Решение №03-10.1/185-2017 Решение № 03-10.1/185-2017 по жалобе ООО "А-Стайл Компьютерс... от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 03-10.1/185-2017

о признании жалобы обоснованной

 

26 июля 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………….» - врио заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии;

«…………….» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………….» - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «А-Стайл Компьютерс» (далее - заявитель, ООО «А-Стайл Компьютерс», Общество) на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее – заказчик, Управление Росприроднадзора по Омской области) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку поточного сканера (извещение №0152100004917000020) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя – «…………….» (доверенность от 24.07.2017), «…………….» (доверенность от 24.07.2017);

заказчика - «…………….» (доверенность № 01/4749 от 21.07.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 5847 от 19.07.2017) жалоба заявителя, согласно которой единой комиссией заказчика были нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) при отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5825э от 20.07.2017) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 05.07.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 64300 руб.

В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.07.2017 указано, что на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки, двум участникам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона в электронном аукционе принял участие один участник, предложивший цену контракта в размере 63978 руб.

В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 20.07.2017 заявка участника с порядковым номером 1 – ООО «Техномакс-Красноярск» признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя уполномоченного учреждения, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия, установила следующее.

 

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Данные требования были установлены в разделе IV «Техническое задание» документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки установлены заказчиком в разделе «Требования к содержанию и составу заявки» раздела II «Информационная карта электронного аукциона» документации об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 13.07.2017 следует, что участнику с порядковым номером 2 ООО «А-Стайл Компьютерс» отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: « Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ).

Нет обязательств по гарантийному обслуживанию поставляемого товара. Не указан год изготовления товара. Не указана соответствие упаковки и маркировки товара требованиям ГОСТа. Не указано обязательство предоставления сертификата на товар. Не указано что включено в цену товара».

При этом Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе указанный протокол не содержит в обосновании принятого аукционной комиссией решения указания положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка Общества, положений данной заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.

В жалобе заявителем указано следующее:

«Общество с ограниченной ответственностью «А-СТАЙЛ КОМПЬЮТЕРС» подготовило первую часть Заявки в строгом соответствии с требованиями статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», а также положениями Аукционной документации.

Своей заявкой на участие в аукционе ООО «А-СТАЙЛ КОМПЬЮТЕРС» выразило согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также представило конкретные показатели, которые полностью соответствуют требованиям заказчика, указанным в документации. Закон №44-ФЗ предъявляет требования к содержанию первых частей заявок участников аукциона в части обязательности указания конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе. Указание в первой части заявки согласия на поставку товара в соответствии с условиями аукционной документации, при наличии в заявке конкретных значений характеристик товара, является достаточным и не противоречит требованиям аукционной документации заказчика.

Срок гарантии товара, указание на соответствие упаковки и маркировки товара требованиям ГОСТа, указание на обязательство предоставления сертификата на товар, указание на расшифровку цены, как не относящиеся к техническим характеристикам предлагаемого к поставке товара и не содержащиеся в части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», в конкретных характеристиках товара, предлагаемого к поставке, ООО «А-СТАЙЛ КОМПЬЮТЕРС» не указывался и не должен был указываться.

В связи с изложенным, Общество с ограниченной ответственностью «А-СТАЙЛ КОМПЬЮТЕРС» считает отказ в допуске к участию в аукционе в электронной форме не соответствующим частям 3, 4 статьи 33, пункту 2 части 1 статьи 64, частям 3, 4, 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе»».

На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что установленные в Техническом задании требования к гарантийному сроку, году производства товара, а также требования к упаковке и маркировке товара являются конкретными показателями товара, поскольку имеют числовые значения, следовательно, участник закупки должен указать конкретные показатели в своей заявке.

При изучении документации об электронном аукционе, представленной заказчиком на запрос Омского УФАС России, Комиссией было определено, что Техническое задание состояло из двух разделов: «Требования к основным функциям», в которой в табличной форме были установлены функциональные и технические характеристики товара, а также «Требования к оказываемым услугам», в которой было указано следующее:

«1. Требования к гарантийному обслуживанию.

Поставщик несет обязательства по гарантийному обслуживанию оборудования на местах установки и эксплуатации в течение 1 (одного) года с момента поставки. Бесплатное гарантийное обслуживание оборудования производится Поставщиком. Гарантия предусматривает замену бракованных деталей и бесплатный ремонт оборудования.

2. Максимальная цена – 64300 (шестьдесят четыре триста) рублей за единицу в количестве 1 штук.

3. Требования к качеству товара: поставляемый товар должен быть новым, не бывшим в эксплуатации. Год изготовления товара должен быть не ранее 2015 года. Маркировка товара должна содержать: наименование изделия, наименование фирмы-изготовителя, юридический адрес изготовителя, дату выпуска.

4. Требования к безопасности товара: Центр по радиологической безопасности устройств (CDRH) Федеральной комиссии по продуктам и медикаментам (США) установил требования к лазерным устройствам, выпущенным после 1 августа 1976 г. Эти требования являются обязательными для любых лазерных устройств, продаваемых в США. Это устройство сертифицировано как лазерное устройство "Класса 1" в соответствии со стандартом по радиационным характеристикам Министерства здравоохранения и социального обеспечения (DHHS) США, в соответствии с Актом о радиационном контроле во имя здоровья и безопасности от 1968 г.

5. Требования к упаковке: Поставляемый товар должен иметь упаковку товара, способную предотвратить его повреждение, утрату или порчу во время транспортировки, отгрузки, подъема на этаж. Упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям ГОСТа, импортного товара - международным стандартам упаковки. Маркировка упаковки должна строго соответствовать маркировке товара. Поставщик должен предоставить сертификат соответствия системы сертификации Госстандарта России вместе с поставляемым оборудованием.

6. Требования к отгрузке товара: доставка, отгрузка, подъем на этаж.

7. Сведения о включенных в цену товаров расходов: в цену товара включены все расходы на перевозку, страхование, хранение, погрузку, выгрузку, доставку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, и другие расходы, связанные с исполнением договора».

Изучив заявки всех участников закупки, представленные оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер», Комиссией было установлено, что заявка заявителя в табличной форме содержала конкретные показатели предлагаемого к поставке товара. При этом в заявке Общества действительно отсутствовало указание на информацию, содержащуюся в разделе «Требования к оказываемым услугам» Технического задания.

Комиссия считает необходимым отметить, что при описании объекта закупки заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товару, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для удовлетворения потребностей заказчика.

Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что исходя из содержания части 4 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требования к гарантийному сроку, но при этом не вправе требовать от участника закупки указания гарантийного срока, ни на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе, ни при заключении контракта, поскольку указанной нормой императивно установлено, что предоставление гарантии осуществляется вместе с поставляемым товаром.

Кроме того, Комиссия считает, что фактическое отсутствие в заявке Общества информации, указанной в разделе «Требования к оказываемым услугам» Технического задания не может служить основанием для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку Общество при подаче заявки выразило свое согласие на поставку товара на условиях документации об электронном аукционе, тем самым принимая условия контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, в том числе в части поставки товара, его маркировки, и года выпуска товара и т.д.

Помимо указанного, Комиссия считает необходимым отметить, что силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом Комиссия отмечает, что из описания объекта закупки, содержащегося в Техническом задании, изначально невозможно определить:

- какие значения показателей товаров являются неизменяемыми;

- какие изменяемые показатели должны быть представлены в заявке конкретно;

- какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения.

Учитывая изложенное, в виду невозможности определения того, какие показатели следует конкретизировать, а какие следует указывать без изменения, Комиссия приходит к выводу о том, что отсутствие в документации об электронном аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к ее неправильному заполнению участниками закупки, и, как следствие, наступление неблагоприятных последствий в виде отказа в допуске к участию в электронном аукционе.

При указанных обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В силу указанного Комиссия считает действия единой комиссии по отказу в допуске Обществу к участию в аукционе неправомерными, в связи с чем, признает жалобу заявителя обоснованной.

Помимо указанного Комиссией было определено, что заявка участника с порядковым номером заявки 3 - ООО «Инстрейд» также не содержала информации в отношении года изготовления и маркировки товара.

Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок от 13.07.2017 ООО «Инстрейд» было допущено к участию в электронном аукционе.

 

4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

4.1. В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

Частью 2 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу части 1 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

 

Таким образом, заказчик размещает документацию об электронном аукционе на официальном сайте ЕИС одновременно с размещением извещения о проведении электронного аукциона.

Изучив информацию, размещенную заказчиком на официальном сайте ЕИС в разделе «Документы закупки», Комиссия установила, что в нарушение указанных норм Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе на официальном сайте ЕИС заказчиком не размещалась.

 

4.2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В силу части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В пунктах 4 и 5 Правил указано следующее:

«4. За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

Таким образом, из приведенных выше норм Федерального закона о контрактной системе следует, что положения контракта должны содержать фиксированную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Комиссией установлено, что в пунктах 5.2 и 5.3 проекта контракта указано:

«5.2. За просрочку оплаты Товара Заказчик уплачивает пеню в размере 0,1 % за каждый день просрочки от стоимости неоплачиваемого Товара. При этом общая сумма пени не может превышать подлежащую оплате стоимость Товара.

5.3. За просрочку оплаты Товара Поставщик уплачивает Заказчику пеню из расчета 0,1 % от стоимости Товара за каждый день просрочки. При этом общая сумма пени не может превышать стоимости непоставленного Товара.

Частью 7 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в пунктах 6-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила) указано следующее:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

 

П = (Ц - В) x С,

где:

Ц - цена контракта;

 

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

 

С - размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

 

,

где:

- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

 

8. Коэффициент К определяется по формуле:

 

,

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени».

Таким образом, проект контракта, приложенный к документации об электронном аукционе, не содержит размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом как для заказчика, так и для поставщика, а также не содержит размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

Комиссия отмечает, что из буквального толкования положений статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Правил определения размера штрафа и пени следует вывод об обязательном указании в проекте контракта фиксированных сумм неустоек (штрафов, пеней) за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядка их определения.

При таких обстоятельствах проект контракта, который не содержит размеров штрафов за ненадлежащее исполнение как заказчиком, так и поставщиком обязательств по контракту, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом и порядка их определения, противоречит частям 5, 7 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Вместе с тем в разделе «Требования к участникам» извещения № 0152100004917000020 указано:

«1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) не установлено».

Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.4. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию указанную в пунктах 1-12 настоящей статьи.

Комиссией определено, что в извещении № 0152100004917000020 какие - либо условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не устанавливались.

Вместе с тем в нарушение указанной нормы в разделе «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы государств» документации об аукционе указано следующее: «В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства», запрещается закупка товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Комиссия отмечает, что Постановлением правительства №1576 от 31.12.2016 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» было признано утратившим силу.

При таких обстоятельствах учитывая объект закупки Комиссия считает, что заказчиком нарушил в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе установлены в документации об аукционе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы государств.

 

4.5. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

Вместе с тем в разделе «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг» извещения № 0152100004917000020 информация о сроке поставки товара отсутствует.

Таким образом, извещение № 0152100004917000020 не соответствует требованиям пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.

 

4.6. В силу пункта 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

В разделе «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта» извещения о проведении аукциона, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, указано: «Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта».

Таким образом, в нарушение указанной нормы информация о том, что банковское сопровождение контракта не требуется в извещении № 0152100004917000020 отсутствует. Указанная информация также отсутствует и в документации об электронном аукционе.

4.7. Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссией установлено, что 13.07.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком был размещен ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, следующего содержания: «Добрый день. В связи со сменой руководства Управления (назначен исполняющий обязанности руководителя, должность заместителя вакантна), проходит процедура смены электронной цифровой подписи. В связи с этим, принято решение об отмене закупки через контролирующие органы и её проведении в более поздний срок. Приносим свои извинения и предлагаем принять участие в последующих наших закупках».

Вместе с тем в нарушение части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе, указанный ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не содержал предмета запроса.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «А-Стайл Компьютерс» на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку поточного сканера (извещение №0152100004917000020).

 

2. Признать в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области нарушение требований частей 5,7 и 8 статьи 34, пунктов 2 и 8 статьи 42, пунктов 6 и 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, частей 1 и 4 статьи 65, пункта 1 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

  1. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

«…………….»

 

Члены Комиссии:

 

«…………….»

 

 

«…………….»

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/185-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

26 июля 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………….» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«…………….» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………….» - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «А-Стайл Компьютерс» на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку поточного сканера (извещение №0152100004917000020) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области нарушение требований частей 5,7 и 8 статьи 34, пункта 2 и 8 статьи 42, пункта 6 и 7 части 5 статьи 63, частей 1 и 4 статьи 65, пункта 1 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 26.07.2017 № 03-10.1/185-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области в срок до 08.08.2017 отменить протоколы, составленные в ходе электронного аукциона, и аннулировать электронный аукцион (извещение № 0152100004917000020).

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 09.08.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «…………….»

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель Председателя Комиссии

«…………….»

Члены Комиссии:

«…………….»

 

«…………….»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны