Решение б/н Дело № 03-10.1/186-2017 по жалобе ООО "Профит-плюс" на дейст... от 31 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/186-2017

о признании жалобы частично обоснованной

 

26 июля 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…»  – «…»;

«…» – «…»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Профит-плюс») на действия Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее также заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в селе Дружино, поселке Горячий Ключ Омского муниципального района Омской области (извещение № 0152300028117000002) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии:

представителей заказчика – «…» (доверенность от 16.05.2017); «…» (доверенность от 21.06.2017),

ООО Специализированная организация «Тендерный центр» - «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В  Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. № 5854э от 19.07.2017) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5847э от 21.07.2017) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона и возражения на жалобу Заявителя (вх. № 5992 от 25.07.2017), из которых следует, что 04.07.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) специализированной организацией ООО «Тендерный центр» были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 7564288,52 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 21.07.2017 на участие в закупке поступило двенадцать заявок, восьми участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 24.07.2017 наименьшее ценовое предложение 7375181,27 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 8.

 

3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В жалобе заявителя указано:

«Извещение о проведении электронного аукциона, сформированное в электронном виде на официальном сайте Единой информационной системы http://zakupki.gov.ru, не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе».

Изучив извещение № 0152300028117000002, Комиссия установила, что данное извещение содержит следующую информацию:

«1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 раздела 20 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе (извещение № 0152300028117000002): «документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: не требуется».

В силу указанного с учетом объекта закупки Комиссия признала данный довод жалобы Общества необоснованным.

 

3.2. Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе  определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании пункта 1 части  1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия отмечает, что из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Комиссия отмечает, что требования к товару были установлены заказчиком в разделе 1 «Ведомость материалов. Требования к качественным (техническим) и функциональным характеристикам» Приложения № 1 «Техническое задание» к документации об аукционе (далее – Техническое задание). 

В жалобе заявителя указано следующее: «Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.

Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним».

Изучив Техническое задание, Комиссия установила, что, например, в позиции «Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон (горячие для пористого асфальтобетона щебеночные и гравийные), марка: II или эквивалент» установлены требования не только к данному товару, но и к характеристикам мелкого заполнителя - песок природный:

 

Требуемый
параметр

Требуемое
значение

Ед.

изм.

Модуль крупности

2,0-3,5

 

Класс песка

I; II

 

Полный остаток на сите № 63, требуемый показатель должен быть в диапазоне

Свыше 10 до 75

% по массе

Содержание зерен крупностью свыше 0,16 мм

Не более 20

% по массе

Содержание в песке пылеватых и глинистых частиц, требуемый показатель должен быть

Менее пяти

% по массе

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, показатель должен быть в интервале

Св.370 до 740

Бк/кг

Содержание в песке глины в комках, предлагаемый показатель не должен быть

более 0,5

% по массе

 

Комиссия отмечает, что конкретные значения по вышеприведенным физико-химическим показателям природного песка возможно получить только после проведения лабораторных испытаний конкретной партии песка.

Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию характеристик товара, получаемых при проведении испытаний после изготовления товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Такое описание объекта закупки, по мнению Комиссии не носит объективный характер, следовательно, действия заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей характеристик товара, получаемых после испытаний при изготовлении товаров, нарушают  пункт 1 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

            Аналогичные требования к товарам установлены в иных пунктах Технического задания.

При таких обстоятельствах Комиссия           признала данный довод жалобы заявителя обоснованным.

           

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Профит-плюс» на действия Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области при осуществлении закупки «Ремонт автомобильных дорог в селе Дружино, поселке Горячий Ключ Омского муниципального района Омской области» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0152300028117000002) в части необъективного описания объекта закупки.

 

2. Признать в действиях Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать  Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

«…»

«…»

«…»

«…»

 

                                                                                   «…»

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/186-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

26 июля 2017 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…» – «…»;

«…» – «…»;

«…» – «…»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профит-плюс» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Профит-плюс») на действия Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее также заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в селе Дружино, поселке Горячий Ключ Омского муниципального района Омской области (извещение № 0152300028117000002) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 26.07.2017 № 03-10.1/186-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в срок до 17.08.2017:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона (извещение № 0152300028117000002);

-  возвратить участникам закупки заявки на участие в электронном аукционе;

- внести в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе следующие изменения:

- исключить из раздела 3 «Техническое задание» документации об электронном аукционе избыточные требования к товарам, которые должны использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки (извещение № 0152300028117000002);

-  продлить  срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе;

- назначить дату электронного аукциона.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»:

-  обеспечить Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области  возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;

- отменить протокол электронного аукциона (извещение № 0152300028117000002).

 

3. Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения подрядчика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 26.07.2017 № 03-10.1/186-2017.

 

4. Администрации Иртышского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ООО «РТС-тендер» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего предписания в срок до 18.08.2017 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на «…»

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                 

«…»

«…»

«…»

«…»

 

«…»

 

                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны