заказчиком функциями, а именно –

Контейнер с герметичной крышкой, матовым окном для записи, которую ( крышку !!!) используют

1)         для сбора

2)         для безопасного хранения

3)         для транспортировки».

При изучении документации об электронном аукционе Комиссией было установлено, что в разделе II «Наименование  и описание объекта закупки» по позициям № 19 «Жгут» и № 31 «Контейнер» заказчиком были установлены следующие требования к поставляемому товару:

 

№ п/п

Наименование товара

Требования к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам товара,  (потребительские свойства)

Единица измерения

Кол-во

19

Жгут

Жгут предназначен для ограничения циркуляции венозной крови при проведении внутривенных манипуляций. Многоразовый, снабжен механизмом фиксации петли позволяющий одной рукой зафиксировать жгут, расстегнуть его или ослабить. Жгут подлежит дезинфекции любым раствором, предназначенным для обработки резиновых и пластиковых предметов. Длина не менее 400 мм.

шт

20

31

Контейнер

Контейнер для сбора жидких биоматериалов представляет собой емкость объемом не менее 40 мл, с градуировкой до 30 мл. ± 1мл., с герметичной крышкой, матовым окном для записи, которую используют для сбора, безопасного хранения или транспортировки различных образцов биоматериалов, таких как: моча, кал, слюна, мокрота, остатки крови. Контейнер должен быть изготовлен из высококачественного прозрачного полипропилена. Контейнер для биоматериалов должен производиться в асептических условиях, поставляться стерильным, в индивидуальной упаковке, отвечать всем международным требованиям.

шт

500

 

Изучив заявки всех участников закупки, Комиссией было установлено, что в заявке с порядковым номером 3 по позициям № 19 и № 31 указано:

 

№ пп

 

Наименование товара

 

Технические характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

Страна происхождения

19

Жгут

Жгут предназначен для ограничения циркуляции венозной крови при проведении внутривенных манипуляций. Многоразовый, снабжен механизмом фиксации петли позволяющий одной рукой зафиксировать жгут, расстегнуть его,  ослабить. Жгут подлежит дезинфекции любым раствором, предназначенным для обработки резиновых и пластиковых предметов. Длина  400 мм.

шт

20

Китай

31

Контейнер

Контейнер для сбора жидких биоматериалов представляет собой емкость объемом 40 мл, с градуировкой до 30 мл., с герметичной крышкой, матовым окном для записи, которую используют для сбора, безопасного хранения , транспортировки различных образцов биоматериалов, таких как: моча, кал, слюна, мокрота, остатки крови. Контейнер  изготовлен из высококачественного прозрачного полипропилена. Контейнер для биоматериалов производится в асептических условиях, поставляется стерильным, в индивидуальной упаковке, отвечает всем международным требованиям.

шт

500

Россия

 

Из представленных заказчиком возражений на доводы жалобы следует: «В своей жалобе ООО «МЕДЗДРАВ» справедливо замечает, что «В обосновании отклонении заявки заказчик ссылается на опубликованную им же в документации к аукциону «Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе» где описано одно из требований в виде «... При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений. При использовании «и (или)», и/или - участник предлагает несколько показателей или один (на свой выбор)». Вышеуказанное требование инструкции ООО «МЕДЗДРАВ» выполнено не было, в связи с чем, заказчик считает, что на основании пункта 2 части 4 статьи 67 ФЗ № 44-ФЗ (несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации об электронном аукционе) данная заявка подлежала отказу в допуске к участию в электронном аукционе».

Комиссия отмечает, что в разделе 2 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» указано: «При использовании союзов «или», «либо» - участники выбирают одно из значений. При использовании «и (или)», и/или - участник предлагает несколько показателей или один (на свой выбор)».

Одновременно в вышеприведенном разделе указано: «При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: «или», «либо», «и (или)», «должен быть/иметь», «должна быть/иметь», «должны быть/иметь», «может», «в основном», «и другое», «в пределах», «ориентировочно», «не более», «не менее», «не ранее», «не хуже», «не выше», «не ниже», «до», «от», «более», «менее», «выше», «ниже», «возможность» за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано «значение является неизменным» или характеристика товара указана в колонке «Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком»».

Комиссия отмечает, что исходя из толкования, данного на странице  244 Толкового словаря русского языка[1] союз «ИЛИ» имеет ряд значений:

1) союз одиночный или повторяющийся.  Соединяет два  или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся  в отношениях взаимоисключения. Он  или я. Или он уйдет,  или я. Завтра или послезавтра. В понедельник, вторник или  в  среду. Или в понедельник, или в  среду;

2)  союз одиночный  или  повторяющийся.  Употр.  при присоединении  последнего  члена перечисления, при дополнении  предшествующего. Поищи на столе, на полках или в  шкафу;   

3)   союз   одиночный   или  повторяющийся.   Употр.   при противопоставлении: иначе, в противном случае. Уйди, или  мы  поссоримся;

4) союз. Употр. для  соединения  разных названий одного  и того же понятия, для пояснения,  в  знач.  иными  словами,  то  есть. Аэроплан,  или самолет.  S. частица. Употр. в начале предложения в знач. разве (в 1 знач.), неужели (в 1 знач.) с  оттенком противопоставления чему-н. другому,  возможному  (разг.). Или  ты не  знаешь об этом? Или  ты решил  остаться? *  Или  - или - (разг.) выражение необходимого выбора  чего-н. одного, одно  из двух. Остаешься  или едешь? Решай: или-или.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации остается неясным как должен употребляться союз «или», либо как соединяющий два  или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся  в отношениях взаимоисключения, либо как присоединяющий  последний  член перечисления, при дополнении  предшествующего, при том, что инструкция по заполнению заявки не содержит случая употребления союза «или» как присоединяющего  последний  член перечисления при дополнении  предшествующего.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки по позициям № 19 «Жгут» и №31 «Контейнер» раздела  II «Наименование и описание объекта закупки» не носит объективный характер, поскольку формулировки указанные заказчиком в данных позициях «Многоразовый, снабжен механизмом фиксации петли позволяющий одной рукой зафиксировать жгут, расстегнуть его или ослабить» и «…. которую используют для сбора, безопасного хранения или транспортировки различных образцов», во-первых, допускают двойное толкование, во-вторых, ограничивают количество участников закупки, готовых предложить товар, имеющий все три характеристики: «зафиксировать-расстегнуть-ослабить», «сбор-хранение-транспортировка».

В связи с чем Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

При этом Комиссия отмечает, что данное нарушение повлекло принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе Обществу в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем признала  жалобу заявителя обоснованной.

 

 

 

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:

 

4.1. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ, вступившего в силу с 13.08.2015) дано понятие: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Изучив документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте 26.12.2015, Комиссия установила, что понятие «участник закупки», которое содержится в абзаце втором документации об аукционе, не соответствует требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ).

 

4.2. В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30  Федерального закона о контрактной системе  предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Федерального закона о контрактной системе  указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что в разделе «Преимущества» извещения № 0352300020715000030  заказчиком указано: «Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014  - 15 % 
Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ)»

            В разделе «Ограничение» заказчиком было указано: «установлено».

            Частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

            При изучении документации Комиссией установлено, что в разделе 27 «Ограничение участия в определении поставщика (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)» указано: «Установлено».

Однако в нарушение указанных норм в документации об электронном аукционе отсутствует информация о преимуществах, установленных заказчиком для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4.3. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Комиссия установила, что в разделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» извещения о проведении аукциона, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, указано: «Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона и настоящего раздела документации, или внесением денежных средств на указанный счет Заказчика».

При этом и в извещении, и в документации об электронном аукционе отсутствует информация о банковском сопровождении контракта, а именно о том, что  банковское сопровождение контракта не требуется.

Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 8 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.4. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе  предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

   Таким образом, условие об обеспечении исполнения контракта является существенным условием контракта.

В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе  при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При этом изменение размера обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. 

При изучении документации об электронном аукционе Комиссией установлено, что в пункте 20.1 раздела 20 «Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора» документации об электронном аукционе указано: «Размер обеспечения исполнения договора составляет 5 % и составляет 137959,66 рублей».

Также в пункте 10.1 проекта контракта указано: «Размер обеспечения исполнения договора составляет 5 % от начальной (максимальной) цены договора в сумме 137959,66 рублей. Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику».

Таким образом, в проекте контракта был установлен размер обеспечения контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Однако в соответствии с часть 1 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Из приведенных норм следует, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта в ходе проведения процедуры электронного аукциона на  двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, для заключения контракта участнику закупки  необходимо представить по своему усмотрению либо обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо  информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Учитывая, что заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, то в случае предоставления  участником закупки обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, заказчику для заключения контракта необходимо будет внести изменение в существенное условие контракта, что не предусмотрено нормами Федерального закона о контрактной системе.

На основании изложенного Комиссия считает действия заказчика по включению в проект контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта неправомерными, и нарушающими положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

Кроме того в нарушение части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта

 

4.5. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе  предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе   вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В силу 7 части 5  статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6  статьи 66 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

 

 

 

Комиссия отмечает, что из содержания извещения № 0352300020715000030 следует, что преимущества были установлены заказчиком исключительно  для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом Комиссией было установлено, что в подпункте «е» разделе 2 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» заказчиком указано:

«документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона, или копии этих документов:

ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТАТУСА СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

Для юридического лица:

- Документ, содержащий сведения об отсутствии суммарной доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц более двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, более двадцати пяти процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

 - Документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

  - Документ, содержащий сведения  о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя:

- Документ, содержащий сведения о средней численности работников за предшествующий календарный год. Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

 - Документ, содержащий сведения  о выручке от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете».

  Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 5 и 7 части 5 и части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона о контрактной системе, а также требование о предоставлении участниками закупки во второй части заявки документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Медздрав» (ИНН 550504949) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» (далее – заказчик, аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение № 0352300020715000030).

 

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.»  его аукционной комиссии нарушение требований пункта 4 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 34, пункта 8 статьи 42,  пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пункта 2 части 4 статьи 67, пунктов 5 и 7 части 5 и части 6 статьи 66, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352300020715000030) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                                                    «…………..»

 

 

Члены Комиссии:

«…………..»

 

«…………..»

 

 

 

 

 

[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/15-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

27 января  2016 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

«…………..» – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» -  ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу  ООО «Медздрав» (ИНН 550504949) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение № 0352300020715000030) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 4 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 34, пункта 8 статьи 42,  пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пункта 2 части 4 статьи 67, пунктов 5 и 7 части 5 и части 6 статьи 66, части 1 статьи 95  Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 27.01.2016 № 03-10.1/15-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» и его аукционной комиссии в срок до 09.02.2016 отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и аннулировать электронный аукцион (извещение № 0352300020715000030).

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.» и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

 

 

 

3. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Детская городская поликлиника № 2 Скворцова Е.В.», оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское  УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 10.02.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «…………..»

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

                       

Председатель Комиссии

«…………..»

 

 

Члены Комиссии:

«…………..»

 

 

 

«…………..»

 

                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны